Слайд 2КОМПОЗИЦИЯ -
(от лат. Compositio – составление, связывание, соединение), построение
художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и законами, внутренне
присущими композиции, и во многом определяющими его восприятие.
КОМПОЗИЦИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ С 3 СТОРОН:
КАК ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ,
КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЗДАНИЯ,
КАК ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ
важнейший, организующий художественную форму процесс, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты (составные части) друг другу и целому.
Композицию часто отождествляют со структурой произведения. Композиция имеет множественный смысл: это и гармоничное (или дисгармоничное) соотношение частей, и процесс – компоновка произведения. Понятие композиции актуально для всех видов искусств. Первоначально оно разрабатывалось материале литературного текста. Основы его были заложены в «Поэтике» Аристотеля.
построение произведения, организация его художественной формы. Она приобретает свои ценностные свойства во взаимодействии с человеком, его потребностями и восприятием. В её задачи входит установление связей «объект» - «субъект» во всей сложности, изучаемой психологией восприятия. Композиция – система и процесс построения различных уровней, слоёв произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другому, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно. Композиция работает как программа восприятия, предлагаемая зрителю, а потому, при всей видимой естественности и непреднамеренности художественного восприятия, она имеет предварительный характер. Воплощая смыслы и значения, композиция несет в себе суггестивные, внушающие функции.
Основная цель композиции в дизайне – целостность произведения, обеспечиваемая единством всех выразительных средств, а также целесообразной организацией функционального процесса, для которого предназначается то или иное изделие. В соответствии с тремя основными категориями формы – пространством, пластикой (объёмом, массой) и цветом, – единство композиции складывается как трёхуровневое (или трёхслойное) художественное единство, базирующееся на единстве содержательно-функциональном и смысловом. Цель композиции – организовать пространственную среду, окружающую человека. Главное для её целостности – пространственное единство, согласованность, соразмерность, соподчинённость трёхмерных и двухмерных элементов композиции, всех её форм, предопределяющих целостное восприятие произведения. По характеру формируемого пространства композиции может быть компактной и рассредоточенной, замкнутой, полуоткрытой и открытой, центричной и полицентричной, осевой и многоосевой, симметричной и ассиметричной. Поскольку свойства формируемого пространства неразрывно связаны с его структурой и характером формирующих его элементов (объёмов, поверхностей),- пространственное единство композиции зависит от соотношения объёмов и открытых пространств, от величины и геометрической формы тех и других, от характера формирующих пространство плоскостей, статичного или динамичного равновесия всех структурных направляющих пространства, будь то его оси или границы.
композицию следует проектировать, а не пытаться получить ее методом проб и ошибок в результате случайных озарений или спонтанных всплесков. Творческий процесс это синтез образного и логического начала
Композиция бывает одноплановая, двухплановая, трехплановая и многоплановая. Может иметь один, два или несколько композиционных центров. Иногда, но редко, может их не иметь (текстильные композиции).
Слайд 3ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА (средства выразительности, изобразительные средства) -
простые элементы композиции, при
помощи которых создается изображение. Включают в себя 3 группы.
Первая группа
(простейшие элементы): точка, линия, пятно. Они имеют общие характеристики, ориентация на которые позволяет воспроизвести определенное психоэмоциональное состояние (форма, нажим (толщина), направление (температура), количество и размер, расположение в формате).
Вторая группа: цвет, тон, фактура (обладают качеством принадлежности к первой группе, то есть точка, линия и пятно могут иметь одинаковый цвет, тон, фактуру (если выполнены в одном материале и одной технике)).
Третья группа: светотень, ракурс, перспектива (комплексные средства, включающие в себя элементы предыдущих групп).
Слайд 4Характеристики простых элементов
В.Кандинский
«Точка и линия на плоскости»
Слайд 5Композиционные средства (средства гармонизации) -
организуют и гармонизируют простые элементы композиции
для создания законченного образа. Включают в себя 4 группы.
Первая группа:
простой метр, сложный метр, простой ритм, сложный ритм, свободный (хаотичный) ритм.
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов.
Слайд 6Метрический ряд характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между
ними. Повторение одного объекта через один интервал = простой метр.
Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам = сложный метр.
Метр может быть безынтервальным, интервальным, уплотненнным, разреженным.
А также беспериодным, периодным.
Слайд 7Ритмический ряд характеризуется закономерным (равномерным) изменением одного (простой ритм) или
двух и более параметров объекта (сложный ритм).
Равномерное изменение высоты (простой
ритм)
Равномерное изменение ширины и тона (сложный ритм)
Изменение объектов в ряду без закономерности
(Джорджо Моранди)
Слайд 8Орнамент = метрический ряд
Фрактал = ритмический ряд
Слайд 9Композиционные средства (средства гармонизации) -
организуют и гармонизируют простые элементы композиции
для создания законченного образа. Включают в себя 4 группы.
Вторая группа:
симметрия, асимметрия, дисимметрия, антисимметрия.
Гармонизация на основе использования симметрии/асимметрии предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее двух уравновешивающих друг друга элементов и ориентира для установления равновесия (центр, ось).
Слайд 10Симметрия (происходит от греческого συμμέτρια — соразмерность). Объект или процесс
называется симметричным, если он после некоторого преобразования совпадает сам с
собой.
Асимметрия (происходит от греческого ασυμμέτρια — несоразмерность) - отсутствие или нарушение симметрии.
Диссимметрия – нюансное (небольшое) отклонение от симметрии.
Антисимметрия - тождественность всех параметров уравновешиваемых объектов, кроме одного, диаметрально противоположного.
Слайд 11Смысловая антисимметрия
Пукирев Василий
«Неравный брак»
1862 г.
Слайд 12Симметрия
Центральная
Осевая
Винтовая
Симметрия может быть центральной (относительно центра/точки), осевой
(относительно оси/линии), винтовой (относительно точки (вид сверху; проекция на горизонтальную
плоскость) и линии (вид спереди; проекция на фронтальную плоскость) одновременно).
Слайд 13Композиционные средства (средства гармонизации) -
организуют и гармонизируют простые элементы композиции
для создания законченного образа. Включают в себя 4 группы.
Третья группа:
контраст, нюанс, тождество.
Тождество – равенство, полное совпадение свойств объектов.
Нюанс - слабое различие элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную и мелкую зернистость, в цвете - оранжево-красные и красные оттенки и т.д.
Контраст – противоположность, резкое различие.
Слайд 14Композиционные средства (средства гармонизации) -
организуют и гармонизируют простые элементы композиции
для создания законченного образа. Включают в себя 4 группы.
Четвертая группа:
пропорции, масштаб.
Слайд 15Пропорции -
(лат. proportio — соразмерность, выравненность частей; определённое соотношение частей между
собой) закономерное соотношение величин частей художественного произведения между собой, а
также каждой части с произведением в целом. В истории искусства были созданы различные системы пропорций — как архитектурных пропорций, так и пропорций, используемых при изображении человеческого тела и лица.
Уже в древнем мире архитекторы и художники выработали основополагающие модули и геометрические построения, отражающие реально существующие закономерности и связанные с мифологическими представлениями о гармонии Вселенной.
Пропорции преимущественно основывались на кратных отношениях целых чисел.
Однако, с древности известны также системы П., базировавшиеся на иррациональных отношениях (золотое сечение, диагональ квадрата).
Слайд 16При изменении масштаба пропорциональные отношения не меняются
Слайд 17Масштаб -
(от нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») —
в широком смысле это отношение двух линейных размеров. Во многих
областях практического применения масштабом называют отношение размера изображения к размеру изображаемого объекта.