Слайд 116. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными
членами
17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
18. Знаки препинания
при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи
21. Постановка знаков препинания в различных случаях
Слайд 3ЗНАКИ ПРЕПИННИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены — это такие члены,
которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся
к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложеения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние, и зимние картины русской природы».
Слайд 4Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между
ними запятая ставится.
Пример: На натюрморте изображены жёлтые, зелёные, красные яблоки.
Схема: О, О, О.
Слайд 5Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И),
ЛИБО, ИЛИ
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между
ними запятая не ставится.
Пример 1: На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно.
Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов.
Общая схема: О и/да/либо/или О.
Слайд 6Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема: О, О и О.
Правило: Если последний однородный член
присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример: На натюрморте
изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
Слайд 7Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды.
Правило: если
однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то
запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема: О, и О, и О.
или
Общая схема: и О, и О, и О.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2: На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Слайд 8Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О, а/но/да О
Правило: При наличии
союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро, но неаккуратно.
Пример 2: Малыш
уже не хныкал, а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог.
Слайд 9При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая
ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только...
но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи, так равно и от всех наших знакомых.
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно.
Он был не столько расстроен, сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Слайд 10Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении
второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует
локально, только внутри групп):
Пример1:
Аллеи,засаженные сиренями и липами, вязами и тополями, вели к деревянной эстраде.
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе, день прошедший и день грядущий.
Слайд 11Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный
оттенок — это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые
осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Слайд 14Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по
смыслу и связаны сочинительными союзами. Части ССП не зависят друг
от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом
человеческого счастья.
Слайд 15В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения,
все ССП делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными
союзами (и; да в значении и; ни ..., ни; тоже; также; не только ..., но и; как ..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то ..., то; не то ..., не то; или; либо; то ли ..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
Слайд 16Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями ССП ставится
по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условий.
Слайд 17Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского
языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не
ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена, общего вводного слова.
Слайд 18Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.
Оба простых предложения в
равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что
случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл.
Слайд 19Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В роще невысокой липа
да орешник разрослись широко.
2) По ночам земля быстро выхолаживалась и к рассвету степь покрывалась налётом недолговечного инея.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
5) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой
Слайд 21Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Яркая молния передёрнула небо
и я увидел над окном дымный облачный вал.
2) Идеальный дворянин должен был походить на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.
3) Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребёнка в училище живописи.
4) Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев.
5) Античность в Греции предстала перед В.А. Серовым в её чистом виде и художник воспринял эту страну как реализованную мечту о большом искусстве.
Слайд 23Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую
крышу.
2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.
3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.
4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.
5) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
Слайд 25Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить
ОДНУ запятую.
1) Костёр в лесу то разгорался и рос то
уменьшался и почти гас.
2) Специалистов-водителей постоянно не хватало как в тылу так и на фронте.
3) В наших краях дождливо и в августе и в сентябре и в октябре.
4) А солдат знай себе ест похлёбку да похваливает.
5) Осенними вечерами мы гуляли по парку или сидели у камина и рассказывали друг другу истории.