Слайд 1
Лекция 3: Конфликты в отдельных сферах
общественной жизни
Вопросы:
1. Политические конфликты: сущность, причины, модели.
2. Этнический конфликт и его специфика.
3. Религиозные конфликты и пути их решения.
Слайд 2Политический конфликт: сущность, причины, модели
Политический конфликт – это конфликт по
поводу распределения властных полномочий, по поводу господства и управления в
обществе.
Причины п/к: 1) К. Маркс: неравноправность классов, появление которых обусловлено собственностью на средства производства; 2) амер. Р. Даль: неравное участие различных социальных групп в принятии управленческих решений, когда интересы некоторых общностей неравно выражены и учтены.
Основные модели сущности п/к: 1) либеральная (раскрывает конфликты между политическими партиями, движениями); 2) авторитарно-консервативная (конфликты между правящей элитой и массами; элитой и контрэлитой); 3) социалистическая (конфликты между социальными группами).
Содержание п/к: явления политической жизни и деятельность ее участников, выливающиеся в различные виды борьбы – между группами за влияние в институтах государственной власти; за доступ к принятию общезначимых решений; за участие в распоряжении ресурсами; за приоритетность своих взглядов и идей.
Слайд 3Структура политического конфликта:
Субъекты п/к – социальное объединение или личность, стремящиеся
посредством специфической политической деятельности реализовать свои, противоположные другим политическим силам,
интересы по поводу политической власти;
Объект п/к – государственная власть; политический режим; конкретная личность полит. руководителя; классовое господство; национальные отношения; территория (ее государственно-административный статус); ресурсы и контроль над ними и др.
Цель – видение субъектом предмета конфликта после конфликтных действий.
Средства и методы деятельности субъектов п /к. Средства – факторы влияния (пропагандистские кампании, забастовки, вооруженные действия, электоральная борьба); методы как способы воздействия на противоположную сторону (насильственный и ненасильственный методы).
Функции п/к – негативные (резкое ослабление полит. системы, ее разрушение, способность повернуть вспять развитие страны), позитивные (сигнализация о возникших противоречиях полит. свойства, способность стать катализатором назревших полит. изменений, возможность для конкурирующих сил четко определить свои позиции).
Социальное и политическое окружение.
Слайд 4Типология политических конфликтов
Внутриполитические:
-конфликты между классами, социальными слоями, группами (от борьбы
в ходе избирательной кампании до гражданской войны);
-конфликты между политическими партиями
или фракциями внутри партии (как правило, не выходят за рамки конституционных норм);
-между основными ветвями власти (принцип разделения властей закладывает такую возможность);
-внутри институтов власти (например, правительственный кризис);
-на межличностном уровне – между отдельными политическими деятелями.
Внешнеполитические (международные):
-конфликты между социально-политическими системами;
-международные конфликты, порождаемые попытками подавить борьбу народа (народов) за свою независимость;
-межгосударственные конфликты.
Слайд 5Политический кризис
Наибольшая угроза для общества – от политических конфликтов, затрагивающих
саму основу политической системы. Для их рассмотрения употребляется понятие политический
кризис.
Виды политического кризиса:
- правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение исполнительными органами его распоряжений;
- парламентский кризис – изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны;
- конституционный кризис – связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституция утрачивает легитимность – правомочность – требуется ее качественный пересмотр);
- социально-политический (общенациональный) кризис – включает все виды предыдущих кризисов, демонстрируя кризис власти. Кризис власти подводит к смене власти. На его основе могут возникнуть революция, контрреволюция, серия крупных реформ.
Слайд 6Технологии предотвращения политических конфликтов
- политическое маневрирование – спектр мероприятий для
преобразования разнообразных интересов в устойчивые политические ориентации, фактически способствующие функционированию
существующей политической власти;
- политическое манипулирование – целенаправленное воздействие на общественное сознание (прежде всего через каналы массовых коммуникаций) в тех или иных политических интересах;
- создание «образа врага» – перекладывание ответственности за нерешенные актуальные проблемы на другие политические силы и отвлечение внимания общества от насущных задач;
- интеграция контрэлиты – персональное (формальное или неформальное) включение представителей контрэлиты в состав правящей элиты либо приобщение организаций и движений, находящихся под влиянием контрэлиты к осуществлению власти;
- силовое давление – от установления открытой тоталитарной диктатуры для насильственного искоренения негативного отношения к системе до применения косвенных методов давления при соблюдении правового порядка (объявление чрезвычайного положения, запрет оппозиционных партий, репрессии различного вида и т.п.).
Слайд 7
Методы завершения, урегулирования, разрешения политических конфликтов:
метод «избегания» - уклонение одной
из сторон от практических действий в конкретной политической ситуации, игнорирование
противоположной стороны;
метод «откладывания» - уход со сцены открытой политической борьбы на неопределенное время, оставление победителю своей политической территории;
метод «социального исключения» - 1) уничтожения противника (в том числе посредством вооруженного насилия); 2) законодательное запрещение (постановка одной из сторон «вне закона»);
компромисс между конфликтующими сторонами (эффективен в случае, если отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер либо стороны имеют общий интерес).
Слайд 8Этнический конфликт
Этнические (межэтнические,
национальные, межнациональные) конфликты в общем виде представляют собой конфликты между
двумя или более этносами (или их представителями).
Этнические конфликты обусловлены не самим фактом существования различных этносов, а условиями, в которых они живут: политическими, социально-экономическими, историческими, связанными с языком, религией, территорией.
Основным признаком этнического конфликта является присутствие феноменов: ксенофобия, национализм, шовинизм. Причем национализм и шовинизм - в решающей степени.
Субъекты этнических конфликтов: этносы; национальные общности как единство коренного народа и национального меньшинства (ассимилированные в нацию этносы); многонациональные образования и входящие в них этнические группы; национальные элиты; национальные движения и др.
Слайд 9
Главные причины современных
этнических конфликтов:
-глобализация –
расширяет взаимодействие народов, но одновременно порождает естественные опасения утратить свои
истор. и этнич. корни;
-территориальные споры; сепаратизм; стремление к самоопределению;
- притязания этноса на более высокий социально-политический статус;
-конкуренция между этносами в сфере разделения труда, в связи с монополизацией различных видов экономической деятельности;
-социальные проблемы, связанные с расслоением по этнич. признаку при доминировании определенного этноса в группах с высоким статусом;
-этно-культурные проблемы, связанные с навязыванием своего языка, национальной культуры и традиций другим этносам;
-этно-религиозные конфликты, связанные с разжиганием религиозной вражды, навязыванием собственной религии другим этносам;
-этно-демографические разногласия; миграции и перемещения, связанные с быстрым изменением соотношения численности коренного населения и расселяющегося на той же территории этноса
-историческая память;
-претензии национальных элит на власть и др.
Слайд 10Территориальные споры как причина этнических конфликтов
Основные причины территориальных споров:
-требования изменения
границ между национально-государственными образованиями (около 2/3 всех конфликтов);
-требования пересмотра границ
– притязания на переход под новую государственную юрисдикцию целых национально-территориальных единиц;
-требования создания (или воссоздания) национальных образований, автономий или районов;
-требования федерализации полиэтнических национально-государственных образований;
-территориальные претензии;
-депортация и репатриация.
Конечной целью территориальных этнических конфликтов зачастую является сепаратизм. Это политическое движение, целью которого является отделение от государства части его территории и создание на ней собственного независимого государства или предоставление части территории страны широкой автономии.
Слайд 11Религия
Религия – символическая система для
восприятия целостности мира и обеспечения контакта индивида с миром как
единым целым, в котором жизнь и действия имеют определенные конечные значения. Это одна из сфер духовной жизни, освоения мира обществом, группой, личностью.
Конечный социальный смысл любой религии – обеспечение духовно-ценностных предпосылок совместной жизни людей. Религия дает индивидам возможность жить сообща и сознавать себя обществом.
Основа, создающая национальную общность – национальное самосознание; важнейший элемент самосознания - религия, возникающая исторически и характерная для данного этноса.
Слайд 12Характеристика религиозности населения Земли - 1
В современном мире:
- 66% - доля религиозного населения от населения
Земли;
- 25% - доля неверующих;
- 6% доля атеистов.
Этот показатель постоянно меняется в зависимости от условий жизни.
По данным на 2009 г.: 63% верующих были приверженцами одной из авраамических религий; из них:
- 33% - христиане;
- 20% - мусульмане;
- 10% - иудеи;
- 10% - индуисты;
- 6% - буддисты;
- 6% - китайские религии.
Слайд 13Характеристика религиозности населения Земли - 2
Наиболее
сильна религия на Африканском континенте (9 из 10 называют себя
религиозными); в Латинской Америке (8 из 10). В США – 7 из 10; Западная, Центральная, Восточная Европа – 6 из 10.
По данным 2006 г. в десятку наиболее атеистических вошли страны:
1) Швеция (от 45 до 85% атеистов),
2) Вьетнам (81%),
3) Дания (43-80%),
4) Норвегия (31-72%),
5) Япония (64%),
6) Чехия (54-61%),
7) Финляндия (28-60%),
8) Франция (43-54%),
9) Южная Корея (30-52%),
10) Эстония (49%).
Россия в этом списке на 12 месте – (24-48%).
Слайд 14Религии и веротерпимость
Выдержки из священных
книг:
Индуизм: «Не делай другому то,
от чего больно тебе».
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжела- тельностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову».
Иудаизм: «Не делай ближнему того, от чего больно тебе».
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
В то же время в священных книгах можно найти и другие призывы, в частности, к борьбе с неверными. В Коране в 9-й суре «Покаяние» запечатлен призыв пророка Мухаммеда к открытому конфликту: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными».
Евангелие от Матфея содержит обращение Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».
В рамках конфликтологии отправным является тезис: религия может действовать как фактор, несущий и интеграцию, и конфликт.
Слайд 15Характеристика религиозности населения в России
В России (данные
2010 г.) исповедуют:
- православие –
75%,
- ислам – 5%,
- католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм – по 1%.
Неверующие – 8%.
Хотя многие отождествляют себя с православием в силу национального самосознания и культуры, РПЦ полагает: 30% - действительно христиане, остальные только хотят ими быть.
Слайд 16Религиозный конфликт и его причины
Религиозный
конфликт – конфликт абсолютных ценностей. Зачастую конфессиональную форму приобретает другой
по типу конфликт – экономический, политический, социальный и др.
Объект религиозного конфликта – как правило, религиозные нормы, выражающие поведенческие особенности той или иной конфессии.
Субъект – этносы как приверженцы различных религий; религиозные группы, религиозные организации; личности; религиозные и государственные институты (государство и его органы, церковь как социальный институт, партии, движения).
Предпосылки существуют в любом регионе с полиэтническим и поли-конфессиональным населением.
Вопрос о причинах религиозных конфликтов – дискуссионный. В целом это комплекс региональных противоречий исторического, этно-территориального, политического, социального, этнокультурного и иного свойства, при определенных условиях отражающихся на межконфессиональных отношениях.
Слайд 17Характерные черты современных религиозных конфликтов
Характерные черты современных религиозных конфликтов
- возросшая жестокость действий организаторов и участников гражданских беспорядков;
- использование политических лозунгов и требований с ярко выраженной религиозной направленностью;
- профессионализация, высокая степень организации и технической оснащенности участников конфликтов;
- нарастающая милитаризация борьбы, в которой все больший размах приобретают террористические и военные действия.
Условия перерастания религиозного конфликта в вооруженную борьбу
- накопление у населения оружия и его неконтролируемое распространение в горячих точках;
- создание неконституционных военных и военизированных структур, которое осуществляют противоборствующие политические или криминальные группировки;
- психологическая готовность людей к возможности военных столкновений; общественные настроения «ожидания» вооруженной борьбы;
- политическая воля лидеров, организующих вооруженные акции.
Слайд 18Классификация религиозных конфликтов
1. Конфликт религии с иноверием. Сама природа религии не допускает
существования другой религии, что ведет к межконфессиональной напряженности. Примеры противостояний:
- ислам и христианство: карабахский, осетино-ингушский, югославский конфликты, ущемление прав православных в центрально-азиатских государствах СНГ.
- иудаизм и ислам: палестино-израильский конфликт.
- буддизм и протестантизм: в Мьянма (Бирма), где ведутся боевые действия против племени «карен» (протестантов), борющихся за независимость.
2. Конфликт с неверием (атеизмом) связан с разными взглядами на существование высшего разума под названием «Бог». Атеисты считают, что религия не вечна, она исторически возникла и погибнет, а Бога нет.
3. Конфликт религии с ересью порожден многообразием, в котором существует все живое. Даже в рамках мировых религий наблюдается деление и борьба: христианство – православные, католики, протестанты; ислам – сунниты и шииты, буддизм – хинаяна, махаяна, ламаизм.
Внутриконфессиональное деление появилось как необходимость идеологически обеспечить социальные процессы: обособление тех или иных социальных (этнических) общностей в борьбе за региональное лидерство; процесс возникновения новых центров силы (империй); создание устойчивого геополитического союза и др.