Разделы презентаций


Композиция романа А.С.Пушкина Евгений Онегин

Содержание

Цель Введение понятия «реализм»Знакомство с особенностями композиции Знакомство с ролью композиционных частей романа для раскрытия основного замысла писателя

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Работа учителя русского языка и литературы МОУ

СОШ № 46 г.Белгорода
Захаровой Л.Н.

Композиция романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.

Слайд 2Цель
Введение понятия «реализм»
Знакомство с особенностями композиции
Знакомство с ролью

композиционных частей романа для раскрытия основного замысла писателя

Цель Введение понятия «реализм»Знакомство с особенностями композиции Знакомство с ролью композиционных частей романа для раскрытия основного замысла

Слайд 3Жанр произведения
Жанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где

лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования

к лирическим отступлениям.
ВЫВОД: жанр свободного романа во многом определил композицию «Евгения Онегина».
Жанр произведенияЖанр – роман в стихах, т.е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно

Слайд 4Сюжетные линии романа
1 сюжетная линия

Онегин – Татьяна:
Знакомство – вечер у Лариных (Пора пришла –

она влюбилась)
Разговор с няней – письмо Онегину
Через два дня объяснение в саду
Сон Татьяны. Именины
Татьяна приходит в дом Онегина
Отъезд в Москву
Вечер у Татьяны (Сомненья нет увы! Евгений в Татьяну как дитя влюблен…)
Письмо к Татьяне. Объяснение

2 сюжетная линия
Онегин – Ленский:
Знакомство в деревне
Разговор после вечера у Лариных (Неужто ты влюблен в меньшую? А что? Я выбрал бы другую,
Когда б я был как ты поэт)
Именины Татьяны
Дуэль


Сюжетные линии романа   1 сюжетная линия   Онегин – Татьяна:Знакомство – вечер у Лариных

Слайд 5Композиция
Глава 1 – развернутая экспозиция
Глава 2 – завязка II

сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)
Глава 3 – завязка I

сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной)
Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка II сюжетной линии)
Глава 8 – развязка I сюжетной линии

Композиция Глава 1 – развернутая экспозицияГлава 2 – завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским)Глава 3

Слайд 6Открытость романа – важная композиционная особенность
Необычность развязки –

отсутствие определенности – два пути Ленского:

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден…

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел

Развязка I линии:
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда.
Открытость романа – важная композиционная особенность  Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского:

Слайд 7 Основной принцип романа – симметрия и параллелизм.

Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и

8 главах:
встреча – письмо – объяснение
Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным.

Принцип организации романа

Основной принцип романа – симметрия и параллелизм.  Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации

Слайд 8Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина

Онегин



- Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать
Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство!
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я…



Татьяна




Я вас люблю (к чему лукавить?)…

Параллелизм романа

Цельность Татьяны противопоставляется натуре ОнегинаОнегин

Слайд 9 2. Два письма, композиция которых параллельна
Ожидание ответа

– реакция адресата – два объяснения
3. Петербург играет обрамляющую

роль (появляется в 1 и 8 главах)
4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава)

2. Два письма, композиция которых параллельна  Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3.

Слайд 10Антитеза частей романа
Глава 1 - Петербург – жизнь

Онегина
Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

Антитеза частей романаГлава 1 -   Петербург – жизнь ОнегинаГлава 2 -    Деревня

Слайд 11Основная композиционная единица романа - глава
Каждая новая глава

– новый этап в развитии сюжета.

Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.
Основная композиционная единица романа - глава  Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета.

Слайд 12Композиционная роль лирических отступлений
Лирические отступления связаны с

сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых , неподкупных,
Непостижимых для ума…
2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII – LX).

Композиционная роль лирических отступлений   Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам:

Слайд 13Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу.
Начало 8 главы:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал…
Конец 1 главы:
Иди же к невским берегам
Новорожденное творенье.
И заслужи мне славы дань:
Кривые толки шум и брань.
Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.
У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал…

Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы:

Слайд 14Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.
Перед объяснением с Онегиным;
Перед

сном Татьяны;
Перед дуэлью.
Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать

лирическое и эпическое:
Все это значило, друзья:
С приятелем стреляюсь я.

Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия.Перед объяснением с Онегиным;Перед сном Татьяны;Перед дуэлью.Часто содержат обращения к читателю,

Слайд 15Композиционная роль пейзажа
Показывает ход времени в романе.
Характеризует духовный мир героев.
Часто

сопутствует образу Татьяны.

Композиционная роль пейзажаПоказывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны.

Слайд 16Роль вставных элементов
Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их

самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом.
Сон Татьяны

– ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции.
Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе:
- песня девушек – перед объяснением с Онегиным;
- сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

Роль вставных элементовПисьма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг

Слайд 17Композиционная роль внутреннего времени романа
Не всегда

романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи

(например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».
В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел; стремглав… поскакал; стрелой взлетел по мраморным ступеням.
В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.
Композиционная роль внутреннего времени романа    Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени,

Слайд 18Композиционная роль предметно-бытовой детали
Новые вещи знаменуют новый этап в жизни

героя и, соответственно, в организации романа

Композиционная роль предметно-бытовой деталиНовые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

Слайд 19Авторское отношение к композиции
Несмотря на

четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко

и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку.
Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.
Авторское отношение к композиции     Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится

Слайд 20Домашнее задание
Подготовить коллективные ответы на вопросы (по группам):
Мое представление об

Онегине.
Мое представление о Ленском.
Мое представление о Татьяне.
2. Выучить наизусть отрывок

из 1 главы романа от слов: «Мой дядя самых честных правил…»
Домашнее заданиеПодготовить коллективные ответы на вопросы (по группам):Мое представление об Онегине.Мое представление о Ленском.Мое представление о Татьяне.2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика