Слайд 1Конфликт в межличностных отношениях
10 класс, обществознание, профильный уровень
Слайд 2Упражнение “Снежинки”
Главное условие – работать молча, не смотря на соседей.
Возьмите
листок бумаги. Сложите его пополам. Оторвите правый верхний угол. Сложите
еще раз пополам. Еще раз оторвите правый верхний угол. Ещё раз сложите пополам. И еще раз оторвите правый верхний угол. Теперь разверните листок и покажите всем получившуюся снежинку (поднимите её вверх).
Обсуждение: Почему все снежинки получились разными?
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызывать конфликты.
Слайд 3Конфликт
от латинского
conflictus – столкновение
Слайд 4Проблематику конфликтов изучают различные науки: социология, политология, социальная психология, юриспруденция,
философия, логика и др. В результате интеграции перечисленных наук появилась
специальная область знания — конфликтология, которая исследует содержание, причины, условия, механизмы, закономерности возникновения, протекания, разрешения, регулирования конфликтов.
Слайд 5Учёные-конфликтологи:
Валентин Иванович Андреев
Наталья Владимировна Гришина
Борис Иосифович Хасан
Хелена Корнелиус
Шошана
Фэйр
Слайд 6Конфликт – это:
процесс резкого обострения
противоречий
и борьбы
двух
или
более
сторон-
участников
в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого
из участников
актуализиро-вавшееся
противоречие,
то есть воплощённые во взаимодействии
противостоящие
ценности, установки, мотивы
противостояние
двух субъектов,
проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление
противоречий
Слайд 7Структура конфликта
Модель 1
Исходит из признания существования:
Конфликтной ситуации – основы для
конфликта;
Объекта конфликта – того, чем хотят овладеть оппоненты (власть,
авторитет, должность и т.д.);
Участников (оппонентов) – «носителей» противоположностей, разнонаправленных тенденций (целей, интересов, установок и т.д.)
Участники конфликта руководствуются установкой «выиграть, победить», «не проиграть». В этом случае конфликтная ситуация может рассматриваться как потенциальная зона, в которой возможна профилактика конфликта или его разрешение в безопасных формах
Модель 2
Исходит из того, что в нем представлены следующие элементы:
Стороны (участники) конфликта;
Условия протекания конфликта;
Образы конфликтных ситуаций, которые имеются у участников до начала инцидента;
Возможные действия участников конфликта, направленные на оппонента, или стратегия поведения;
Исход конфликтных действий, который зависит как от выбора стратегии поведения, так и от содержания всех остальных структурных элементов
Слайд 8ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ
Конфликтный человек – это человек, который чаще других
создает и вовлекает других в конфликтные ситуации и конфликты.
Объект
конфликта – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения личностно значимой проблемы.
Слайд 9ПОНЯТИЕ О КОНФЛИКТЕ
Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон)
конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное
овладение объектом обостренного встречного интереса.
Конфликт – это резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент) двух или более участников (субъектов) в процессе решения проблемы (объект), имеющий деловую или личную значимость для каждой из сторон.
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент
Слайд 10Кто же является участником конфликта?
Прямые участники
Те, чьи интересы и цели оказались недостижимыми в неизменном виде
в результате сложившейся конфликтной ситуации
Непосредственные участники
Те, кто своими непосредственными действиями вовлечен в конфликт взаимодействий
Слайд 11Участники конфликта
Свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны
Подстрекатели-
это те, кто подталкивает других участников к конфликту
Посредники — это
люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт
Пособники — это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами
Слайд 12Выделите субъекты и предмет конфликта в следующем примере:
«В садовом товариществе
возник спор из-за границ участков между садоводами и председателем кооператива.
Спор перерос в драку. На место происшествия выехала милиция».
Слайд 13ТИПЫ КОНФЛИКТОВ
По степени остроты противоречий, которые возникают, конфликты могут быть
подразделены на следующие
Слайд 14ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
Внутриличностный конфликт постоянно сопровождает любые конфликты, участником которых является
данная личность.
Личностная тревожность - базовая черта личности, которая формируется
и закрепляется в раннем детстве и проявляется в состоянии повышенного беспокойства.
Мотив избегания неудач - это стойкая тенденция человека добиваться решения своих дел не хуже большинства других лиц.
Ситуационная тревожность – это внешнее проявление тревожного поведения индивида в конкретной ситуации, которая, однако, не связана с наличием у него личностной тревожности.
При неблагоприятных условиях тревожность может способствовать фрустрации, т.е.временного состояния эмоционального расстройства, связанного с переживанием неудачи в достижении поставленной цели или тщетностью усилий, прилагаемых для ее достижения.
Слайд 16Внутриличностный (ролевой ) конфликт
Слайд 17МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ
Этот тип конфликта самый распространенный. Это конфликт, который проявляется
между различными субъектами (личностями).
Схематично межличностный конфликт можно изобразить так:
Слайд 19Конфликт между личностью и группой
Это конфликт, возникающий в результате противоречий
между личностью и группой.
Схематично конфликт между личностью и группой можно
изобразить так:
Слайд 20Социальный конфликт
К каким видам конфликтов вы отнесете: шахтерские забастовки, политические
перевороты, акции гражданского неповиновения, жалобу жильцов РЭУ на протечку крыши
дома.
Слайд 22 Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на
завтра, а по телевидению показывают интересный фильм
Друг взял
у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: “Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти»
Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес
Слайд 24Объясните фразу социолога:
«Чем масштабнее конфликт, тем он реже случается».
Слайд 25Предмет конфликта
Процесс конфликта
ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
Межличностный конфликт - это результат ситуации,
в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие
с потребностями, целями и представлениями другого
Цель, мотивы, интересы, ценности, установки
Цель, мотивы, интересы, ценности, установки
+
-
СКАНДАЛ
ВРАЖДА
ССОРА
ВОЙНА
ФОРМЫ
2
Слайд 26ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧЕБА
СЕМЬЯ
ОБЩЕСТВО
СФЕРЫ
ПРОЯВЛЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
КОНФЛИКТОВ
НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТ
Ситуация: В
период ухаживания Николай клялся, обещая Нине, носить ее на
руках.
Что произойдет, если ожидания Нины не оправдаются?
КОНФЛИКТ
3
Слайд 276
ОСНОВАНИЯ
КЛАССИФИКАЦИИ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА
Предмет спора, столкновения, вражды и т.д.
Состав и характеристики участников конфликта
Место происхождения конфликта
Стратегии и методы урегулирования конфликта
5. Затрагивают
интересы не только субъектов, но и тех, с кем они непосредственно связаны отношениями
1. Противоборство людей происходит непосредственно, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву)
3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
отличительные особенности межличностных конфликтов
Слайд 28Задания
назовите причины конфликтного поведения людей. Предполагаемые ответы запишите их в
тетради.
Слайд 29ОБЪЕКТИВНЫЕ
Ресурсно-материальные
недостаток материальных средств;
бытовая неустроенность
Социально-отношенческие
Использование служебного положения в личных целях; отношение начальник и подчиненный; отношение родителей и детей и др.
СУБЪЕКТИВНЫЕ
Возрастные, индивидуальные, половые особенности личности
стремление к превосходству; разный жизненный опыт; разные представления о нравственных ценностях; способы поведения, агрессивность; эгоизм, грубость; нарушение обещаний; ожидание и реальное поведение и др.
ВСЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ СВЯЗАНЫ С ФРУСТРАЦИЕЙ И. ПЕРЕЖИВАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
ПРИЧИНЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
7
Слайд 30Принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков.
Попытка обсуждения вопроса
при негативных эмоциональных состояниях партнера
Нарушение персонального физического пространства в ходе
общения.
Перебивание собеседника при высказывании им своего мнения.
Подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело.
Придирки и угрозы.
Проявление недоверия к партнеру, личной антипатии.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,
ПРИВОДЯЩИЕ
К
КОНФЛИКТУ
В КОНФЛИКТЕ ОБЫЧНО МЫ ОЦЕНИВАЕМ СЕБЯ ХОРОШО, А ДРУГОГО УЧАСТНИКА ПЛОХО. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОНФЛИКТ МЫ ВОЗЛАГАЕМ НА СОПЕРНИКА.
8
Слайд 31ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И КОНФЛИКТОВ
Для того, чтобы прогнозировать конфликтную ситуацию
обратимся к формуле:
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация
+ инцидент
Нужно уметь определять:
Кто потенциальные участники возможной конфликтной ситуации и способны ли они спровоцировать инцидент?
Имеется ли проблема (объект)?
Назревает ли и в каком направлении развивается конфликтная ситуация по разрешению проблемы?
Какова вероятность возникновения инцидента?
Слайд 321. Какие тезисы, изложенные в тексте, не подтверждаются примерами?
2. Какие
примеры из личного опыта вы могли бы привести для обоснования
основных идей авторов текста
Карточка №1. Кризис
Кризис как сигнал достаточно очевиден. Когда человек рвет свою связь с партнерами по работе или по любви, ясно, что, судя по всему, мы имеем дело с неразрешенным конфликтом.
Насилие также указывает на несомненное присутствие кризиса, равно как и ожесточенные споры, когда люди оскорбляют друг друга, потеряв контроль над эмоциями. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности – в своем воображении, а иногда и на самом деле.
^ Карточка №2. Напряжение
Это еще один очевидный сигнал. Состояние напряжение искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Наши взаимоотношения обременяются весом негативных установок и предвзятых мнений. Наши чувства по отношению к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства. Ситуация подобна древесному сухостою, готовому к вспышке от первой искры. Если муж просит у жены передать ему солонку, а она отвечает ему на это: «тебе что, не нравится моя стряпня?» - тут мы, вероятно, имеем дело с застарелым конфликтом. Быть может, муж несколько раз поздно вернулся домой, и жена пришла к определенным выводам, не имея достаточно веских на то оснований. Быть может, вся эта история вызвана простым недоразумением, однако в атмосфере напряженности недоразумение может быстро перерасти в конфликт.
^ Карточка №3. Недоразумение
Мы зачастую впадаем в недоразумение. Делая ложные выводы из ситуации, чаще всего из недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение вызвано тем, что данная ситуация связана с эмоциональной напряженностью одного из ее участников. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается.
Практикум
Слайд 33
^ Карточка №4. Инциденты
Сигнал о том, что вы являетесь участником
инцидента, несущего в себе зерно конфликта, обычно незначителен. Какая-то мелочь
может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней оно нередко забывается. В вышеприведенном примере о солонке и кажущемся неприятии мужем приготовленного женой обеда напряженное состояние жены и возникшее недоразумение, предварялось, возможно, несколькими малозначительными на первый взгляд инцидентами. Возможно, муж пару раз не предупредил ее о позднем возвращении с работы. Она решила не устраивать скандала ив тот момент, хотя невнимательность мужа заронила зерно сомнения в ее сознание. Такой сам по себе незначительный инцидент может, будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.
^ Карточка №5. Дискомфорт
Это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае к интуиции полезно прислушаться, более того, ее надо приветствовать. Спросите себя: «Могу ли что-то сделать по этому поводу в данный момент?» Вам может прийти в голову какой-то шаг, о котором вы и не подумали бы в другое время. В другой ситуации ничего иного сделать нельзя, кроме как оставаться начеку.
Если вы научитесь опознавать сигналы дискомфорта и быстр реагировать на них, вы можете зачастую предотвратить возникновение напряжения, недоразумений и кризисов.
Первый шаг в искусстве разрешения конфликтов – это способность воспринимать конфликт как нераскрытую возможность и следить за появлением сигналов конфликта.
Слайд 34Динамика конфликта:
Работа с материалом учебника на стр. 402 -403;
Познакомиться с
этапами протекания конфликта.
Слайд 35Этапы протекания конфликта
Первая стадия (предконфликтная): : проявляется основная проблема (объект
конфликта) , возникает объективная конфликтная ситуация период, в котором конфликтующие
стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступить
Вторая стадия (непосредственно конфликт): объективная ситуация осознается участниками; недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно
Третья стадия (эскалация конфликта): переход к конфликтному взаимодействию; это разрастание конфликта, которое, как правило, сопровождается увеличением количества участников конфликта
Четвёртая стадия (завершение конфликта): полное или частичное разрешение конфликта. это решение его участников о прекращении единоборства ,устранение причин конфликта; разрешение может быть частичным или полным
Слайд 36Поведение личности в конфликте
Кооперация (сотрудничество);
Конкуренция (соперничество).
Слайд 37Задания:
1 группа: текст учебника на стр. 405-406, исследовать линию поведения
человека, склонного к сотрудничеству.
