Слайд 1
Коммуникация: основные понятия, структура, модели, субъекты, виды
Слайд 3План
Коммуникация: понятие и определения.
Коммуникация как процесс: структура и модели.
Участники коммуникации.
Виды
коммуникации.
Слайд 6Участники коммуникации: кто?...
Слайд 8
Определения
«Коммуникация – это субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное информацией, имеющей смысл
для обоих субъектов».
(Д. Гавра).
Слайд 9Понятие коммуникации
Значение слова
Толковый словарь РЯ (Ожегов):
путь сообщения,
линии связи объектов (воздушные, водные
коммуникации);
Инженерные коммуникации
Слайд 10Понятие коммуникации
Значение слова
Толковый словарь РЯ (Ожегов):
2)
сообщение, общение (речь как средство коммуникации, средства массовой коммуникации).
Слайд 11
Понятие коммуникации
«Коммуникация — это
то, что связывает любой организм воедино. Концепт «организм» может означать
двух друзей, газеты и их аудиторию, государство и его системы. На одном уровне этот термин может относиться к нервной системе животного, на другом — к цивилизации и ее культуре.
Когда коммуникация
прекращается,
организм
разрушается».
(Колин Черри)
«Коммуникация - перевод текста с языка
моего «я» на язык твоего «ты».
Самая возможность такого перевода обусловлена тем, что коды обоих участников коммуникации, хотя и не тождественны, но образуют пересекающиеся множества» .
(Ю. Лотман).
Слайд 13
Определения
Коммуникация в широком
смысле – это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие субъектов из
мира живой природы, способных к автономному поведению, сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей смысл для обоих субъектов, в качестве которых могут выступать как люди, так и животные.
Слайд 14
Определения
Коммуникация в узком
смысле - эффективное синхронное и диахронное взаимодействие социальных субъектов (людей
и/или их общностей), сущность которого составляет движение от одного субъекта (источника) к другому (получателю) информации, имеющей для них смысл.
Слайд 15Обобщенная трехкомпонентная модель коммуникационного взаимодействия
ИСТОЧНИК-СООБЩЕНИЕ-ПОЛУЧАТЕЛЬ
Таким образом, источник, сообщение
и получатель являются первичными компонентами коммуникационного взаимодействия.
Слайд 16
Обобщенная четырехкомпонентная модель коммуникационного взаимодействия
(ИСТОЧНИК-СООБЩЕНИЕ-ПОЛУЧАТЕЛЬ)-ЭФФЕКТ
Эффект заключается в определённой реакции получателя
сообщения, в изменениях его сознания и/или поведения. В результате можно сказать, что коммуникация – это всегда взаимодействие, имеющее эффект, или эффективное взаимодействие.
Слайд 17
Схема коммуникативного акта
по Шеннону-Якобсону
КОНТЕКСТ
КОД КОД
АДРЕСАНТ-------СООБЩЕНИЕ-------АДРЕСАТ
(отправитель) (референция) (получатель)
ШУМЫ
(помехи)
Слайд 18Схема речевой коммуникации (по Е. Клюеву)
По
определению Е. Клюева, акт речевого взаимодействия между носителями языка есть
коммуникативный акт.
Адресант адресат
Контакт референт код
Слайд 19Схема речевой коммуникации: вербализация
Адресант вступает во взаимодействие с адресатом по
поводу определенного референта при помощи определенного кода.
Слайд 20Схема речевой коммуникации (по О. Гойхман)
Отправитель - сообщение - Получатель
информация информация
кодирование декодирование
Слайд 21Схема коммуникации
по Лассуэллу
«Кто, что говорит,
пользуясь каким
средством коммуникации,
кому, с каким эффектом».
«Кто, с какими
намерениями, в какой
ситуации, употребляя
какую стратегию,
достигает какой аудитории
и с каким результатом».
