Слайд 1Тема № 7
Конкуренция и монополия
Слайд 2План:
Конкуренция: ее сущность, виды и роль в механизме
функционирования рынка
Рыночные структуры
Поведение фирмы в условиях
совершенной конкуренции
Поведение фирмы в условиях чистой монополии
1
2
3
4
Слайд 31. Конкуренция:
ее сущность, виды
и роль в механизме функционирования рынка
Слайд 4Механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией
(от лат.
concurrere - сталкиваться).
Слайд 5Конкуренция –
это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие
условия производства, купли-продажи товаров.
Слайд 6Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно велика.
Слайд 7Роль конкуренции:
1. Конкуренция через действие закона спроса и предложения сопоставляет
индивидуальные затраты товаропроизводителей
с рыночными (то есть с общественно необходимыми затратами).
Слайд 8Роль конкуренции:
2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со
стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
Слайд 9Роль конкуренции:
3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний
цен, через воздействие и на спрос
и на предложение.
Слайд 10Роль конкуренции:
4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно
мигрируют туда,
где выше отдача.
Слайд 11Роль конкуренции:
5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, связанное
с модернизацией производства только потому,
что этим занимается конкурент,
Слайд 12Роль конкуренции:
либо
обеспечивающее поведение, которое стабилизирует прочные
позиции фирмы на рынке в длительной перспективе,
Слайд 13Роль конкуренции:
или новаторское поведение, которое обусловливает экономическую победу
товаропроизводителя
над конкурентами за счет новаций.
Слайд 14Роль конкуренции:
6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию:
все следят за тем,
чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого (хотя это не всегда удается в реальной жизни).
Слайд 15Роль конкуренции:
7. Конкуренция, в конечном счете, разоряет одних и обогащает
других,
она выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.
Слайд 16Роль конкуренции:
8. Не менее важны и социальные последствия конкурентной борьбы:
она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем
предприимчивость,
в то же время других участников рынка ломает, разоряет, бросает на дно жизни.
Слайд 17Конкуренция —
ключевая категория рыночных отношений.
Она выступает
в различных формах и осуществляется разными способами.
Слайд 18Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Внутриотраслевая конкуренция
формирует единую
по отрасли рыночную цену.
Слайд 19Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Тем самым при различных индивидуальных
издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия
в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать эффективность производства.
Слайд 20Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Межотраслевая конкуренция
формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем
самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.
Слайд 21Конкуренция может быть
ценовой и неценовой:
Ценовая конкуренция
предполагает
продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента.
Слайд 22Конкуренция может быть
ценовой и неценовой:
Снижение цены возможно либо за
счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Слайд 23Конкуренция может быть
ценовой и неценовой:
Неценовая конкуренция
основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Слайд 24 При организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к
недозволенным методам воздействия
на конкурентов.
Такая деятельность получила название «недобросовестной конкуренции».
Слайд 25Так, субъекты прибегают
к дискредитации как самих конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими.
Слайд 26Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Слайд 27Преимущества:
• способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для
общества товаров;
Слайд 28Преимущества:
• вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться
к изменяющимся условиям производства;
Слайд 29Преимущества:
• создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений
в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
Слайд 30Преимущества:
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей
и
производителей;
Слайд 31Преимущества:
• нацеливает производителей
на удовлетворение разнообразных потребностей
и на повышение качества товаров и услуг.
Слайд 32Недостатки:
• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы
недр, морей и океанов);
Слайд 33Недостатки:
• отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
Слайд 34Недостатки:
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
(дамбы, дороги, общественный транспорт);
Слайд 35Недостатки:
• не создает условия
для развития фундаментальной науки, системы общего
образования, многих элементов городского хозяйства;
Слайд 36Недостатки:
• не гарантирует право на труд,
на доход, на отдых;
Слайд 37Недостатки:
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению
общества
на богатых и бедных.
Слайд 39Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые
числом и размером
фирм,
типом предлагаемого товара,
степенью контроля над ценами,
сложностью входа
в отрасль и выхода из нее,
доступностью информации,
называются рыночной структурой.
Слайд 40В экономической теории
с точки зрения количества участников торговых сделок рынок
классифицируется следующим образом:
Слайд 41Продавцы
много
несколько
один
много
несколько
один
Двусторонняя
монополия
Совершенная
конкуренция
(полиполия)
Олигополия
Олигопсония
Двусторонняя
олигополия
Монопсония
Ограниченная
монопсония
Чистая
монополия
Ограниченная
монополия
Покупатели
Слайд 42В названиях экономических структур традиционно используются греческие слова:
моно -
один;
олиго - несколько;
поли - много;
полео - продавать;
псонео - покупать.
Слайд 43Следует пояснить, что слово «много» означает такое количество экономических агентов,
при котором исключается воздействие
на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца;
Слайд 44Слово «несколько»
означает,
что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции, т.е. он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих соперников.
Слайд 45С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную (свободную)
и несовершенную.
Слайд 46XIX веку была свойственна совершенная конкуренция,
с конца XIX
века
на рынке господствует несовершенная конкуренция.
Слайд 47Совершенная конкуренция -
это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:
1)
на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа
этих агентов рынка не может влиять на положение рыночной конъюнктуры;
Слайд 48Совершенная конкуренция -
2) для продажи предлагаются однородные товары
и услуги;
Слайд 49Совершенная конкуренция -
3) все продавцы и все покупатели имеют
о рынке одинаковую и полную информацию;
Слайд 50Совершенная конкуренция -
4) покупатели и продавцы могут свободно выходить
на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.
Слайд 51В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь
некоторые из рынков приближаются к ней
(например, рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют).
Слайд 52Для экономической теории существенное значение имеет
не область практического применения
знаний об этих рынках, а тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.
Слайд 53Несовершенная конкуренция -
это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при
которой нарушается
хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:
Слайд 54Несовершенная конкуренция -
1) количество фирм на рынке может сократиться
вплоть
до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные корпорации;
Слайд 55Несовершенная конкуренция -
2) товарная продукция может быть разнородной (дифференцированной)
или даже уникальной;
Слайд 56Несовершенная конкуренция -
3) фирмы уже не имеют равного доступа
к информации;
Слайд 57Несовершенная конкуренция -
4) при входе на рынок и выходе
из него фирмы испытывают препятствия или даже непреодолимые барьеры.
Слайд 58Несовершенную конкуренцию принято подразделять
на три основные типа:
чистую монополию,
монополистическую конкуренцию
и олигополию.
Слайд 59Противоположностью совершенной конкуренции является
чистая монополия.
чистым монополистом,
если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов, и если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Слайд 61В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы,
т.е.
понятия «фирма»
и «отрасль» совпадают.
Слайд 62В масштабах страны ситуация чистой монополии встречается весьма редко,
однако
для маленького города она довольно типична.
Слайд 63В таком городе существует одна электростанция,
одна железная дорога, единственный
аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и
т.д.
Слайд 64Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем
двумя фирмами или более, то говорят, что отрасль является
естественной монополией.
Слайд 65Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы.
Слайд 66В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в
известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя
количество товара.
Слайд 67Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль.
Слайд 68Это может быть связано с экономией от масштаба (как в
автомобильной и сталелитейной промышленности),
Слайд 69с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты,
связи, газо-
и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
Слайд 70Государство создает официальные барьеры, выдавая
патенты и лицензии.
Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и тем самым фактором усиления монопольной власти.
Слайд 71Вступление в отрасль часто сильно ограничивают путем выдачи лицензий.
Лицензия
может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.
Слайд 72Монополия может иметь своей основой
исключительное право
на какой-либо ресурс, например, на естественные факторы производства.
Слайд 73Монополистическая конкуренция -
это рыночная структура, состоящая из множества мелких
фирм, выпускающих неоднородную (дифференцированную) продукцию, и характеризующаяся свободным входом и
выходом фирм.
Слайд 74Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, сговор между
которыми практически невозможен.
