Слайд 1Компетентностый подход к обучению
Общеучебные умения как составляющие образовательной (учебно-познавательной) компетенции
учащихся
Слайд 2Зачем нужен компетентностный подход к обучению?
1) он позволит общему среднему
образованию соответствовать запросам производственной сферы.
2) он позволит ученику осуществлять
перенос умений и знаний на «нешкольные» задачи и ситуации.
3) он предполагает рассматривать опыт деятельности в качестве одного из результатов процесса обучения.
Слайд 3Что такое учебно-познавательная компетенция учащегося?
– это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций,
знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять
личностно и социально-значимую деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
А.В. Хуторской
Слайд 4Образовательная компетенция является одной из ключевых компетенций человека, т.к.
«…обеспечивают нормальную
жизнедеятельность человека»
И, как ключевая компетентность, она
- интегральна (включает
в себя совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, связанных с различными областями деятельности);
полифункциональна (позволят решать различные задачи);
надпредметна и междисциплинарна, многомерна и многогранна (содержит в своей основе многие личностные качества человека)
Слайд 5К ключевым относятся около тридцати компетенций,
Инструментальные (когнитивные (понимание основных
идей), методологические и технологические (приемы учебной деятельности, познавательные стратегии); лингвистические,
опыт решения познавательных задач, готовность к дальнейшему обучению).
системные (знание и понимание системы целостного образования)
межличностные (определяют возможность обучающегося работать в коллективе и продуктивно общаться, жить в социуме).
Слайд 6Ключевые компетенции относятся, прежде всего, к общему содержанию образования, ко
многим специальным сферам, обладают определенной универсальностью, а потому необходимы при
изучении любой предметной области
Слайд 7Общеучебные умения как компонент содержания учебно-познавательной компетенции учащихся
1) учебно-организационные умения
(намечать задачи деятельности, планировать деятельность, создавать благоприятные условия для деятельности);
2) учебно-информационные умения (осуществлять библиографический поиск, работать с книгой, справочником и другими материалами, работать с техническими источниками информации, осуществлять наблюдения и т.п.).
3) учебно-интеллектуальные умения (мотивировать деятельность, внимательно воспринимать информацию, логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, решать проблемные познавательные задачи, самостоятельно выполнять упражнения, осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности). Ю.К. Бабанский
Слайд 8Классификация общеучебных умений по А.В.Усовой
Познавательные умения - умения работать
с литературой; проводить наблюдения; моделировать, выдвигать гипотезу; самостоятельно
проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; объяснять явления и наблюдаемые факты на основе имеющихся теоретических знаний, предсказывать следствия из теории.
Проектировочные умения - умения, связанные с постановкой эксперимента - измерительные и вычислительные умения; умения обращаться с различным лабораторным оборудованием; использовать приборы и принадлежности, встречающиеся в быту и технике; решать вычислительные, графические или логические задачи.
Организационные умения - планировать и организовать работу во время занятий и при выполнении лабораторных работ.
Умения самоконтроля и оценочные умения.
Слайд 9умения, связанные с самообразованием
т.е. с таким видом учебной деятельности,
в которой учебная задача, объем овладения знаниями, источники познания, время
и формы изучения определяются и регламентируются учащимся
умение идентифицировать поставленную проблему с определенной областью знаний; ставить общие и частные цели самообразовательной деятельности;
умение планировать учебно-познавательную деятельность (определять учебные задачи деятельности, определять рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи, адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности);
владение различными приемами и средствами самоконтроля; умение корректировать направление поиска нужной информации; умение вносить необходимые изменения в содержание и объем учебной работы, последовательность и время ее выполнения;
умение реализовать полученные знания в практической деятельности;
умение определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины.
Слайд 10Информационные умения
Использовать в соответствии с задачей следующие виды
чтения:
беглое
(быстрое знакомство с текстом при большой скорости чтения),
сканирование (просмотр
текста с целью поиска нужной информации),
аналитическое (критическое изучение содержания текста с целью его анализа, сопровождающееся выпиской цитат, составлением тезисов, планов и т.п.),
комментированное (критическое изучение содержания и комментирование типа «заметки на полях»),
предварительное (чтение с выделением незнакомых терминов);
Слайд 11составлять доклад (значительный по объему устный текст, представляющий изложение определенной
темы),
вступать в дискуссию и полемику (различные виды спора, состоящие
в одном случае в достижении определенной степени согласия, во втором – победы одной стороны над другой);
воспринимать устную речь (составлять сложный план, таблицы, схемы и графики, тезисы, рецензии на основании устного текста; цитировать устный текст)
Слайд 12Умения связанные с экспериментом
Самостоятельно осуществлять наблюдения:
1) определять его
цели;
2) выбирать объект наблюдения;
3) выбирать способы и методы
наблюдения;
4) выбирать способы регистрации результатов наблюдения;
5) осуществлять анализ и интерпретацию результатов наблюдения;
Определять необходимость использования эксперимента, самостоятельно планировать эксперимент, включая в него следующие позиции:
1) цель эксперимента;
2) гипотеза;
3) способы и условия подтверждения гипотезы;
4) способы регистрации процесса и результатов эксперимента;
6) способы анализа и интерпретации результатов эксперимента;
Самостоятельно составлять отчет об эксперименте;
Слайд 13Учебно-логические умения
Анализ и синтез
определять объект анализа и синтеза;
устанавливать точку
зрения, с которой будет проводиться анализ или синтез;
определять существенные признаки
объекта;
определять компоненты объекта и осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта , устанавливать связи между компонентами (субординацию и координацию), причинно-следственные отношения компонентов объекта;
определять соотношение объекта с другими объектами, устанавливать свойства объекта, порождаемые взаимодействием
Слайд 14Сравнение
выделять объекты и аспекты сравнения;
выполнять
а) неполное линейное сравнение
(устанавливать только сходства или только различия по одному аспекту);
б)
неполное комплексное сравнение (устанавливать только сходства или только различие по нескольким аспектам);
в) полное комплексное сравнение (одновременно устанавливать и сходства, и различия по нескольким аспектам);
выполнять сравнение по аналогии (из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках).
Слайд 15Обобщение
индуктивное обобщение , т.е. определять общие и существенные признаки
двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия
или суждения.
а) выделение существенных признаков объектов обобщения;
б) определение общих существенных признаков обобщения;
в) фиксирование общности в форме понятия или суждения;
дедуктивное обобщение , т.е. соотнесение с понятием или суждением существенных признаков одного и более объектов.
а) актуализация существенных признаков объекта, зафиксированных в понятии или суждении;
б) актуализация существенных признаков данного объекта;
в) сопоставление существенных признаков и определение принадлежности объекта к данному понятию или суждению.
Слайд 16Классификация
классификация (разделить на группы на основании существенного признака).
а) установление
множества объектов;
б) определение признаков объектов;
в) определение общих и
отличительных признаков групп объектов;
г) определение основания для классификации (отличительный существенный признак) групп;
д) распределение объектов на группы по сходным признакам;
е) определение основания для классификации группы на подгруппы;
ж) распределение группы на подгруппы по сходным признакам.
Слайд 17определение понятий
различать объем и содержание понятий (определяемые объекты и
совокупность их существенных признаков);
различать понятие родовое (объем понятия содержит объем
другого понятия) и видовое (объем понятия содержится в объеме другого понятия);
определять родовидовое понятие (находить ближайший род объектов определяемого понятия и их отличительные признаки);
Слайд 18Доказательство и опровержение
различать компоненты доказательства: тезис, аргумент и форму
доказательства;
осуществлять прямое индуктивное доказательство (выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся
менее общими суждениями);
осуществлять прямое дедуктивное доказательство (выводить истинность тезиса из аргументов, являющихся более общими суждениями);
осуществлять косвенное доказательство: 1) «от противного» (устанавливать истинность тезиса посредством доказательства ложности противоречащей ему мысли); 2) методом исключения (последовательно исключать из полностью исчерпывающей совокупности альтернативные мысли, кроме одной, которая является доказываемым тезисом);
осуществлять опровержение тезиса посредством выведения из него ложных сведений, установления истинности антитезиса;
устанавливать истинность аргументов;
осуществлять опровержение связи тезиса и аргументов.
Слайд 19Умения, необходимые при работе с информацией (ФГОС)
Осознанное чтение текстов различных
стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.
Использование различных видов
чтения.
Владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге.
Адекватное восприятие устной речи и способность передачи содержания прослушанного текста в сжатом или развернутом виде.
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прочитанную или прослушанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).
Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в письменной или устной форме результатов своей деятельности.
Использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Слайд 20Умение перефразировать мысль («объяснить другими словами»). Извлечение необходимой информации из
источников, созданных различными знаковыми системами (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный
ряд), критическое оценивание достоверности полученной информации. Отделение основной информации от второстепенной.. Передача содержания информации согласно поставленным целям (кратко полно, выборочно).
Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текста, таблицы, схемы, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем соответствующих познавательной ситуации
Поиск нужной информации по заданной теме, создание базы данных, презентация результатов познавательной и практической деятельности
Слайд 21Поиск информации
Формулировка задачи поиска.
Определение целесообразности использования конкретных средств информации:
книга, библиотека, электронное издание, Интернет, беседа со специалистами, др.
Определение алгоритма
поиска (тематический или предметный).
Использование соответствующего инструментария: оглавления, предметного указателя книг, тематического или систематического каталога библиотек, различных поисковых систем в Интернет, формулирование запроса конкретным людям и др.
Определение «золотой середины» между полнотой и точностью информации (между полнотой и точностью информации существует некоторая обратная зависимость: чем полнее информация, тем она менее точна).
Слайд 22Постоянное обращение на уроке к справочным материалам для поиска необходимой
информации с постоянно возрастающей долей самостоятельности учеников, формирует в конечном
итоге у каждого школьника собственный, наиболее эффективный для данного человека алгоритм поиска информации.
Слайд 23Восприятие информации
Текст как система
факты, описания явлений
проблемы, идеи, формулировки
законов или закономерностей.
описание методов