Слайд 22Схемы коммуникации
по Лассуэллу и Брэддоку
Слайд 23Терминология
Термины для обозначения субъектов, выполняющих функции производства (создания и отправления)
– получения (приема и восприятия) сообщения:
адресант = коммуникатор, пишущий или
говорящий, отправитель, источник информации.
адресат = коммуникант, слушающий или читающий, реципиент, получатель информации.
Слайд 24Терминология
Референт – это то, что соответствует слову (языку) во внеязыковой
действительности.
Референция – процесс соотнесения языка и внеязыкового мира, слова и
предмета.
Слайд 25Терминология
Код - система (языка и речевых) средств, с помощью которых
осуществляется контакт.
Кодирование - облачение мысли в речь, «внутренней» речи в
речь «внешнюю».
Декодирование - расшифровка, обратное превращение «внешней» речи в речь «внутреннюю» (понимание) информации.
Слайд 27Участники коммуникации
В качестве субъектов коммуникации могут выступать:
представители животного мира, начиная
от насекомых и рыб, передающих друг другу сигналы и осуществляющих
поведенческие акты как реакцию на эти сигналы, и заканчивая представителями высших животных, способных вырабатывать условные рефлексы;
люди и их общности.
Слайд 28Участники коммуникации: животные
Процесс перемещения информации от одного животного к другому
может считаться коммуникацией, если одно передает, а другое воспринимает значимые
для обоих смыслы.
Слайд 29Участники коммуникации:
человек-животное
Примеры коммуникации:
подача команды «фас» служебной собаке и далее
начало ее действий по задержанию опасного преступника;
надрессированная охотничья собака
лаем определенного типа дает хозяину знать о присутствии дичи и тот начинает действовать.
Слайд 30Участники коммуникации
Если же взаимодействуют не субъекты, а объекты, не способные
к автономному поведению, то такое взаимодействие уже не может считаться
коммуникацией.
Слайд 31Участники коммуникации
Не является коммуникацией:
распад живой ткани под воздействием радиоактивного излучения;
поворачивание цветка подсолнечника вслед за перемещением солнца;
увядание одного цветка
под воздействием другого.
Слайд 32
Коммуникативное взаимодействие
Коммуникативное взаимодействие существует не иначе как ряд коммуникативных действий
по передаче и получению сообщений.
При этом роли участников коммуникации
постоянно меняются: отправитель информации становится ее получателем и наоборот.
Слайд 33Отличительные черты коммуникации
наличие двух и более социальных субъектов (людей, их
общностей), участвующих в процессе передачи – приема информации;
наличие сообщения, содержащего
в закодированном виде социально (индивидуально) значимую информацию;
наличие кода (системы знаков) как способа передачи и восприятия информации;
наличие результата (эффективность коммуникативного взаимодействия).
Слайд 34Модели коммуникации
Математическая;
Кибернетическая;
Социально-психологическая;
Обобщенная;
Трансакционная;
Интегрированная социальная;
Интегрированная маркетинговая;
Трансверсальная;
Коммуникация на 360 градусов
Слайд 35Математическая модель Шеннона – Уивера
Слайд 36Математическая модель Шеннона – Уивера
Профессор читает лекцию студентам:
источник -
его мозг;
передатчик –
голосовые связки
и речевой аппарат;
сигнал –
изменяемое
давление звука,
канал - воздух,
по которому
движется
сигнал,
приемники –
ушные
нервы слушателей
получатель
сообщений - их мозг.
Слайд 37Математическая модель Шеннона – Уивера
Три уровня коммуникации:
Технический – наличие,
функционирование, значение, оперативность технических средств, специальных организационных структур, банков данных,
сетей, технологий хранения и передачи, а также каналов распространения официальной информации (печатных, электронных и др.).
Семантический – интерпретация сообщения получателем сравнительно с тем значением, которое было отправлено.
Уровень эффективности (влиятельный) – степень воздействия информации на социальные отношения (насколько успешно переданное сообщение позволяет изменить поведение).
Слайд 38Математическая модель Шеннона – Уивера
Шумы
Искажение (изменение)
сообщения помимо воли источника и получателя информации называются потерями информации,
или шумами.
