Слайд 1КОММУНИКАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием
Кравцов
А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Слайд 2Предел хитрости — умение управлять, не применяя силы.
Л. Вовенарг
Слайд 3 Формула коммуникационного процесса
Кто (передает сообщение) — коммуникатор (источник).
Что
(передается)— сообщение (текст).
Как (осуществляется передача) — канал (средство).
Кому (направляется сообщение)
— аудитория (получатель).
С каким эффектом — результат (эффективность).
Слайд 4ПРОБЛЕМАТИКА КОММУНИКАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Слайд 51) Содержательно-смысловая (информационная)
соотнесение содержания (формы) сообщения с характеристиками конкретных (целевых)
аудиторий, так как коммуникативное влияние имеет место лишь при наличии
единой (сходной) системы кодификации и декодификации (тезаурус понятий и культуры) у коммуникатора и аудитории.
Отсюда вытекает необходимость редактирования (приведения в определенный порядок) сообщений с учетом социокультурных особенностей аудитории.
Слайд 62) Восприятие и интерпретация сообщений(перцептивная сторона)
процесс и структура межличностного восприятия
партнерами по общению друг друга (симпатии-антипатии) и установление на этой
основе взаимопонимания и взаимодействия между ними.
При этом выделяют следующие типы взаимодействий:
а) кооперации-конкуренции,
б) согласия-конфликта,
в) приспособления-оппозиции.
Проблематика интерсубъективности, то есть того, как мы понимаем друг друга, является предпосылкой общественного согласия (договора, консенсуса).
Слайд 73) Взаимные ожидания и ответные реакции (интерактивная сторона )
связана с
непосредственной организацией воздействия на поведение партнера с целью изменения состояния
участников коммуникационного процесса.
При этом аудитория выступает как активный партнер по общению, а не просто пассивный получатель информации.
Она заинтересована в решении не только личных, но и организационных проблем, в силу чего реакцию аудитории необходимо принимать в расчет.
Слайд 9Коммуникационный процесс
1.источник-коммуникатор -
2. сообщение 3.кодирующее устройство
– 4.канал -5.декодирующее устройство – 6. помехи-
7. аудитория - 8.
эффективность коммуникации – 9. обратная связь.
Слайд 10СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Слайд 11Докоммуникативная фаза
это подготовительный этап коммуникационного процесса, на котором формулируются цели,
изучаются состав, запросы ожидания и возможные ответные реакции аудитории, производятся
селекция (отбор) информации, выбор средств ее передачи и др.;
Слайд 12Коммуникативная (контактная) фаза
это собственно коммуникативная ситуация, т.е. «лицо» протекающего процесса
коммуникации
Слайд 13Законы коммуникации:
Суть не в том, что сообщает отправитель, а в
том, что получает (понимает) получатель.
Если получатель неправильно трактует сообщение отправителя,
то вину несет отправитель, то есть он несет ответственность за эффективность коммуникации.
Любая коммуникация имеет содержательный аспект — уровень понимания и аспект отношения — уровень чувств. При этом второй определяет первый.
Человек в рамках коммуникации с другим человеком определяет одновременно и свое отношение к нему. Важно при этом, в первую очередь, не то, что говорится, а то, как говорится.
Надо принимать во внимание тот факт, что слова могут
использоваться в переносном смысле.
В процессе коммуникации надо переходить от защитной коммуникации к поддерживающей.
Используй технику межличностных отношений между людьми, включенными в совместную деятельность.
Всякое доверие имеет пределы.
Слайд 14Послекоммуникативная фаза
проявление последствий — результат — коммуникативного воздействия на аудиторию,
т.е. эффект коммуникации; получение новых знаний о ситуации; изменение отношения
к ней; совершение действия — поведенческое проявление.
Слайд 15Эффективность
отражает достижение цели как результата организации взаимодействия совместной деятельности участников
общения.
Она заключает в себе сближение (отдаление) точек зрения коммуникатора
и аудитории на общий предмет, означающее расширение (сужение) возможностей их взаимопонимания и сотрудничества.
Слайд 16Помехи (коммуникативные барьеры)
появление в процессе коммуникации незапланированных вмешательств среды или
искажений, в результате чего к аудитории поступает сообщение, отличное от
того оригинала который распространяла служба связей с общественностью.
К ним можно отнести технические, психофизические, семантические, социометрические, культурные, социальные и т. п. препятствия на пути двустороннего информационного обмена.
Помехи мешают нормальному контакту между организацией и ее общественностью, адекватному приему и пониманию сообщений.
Слайд 17Обратная связь
механизм, позволяющий руководству:
знать состояние ответной реакции аудитории: что думают
и говорят работники о деятельности администрации и системе управления;
иметь информацию
о состоянии и результатах информационно-коммуникационных процессов в организации;
выдавать корректирующие команды на устранение помех — искажений коммуникаций, — которые препятствуют адекватного восприятию информации и достижению заданного результата.
Слайд 19Каналы неличной коммуникации
средства массовой информации;
иллюстративно-изобразительные (щиты, витрины, плакаты и
т.п.);
специально созданная среда;
мероприятия событийного характера.
Слайд 20Каналы личной коммуникации
информационно-разъяснительные — представители организации;
экспертно-оценочные — независимые лица, делающие
заявления в пользу организации (влиятельные лица, другие организации, лидеры общественного
мнения ит. п.);
неформальные — бытовые — группы по интересам, соседи, друзья (канал «молвы» и «слухов»).
Слайд 22Коммуникативные роли
«Сторожа»: они контролируют (фильтруют) и регулируют входные потоки сообщений
(например, секретарша у шефа).
«Связные». занимают ключевое позиции, связывая группы
—Стоит их удалить, как система начинает распадаться на изолированные группы.
«Лидеры мнений» (необязательно руководитель), оказывающие неформально решающее влияние на поведение остальных сотрудников. Они более других привержены групповым ценностям, чаще других общаются с источниками информации и более доступны для них.
«Космополиты» — это те, кто чаще других контактирую с внешней средой и «схватывает» там новости, ноу-хау и т.д. Они являются своеобразными «окнами в мир» (глаза и уши организации): посещают другие организации, принимают у себя их представителей и т.п.
Слайд 24СЛУХИ
это совокупность оценочно-нейтральных сведений (истинных или ложных), которые возникают
из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам.
Слайд 25КОММУНИКАЦИОННЫЕ РОЛИ
«посыльные» — распространяющие слухи;
«интерпретаторы» — они добавляют к
слухам собственные соображения;
«скептики» — те, кто сомневается в достоверности
слухов;
«сторонники» — те, кто верит им и отстаивает их правоту;
«принимающие решения» — готовые действовать в соответствии со слухами.
Слайд 26ЗАДАЧИ КОММУНИКАЗИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
изучать уровень и степень информированности людей-работников и их
групп, подразделений по ключевым вопросам жизнедеятельности организации;
определять информированность административно-управленческого аппарата
об оценках его деятельности со стороны управляемых;
выявлять помехи, искажения, слухи, наполняющие информационное поле;
выявлять неформальные коммуникационные сети и носителей определенных коммуникационных ролей для оказания им соответственной поддержки (подавления);
иметь систему внутрифирменного информирования работников, обеспечивающую «прозрачность» и «гласность» деятельности всех структурных подразделений организации и укрепляющую организационные связи;
организовывать неформальное (неофициальное) общение руководства с рядовыми работниками организации — спортивные состязания, выезды на природу, совместное проведение праздничных дат и т.п.
Слайд 27Социальная технология
это способ реализации социального проекта воздействия на предмет какой-либо
деятельности, расчлененный на отдельные этапы, процедуры, операции, навыки и умения,
направленные на поддержание социальной системы в рабочем состоянии или преобразование ее в соответствии с заданными параметрами. Ее признаками являются:
а) расчленение процесса внедрения на цепочку операций (этапы, фазы, шаги) — алгоритм;
б) определение последовательности действий — порядок работы;
в) режим работы — сроки, темпы, рубежи;
г) распределение сил и средств для достижения проектируемых целей — планирование;
д) однозначность выполнения операций (процедур) — правила, технологическая дисциплина;
е) документирование социального проекта — текст, график