Разделы презентаций


КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

Содержание

Позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образованияПеренос акцента с преподавателя и содержания

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
Исламова

Зульхиза Исмагиловна,
профессор, директор
института педагогики,
БГПУ им. М.Акмуллы

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ  Исламова Зульхиза Исмагиловна,профессор, директор института педагогики,БГПУ им.

Слайд 2Позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах

ключевых задач и способов действий, которые должны быть положены в

основу выбора и структурирования содержания образования

Перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на студента и ожидаемые результаты образования («подход, центрированный на студенте»)
Переход позиции обучаемый студент в позицию обучающийся студент

Перенос с акцента на значимость общекультурных и социально-личностных компетенций будущего выпускника, вызванный особенностями современного молодого человека

Отличительные особенности стандартов в контексте практики

Позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач и способов действий, которые должны

Слайд 3Терминологическая разминка
Компетенция – способность применять знания, умения, установки (ценностные ориентации)

и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Компетенция

– это «некоторое наперед заданное требование (норма к образовательной подготовке студента), а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество и минимальный опыт деятельности в заданной сфере» (А.В. Хуторской).
Терминологическая разминкаКомпетенция – способность применять знания, умения, установки (ценностные ориентации) и личностные качества для успешной деятельности в

Слайд 4Терминологическая разминка
Компетентность – это качественная характеристика личности специалиста, которая включает

систему профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, а также

профессионально-важных личностных качеств и способностей, позволяющих успешно реализоваться в профессиональной сфере.
Терминологическая разминкаКомпетентность – это качественная характеристика личности специалиста, которая включает систему профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных

Слайд 5Компетентностный подход в профессиональной подготовке кадров – совокупность теоретических положений

и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной

компетентности будущего специалиста.
Компетентностный подход в профессиональной подготовке кадров – совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий

Слайд 6Компетентностный подход как образовательная концепция включает в себя:
теоретическое обоснование цели

профессиональной подготовки;
теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования;
определение

образовательной технологии;
выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки (см. Рис.1).
Компетентностный подход как образовательная концепция включает в себя:теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки;теоретическое обоснование необходимости и объема изменений

Слайд 7ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ

Рис.1. Образовательный процесс в вузе как система

ЦЕЛЬСОДЕРЖАНИЕТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И ФОРМЫРЕЗУЛЬТАТЫРис.1. Образовательный процесс в вузе как система

Слайд 8Профессиональная компетентность представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей,

каждая из которых предполагает набор развитых компетенций (см. Рис.2).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
(профиль Социальная педагогика)

КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНЦИИ:
социальные

межкультурные

коммуникативные

социально-информационные

БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КОМПЕТЕНЦИИ:
профессионально-культурные

методологические (общепедагогические)

предметно-ориентированные

СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
(по профилю)

КОМПЕТЕНЦИИ:
профилактические

охранно-защитные

реабилитационные

сопроводительные

Профессиональная компетентность представляет собой совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых предполагает набор развитых компетенций

Слайд 9Ключевая компетентность является атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности.

Базовая

компетентность отражает личность специалиста определенной профессиональной группы.

Специальная компетентность выражает личностную

характеристику представителя конкретной предметной сферы профессиональной деятельности.
Ключевая компетентность является атрибутивной характеристикой личности специалиста любой профессиональной деятельности.Базовая компетентность отражает личность специалиста определенной профессиональной группы.Специальная

Слайд 10ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Социальные компетенции:

- анализировать конкретные социальные явления, процессы и проблемы в России и других странах;
- осуществлять самостоятельный поиск, отбор и первичную обработку социальной информации по конкретной проблеме;
- взаимодействовать с представителями основных социальных институтов;
- взаимодействовать с различными социальными общностями и социальными группами;
- способность к мобильности и адаптивности;
- использовать разносторонние знания о человеке, обществе, культуре, науке и технологиях в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- другие.
ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ С ПОЗИЦИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА       КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Слайд 11Дидактический контекст формирования компетенций

Дидактический контекст формирования компетенций

Слайд 12Знаниевый подход к формированию специалиста
применение
осознание
понимание
представление

Знаниевый подход к формированию специалистаприменениеосознаниепониманиепредставление

Слайд 13Компетентностный подход к формированию специалиста
оценка
суждение
осознание
понимание
знание
отношение
принятие
ориентация
применение

Компетентностный подход к формированию специалистаоценкасуждениеосознаниепониманиезнаниеотношениепринятиеориентацияприменение