Шум - это все, что добавляется к сигналу без намерения источника в процессе передачи (искажение звука или потрескивание в телефонных проводах, «снежинки» на телеэкране).
Слайд 39Математическая модель Шеннона – Уивера
Шумы
Механические - шум канала, позже -
любой сигнал, который был получен реципиентом без ведома источника, или
любая помеха, затрудняющая передачу или декодирование сообщения (неудобный стул, посторонние мысли).
Семантические - содержательные или семантические ошибки, искажения сообщения при его кодировании / декодировании, помехи нетехнического характера.
Слайд 40Математическая модель Шеннона – Уивера
Две группы семантических шумов:
шум источника
(ненамеренное искажение смысла производимой им информации путем неправильного употребления языка
либо иных символов)
шум получателя (искажение сообщения в процессе декодирования полученного сигнала из-за субъективных интерпретаций языковых или иных символов).
Слайд 41
Математическая модель Шеннона-Уивера
Суть: безупречная коммуникация - когда объем информации, переданной
источником, равен объему информации, полученной адресатом.
Если объемы не равны
- либо присутствует шум, либо канал не способен передавать информацию.
Слайд 42
Математическая модель Шеннона-Уивера
Вводится понятие уровней коммуникации, шумов (помех).
Позволяет измерять эффективность
коммуникации на уровне количественных параметров.
Предназначена прежде всего для анализа
технических аспектов коммуникации.
Значение сообщений остается за скобками.
Процесс коммуникации рассматривается как линейный и односторонний.
Слайд 43
Кибернетическая модель Винера
Суть: любая система работает эффективно, когда она получает
информацию о состоянии своих звеньев и на ее основе модернизирует
управляющие сигналы.
«Информация, поступающая обратно в управляющий центр, стремится противодействовать отклонению управляемой величины от управляющей».
Слайд 44
Кибернетическая модель Винера
Учитывается обратная связь.
Рассматривается функционирование общественной информации: группы
животных имеют мало информации, поскольку члены ее не делятся ею
друг с другом; в социуме информации больше, чем у каждого отдельного члена.
Система функционирует эффективно, если ее обратная связь дает достоверную информацию.
Слайд 46
Социально-психологическая
модель Ньюкомба
Суть: ответ на вопросы: что побуждает субъектов к вступлению
в коммуникацию и каким образом влияют на коммуникацию отношения между
субъектами?
Рассматриваются отношения между участниками и объектом коммуникации;
Слайд 47Социально-психологическая
модель Ньюкомба
(А — В — Х-модель)
Описывается влияние этих отношений
на характер и результат коммуникативного взаимодействия.
Рабочая модель - ситуация
коммуникативного взаимодействия, в которой два социальных субъекта любого типа (А и В) вступают в коммуникацию по поводу некоего внешнего по отношению к ним объекта X. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X.
Слайд 48Социально-психологическая
модель Ньюкомба
Суть: коммуникация начинается, когда субъект В (личность или социальная
группа) начинает испытывать потребность в ориентации относительно определенных объектов в
окружающей его среде.
Совмещает механистические и интеракционистские элементы математической и социально-психологической моделей.
Слайд 49
Трансакционная модель
Суть: безупречная коммуникация - когда объемы отправленной и
полученной информации равны и когда смысл отправленного сообщения эквивалентен смыслу
полученного сообщения.
Сочетает элементы всех четырех моделей, собирая воедино их достоинства.
Ключевой вопрос: произошло ли изменение адресата (возбуждение эмоции; мотивация к действию) после декодирования сообщения?
Предполагает учет не только количества, но и содержания (значения) информации.
Слайд 50
Коммуникация
в трансакционной модели
Коммуникация - система, с ее
компонентами (источник, сообщение, канал) и видами поведения (кодирование, декодирование, целеполагание).
Изменение любого компонента влечет за собой изменение всей системы (изменение цели источника - изменения в выборе канала и эффектах).
Коммуникация - целенаправленный процесс. Она инициируется источником для достижения определенной реакции эффекта у получателя (реклама - увеличение продаж, газеты – информирование).
Слайд 51
Коммуникация
в трансакционной модели
Коммуникация носит трансакционный характер. Исходный
отправитель сообщения может влиять на получателя, но последний также часто
способен воздействовать на источник (телевизионные рейтинги влияют на поведение продюсеров телекомпаний).
Коммуникация носит субъективный характер: восприятие определяется культурой источника и получателя.
Слайд 52Модель интегрированных
социальных коммуникаций
Социальная коммуникация - свободные потоки точной, завершенной
и проверяемой информации о социальных явлениях и процессах, сопрягаемые с
цивилизационно-культурными ценностями общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими правами человека.
Состоят из служб связей с общественностью, коммуникативных сетей и технологий, становятся связующими процессами в едином механизме управления.
Слайд 53Модель интегрированных
социальных коммуникаций
Отличаются комплексным коммуникативным поиском, смысловой трансформацией и
контролем управленческих решений.
Обеспечивают взаимосвязь элементов внутри системы и взаимосвязь
самой системы с ее внешними элементами и другими системами. Взаимосвязи осуществляются путем обмена знаниями и информацией.
Слайд 54Модель интегрированных
маркетинговых коммуникаций
ИМК – это управление всеми и контроль
над всеми коммуникациями в организации.
ИМК – это взаимодействие всех форм
комплекса коммуникаций, каждая форма коммуникации интегрирована с другими инструментами и подкреплена ими для достижения максимальной экономической эффективности.
Слайд 55
Модель интегрированных
маркетинговых коммуникаций
ИМК – это стратегический анализ, выбор,
реализация и контроль всех элементов маркетинговых коммуникаций, которые экономически эффективно
влияют на все трансакции между организацией и ее нынешними и потенциальными потребителями, заказчиками и клиентами.
ИМК – концепция работы многочисленных каналов коммуникации: рекламы, личных продаж, стимулирования сбыта, пропаганды, прямого маркетинга, упаковки и др. – с целью выработки краткого, последовательного и убедительного представления о компании и ее товарах.
Слайд 56Модели интегрированных
коммуникаций: общее
Интегрированные коммуникации – это
концепция управления коммуникацией той или иной структуры, основанная на принципах:
интеграция
в различных средах и с помощью разных коммуникативных технологий (PR, реклама, маркетинг, организация мероприятий и др.);
учет всех источников информации об организации;
.
Слайд 57Модели интегрированных коммуникаций: общее
равноправный подход к управлению коммуникацией со всеми
группами, важными для организации (потребителями, акционерами, властью, персоналом и др.)
– как внутри самой организации, так и вне нее;
возможность использования согласованных, но различных сообщений для разных аудиторий;
Слайд 58Модели интегрированных коммуникаций: общее
стратегический менеджмент, при котором управление коммуникацией осуществляется
на основе полученных данных (об аудитории, потребителе, конкурентах, различных факторах
рынка и т. д.);
правомерность применения концепции интегрированных коммуникаций.
Слайд 601. Классификация с точки зрения особенностей ситуации
(6 основных типов)
1.1. По положению отправителя и получателя сообщения в пространстве
и во времени - контактная и дистантная коммуникации.
При контактной их положения во времени и пространстве совпадают.
При дистантной они разделены в пространстве и/или во времени.
Слайд 61Классификация с точки зрения особенностей ситуации
(6 основных типов)
1.2. По наличию / отсутствию опосредующего аппарата
- непосредственная (передача информации без посредников) и опосредованная (передача информации с помощью технических средств, переводчиков).
Слайд 62Классификация с точки зрения особенностей ситуации
(6 основных типов)
1.3. По направленности (одному/двум/многим) сообщения (информации): монологическая, диалогическая и полилогическая.
Диалогическая - сумма коммуникативных действий адресанта и адресата, меняющихся ролями.