Слайд 75Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет
свою ценовую политику.
Слайд 76Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Слайд 77Монополистическая конкуренция развивается там, где существует дифференциация продукта,
где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.
Слайд 78Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих
предметы потребления.
Слайд 79Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве
товара, но и на тех услугах, которые связаны с его
потреблением.
Слайд 80В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые
производили бы один и тот же продукт или услугу.
Слайд 81Большое значение приобретают
не только цена, но и
неценовые факторы:
реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
Слайд 82Легкое вступление в отрасль
не означает,
что отсутствуют какие-либо ограничения для этого.
Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки.
Слайд 83Однако в отличие от чистой монополии патенты
не носят
исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Слайд 84Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают
способностью контролировать цену своих товаров.
Слайд 85Она похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар
продается многими фирмами, и на рынке существуют относительно свободные вход
и выход.
Слайд 86Олигополия -
это такая рыночная структура,
при которой доминирует небольшое число продавцов,
а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Слайд 87Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли.
не
превышает десяти:
наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы,
Слайд 89существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции
выпускают 6-8 фирм.
Слайд 90Олигополии могут возникать
в отраслях, производящих как стандартизированные
товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
Слайд 91Второй характерной чертой олигополии являются
высокие
барьеры для вступления в отрасль.
Слайд 92Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект
масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного
сохранения олигополистических структур.
Слайд 93Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в
отрасль: патентной защитой, контролем над редкими источниками сырья.
Слайд 94Третьей характерной чертой олигополии является
всеобщая взаимозависимость.
Слайд 95Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли
настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической
политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов,
Слайд 96должна быть готова
к различным вариантам развития
ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.
Слайд 97Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:
некооперативное
и кооперативное.
Слайд 98В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения
цены
и объема выпуска продукции.
Слайд 99Если фирмы считают,
что снижение цен поможет им вытеснить конкурента
с рынка, то между ними начинается ценовая война.
Слайд 100Ценовая война —
это цикл постепенного снижения существующего уровня цен
с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Слайд 101Снижение цен будет продолжаться
до тех пор, пока цена
не упадет до уровня предельных издержек.
Слайд 102Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной
конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной
нулю.
Слайд 103От ценовой войны выигрывают потребители
и проигрывают производители.
Слайд 104К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны
и в настоящее время бывают довольно редко.
Слайд 105Конкурентная борьба друг
с другом чаще приводит
к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.
Слайд 106Картель -
это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу
цен и объемов продукции так, как если бы они слились
в чистую монополию.
Слайд 107Фирмы, вошедшие в картель вырабатывают совместную стратегию (по поводу цен,
объемов производства), устанавливают квоты для каждого участника и создают механизм
контроля над выполнением принятых решений.
Слайд 108Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост
цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.
Слайд 109В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко.
Гораздо
чаще можно наблюдать
неявные соглашения.
Слайд 110Тайный сговор —
это неявное соглашение
о ценах, разделении рынков
и других способах ограничения конкуренции, которое преследуются законом.
Слайд 111Тайный сговор не может быть прочным длительное время.
Высокий уровень
прибыли и монопольная цена привлекают
в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.
Слайд 112Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой.
Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения,
а молчаливая договоренность (вроде лидерства в ценах).
Слайд 113Обычно движение цен происходит
ступенями, причем лидер
отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.
Слайд 114Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях,
действующих по этой модели, норма прибыли
не максимальна, хотя и выше средней.
в условиях
совершенной конкуренции
Слайд 116Как известно, основным критерием, определяющим поведение фирмы
в рыночной экономике, является максимизация прибыли.
Слайд 117 Фирма стремится максимизировать разницу
между
общей выручкой от продажи Q единиц товара - TR(Q)
и
общими издержками производства этих Q единиц - ТC(Q):
рr(Q) = TR(Q) - TC(Q).
Слайд 118 Из математики известно,
что функция максимизирует свое значение в точке
равенства нулю первой производной:
dрr
dTR(Q) dTC(Q) pr´(Q) = —— = ——— - ——— = dQ dQ dQ
MR - MC = 0 ⇒ MR = MC.
