Слайд 1Михаил Афанасьевич Булгаков
«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Слайд 2Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель
все равно скажет то, что хочет сказать.
Не верю в светильник
под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель все равно скажет то, что хочет сказать.
М.Булгаков
Слайд 5Черновые варианты названий: «Гастроль», «Сын», «Чёрный маг», «Копыто инженера»
1931 год:
«Консультант с копытом»
1932 год: «Сатана», «Чёрный богослов», «Он появился», «Подкова
иностранца»
Слайд 8КОМПОЗИЦИЯ РОМАНА
Роман в романе.
2. Московские события со времени
встречи и спора Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» и до
того, как Воланд со своей свитой вместе с Мастером и его возлюбленной покидают город, происходят всего за 4 дня.
3. Евангельские главы, действие которых происходит в течение одного дня, переносят нас почти на 2 тысячи лет назад.
4. Мастер появляется лишь в 13 главе «Явление героя»
5. Всё происходит почти в одно время; время года – лето.
Слайд 9Троемирие - основная концепция булгаковского романа.
Три мира в романе
- три времени в романе
Библейский мир – «Ершалаимские главы»
Современный мир
- «Московские главы»
Вечный потусторонний мир
Три мира «Мастера и Маргарита» имеют не только параллельные структуры персонажей, но и целый ряд параллельных эпизодов и описаний.
Слайд 11Двойники в романе:
Триада:
Понтий Пилат – Воланд – профессор Стравинский
Афраний –Фагот-Коровьев
– врач Фёдор Васильевич
Марк Крысобой – Азазелло – Арчибальд Арчибальдович
Иосиф Каифа – Берлиоз – неизвестный в торгсине
Низа – Гелла – Наташа
Иуда – барон Майгель – Алоизий Магарыч
Левий Матвей – Иван Бездомный – поэт Рюхин
Пёс Банга-кот Бегемот – милицейская собака Тузбубен
Слайд 12Диада :
Иешуа Га-Ноцри
– Мастер
Монада
:
Маргарита – основная структурообразующая единица романа.
Слайд 17 Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени
Азазел. Так зовут отрицательного героя падшего ангела, который научил людей
изготовлять оружие и украшения.
Вероятно, Булгакова привлекло сочетание в одном персонаже способности к обольщению и к убийству. Именно за коварного обольстителя принимаем Азазелло Маргарита во время их первой встречи в Александровском саду. «Совершенно разбойничья рожа!» – подумала Маргарита»
Но главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера предателя Барона Майгеля. В эпилоге романа этот падший ангел предстаёт перед нами в новом обличии: «Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо … Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца
Слайд 19 Этот персонаж – старший из подчинённых Воланду демонов, черт и
рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре-иностранце и бывшим регентом церковного
хора.
Булгаковский персонаж худ, высок и в мнимом подобострастии, кажется, готов сложиться перед собеседником втрое (чтобы потом спокойно ему напакостить).
Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски-личины: пьяницы-регента, гаера, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце. Лишь в последнем полете Коровьев- Фагот становится тем, кто он есть на самом деле – мрачным демоном, рыцарем Фаготом, не хуже своего господина знающим цену людским слабостям и добродетелям.
Слайд 20Кот Бегемот
В основном появляется в обличии огромного черного кота, ходящего
на двух лапах и разговаривающего. Но временами появляется и в
человеческом обличии. Тогда это маленький толстяк, чье лицо невероятно напоминает кошачью морду. Бегемот - веселый персонаж. Булгаков отмечает, что одна из основных его функций - потешать Князя Тьмы. После преображения во время полета под лунным светом мы видим, "худенького юношу". На самом деле он был "демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире".
Слайд 22 Это собирательный образ, который рисует Булгаков. Он сатирически передает нам
портреты своих современников. В самом начале романа мы видим Михаила
Александровича Берлиоза, председателя МАССОЛИТа (союза литераторов). На самом деле, этот человек не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Берлиоз полностью подделывается под время. Под его руководством весь МАССОЛИТ становится таким же. Туда входят люди, умеющие подстраиваться под начальство, писать не то, что хочется, а то, что нужно. Там нет места истинному творцу, поэтому критики начинают гонение на Мастера.
Это творческий псевдоним
Ивана Понырева. Иван Бездомный - персонаж, который на протяжении романа претерпевает эволюцию. В начале произведения мы видим его членом МАССОЛИТа, молодым поэтом, пишущим стишки на заданные темы.
Бездомный попадает в психиатрическую лечебницу. Так он наказывается за то, что выдавал за истинное творчество жажду славы и именитости.
В больнице Бездомный встречает Мастера и обещает больше не писать стихов, осознав, какой вред несет псевдотворчество. В дальнейшем, он станет большим ученым-историком.
Слайд 26Домашнее задание.
- Как связаны между собой три мира: современный, московский
и ершалаимский? Кто является представителями этих трёх миров? К какому
из них вы отнесёте Маргариту? Воланда?
- Подготовить сообщение (по содержанию романа) о свите Воланда.
- Подготовить сообщение: кого и за что наказывает Воланд (1 часть, гл.12)
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Буфетчик (гл.18)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Слайд 27Не верю в светильник под стулом. Рано или поздно писатель
все равно скажет то, что хочет сказать.