Полилогическая – и сумма коммуникативных действий адресанта и адресата, и множественность участников коммуникации, меняющихся ролями.
Слайд 63Классификация с точки зрения особенностей ситуации
(6 основных типов)
1.4. С
точки зрения количества участников: интраперсональная (автокоммуникация) межличностная (один – один),
групповая (один – несколько) и массовая (один – много) .
1.5. С точки зрения формы выражения сообщения (звук или письменный знак) при речевой коммуникации - устная и письменная коммуникации.
Слайд 64Классификация с точки зрения особенностей ситуации
(6 основных типов)
1.6. По масштабу осуществления и
распространения коммуникаций - локальные, региональные, национальные, глобальные коммуникации.
Слайд 65Классификации
по другим основаниям
2. По способу (средствам) осуществления коммуникации: вербальная
(словесная) и невербальная (неречевая).
3. По цели:
фатическая (контактоустанавливающая),
информационная (нефатическая),
воздействующая (убеждающая),
познавательная,
суггестивная (внушающая)
Слайд 66Классификации
по другим основаниям
4. По соблюдению социальных ролей коммуникация делится
на официальную и неофициальную.
5. С точки зрения осуществления в
определенной сфере жизнедеятельности выделяют коммуникацию бытовую, научную, деловую и пр.
Слайд 696. Классификация
организационных коммуникаций
(по И. Алешиной)
6.1. Личные и неличные коммуникации:
личные коммуникации предполагают личный контакт «персона персоне»,
неличные коммуникации такого контакта не предполагают.
Слайд 706. Классификация
организационных коммуникаций
6.2.
Текущие (плановые) и ситуационные (неплановые) коммуникации:
текущие
осуществляются по графику в соответствии с текущим или среднесрочным планом;
ситуационные связаны с происходящими изменениями, требуют экстренных, ситуационно детерминированных коммуникаций.
Слайд 716. Классификация
организационных коммуникаций
6.3. Электронные
и неэлектронные коммуникации:
электронные отличает высокая скорость,
адресность и потенциал масштаба распространения информации, они используются не только для активности внешней, но и применимы во внутренних организационных коммуникациях.
Слайд 726. Классификация
организационных коммуникаций
6.4. Монокультурные и
мультикультурные коммуникации:
монокультурные - между носителями одной
культуры;
мульткультурные - пересекающие границы культур, строящиеся для нескольких инокультурных аудиторий.
Слайд 736. Классификация
организационных коммуникаций
6.5. Отраслевые
и функциональные коммуникации:
отраслевые - коммуникации между
«игроками» разных отраслей и сфер жизни общества,
функциональные - относящиеся к одной из функций управления: финансовые, маркетинговые, кадровые, операционные.
Слайд 747. Классификация речевой коммуникации (дополнение)
Личностная и
метаязыковая коммуникации.
Личностная (межличностная) коммуникация –
сообщение некоторых сведений о предмете или явлении, в результате которого в сознании адресата не возникает преобразований в слове, в смысле. Например: «Доброе утро!»
Слайд 75Классификация речевой коммуникации (дополнение)
В метаязыковой коммуникации
лексический фон изменяется, в его состав входит новая информация –
метаязыковая. В результате, по словам Р.Якобсона, реализуется функция «толкования» - восприятия, понимания и оценки человека человеком – перцептивный компонент речевого общения.
От точности «прочтения» зависит успешность согласованных действий.
Слайд 76И еще классификации…
8. С точки зрения
сроков осуществления - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные коммуникации;
9. С точки зрения систематичности, периодичности - регулярные (постоянные) и эпизодические коммуникации;
Слайд 77И еще классификации…
10. С точки зрения самостоятельности осуществления - автономные и неавтономные
коммуникации (осуществляемые своими силами или силами привлекаемых сторонних организаций; возможен смешанный вариант)
и т. д.
Слайд 78И еще классификации…
… и т. д.: продолжите
классификации, сформулировав основания и четко обозначив виды коммуникации.