Слайд 2. Понятие и роль коммуникаций в управлении
Коммуникация может быть определена
как процесс обмена и понимания информации между двумя и более
людьми с целью мотивирования определенного поведения или влияния на него. Цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации.
Слайд 3. Однако сам обмен информацией не гарантирует такого понимания и
эффективного общения участвующих в обмене сторон. Обмен информацией происходит только
в том случае, когда одна сторона предлагает информацию, а другая воспринимает ее. Поэтому эффективные коммуникации требуют от каждой из сторон определенных коммуникативных навыков, умений, взаимопонимания.
Слайд 42. Процесс коммуникаций, его элементы и этапы
Чтобы лучше понять процесс
обмена информацией, условия его эффективности, назовем элементы и стадии процесса
коммуникаций. В процессе обмена информацией выделяют четыре элемента.
Слайд 51. Отправитель, лицо, задумавшее передать информацию (идею, сообщение) или выразить
эмоции, чувства.
2. Сообщение, собственно информация, ясно сформулированная мысль, закодированная с
помощью символов. Смысл и значение сообщения представляют собой идеи отправителя, факты, ценности, чувства и отношения. При этом отправитель рассчитывает, что сообщение будет получено с тем же значением, которое в него заложено.
Слайд 63. Канал, средство передачи информации. С его помощью она направляется
к заданному адресату. Каналами могут быть телефонная линия, радиоволна, воздух,
передающий устную речь, компьютерные сети, каналы доставки письменной корреспонденции и т. д. Если канал в момент передачи или обмена информацией связывает более двух организационных единиц, он образует информационную сеть.
Слайд 74. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапами
обмена информацией являются следующие:
1) зарождение идеи, сообщения;
2) кодирование и выбор
канала. Кодирование – это преобразование передаваемой информации с помощью символов в послание или сигнал, который может быть передан. Формами кодирования выступают речь, текст, рисунок, поступок, жест, улыбка, интонация и т. д. Отправитель также выбирает канал, совместимый с формой кодирования;
Слайд 83) передача – использование канала для доставки сообщения;
4) декодирование –
перевод символов отправителя в мысли получателя. Декодирование включает восприятие послания,
его интерпретацию и оценку. Эффективное декодирование предполагает понимание идеи получателем, что означает, что смысл сообщения для отправителя и получателя одинаков. Эффективность обмена информацией повышает обратная связь, при которой отправитель и получатель меняются местами и ролями, и процесс коммуникации осуществляется в обратном порядке, проходя все этапы обмена информацией. Обратная связь – это реакция получателя на сообщение отправителя и учет этой реакции отправителем.
Слайд 9Обратная связь делает коммуникацию динамическим двухсторонним процессом. Она может рассматриваться
как сообщения отправителю, которые содержат данные об эффективности акта коммуникации.
Положительная
обратная связь информирует, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь показывает источнику, что желаемый результат сообщения достигнут не был. С точки зрения повышения эффективности коммуникации отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительная.
Слайд 10
В идеале обратная связь должна быть сознательной, а поэтому планироваться
заранее, облекаться в оптимальную форму, соответствующую ситуации, возможности восприятия партнером
(а не собственному удобству), устанавливаться без промедления, в ответ на конкретный сигнал (особенно, если о ней просят) и характеризоваться доброжелательностью. Сигналами сознательной обратной связи при устной передаче информации бывают уточнение, перефраз, обобщение, выражение чувства. Поскольку такие сигналы могут быть достаточно слабыми, то за реакцией партнеров нужно внимательно наблюдать.
Слайд 11
По данным С. Блэка, «руководитель может рассчитывать на понимание лишь
60 % информации, которую он пытается передать своему заместителю по
какому-либо сложному вопросу. В свою очередь, подчиненный зама тоже поймет не более 60 %. И так далее до последнего звена в руководящей цепочке. Если же руководство состоит из пяти уровней, самый младший из руководителей поймет только 13 % первоначального распоряжения. При использовании письменных документов, отправленных сверху вниз, результат может быть еще хуже».
Слайд 12
На информацию, распространяемую в организации, воздействует значительное количество лиц. Американский
исследователь коммуникационных процессов Ф. Махлуп выделяет шесть типов воздействия на
передаваемое в организации сообщение и соответственно определяет субъектов этого воздействия.
Слайд 13
Переносчик – доставляет то, что получил без малейших изменений.
Преобразователь –
изменяет форму полученного им сообщения без изменения его содержания.
Переводчик –
изменяет форму и содержание полученного сообщения, но должен при этом усилием воображения воссоздать сообщение в такой форме, которая по характеру воздействия не уступала бы оригинальному сообщению, каким он его воспринял.
Слайд 14
Аналитик – дополняя общепринятые способы передачи, так широко пользуется собственными
мыслями и догадками, что передаваемое им сообщение очень мало или
совсем непохоже на то, которое он принял.
Первооткрыватель – вкладывает столько собственного созидательного гения, творческого воображения в полученную информацию, что в результате между полученным от других и переданным им сообщением можно установить лишь относительно слабую связь.
Слайд 15
Кодирование и декодирование являются потенциальными источниками возникновения «шума». «Шум» –
это ошибки, неодинаковое понимание символов в послании, различия в восприятии,
существующие стереотипы, которые искажают смысл послания.