Слайд 1
Учитель русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы с углубленным изучением отдельных предметов №6 г. Пятигорска
357500, г.
Пятигорск, ул. Университетская, 6, тел. 33-00-16
Конкурс "Учитель года"
Лепетенко-Семенюта Светлана Георгиевна
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТА
Слайд 2"Сам необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём есть
все тона и оттенки, все переходы звуков от самых твердых
до самых нежных и мягких; он беспредельно может, живой как жизнь, обогащать ежеминутно."
Н.В. Гоголь
"Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт нас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его."
Н.В. Гоголь
Следите за словом, за стилем изложения, за каждым выражением. Всё должно быть на своём месте, всё должно быть обосновано, всё должно быть там дано, где это требуется…И так дано, чтобы ничем уже заменить было невозможно."
Следите за словом, за стилем изложения, за каждым выражением. Всё должно быть на своём месте
«Следите за словом, за стилем изложения, за каждым выражением. Всё должно быть на своём месте, всё должно быть обосновано, всё должно быть там дано, где это требуется…И так дано, чтобы ничем уже заменить было невозможно». Д.А.Фурманов
ЦЕЛИ:
1. Научить видеть красоту и возможности русского слова, особенности языка писателя в тесной связи с идейно-эстетическим содержанием произведения, производить анализ текста на разном уровне (фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом).
2. Совершенствовать языковую, речевую и культуроведческую компетенции ребёнка.
3. Подготовить старшеклассника к ГИА по русскому языку в форме и по материалам ЕГЭ.
4. Воспитывать интерес к предмету.
Слайд 4Многолетняя система уроков:
накопление знаний, оперирование терминами,
узнавание явления, объяснение особенностей, разноуровневый анализ текста,
комплексный анализ текста, творческие работы, Г И А.
Слайд 5Троп — употребление слова в его переносном значении для характеристики
какого-либо явления, предмета или события при помощи вторичных смысловых оттенков.
Стилистическая
фигура — литературный прием, обеспечивающий речи повышенную эмоциональную окраску.
Градация — стилистическая фигура, в которой слова и выражения группируются в определенном порядке (нарастание или ослабление их эмоционально-смысловой значимости).
Инверсия — стилистическая фигура, состоящая в преднамеренном нарушении общепризнанной грамматической последовательности речи.
Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие поясняется путем его сопоставления с другим явлением или понятием.
Эпитет — троп, определяющий предмет или явление и подчеркивающий какие-либо его свойства.
Слайд 6ЭПИТЕТ
Под нами с грохотом чугунным
Мосты мгновенные гремят.
Выезжает из села да добрый молодец.
Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.
Эпитет — троп, определяющий предмет или явление и подчеркивающий какие-либо его свойства.
Слайд 7СРАВНЕНИЕ
-(с тв.п.) Снежная пыль столбом стоит в воздухе.
-(сравн. степ. прил/нареч)
Ты всех милее, всех дороже…
-(с сравнит. союзами) Внизу, как зеркало
стальное, синеют озера струи. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
-(со словами «подобный», «похожий») Её любовь к сыну была подобна безумию.
Сравнение — троп, в котором одно явление или понятие поясняется путем его сопоставления с другим явлением или понятием.
Слайд 8ИНВЕРСИЯ
Помогла им чистейшая случайность.
За Родину сражались герои-партизаны.
Не надеюсь я на
его пунктуальность.
Досадно было, боя ждали.
Да, мы дружны были очень.
Инверсия —
стилистическая фигура, состоящая в преднамеренном нарушении общепризнанной грамматической последовательности речи.
Слайд 9ГРАДАЦИЯ
Пришёл, увидел, победил.
…степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный,
ни с чем не сходный вид.
Не сломлюсь, не дрогну,
не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.
Градация — стилистическая фигура, в которой слова и выражения группируются в определенном порядке (нарастание или ослабление их эмоционально-смысловой значимости).
Слайд 10ЦВЕТОВАЯ ЛЕКСИКА
Прямо указывает на цвет: синий, чернеющий, покраснела, голубоватый.
Опосредованно указывает
на цвет: снеговой, жемчужный, костёр, цветущий , жидкая грязь.
Слайд 11 За крайним домом от огородного тына, от развалин бревенчатого сарая,
от прясла в две осиновых темнокожих слеги начиналась российская земля.
Узкая
дорога , укатанная широкими полозьями и утоптанная лошадиными копытами, труднее поддавалась апрельскому солнечному теплу, чем рыхлый снег по сторонам от дороги, по широким перелесчатым полям. Дорога осталась лежать на обтаявшей, в общем, земле осклизлой, витиеватой, ледяной змеей. Размокший конский навоз покрывал ледяной бугор раскисшей пленочкой, оттого еще сильнее скользила на дороге нога. То-то вспомнил Дмитрий мастерового мужичка, в одну секунду соорудившего острую ловкую палку.
…когда потом она начинает там в снегу сочиться по капельке под какой-нибудь свой уклон; когда, сочась, она промывает там себе тонюсенький сначала проток…; когда, добравшись до крутого уклона и соединившись с десятком своих братишек, ручей мчится шумя и бурля и уж провидится ему привольное ложе реки...
По сторонам дороги лежали обширные озера…Иногда ледяной бугорок дороги не выдерживал, вода промывала его и соединялась с водой по другую сторону, преграждая пешеходу путь широкой текучей полосой…
В.С.Солоухин «За крайним домом от огородного тына…»
Слайд 12В - 8
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который
вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 -В 7.
В
этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов М> 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Речь автора очень эмоциональна и насыщена экспрессивными средствами. В самом начале используется такое синтаксическое средство, как 6 (предложение 2). Кульминационный момент рассказа выделен с помощью такого синтаксического приёма, как______4______(предложения 11 - 12). В финальной части текста, особенно лиричной, автор использует 2 («спит земля» в предложении 34) и 1 («словно луч солнца»), которые отражают внутренние переживания героини».
Список терминов:
1) сравнительный оборот 6) риторический вопрос
2) олицетворение 7) диалектизм
3) литота 8) фразеологизм
4) парцелляция 9) антитеза
5) градация
Слайд 13ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ТЕКСТА (9 КЛАСС)
История создания произведения, сведения об
авторе.
Стиль текста. Тип речи.
Тема текста, идея.
Какова роль первого и
последнего предложения? Ключевые слова.
Лирический герой, его характеристика (портретная, психологический анализ, речь, действия, тексты, мимика, отношение к нему автора).
Каков лексический состав текста (лексическое значение отдельных слов, группы слов по происхождению и употреблению, цветовая лексика, эмоционально окрашенные слова, синонимы (прямые и контекстуальные), антонимы, художественно-выразительные средства).
Морфологический уровень анализа текста (части речи, частотность их употребления).
Синтаксические конструкции (количество, вид, средства связи).