2 группа: текст учебника на стр. 407-408,
исследовать линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта.
Слайд 38ТИПОЛОГИЯ
КОНФЛИКТНЫХ
ЛИЧНОСТЕЙ
«Демонстративные» Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания,
пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на
конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
"Ригидные"- Слово "ригидный" означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых "если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов". Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
"Неуправляемые" Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
"Рационалисты" - Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не "закачается кресло" под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
"Сверхточные" - Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
"Безвольные" Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его "устами глаголет истина".
9
Слайд 3910
ТИПЫ
ТРУДНЫХ
ЛЮДЕЙ
агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не
слушают
жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно
ничего не делают для решения проблемы;
вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится
всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство
молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно
сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом
нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться
максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости
скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента
невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом
ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой»
Слайд 4012
СТРАТЕГИИ
РАЗРЕШЕНИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
КОНФЛИКТА
Уход
от разрешения конфликта. В этом случае вы воздерживаетесь от конфликта и стараетесь не говорить о нем. Результат - проигрыш/проигрыш, и конфликт не разрешен.
Компромисс взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. Результат проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш и ни одна из сторон не получает полного удовлетворения. Конфликт не разрешен.
Сотрудничество путем совместного разрешения проблемы. Результат - выигрыш/выигрыш и обе стороны будут удовлетворены процессом. Конфликт - разрешен
Приспособление одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя и не расстраивать человека. Результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение, но конфликт не разрешен.
Соперничество - подавление противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать». Результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение. Конфликт не разрешен. При этом межличностные отношения в дальнейшем отсутствуют, и наступает физическое и психологическое страдание проигравшего.
Слайд 41Основные стратегии взаимодействий в конфликте
Избегание (уход)
Конкуренция (борьба)
Приспособление
Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта. Избегание отличается минимальной, практически нулевой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов.
Стремление к доминированию и в конечном счёте устранение одной из сторон в конфликте. Конкуренция характеризуется максимальной настойчивостью в удовлетворении собственных интересов.
Уступка противоположной стороне в достижении её интересов вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов.
Слайд 42Сотрудничество
Компромисс
Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта. В содержание интересов
каждой из сторон входит удовлетворение основных интересов другой стороны. Сотрудничество
соединяет максимальную настойчивость в удовлетворении как собственных интересов в конфликте, так и интересов другой стороны.
Взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой стороны.
Слайд 43Игра «Путаница»
Выберите правильное соответствие девиза и стиля.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». «Чтобы я победил, ты должен проиграть». «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Стили поведения в конфликте: 1) Избегание 2) Конкуренция 3) Приспособление 4) Компромисс 5) Сотрудничество
Слайд 44"Ради победы" используются:
Запугивания и угрозы.
Унижения и оскорбления партнера.
Ссылки на свой
авторитет.
Уклонения от обсуждения проблемы.
Лесть партнеру.
Сведения причин конфликта к плохому характеру
человека.
Уловки для отвлечения внимания и тд.
Слайд 45Как успешно разрешить конфликты?
Переговоры
Медиация
Арбитраж
Слайд 46Как успешно разрешать конфликты
Переговоры -это процесс, при котором стороны пытаются
разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой.
Сильная сторона -всё зависит
только от самих сторон — как сам процесс, так и результат непосредственного обсуждения.
Слайд 47Как успешно разрешить конфликт (2)
Медиация -в процесс вступает третья сторона
— посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны
и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берёт на себя всю ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и её исход.
Слайд 48Как успешно разрешать конфликт (3)
Арбитраж — третья сторона контролирует не
только процесс, но и исход конфликта; арбитры решают, что именно
сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение.
Слайд 49Алгоритм действий медиатора:
Первый этап: Выступление сторон.
Второй этап: Прояснение интересов.
Третий
этап: Формулирование повестки дня.
Четвертый этап: Выдвижение предложений.
Пятый этап: Выбор решения.
Давайте
разыграем сценку, применяя приемы медиации.
Слайд 50Приведите в соответствие способ разрешения конфликта и его сущность:
1.
Компромисс
2. Переговоры
3. Посредничество
4. Арбитраж
5. Применение силы
А. Обращение к наделенному специальными
полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы
Б. Одностороннее использование власти или силы той стороны, которая считает себя сильнее.
В. Мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
Г. Использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
Д. Решение проблемы через взаимные уступки сторон
Слайд 51Несколько правил разрешения конфликта:
Конфликтуйте не спеша
Анализируя конфликтную ситуацию, ищите причину
и не “зацикливайтесь” на самом факте конфликта.
Мысленно проиграйте все “позитивные”
и “негативные” стороны, моменты тех или иных вариантов развития конфликта.
Конфликт не стремитесь “замять”, а доведите его до логического конца, если убеждены, что вы правы, что вас поймут и поддержат в коллективе, если не все, то наиболее прогрессивная часть коллектива.
Не конфликтуйте по пустякам.
Слайд 52НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
1. Дайте партнеру «разрядиться». При
его агрессивности помогите ему снизить внутреннее напряжение, что-либо говорить ему
бесполезно. Надо вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.
2. Попросите его спокойно высказать свои претензии. Спросите о фактах, доказательствах, а не о выражении эмоций. Людям свойственно путать факты и эмоции.
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Спросите так, чтобы сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций переключить на положительные. Это может быть просьба о доверительном совете. Или неожиданный вопрос совсем о другом, не значимом для него. Можно напомнить о том, что связано с прошлым и было приятным.
4. Не давая партнеру отрицательных оценок, говорите о своих чувствах. «Я чувствую себя обманутым», но не «Вы меня обманули». Или «Я очень огорчен тем, как Вы со мной говорите», но не «Вы грубый человек».
5. Попросите сформулировать проблему, желаемый результат. Проблема - это то, что надо решить, и ее надо отделить от эмоций. Отделите человека от проблемы и сосредоточьтесь на проблеме. Сконцентруйтесь на интересах, а не на позициях. Разговор на уровне позиций - это борьба сил.
6. Предложите партнеру высказать свои соображения по проблеме и варианты решения. Виноватых искать не надо, надо искать выход из создавшегося положения. Искать взаимоприемлемое решение. Оба должны победить.
7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Держите паузы, пока партнер не остынет. Побеждает тот, кто не дает разгореться конфликту.
14
Слайд 538. В любом случае «сохраните лицо свое и партнера». Не
задевайте его достоинства. Не затрагивайте его личность. Дайте оценку действиям
и поступкам. Можно сказать: «Вы не выполнили свое обязательство», но нельзя говорить: «Вы - необязательный человек». Должно быть соучастие. Партнеры должны чувствовать, что с ними считаются. Непонятый человек раздражается.
9. Уточните смысл его высказываний и претензий. «Правильно ли я вас понял...», «Вы сказали, что...», «Позвольте я перескажу, как я понял...». Это устранит недоразумения. Уменьшит агрессивность.
10. Сохраняйте позицию «на равных». Позиция «сверху» - начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть. Позиция «снизу» - подчиненная, детская, также неэффективная. Позиция «на равных» помогает обоим быть на высоте. Можно использовать метод психологического сближения. Может оказаться, что у партнеров больше поводов для сближения, чем разъединения.
11. Ничего не надо доказывать. Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Пустое занятие. Надо просто установить общие точки зрения, и понять то, что разъединяет партнеров.
12. Если чувствуете свою вину, не бойтесь извиниться. Это обезоруживает партнера и вызывает уважение.
13. Замолчите первым. Не от партнера требуйте: «Замолчи!», «Прекрати!», а от себя. Добиться этого легко. Молчание позволит, выйти из ссоры и прекратить ее - не с кем ссориться. Но молчание не должно быть обидным для партнера. Если оно окрашено злорадством, то это вызовет агрессию.
14. Не давайте характеристик отрицательно-эмоциональному состояния партнера: «Ну вот, полез в бутылку!», «А чего ты бесишься?». Это увеличит конфликт.
15. Уходя, не хлопайте дверью, говоря обидные слова. Ссору можно прекратить, если спокойно и без всяких слов выйти из комнаты.
15
Слайд 54Значение конфликта
Положительные стороны:
источник развития
сигнал к изменению
возможность сближения
разрядка напряжения
«оздоровление» отношений
Отрицательные стороны:
разрушение отношений между людьми
стресс
ухудшение здоровья
Слайд 55Оценить две точки зрения на конфликт. С какой из них
вы бы согласились и почему?
