Слайд 1
Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
Концепция
долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года
Слайд 2Вызовы предстоящего долгосрочного периода
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции,
охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей
силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Слайд 3Целевые ориентиры
В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров
по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой
цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.
Слайд 4Высокие стандарты благосостояния человека
Уровень доходов и качество жизни россиян
к 2020 году достигнет показателей, характерных для развитых экономик.
Это
означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности.
Обобщающий показатель уровня жизни - валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - увеличится с 13,9 тыс. долларов США в 2007 году (42 процента от среднего уровня государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития) до более чем 30 тыс. долларов США в 2020 году (70 процентов).
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60 - 70 процентов (2007 год - около 50 процентов), средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 году около 30 кв. м на человека (или около 100 кв. м на среднестатистическую семью).
Доля населения, проживающего в местах с неблагоприятной экологической обстановкой, снизится с 43 процентов в 2007 году до 14 процентов в 2020 году.
Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое.
Слайд 5Социальное благополучие и согласие
В России сформируется общество, основанное на
доверии и ответственности
Это будет достигнуто за счет обеспечения равных возможностей
для социальной мобильности талантливых представителей всех слоев общества, реализации социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения и проведения политики, направленной на интеграцию мигрантов.
Слайд 6Этапы инновационного развития
Первый этап (2008 - 2012 годы)
реализации и расширении тех
глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика
Второй этап (2013 - 2020 годы)
рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.
Слайд 7приоритеты социальной и экономической политики на первом этапе
в области
развития человеческого потенциала:
принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья
населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;
выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;
создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;
возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;
создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;
развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве;
либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства
Слайд 8На первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы
увеличение
ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;
рост валового внутреннего продукта -
137 - 138 процентов;
рост производительности труда - 140 - 141 процент;
рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;
рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;
расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 процента валового внутреннего продукта;
расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 процента валового внутреннего продукта;
расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.
Слайд 9Развитие человеческого потенциала
Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух
типов:
направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных
секторов экономики;
улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Слайд 10Развитие образования
Стратегическая цель государственной политики в области образования -
повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным
потребностям общества и каждого гражданина.
Слайд 11Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач
.
Первая задача -
обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:
обновление структуры сети
образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;
обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;
обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Слайд 12Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального
развития, в том числе:
создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие
детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.
Слайд 13Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и
переподготовки профессиональных кадров, в том числе:
создание системы внешней независимой сертификации
профессиональных квалификаций;
создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.
Слайд 14Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных
услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем
создания:
прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Слайд 15целевые ориентиры развития системы образования:
к 2012 году:
формирование сети научно-образовательных центров
мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих
кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов;
повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
повышение доли (не менее чем на 70 процентов) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса;
ужесточение лицензионных и аккредитационных требований к учреждениям и программам высшего профессионального образования;
Слайд 16создание программ прикладного бакалавриата (не менее чем по 15 процентам направлений
подготовки), обеспечивающих современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных в
сфере инновационной экономики;
обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования социокультурных образовательных комплексов, центров квалификаций, федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, ресурсных центров);
развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования, перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
Слайд 17становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации
образовательных программ;
формирование национальной квалификационной структуры с учетом перспективных требований опережающего
развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан, обновление государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;
переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;
переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность нуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения;
создание в образовательных организациях органов самоуправления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
Слайд 18введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений,
учитывающих качество и результативность их деятельности;
разработка стандартизированной программы повышения квалификации
"Современный образовательный менеджмент" на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных учреждений и проведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений;
создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения, распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ, вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений;
создание системы общественных рейтингов образовательных учреждений, программ непрерывного профессионального образования;
Слайд 19целевые ориентиры развития системы образования:
к 2020 году:
формирование около 20 научно-образовательных центров
мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих
кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей;
увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);
создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;
Слайд 20введение в действие единого механизма государственной (итоговой) аттестации выпускников на
всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками итоговой аттестации во
внешних независимых аттестационных центрах;
внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования;
внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;
наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентов мигрантов трудоспособного возраста;
обеспечение возможности каждому ребенку до поступления в первый класс освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения;
Слайд 21расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных
образовательных учреждениях;
институциональное обеспечение поддержки семейного воспитания детей во всех муниципальных
образованиях;
усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах - не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);
обеспечение условий, при которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинг-листа результатов международных сопоставительных исследований;
Слайд 22наличие не менее 10 - 12 современных студенческих городков и центров сопровождения
одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных центрах;
увеличение доли
средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;
обеспечение значения показателей среднего возраста профессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития;
предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку;
создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций;
Слайд 23создание программ развития персонала, включающих в себя финансирование программ подготовки,
переподготовки, повышения квалификации работников не менее чем 60 процентов предприятий и
организаций;
аккредитация не менее 15 процентов программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;
получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов;
обеспечение возможности каждому учащемуся получать образование в современных условиях;
увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств - участников СНГ.
Слайд 24увеличение общих расходов на образование
с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах)
до 7 процентов в 2020 году,
в том числе увеличение расходов бюджетной системы
- с 4,1
процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.
Слайд 25Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий
осуществление модернизации кадровой
политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем
создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов деятельности, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок)