Слайд 2Натюрморт (фр. "мертвая природа" или голл. stilleven, нем.stilleben, англ. still-life
"застывшая жизнь") - жанр посвященный изображению неодушевленных предметов.
Жанр достаточно молодой
и начал появляться лишь в 15-16 веках как часть композиции, окончательно сформировался в 17 веке в нидерландской и фламандской живописи. Получил развитие в 18-20 веках в европейской, русской, американской живописи.
Хороший натюрморт рождается задолго до того,
как вы возьмете в руки краски и кисть, фотоаппарат
Слайд 3Идея натюрморта
Примеры тематики натюрморта:
- предметы искусства
- охотничий натюрморт
- цветы и
фрукты
- о смысле жизни
- завтрак
- национальный
- дачный
- учебный
Интересно, что в
живописи старых мастеров было 2 типа натюрморта:
- "вещи человека" (личные, характеризующие человека, например "суета сует")
- "вещи для человека" (например "цветы и фрукты", "битая дичь")
Слайд 4Подбор предметов натюрморта:
Основные ориентиры по подбору предметов для интересного натюрморта:
-
Предметы подходят по смыслу
- Предметы имеют разные формы и пропорции
-
Разнообразие предметов по размерам. Используйте крупные, средние и мелкие объекты для более интересного ритма.
- Цветовая гармония. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету.
- Разнообразие текстур и фактур. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга.
Помните о самом важном правиле:
предметы должны вам нравиться, вызывать эмоциональный отклик,
натюрморт должен всячески вдохновлять вас на его написание.
Слайд 5Композиция натюрморта
О чём стоит задуматься при расстановке предметов:
1. Определяемся с
форматом: горизонтальный, вертикальный или квадрат?
2. Расположение предметов будет симметричное или
асимметричное?
3. Будет ли использована какая-то композиционная схема: треугольник, круг, диагональ?
Слайд 6Формат композиции натюрморта
Горизонтальный формат - наиболее распространен, т.к. подчеркивает плоскость
стола и позволяет расставить большое количество предметов.
Он располагает к задумчивому
движению, передает идею покоя, изобилия, неторопливого разглядывания, релакса.
Вертикальный формат более подвижный и дает ощущение идеи роста.
Этот формат подойдет для изображения цветов, веток, высоких ваз.
Квадратный формат легко ловит и концентрирует восприятие зрителя.
В нём нет движения вширь или ввысь, появляется круговое движение и устремленность в центр. Он даёт ощущение стабильности.
Круглый или овальный форматы встречаются довольно редко, поскольку неудобны для оформления.
Слайд 7Композиционные схемы постановки предметов:
1) Треугольник: в основе такой схемы в
центре располагают высокий предмет, который дополняют более мелкие объекты в
основании треугольника.
2) Круг: подходит для квадратного формата, когда нет одного доминирующего по размеру предмета. Взгляд зрителя как бы скользит по кругу, обозревая натюрморт.
3) Диагональ: дает подвижную композицию и зачастую ощущение внутреннего дисбаланса. Подходит для передачи движения, хаоса, а также для акцента на пустую часть формата. Там, например, может быть окно с пейзажем.
Слайд 9Расположение предметов:
Симметрия: даёт ощущение стабильности и незыблемости.
Ассиметрия: более притягивает взгляд,
поскольку появляется динамика и интерес, основная проблема при этом -
создать равновесие композиции.
Линии золотого сечения: правильные гармоничные пропорции, созданные самой природой. Объекты, расположенные в фокусных точках, на пересечении линий золотого сечения или, как альтернативы, третей непроизвольно притягивают взгляд зрителя.
Свободное расположение предметов - бесфоновый натюрморт, взгляд сверху, рассыпанные предметы, ощущение дыхания, света, свободы.
Плотное расположение предметов - стабильность, благородство, наполненность - близкое расположение предметов друг к другу.
Слайд 11Композиционный центр
Это главное место в картине, куда чаще всего направляется
взгляд зрителя. Целесообразно именно здесь располагать предмет, проявляющий идею натюрморта.
Композиционный
центр - место или объект, который в первую очередь притягивает взгляд зрителя.
Может проявляться различными способами (светлое на темном, создание иной формы, более сложной, контрастность, цвет).
Слайд 12Ритм
Расставляя предметы, следите за их чередованием, повторяемостью - ритмом. Целесообразно
использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Композиционный центр
и ритм рождают пластику натюрморта -
движение глаза по картине.
Слайд 13Чего следует избегать при постановке предметов:
одинаковых по форме объектов
несоразмерных объектов
(очень большие и очень маленькие, рекомендуется использовать 3 размера: большой,
средний, маленький)
выстраивания предметов на одной линии
отсутствия перегораживая (когда все предметы видны целиком, перегораживание дает эффект глубины пространства)
совмещения осей у симметричных предметов
соприкосновения силуэтов
"лесенки«
неуравновешенности частей (когда одна часть композиции перевешивает другую)
дробности
слияния силуэтов
Слайд 14ВАЖНОСТЬ ФОНА
ОГРАНИЧЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО (Неглубокое пространство, например, позволяет больше сосредоточиться на
предметах)
ДРАПИРОВКИ (Драпировки добавляют натюрморту цельности, собирают разрозненные части за счет
пластики складок. Кроме того, яркий цвет драпировок вносит рефлексы на предметы, и это служит объединяющим живописным началом для натюрморта)
ФОН С ОКНОМ (Изображение окон в натюрмортах появилось в 19 веке с течением импрессионизма. Окно дает композиции ощущение большего пространства, открытости, дыхания и света)
ИНТЕРЬЕР (Фоном для натюрморта может послужить целый кусок комнаты, где видны мебель и даже персонажи, как здесь)
Очень многое зависит от фона, он может давать необходимую пластику и единство цвета.
Слайд 15Колористическое единство
Очень важно следить за гармонией цветовых сочетаний в натюрморте.
Для этого можно использовать определенную цветовую схему: сочетание нюансных оттенков,
только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Кроме того, обязательно должен присутствовать ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту.
Слайд 16Свет
Свет поможет выделить главный объект, а также придать всей композиции
цельность.
Свет может играть эмоциональную роль, являясь одним из главных
действующих персонажей, задавая настроение.
Свет может быть и отдельным, очень важным, объектом композиции (например, свеча).
Слайд 17Примеры неудачного набора предметов
Верхний ряд:
1) все линии силуэтов прямые -
выглядит скучно
2) все линии силуэтов со сгибами
3) все предметы горизонтальные
- не хватает вертикалей
Нижний ряд:
3) одинаковая форма оснований у всех объектов
4) все объекты имеют ручки и сложные элементы
5) все основания равны по площади