-Для группы конфликт между двумя или
несколькими ее членами –помеха нормальному общению и совместному труду. Возникает необходимость погасить конфликты.Желательно, перемирие враждующих, причем на основе такого компромисса, который не шел бы вразрез с номами нравственности.
-Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что они бесполезны. Они нормальное явление.
Слайд 56Ролевая игра.
Разыграйте конфликтную историю (3 человека: Лена, Марина и их
подруга, которая расскажет об их конфликте)
Определите причину, вид конфликта, роли
участников.
Кто виноват в ссоре?
Можно ли было избежать данный конфликт и каким образом?
Предложите способы разрешения данного конфликта?
Слайд 57Общая подруга рассказывает классу ситуацию: Марина призналась своей близкой подруге
и однокласснице Лене, что ей нравится Дима – парень из
11 класса. Но, как с ним познакомиться, Марина не знает. Через несколько дней она увидела Диму и Лену, гуляющих вместе, но подходить к ним не стала. Лена, по всей вероятности, Марину не заметила. Зато, когда подруги встретились на следующий день, Марина начала обвинять Лену в предательстве. Между подругами вспыхнула ссора.
Мысли Марины: «Я разозлилась на Лену, когда увидела ее с Димой. Она назло пошла гулять с ним. Она еще называлась моей лучшей подругой! Это – предательство, и поэтому, не прощается».
Мысли Лены: «Она появилась так неожиданно. Я просто познакомилась с Димой на курсах английского языка и решила, что это облегчит путь к знакомству с Мариной. Я не ожидала, что Марина нас увидит. Ссориться и рвать дружбу с ней я не хочу. Но ее несдержанное поведение и обвинения в предательстве меня оскорбляет. Но все-таки, какой Дима симпатичный!..»
Слайд 58. Разделите лист пополам. Слева напишите: «Люди, которыми я недоволен» (это
могут быть: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра), знакомые, одноклассники,
друзья, мужчины, женщины, все человечество и т.п.). Справа: «Претензии». Обязательное условие — претензии должны быть конкретными, а не общим выражением эмоций («Брат не дает свой магнитофон», а не «Брат — жадина»). Чтобы принять и простить людей, надо понять, чем они нас не устраивают. Иначе дуться можно до бесконечности, пока не лопнешь, — лучше перестать считать, что окружающие что-то вам должны и принять ситуацию, как она есть. 10 минут.
Обсуждение. Много ли люди вам должны? Реально ли это? Хотели бы вы что-то изменить? Можно ли переделать окружающих?
Упражнение «Претензии»
Слайд 59Закрепление материала
Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из
учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И
вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»
Рассмотреть предложенную ситуацию: 1)определить, к какой группе конфликтов относится ситуация;
2)дать классификационную характеристику, свой ответ аргументировать;
3)предложить способ разрешения конфликта и обосновать свой выбор.
Слайд 60Тест
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах.
Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны,
которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли вы на собраниях с критикой руководства?
а) нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только начальство, но и тех, кто его защищает.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры – моя стихия.
4. Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как вы реагируете, если кто-то лезет в обход?
а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
Слайд 615. Дома на обед подали недосолённое блюдо. Ваша реакция?
а) не
буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь
от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь которая вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Слайд 62Оценка результатов теста
Большая часть ответов под буквой:
А – свое недовольство
скрываете в себе, если что-то не по Вашему, то идет
личностный конфликт. Внешнего проявления избегаете.
Б – Вы способны на рациональный конфликт, давая противнику возможность высказаться в свою защиту. Все конфликты решаете путем соглашения.
В– чаще всего Вы являетесь зачинщиком конфликта, и этот конфликт строится на Ваших эмоциях.
Слайд 63Рефлексия
Нужно, полезно, интересно, необходимо.
Страшно, сложно, неинтересно,
обременительно.
Бесполезно, бесперспективно, безразлично.
Слайд 64Домашнее задание:
. Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 10 кл. Параграф 39. Знание новой
терминологии. Вопросы на стр. 410-411.
Вероятно, в вашей жизни
бывали конфликтные ситуации. Какие уроки для себя вы из них извлекли?
Составить памятку:
«Как ты должен вести себя, чтобы избежать конфликта с родителями, друзьями, учителями?»