Слайд 14Рефлексивное резюме
Общекультурный смысл формирования компетенций заключается в том, что вуз

должен предоставлять возможность свободного выбора и самостоятельной реализации форм самодеятельности

и самоуправления студентов. Смысл управления в УЗ заключается в обеспечении процесса формирования ОКК в информационно-технологическом формате
Рефлексивное резюмеОбщекультурный смысл формирования компетенций заключается в том, что вуз должен предоставлять возможность свободного выбора и самостоятельной

Слайд 15КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА, ВОСТРЕБОВАННЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

КАЧЕСТВА ВЫПУСКНИКА, ВОСТРЕБОВАННЫЕ НА РЫНКЕ ТРУДА

Слайд 16Педагогический взгляд на современного молодого человека: экскурс в ФГОС
Что об

этом говорится в ФГОС?
В иерархии компетенций ФГОС первыми прописаны общекультурные

и социально-личностные компетенции.
Педагогический взгляд на современного молодого человека: экскурс в ФГОСЧто об этом говорится в ФГОС?В иерархии компетенций ФГОС

Слайд 17Аналитическая остановка Классификация ОК (прием топ 5)

Аналитическая остановка Классификация ОК (прием топ 5)

Слайд 18Терминологическая разминка
Общекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех,

социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия

и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.

ОК не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы профессиональной деятельности.
ОК образуют базу для профессиональных компетенций и позволяют им более полно реализовываться.

Терминологическая разминкаОбщекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач,

Слайд 19Формирование обучаемого студента – передача комплекса знаний, умений навыков будущей

профессии

Формирование обучаемого студента – передача комплекса знаний, умений навыков будущей профессии

Слайд 20Формирование обучающегося студент - формирование комплекса компетенций, обеспечивающего самостоятельное продвижение

по пути непрерывного профессионального развития.

Формирование обучающегося студент - формирование комплекса компетенций, обеспечивающего самостоятельное продвижение по пути непрерывного профессионального развития.

Слайд 21 Смена дискурса
2016
2020
Студенты учатся
Преподаватели учат
Институт как структура, независимая от студентов
Студенты

используют пространство факультета/института как ресурс саморазвития в проф.деятельности
Профи подбирают под

себя команды

ВУЗ как «холдинг» студентов

Смена дискурса20162020Студенты учатсяПреподаватели учатИнститут как структура, независимая от студентовСтуденты используют пространство факультета/института как ресурс саморазвития в

Слайд 22Терминологическая разминка
Общекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех,

социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач, задач социального участия

и личного роста вне зависимости от конкретного направления профессиональной деятельности.

ОК не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы профессиональной деятельности.
ОК образуют базу для профессиональных компетенций и позволяют им более полно реализовываться.

Терминологическая разминкаОбщекультурные компетенции – это компетенции, обеспечивающие развитие, жизненный успех, социальную адаптацию личности, способствующие решению профессиональных задач,

Слайд 23Педагогическое резюме:
Ключевой задачей модернизации практической подготовки в вузе –

усиление мотивационного компонента образовательного процесса и личностного смысла практики.

Педагогическое резюме: Ключевой задачей модернизации практической подготовки в вузе – усиление мотивационного компонента образовательного процесса и личностного

Слайд 24СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Слайд 25СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ

Слайд 26СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ  ​

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ И МЕРОПРИЯТИЯ  ​

Слайд 27Социальный марафон «МЫ ВМЕСТЕ»

Социальный марафон «МЫ ВМЕСТЕ»

Слайд 28ПЕРВЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ БАЛ в УФЕ

ПЕРВЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ БАЛ в УФЕ

Слайд 30Волонтерская деятельность в отрядах «Палитра» и «Мы – вместе»
КВЕСТ «Твоя

филармония»
Тренинг на командообразование в волонтерском отряде «Палитра»
Праздник для детей с

ОВЗ
Волонтерская деятельность в отрядах «Палитра» и «Мы – вместе»КВЕСТ «Твоя филармония»Тренинг на командообразование в волонтерском отряде «Палитра»Праздник

Слайд 31Создание квазипрофессиональной среды Института педагогики

Создание квазипрофессиональной среды Института педагогики

Слайд 32Мобильные кабинеты и лаборатории

Мобильные кабинеты и лаборатории

Слайд 34Модель педагога в позициях
Наставник (мастер) – передающий профессиональный опыт
Тьютор –

сопровождающий учебно-педагогическую практику
Коучер – способствующий раскрытию потенциала личности обучаемого
Консультант –

помогающий в проектировании
Супервизор – наблюдающий, контролирующий и оценивающий процесс развития компетенций на подготовительном, организационном и заключительном этапах практики
Провайдер – обеспечивающий учебно-образовательный процесс

Терминологическая разминка

Модель педагога в позицияхНаставник (мастер) – передающий профессиональный опытТьютор – сопровождающий учебно-педагогическую практикуКоучер – способствующий раскрытию потенциала

Слайд 35Технологическая остановка: разброс мнений
Меня смущает в этом вопросе ..,


Я раньше думал, что …,
Здесь очень важно, чтобы…,
Я

думаю, вы согласитесь, что.. ,
Я столкнулся с этим, …,
Мне кажется, здесь …,
Большинство согласится, что …,
Мне кажется, здесь главное...,
Я с этой проблемой встретился, когда ...,

Для меня интерес представляет вывод о …,
Для меня новым является то, что…,
Я не согласен с тем, что…,
Мне уже известно, что… .
Для меня кажется очевидным, что …
Я считаю самым значимым …
Что касается меня, …

Пример фраз, инициирующих размышление:

Технологическая остановка:  разброс мнений Меня смущает в этом вопросе .., Я раньше думал, что …, Здесь

Слайд 36Привлекательность и качество основной образовательной программы профессионального образования

Привлекательность и качество основной образовательной программы профессионального образования

Слайд 37Этапы разработки основной образовательной программы

Этапы разработки основной образовательной программы

Слайд 38Отличительные особенности стандартов
«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные

качества для успешной деятельности в определенной области»

Отличительные особенности стандартов 		«Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной

Слайд 39Структура основной образовательной программы УМО ргппу

Структура основной образовательной программы УМО ргппу

Слайд 40Структура основной образовательной программы

Структура основной образовательной программы

Слайд 41Показатели качества образования

Показатели качества образования

Слайд 42Параметры качества основной образовательной программы

Параметры качества основной образовательной программы

Слайд 43Критерии качества проектирования ООП

Критерии качества проектирования ООП

Слайд 441 этап. Разработка компетентностной модели выпускника (КМВ)

1 этап. Разработка компетентностной модели выпускника (КМВ)

Слайд 45Компетентностная модель выпускника

Компетентностная модель выпускника

Слайд 462 этап. Разработка матрицы компетенции и дисциплин ООП

2 этап. Разработка матрицы компетенции и дисциплин ООП

Слайд 473 этап. Разработка карты компетенции Процесс формирования компетенции

3 этап. Разработка карты компетенции  Процесс формирования компетенции

Слайд 48Карта компетенции

Карта компетенции

Слайд 49Уровни освоения и оценки компетенции

Уровни освоения и оценки компетенции

Слайд 504 этап. Формирование дисциплинарной структуры ООП Классификация дисциплин

4 этап. Формирование дисциплинарной структуры ООП  Классификация дисциплин

Слайд 515 этап. Установление отношений между компетенциями и дисциплинами Матрица отношений

между компетенциями и дисциплинами

5 этап. Установление отношений между компетенциями и дисциплинами   Матрица отношений между компетенциями и дисциплинами

Слайд 537 этап. Установление междисциплинарных связей Структура дерева целей в процессе установления

междисциплинарных связей

7 этап. Установление междисциплинарных связей  Структура дерева целей в процессе установления междисциплинарных связей

Слайд 548 этап. Составление учебного плана с распределением трудоемкостей График учебного процесса

8 этап. Составление учебного плана с распределением трудоемкостей  График учебного процесса

Слайд 55Пример заполнения графика учебного процесса

Пример заполнения графика учебного процесса

Слайд 5611 этап. Разработка диагностических средств сформированности компетенции Комплексные индикаторы и критерии

оценивания уровней освоения дисциплинарных компетенций

11 этап. Разработка диагностических средств сформированности компетенции  Комплексные индикаторы и критерии оценивания уровней освоения дисциплинарных компетенций

Слайд 57выбор концептуальной основы для выявления уровней сформированности компетенций (Б. Блум)

Этап

I
разработка уровней и показателей оценки сформированности компетенций (недостаточный, достаточный, продвинутый)

Этап

II

внедрение балльно-рейтинговой системы, где четко определены:

Этап III

разработка структурной матрицы оценочных средств для проведения всех видов контроля и оценки компетенций