Слайд 119Экономический смысл этого равенства заключается в следующем:
производство каждой дополнительной
единицы продукции одновременно
увеличивает общие издержки на величину предельных издержек
МС
и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR.
Слайд 120 Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается,
но
до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных издержек:
МR > MC.
Слайд 121 Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается.
Следовательно, условие получения максимальной прибыли: МR = MC.
Слайд 122Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и
чистой монополии.
Слайд 123 В условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена
принимать рыночную цену на свою продукцию как данную, не зависящую
от продаваемого объема продукции.
В этом случае кривая спроса D принимает вид горизонтальной прямой.
Слайд 125Любое количество товара может быть продано по одной и той
же цене Po.
Величина средней выручки (AR) также будет неизменна
и равна этой цене.
Слайд 126 Более того, каждая последующая единица товара будет продана
по той же
цене, что и предыдущая.
То есть в этом случае Ро = AR = МR.
Q
MC
MR
E
Q0
Совместим на одном графике кривые предельной выручки и предельных издержек:
P0
Слайд 129Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
Совершенно конкурентная фирма
может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда существующая
рыночная цена превышает предельные издержки производства (Р0> МС).
Слайд 130Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
В том случае, если
цена меньше предельных издержек (Р0< МС), прибыль может быть увеличена
за счет сокращения выпуска.
Слайд 131Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
Поэтому при оптимальном положительном
выпуске, максимизирующем прибыль, при условии,
что фирма не закрывается, цена должна равняться предельным издержкам (Р0 = МС).
Слайд 132 Определив оптимальный объем выпуска, фирма должна будет ответить на
вопрос:
а стоит ли вообще что-либо производить,
возможно, что выгоднее
будет прекратить производство.
Слайд 133Рассмотрим графический пример:
P
0
Q
Po
E
Qo
K'
K
M'
M
MC
ATC
AVC
Слайд 134Пусть Ро< AVC< ATC.
В этом случае общая выручка
TR
= OPo• OQo,
общие издержки
ТС = OM • OQo.
Потери при производстве Qo единиц продукции составят:
TC - TR = OM •OQo - OPo•OQo = OQo•(OM - OPo),
то есть будут равны площади прямоугольника PoEKM.
P
0
Q
Po
E
Qo
K'
K
M'
M
MC
ATC
AVC
Слайд 136Если фирма прекратит производство, то общие издержки ТС будут равны
постоянным - FC, то есть
ТС - ТVC
= OQo• OK - OQo• OK' = OQo• (OK - OK') = OQ • KK'
или площади прямоугольника МКК′М′, которая меньше, чем площадь прямоугольника МКЕРо.
P
0
Q
Po
E
Qo
K
K'
M'
M
MC
ATC
AVC
Слайд 138Таким образом, прекратить производство в данном случае выгоднее.
Слайд 139Рассмотрим другой случай, когда AVC
Po < ATC.
P
0
Q
M'
Qo
K
Po
M
MC
ATC
AVC
K'
E
Слайд 141Рассуждая аналогичным образом, получим, что при оптимальном положительном выпуске в
этом случае потери составят
OQo• (OM - OPo),
или величину, равную площади прямоугольника РоЕКМ.
P
0
Q
M'
Qo
K
Po
M
MC
ATC
AVC
K'
E
Слайд 143Если же прекратить производство, то потери будут равны
ОQo• (ОМ - ОМ') или площади большего прямоугольника МКК'М':
P
0
Q
M'
Qo
K
Po
M
MC
ATC
AVC
K'
E
Слайд 145То есть в данном случае прекращение производства будет менее выгодно,
чем его продолжение.
Слайд 146Хотя в этом случае оптимальный объем производства
не обеспечивает получения прибыли, но позволяет сократить потери от своих постоянных издержек.
Слайд 147Приведенные рассуждения позволяют сформулировать общее условие выбора оптимального объема, которое
называют
ПРОВЕРКОЙ ПРИБЫЛЬЮ
Слайд 148ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ:
Фирма должна сравнить цену и величину средних переменных
издержек при
оптимальном объеме выпуска, где Ро = МС.
Слайд 149ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ:
Если цена не меньше средних переменных издержек (Ро ≥
AVC), то фирма должна производить этот оптимальный объем,
в противном
случае (Ро < AVC) фирма должна закрыться.
Слайд 150Совершенно очевидно, что при разных значениях цены объем предложения товара
на рынок у совершенно конкурентной фирмы будет равен величине предельных
издержек.
фирма не будет производить
продукцию и никакого предложения не будет.
Слайд 152Точка Ро = AVC называется
границей ликвидации фирмы.
Слайд 153Точка Ро = АТС называется
границей безубыточности
производства.
в условиях
чистой монополии
Слайд 155 Поскольку монополист сам определяет цену,
он не может вести себя как совершенно
конкурентная фирма и принимать цену как неизменную.
Слайд 156 Сталкиваясь с рыночным спросом, он осознает, что чем больше
продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации.
Слайд 157Монополист принимает
за неизменное поведение покупателей на рынке,
а значит всю кривую спроса на свой товар.
Эта кривая является, как известно, убывающей:
с рассмотрения величины выручки при
движении вдоль кривой спроса.
Слайд 160Покажем, что предельная выручка в этом случае ниже значения цены,
то есть что
MR < P,
и вся кривая MR лежит ниже кривой спроса D.
Слайд 161По определению:
dTR d(P•Q)
MR = ----- = --------- =
dQ dQ
dQ dP dP
= P•----- +Q•----- = P + Q•----- ;
dQ dQ dQ
Слайд 162Поскольку P и Q изменяются в противоположных направлениях,
второе слагаемое при любом Q будет отрицательным,
а значит, что MR < P.
Слайд 164Чтобы определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, монополист придерживается той же
процедуры, что и совершенно конкурентная фирма:
.
Слайд 165на первом этапе он находит объем выпуска, при котором MR
= MC,
на втором - решает,
не выгоднее ли прекратить производство.
Слайд 166Рассмотрим график:
P
0
Q
D
Po
K
MR=MC
Qo
E
K'
A
MC
AC
MR
пересекаются в точке Е, которой соответствует
объем выпуска Qo.
Этому объему соответствует точка А на кривой спроса с ценой Ро.
Слайд 168То есть, если монополист решает производить что-либо, он максимизирует прибыль,
поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Слайд 169При оптимальном положительном объеме выпуска Qo средние общие издержки составляют
величину ОК.
Слайд 170Прибыль фирмы в расчете
на единицу продукции будет равна цене ОРо
минус средние издержки ОК, то есть общая ее величина будет равна площади прямоугольника АРоКК.
Слайд 172По аналогии с совершенной конкуренцией второй этап исследования показывает, что
монополисту выгодно устанавливать цену на уровне не ниже средних переменных
издержек Ро≥ AVC.
Слайд 173В противном случае монополист не только
не будет получать прибыли, но даже
не будет покрывать постоянных издержек.
Слайд 174В заключение сравним цену и объем выпуска при конкуренции и
монополии.
Слайд 175
Предположим, что конкурентная отрасль становится монополией:
Слайд 176P
0
Q
MR
D
Pm
Qm
Pc
Qc
MC
Монопольное равновесие
Конкурентное равновесие
Слайд 177D - отраслевая кривая спроса,
она останется без изменения. Предположим, что МС -
кривая предельных издержек в условиях монополии, она показывает прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.
Слайд 178 Одновременно эта кривая будет являться кривой предложения конкурентной отрасли.
Поэтому, если отрасль, изображенная на графике, конкурентна, то равновесный объем
задается точкой Qc, а равновесная цена - Рс.
Слайд 179После того как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль,
выбирается так, чтобы
МС = MR.
Следовательно, монополия выбирает объем выпуска
Qm и назначает цену Рm.
Слайд 180 То есть в том случае, когда
и монополия и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции.
Слайд 181ВЫВОД:
Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает
цену.