Этап IV

интегральные рейтинговые показатели каждой из дисциплин и механизмы их расчета

формулы их сопоставимости по разным дисциплинам и модулям

шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам

шкала соответствия рейтинговых оценок пятибалльным оценкам

критерии оценки компетенций по каждой дисциплине

механизмы перевода в систему кредитов

накопление фонда (копилки) оценочных средств, включающих как традиционные, так и инновационные формы оценивания

Этап V

определение ориентировочной суммы баллов (стоимости, веса) по каждой форме контроля и оценки сформированности компетенций

создание рабочей группы из преподавателей всех циклов дисциплин (лаборатории формирования и оценивания компетенций), призванной согласовывать и адаптировать формы и технологии контроля и оценки компетенций

Этап VI

Этап VII

Этапы организации оценки сформированности компетенции

выбор концептуальной основы для выявления уровней сформированности компетенций (Б. Блум)Этап Iразработка уровней и показателей оценки сформированности компетенций

Слайд 59Уровни освоения и оценки компетенции

Уровни освоения и оценки компетенции

Слайд 60Этап III Внедрение балльно-рейтинговой системы
Положение о БРС

Журнал БРС (Горбунов В.М.)
назад

Этап III Внедрение балльно-рейтинговой системыПоложение о БРСЖурнал БРС (Горбунов В.М.)назад

Слайд 61Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Слайд 62Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Слайд 63Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Слайд 64Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Положения о БРС (Горбунов В.М.)

Слайд 65Журнал по БРС (Горбунов В.М.)

Журнал по БРС (Горбунов В.М.)

Слайд 66Банк форм текущего и промежуточного контроля по направлению подготовки «...»

Банк форм текущего и промежуточного контроля по направлению подготовки «...»

Слайд 67Шкала расчета баллов, перевода баллов в оценку и уровень оценки

сформированности компетенции (СК)

Шкала расчета баллов, перевода баллов в оценку и уровень оценки сформированности компетенции (СК)

Слайд 68Таблица максимальной суммы баллов форм контроля

Таблица максимальной суммы баллов форм контроля

Слайд 69Литературные источники:
Бально-рейтинговая система В.М. Горбунова (статья)
Журнал по бально-рейтинговой системе


Литературные источники:Бально-рейтинговая система В.М. Горбунова (статья)Журнал по бально-рейтинговой системе

Слайд 70Электронная БРС БГПУ им.М.Акмуллы
Особенности:
Наличие технологической карты
Наличие контрольной точки
Наличие электронной ведомости

mmislab

Электронная БРС БГПУ им.М.АкмуллыОсобенности:Наличие технологической картыНаличие контрольной точкиНаличие электронной ведомости mmislab

Слайд 71Терминологическая разминка
Технологическая

карта дисциплины — это нормативный документ, в котором отражена последовательность

разных форм учебной деятельности по достижению поставленных целей учебного курса, временные затраты на их выполнение, оценка учебных действий в баллах и требуемые ресурсы.

Терминологическая разминка	        Технологическая карта дисциплины — это нормативный документ, в

Слайд 72Технологические карты (ТК) вводятся в учебный процесс с целью определения

уровня качества и успешности освоения студентом учебных дисциплин через балльные

оценки.

Технологические карты (ТК) вводятся в учебный процесс с целью определения уровня качества и успешности освоения студентом учебных

Слайд 73Структура технологической карты

Структура технологической карты

Слайд 74Шаблон
Технологическая карта дисциплины
20../20.. учебный год
(заполняется преподавателем)
Необходимый минимум для допуска к

промежуточной аттестации
(зачет/экзамен) ______ баллов.
Преподаватель _____________ /_________________/

Подпись ФИО
Зав. Кафедрой _____________ /_________________/
Подпись ФИО
 
ШаблонТехнологическая карта дисциплины20../20.. учебный год  (заполняется преподавателем)Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации (зачет/экзамен) ______ баллов.Преподаватель

Слайд 75Образец

Образец

Слайд 78Преимущества технологической карты
Систематизация контроля и оценки результатов усвоения учебной дисциплины

Преимущества технологической картыСистематизация контроля и оценки результатов усвоения учебной дисциплины

Слайд 80Преимущества технологической карты
Информатизация контроля и оценки результатов обучения

Электронная

ведомость
Mmis lab
Преимущества технологической картыИнформатизация контроля и оценки результатов обучения

Слайд 81Электронная ведомость

Электронная ведомость

Слайд 82Этапы учебно-методического обеспечения БРС

Этапы учебно-методического обеспечения БРС

Слайд 85Спасибо за совместную работу! Желаю творческих успехов!

Спасибо за совместную работу! Желаю творческих успехов!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика