Разделы презентаций


Конкуренция и монополия

Содержание

План: Конкуренция: ее сущность, виды и роль в механизме функционирования рынка Рыночные структуры Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции Поведение фирмы в условиях чистой монополии    1234

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема № 7
Конкуренция и монополия

Тема № 7Конкуренция и монополия

Слайд 2План:
Конкуренция: ее сущность, виды и роль в механизме

функционирования рынка
Рыночные структуры
Поведение фирмы в условиях

совершенной конкуренции
Поведение фирмы в условиях чистой монополии   

1

2

3

4

План:  Конкуренция: ее сущность, виды и роль в механизме функционирования рынка  Рыночные структуры  Поведение

Слайд 31. Конкуренция:

ее сущность, виды

и роль в механизме функционирования рынка
1. Конкуренция:

Слайд 4Механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией
(от лат.

concurrere - сталкиваться).

Механизм функционирования рынка в решающей степени определяется конкуренцией (от лат. concurrere - сталкиваться).

Слайд 5Конкуренция –
это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие

условия производства, купли-продажи товаров.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.

Слайд 6Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно велика.

Роль конкуренции в функционировании рыночного механизма исключительно велика.

Слайд 7Роль конкуренции:
1. Конкуренция через действие закона спроса и предложения сопоставляет

индивидуальные затраты товаропроизводителей

с рыночными (то есть с общественно необходимыми затратами).
Роль конкуренции:1. Конкуренция через действие закона спроса и предложения сопоставляет индивидуальные затраты товаропроизводителей

Слайд 8Роль конкуренции:
2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со

стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

Роль конкуренции:2. Конкуренция побуждает к учету потребностей рынка как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.

Слайд 9Роль конкуренции:
3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний

цен, через воздействие и на спрос

и на предложение.
Роль конкуренции:3. Конкуренция порождает механизм саморегулирования рынка через механизм колебаний цен, через воздействие и на спрос

Слайд 10Роль конкуренции:
4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно

мигрируют туда,

где выше отдача.
Роль конкуренции:4. Конкуренция выполняет функцию рыночного размещения ресурсов, которые непрерывно мигрируют туда,

Слайд 11Роль конкуренции:
5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, связанное

с модернизацией производства только потому,

что этим занимается конкурент,
Роль конкуренции:5. Конкуренция порождает среди товаропроизводителей либо приспособленческое поведение, связанное с модернизацией производства только потому,

Слайд 12Роль конкуренции:
либо

обеспечивающее поведение, которое стабилизирует прочные

позиции фирмы на рынке в длительной перспективе,
Роль конкуренции:  либо            обеспечивающее поведение,

Слайд 13Роль конкуренции:
или новаторское поведение, которое обусловливает экономическую победу

товаропроизводителя

над конкурентами за счет новаций.
Роль конкуренции:  или новаторское поведение, которое обусловливает экономическую победу товаропроизводителя

Слайд 14Роль конкуренции:
6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию:

все следят за тем,

чтобы никто не мог обеспечить себе максимальную выгоду за счет другого (хотя это не всегда удается в реальной жизни).
Роль конкуренции:6. Конкуренция выполняет контролирующую функцию:     все следят за тем,

Слайд 15Роль конкуренции:
7. Конкуренция, в конечном счете, разоряет одних и обогащает

других,

она выступает как своеобразный двигатель экономического прогресса.
Роль конкуренции:7. Конкуренция, в конечном счете, разоряет одних и обогащает других,

Слайд 16Роль конкуренции:
8. Не менее важны и социальные последствия конкурентной борьбы:

она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка, воспитывает в нем

предприимчивость,
в то же время других участников рынка ломает, разоряет, бросает на дно жизни.
Роль конкуренции:8. Не менее важны и социальные последствия конкурентной борьбы: она обеспечивает экономическую свободу каждому агенту рынка,

Слайд 17Конкуренция —
ключевая категория рыночных отношений.
Она выступает

в различных формах и осуществляется разными способами.
Конкуренция — ключевая категория рыночных отношений. Она выступает

Слайд 18Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Внутриотраслевая конкуренция
формирует единую

по отрасли рыночную цену.
Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:Внутриотраслевая конкуренция формирует единую

Слайд 19Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Тем самым при различных индивидуальных

издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид конкуренции обеспечивает различия

в прибылях, а в конечном счете побуждает повышать эффективность производства.
Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:Тем самым при различных индивидуальных издержках и, соответственно, индивидуальной цене этот вид

Слайд 20Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:
Межотраслевая конкуренция

формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом уровне и тем

самым выполняет регулирующую функцию, обеспечивая равную прибыль на равный капитал и макроэкономическое рыночное равновесие.
Конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой:  Межотраслевая конкуренция  формирует единую равновесную цену производства на макроэкономическом

Слайд 21Конкуренция может быть

ценовой и неценовой:
Ценовая конкуренция
предполагает

продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента.

Конкуренция может быть           ценовой и неценовой:

Слайд 22Конкуренция может быть

ценовой и неценовой:
Снижение цены возможно либо за

счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.
Конкуренция может быть           ценовой и неценовой: Снижение

Слайд 23Конкуренция может быть

ценовой и неценовой:

Неценовая конкуренция
основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству.
Конкуренция может быть              ценовой

Слайд 24 При организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к

недозволенным методам воздействия

на конкурентов.
Такая деятельность получила название «недобросовестной конкуренции».

При организации конкуренции хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным методам воздействия

Слайд 25Так, субъекты прибегают

к дискредитации как самих конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими.
Так, субъекты прибегают

Слайд 26Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Слайд 27Преимущества:
• способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для

общества товаров;

Преимущества: • способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

Слайд 28Преимущества:
• вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться

к изменяющимся условиям производства;
Преимущества: • вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться

Слайд 29Преимущества:
• создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений

в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
Преимущества: • создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений

Слайд 30Преимущества:
• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей

и

производителей;
Преимущества: • обеспечивает свободу выбора и действий потребителей

Слайд 31Преимущества:
• нацеливает производителей

на удовлетворение разнообразных потребностей

и на повышение качества товаров и услуг.
Преимущества: • нацеливает производителей          на удовлетворение разнообразных потребностей

Слайд 32Недостатки:
• не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы

недр, морей и океанов);

Недостатки: • не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);

Слайд 33Недостатки:
• отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

Недостатки: • отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

Слайд 34Недостатки:
• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования

(дамбы, дороги, общественный транспорт);

Недостатки: • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

Слайд 35Недостатки:
• не создает условия

для развития фундаментальной науки, системы общего

образования, многих элементов городского хозяйства;
Недостатки:• не создает условия           для развития фундаментальной

Слайд 36Недостатки:
• не гарантирует право на труд,

на доход, на отдых;

Недостатки: • не гарантирует право на труд,

Слайд 37Недостатки:
• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению

общества

на богатых и бедных.
Недостатки:• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества

Слайд 382.  Рыночные структуры

2.  Рыночные структуры

Слайд 39Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые
числом и размером

фирм,
типом предлагаемого товара,
степенью контроля над ценами,
сложностью входа

в отрасль и выхода из нее,
доступностью информации,
называются рыночной структурой.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над

Слайд 40В экономической теории

с точки зрения количества участников торговых сделок рынок

классифицируется следующим образом:
В экономической теории          с точки зрения количества участников

Слайд 41Продавцы


много
несколько
один
много
несколько
один
Двусторонняя
монополия
Совершенная
конкуренция
(полиполия)
Олигополия
Олигопсония
Двусторонняя
олигополия
Монопсония
Ограниченная
монопсония
Чистая
монополия
Ограниченная
монополия
Покупатели

Продавцы многонесколькоодинмногонесколькоодинДвусторонняямонополияСовершенная конкуренция (полиполия)ОлигополияОлигопсонияДвусторонняя олигополияМонопсонияОграниченнаямонопсонияЧистаямонополияОграниченнаямонополияПокупатели

Слайд 42В названиях экономических структур традиционно используются греческие слова:
моно -

один;
олиго - несколько;
поли - много;
полео - продавать;


псонео - покупать.
В названиях экономических структур традиционно используются греческие слова: моно - один; олиго - несколько; поли - много;

Слайд 43Следует пояснить, что слово «много» означает такое количество экономических агентов,

при котором исключается воздействие

на общую рыночную ситуацию отдельно взятого покупателя или продавца;
Следует пояснить, что слово «много» означает такое количество экономических агентов, при котором исключается воздействие

Слайд 44Слово «несколько»

означает,

что каждый экономический агент своими решениями затрагивает интересы других агентов и вправе ожидать их ответной реакции, т.е. он предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих соперников.
Слово «несколько»

Слайд 45С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную (свободную)

и несовершенную.

С точки зрения характера конкурентной борьбы различают конкуренцию совершенную (свободную)

Слайд 46XIX веку была свойственна совершенная конкуренция,
с конца XIX

века

на рынке господствует несовершенная конкуренция.
XIX веку была свойственна  совершенная конкуренция, с конца XIX века

Слайд 47Совершенная конкуренция -
это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда:
1)

на рынке множество покупателей и продавцов, и ни одна группа

этих агентов рынка не может влиять на положение рыночной конъюнктуры;
Совершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, когда: 1) на рынке множество покупателей и продавцов,

Слайд 48Совершенная конкуренция -
2) для продажи предлагаются однородные товары

и услуги;
Совершенная конкуренция - 2) для продажи предлагаются однородные товары

Слайд 49Совершенная конкуренция -
3) все продавцы и все покупатели имеют

о рынке одинаковую и полную информацию;
Совершенная конкуренция - 3) все продавцы и все покупатели имеют

Слайд 50Совершенная конкуренция -
4) покупатели и продавцы могут свободно выходить

на рынок и покидать его, не испытывая никаких затруднений.

Совершенная конкуренция - 4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его, не испытывая

Слайд 51В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь

некоторые из рынков приближаются к ней

(например, рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют).
В действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней

Слайд 52Для экономической теории существенное значение имеет

не область практического применения

знаний об этих рынках, а тот факт, что совершенная конкуренция является простейшей ситуацией и дает эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов.  
Для экономической теории существенное значение имеет           не

Слайд 53Несовершенная конкуренция -
это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при

которой нарушается

хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции:
Несовершенная конкуренция - это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при которой нарушается

Слайд 54Несовершенная конкуренция -
1) количество фирм на рынке может сократиться

вплоть

до одной, и сами фирмы представляют собой уже не мелкие, а крупные корпорации;
Несовершенная конкуренция - 1) количество фирм на рынке может сократиться

Слайд 55Несовершенная конкуренция -
2) товарная продукция может быть разнородной (дифференцированной)

или даже уникальной;

Несовершенная конкуренция - 2) товарная продукция может быть разнородной (дифференцированной) или даже уникальной;

Слайд 56Несовершенная конкуренция -
3) фирмы уже не имеют равного доступа

к информации;
Несовершенная конкуренция - 3) фирмы уже не имеют равного доступа

Слайд 57Несовершенная конкуренция -
4) при входе на рынок и выходе

из него фирмы испытывают препятствия или даже непреодолимые барьеры.

Несовершенная конкуренция - 4) при входе на рынок и выходе из него фирмы испытывают препятствия или даже

Слайд 58Несовершенную конкуренцию принято подразделять

на три основные типа:
чистую монополию,
монополистическую конкуренцию
и олигополию.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять

Слайд 59Противоположностью совершенной конкуренции является

чистая монополия.
Противоположностью совершенной конкуренции является

Слайд 60Фирму называют

чистым монополистом,


если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких субститутов, и если она ограждена от конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.
Фирму называют

Слайд 61В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы,
т.е.

понятия «фирма»

и «отрасль» совпадают.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятия «фирма»

Слайд 62В масштабах страны ситуация чистой монополии встречается весьма редко,
однако

для маленького города она довольно типична.

В масштабах страны ситуация чистой монополии встречается весьма редко, однако для маленького города она довольно типична.

Слайд 63В таком городе существует одна электростанция,
одна железная дорога, единственный

аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один книжный магазин и

т.д.
В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт, один банк, одно крупное предприятие, один

Слайд 64Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем

двумя фирмами или более, то говорят, что отрасль является

естественной монополией.
Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем двумя фирмами или более, то говорят, что

Слайд 65Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы.

Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы.

Слайд 66В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в

известной мере контролирует цену и может влиять на нее, изменяя

количество товара.
В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, в известной мере контролирует цену и может влиять

Слайд 67Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль.

Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль.

Слайд 68Это может быть связано с экономией от масштаба (как в

автомобильной и сталелитейной промышленности),

Это может быть связано с экономией от масштаба (как в автомобильной и сталелитейной промышленности),

Слайд 69с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты,

связи, газо-

и водоснабжения - закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
с естественной монополией (когда какие-либо компании - в сфере почты, связи, газо-

Слайд 70Государство создает официальные барьеры, выдавая

патенты и лицензии.
Монопольное положение, закрепленное патентом, служит стимулом капиталовложений в НИОКР и тем самым фактором усиления монопольной власти.
Государство создает официальные барьеры, выдавая

Слайд 71Вступление в отрасль часто сильно ограничивают путем выдачи лицензий.
Лицензия

может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации.

Вступление в отрасль часто сильно ограничивают путем выдачи лицензий. Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так

Слайд 72Монополия может иметь своей основой

исключительное право

на какой-либо ресурс, например, на естественные факторы производства.
Монополия может иметь своей основой

Слайд 73Монополистическая конкуренция -
это рыночная структура, состоящая из множества мелких

фирм, выпускающих неоднородную (дифференцированную) продукцию, и характеризующаяся свободным входом и

выходом фирм.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную (дифференцированную) продукцию, и характеризующаяся

Слайд 74Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, сговор между

которыми практически невозможен.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют десятки фирм, сговор между которыми практически невозможен.

Слайд 75Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет

свою ценовую политику.

Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику.

Слайд 76Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Слайд 77Монополистическая конкуренция развивается там, где существует дифференциация продукта,

где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.

Монополистическая конкуренция развивается там, где существует дифференциация продукта,

Слайд 78Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих

предметы потребления.

Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих

Слайд 79Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве

товара, но и на тех услугах, которые связаны с его

потреблением.
Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые

Слайд 80В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые

производили бы один и тот же продукт или услугу.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт

Слайд 81Большое значение приобретают

не только цена, но и

неценовые факторы:
реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.
Большое значение приобретают        не только цена, но и

Слайд 82Легкое вступление в отрасль

не означает,

что отсутствуют какие-либо ограничения для этого.
Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, торговые марки.

Легкое вступление в отрасль

Слайд 83Однако в отличие от чистой монополии патенты

не носят

исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Однако в отличие от чистой монополии патенты

Слайд 84Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают

способностью контролировать цену своих товаров.

Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.

Слайд 85Она похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар

продается многими фирмами, и на рынке существуют относительно свободные вход

и выход.
Она похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существуют

Слайд 86Олигополия -
это такая рыночная структура,

при которой доминирует небольшое число продавцов,

а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.
Олигополия - это такая рыночная структура,         при которой доминирует

Слайд 87Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли.



Первая характерная черта олигополии заключается в немногочисленности фирм в отрасли.

Слайд 88Обычно их число

не

превышает десяти:
наряду с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы,

Обычно их число

Слайд 89существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции

выпускают 6-8 фирм.

существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Слайд 90Олигополии могут возникать

в отраслях, производящих как стандартизированные

товары (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).
Олигополии могут возникать             в отраслях,

Слайд 91Второй характерной чертой олигополии являются

высокие

барьеры для вступления в отрасль.
Второй характерной чертой олигополии являются

Слайд 92Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект

масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого распространения и длительного

сохранения олигополистических структур.
Они связаны прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба), которая выступает как важнейшая причина широкого

Слайд 93Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в

отрасль: патентной защитой, контролем над редкими источниками сырья.

Олигополистическая концентрация порождается и некоторыми другими барьерами для вхождения в отрасль: патентной защитой, контролем над редкими источниками

Слайд 94Третьей характерной чертой олигополии является

всеобщая взаимозависимость.

Третьей характерной чертой олигополии является      всеобщая взаимозависимость.

Слайд 95Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли

настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической

политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов,
Олигополия возникает в том случае, если число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при

Слайд 96должна быть готова

к различным вариантам развития

ситуации на рынке в результате различного поведения конкурентов.
должна быть готова              к

Слайд 97Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур:

некооперативное

и кооперативное.
Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное

Слайд 98В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения

цены

и объема выпуска продукции.
В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены

Слайд 99Если фирмы считают,

что снижение цен поможет им вытеснить конкурента

с рынка, то между ними начинается ценовая война.
Если фирмы считают,           что снижение цен поможет

Слайд 100Ценовая война —
это цикл постепенного снижения существующего уровня цен

с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Ценовая война — это цикл постепенного снижения существующего уровня цен

Слайд 101Снижение цен будет продолжаться

до тех пор, пока цена

не упадет до уровня предельных издержек.
Снижение цен будет продолжаться            до тех

Слайд 102Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной

конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной

нулю.
Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль  в результате

Слайд 103От ценовой войны выигрывают потребители

и проигрывают производители.

От ценовой войны выигрывают потребители

Слайд 104К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны

и в настоящее время бывают довольно редко.
К несчастью для потребителей, ценовые войны скоротечны

Слайд 105Конкурентная борьба друг

с другом чаще приводит

к соглашениям, учитывающим возможные действия других производителей.
Конкурентная борьба друг              с

Слайд 106Картель -
это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу

цен и объемов продукции так, как если бы они слились

в чистую монополию.
Картель - это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если

Слайд 107Фирмы, вошедшие в картель вырабатывают совместную стратегию (по поводу цен,

объемов производства), устанавливают квоты для каждого участника и создают механизм

контроля над выполнением принятых решений.
Фирмы, вошедшие в картель вырабатывают совместную стратегию (по поводу цен, объемов производства), устанавливают квоты для каждого участника

Слайд 108Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост

цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж.

Слайд 109В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко.
Гораздо

чаще можно наблюдать

неявные соглашения.
В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать

Слайд 110Тайный сговор —
это неявное соглашение

о ценах, разделении рынков

и других способах ограничения конкуренции, которое преследуются законом.
Тайный сговор — это неявное соглашение           о

Слайд 111Тайный сговор не может быть прочным длительное время.
Высокий уровень

прибыли и монопольная цена привлекают

в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию.
Тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают

Слайд 112Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой.


Поэтому в современном мире чаще всего встречаются не оформленные соглашения,

а молчаливая договоренность (вроде лидерства в ценах).
Чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой. Поэтому в современном мире чаще всего встречаются

Слайд 113Обычно движение цен происходит

ступенями, причем лидер

отрасли (самая крупная или самая технически оснащенная фирма) заблаговременно информирует других производителей (например, через отраслевой журнал) о предстоящем повышении цен.
Обычно движение цен происходит

Слайд 114Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях,

действующих по этой модели, норма прибыли

не максимальна, хотя и выше средней.
Принимая решение, лидер стремится сделать его общеприемлемым, поэтому в отраслях, действующих по этой модели, норма прибыли

Слайд 1153. Поведение фирмы

в условиях

совершенной конкуренции
3. Поведение фирмы           в условиях

Слайд 116Как известно, основным критерием, определяющим поведение фирмы

в рыночной экономике, является максимизация прибыли.
Как известно, основным критерием, определяющим поведение фирмы

Слайд 117 Фирма стремится максимизировать разницу

между
общей выручкой от продажи Q единиц товара - TR(Q)
и

общими издержками производства этих Q единиц - ТC(Q):
рr(Q) = TR(Q) - TC(Q).

Фирма стремится      максимизировать разницу между общей выручкой от продажи Q единиц

Слайд 118 Из математики известно,
что функция максимизирует свое значение в точке

равенства нулю первой производной:

dрr

dTR(Q) dTC(Q) pr´(Q) = —— = ——— - ——— = dQ dQ dQ

MR - MC = 0 ⇒ MR = MC.


Из математики известно,что функция максимизирует свое значение в точке равенства нулю первой производной:

Слайд 119Экономический смысл этого равенства заключается в следующем:

производство каждой дополнительной

единицы продукции одновременно
увеличивает общие издержки на величину предельных издержек

МС
и повышает общую выручку на величину предельной выручки MR.

Экономический смысл этого равенства заключается в следующем: производство каждой дополнительной единицы продукции одновременно увеличивает общие издержки на

Слайд 120 Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается,
но

до определенного предела, пока предельная выручка больше предельных издержек:

МR > MC.
Если фирма увеличивает объем производства, общая прибыль повышается, но до определенного предела, пока предельная выручка больше

Слайд 121 Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается.

Следовательно, условие получения максимальной прибыли: МR = MC.

Когда предельные издержки начинают превышать предельную выручку, прибыль уменьшается. Следовательно, условие получения максимальной прибыли: МR =

Слайд 122Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и

чистой монополии.

Сравним поведение фирм, максимизирующих прибыль в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии.

Слайд 123 В условиях совершенной конкуренции фирма вынуждена

принимать рыночную цену на свою продукцию как данную, не зависящую

от продаваемого объема продукции.
В этом случае кривая спроса D принимает вид горизонтальной прямой.


В условиях совершенной конкуренции    фирма вынуждена принимать рыночную цену на свою продукцию как

Слайд 124



0

Q

D

P

P0

0

Слайд 125Любое количество товара может быть продано по одной и той

же цене Po.
Величина средней выручки (AR) также будет неизменна

и равна этой цене.
Любое количество товара может быть продано по одной и той же цене Po. Величина средней выручки (AR)

Слайд 126 Более того, каждая последующая единица товара будет продана

по той же

цене, что и предыдущая.
То есть в этом случае Ро = AR = МR.

Более того, каждая последующая единица товара будет продана

Слайд 127



0

Q

P

P0

AR, MR, D

0

Слайд 128P
0

Q

MC

MR

E

Q0

Совместим на одном графике кривые предельной выручки и предельных издержек:

P0

P0

Слайд 129Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
Совершенно конкурентная фирма

может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска тогда, когда существующая

рыночная цена превышает предельные издержки производства (Р0> МС).
Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:  Совершенно конкурентная фирма может увеличить прибыль за счет увеличения выпуска

Слайд 130Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
В том случае, если

цена меньше предельных издержек (Р0< МС), прибыль может быть увеличена

за счет сокращения выпуска.
Предельное условие выбора оптимального объема выпуска: В том случае, если цена меньше предельных издержек (Р0< МС), прибыль

Слайд 131Предельное условие выбора оптимального объема выпуска:
Поэтому при оптимальном положительном

выпуске, максимизирующем прибыль, при условии,

что фирма не закрывается, цена должна равняться предельным издержкам (Р0 = МС).
Предельное условие выбора оптимального объема выпуска: Поэтому при оптимальном положительном выпуске, максимизирующем прибыль, при условии,

Слайд 132 Определив оптимальный объем выпуска, фирма должна будет ответить на

вопрос:
а стоит ли вообще что-либо производить,
возможно, что выгоднее

будет прекратить производство.

Определив оптимальный объем выпуска, фирма должна будет ответить на вопрос: а стоит ли вообще что-либо производить,

Слайд 133Рассмотрим графический пример:

P

0

Q

Po

E

Qo

K'

K

M'

M

MC

ATC

AVC

Рассмотрим графический пример:          P

Слайд 134Пусть Ро< AVC< ATC.
В этом случае общая выручка
TR

= OPo• OQo,
общие издержки
ТС = OM • OQo.


Потери при производстве Qo единиц продукции составят:
TC - TR = OM •OQo - OPo•OQo = OQo•(OM - OPo),
то есть будут равны площади прямоугольника PoEKM.

Пусть Ро< AVC< ATC. В этом случае общая выручка TR = OPo• OQo, общие издержки ТС =

Слайд 135

P

0

Q

Po

E

Qo

K'

K

M'

M

MC

ATC

AVC

P

Слайд 136Если фирма прекратит производство, то общие издержки ТС будут равны

постоянным - FC, то есть
ТС - ТVC

= OQo• OK - OQo• OK' = OQo• (OK - OK') = OQ • KK'
или площади прямоугольника МКК′М′, которая меньше, чем площадь прямоугольника МКЕРо.
Если фирма прекратит производство, то общие издержки ТС будут равны постоянным - FC,    то

Слайд 137

P

0

Q

Po

E

Qo

K

K'

M'

M

MC

ATC

AVC

P

Слайд 138Таким образом, прекратить производство в данном случае выгоднее.

Таким образом, прекратить производство в данном случае выгоднее.

Слайд 139Рассмотрим другой случай, когда AVC

Po < ATC.

Рассмотрим  другой  случай,  когда  AVC < Po < ATC.

Слайд 140

P

0

Q

M'

Qo


K

Po

M

MC

ATC

AVC

K'

E

P

Слайд 141Рассуждая аналогичным образом, получим, что при оптимальном положительном выпуске в

этом случае потери составят

OQo• (OM - OPo),
или величину, равную площади прямоугольника РоЕКМ.
Рассуждая аналогичным образом, получим, что при оптимальном положительном выпуске в этом случае потери составят

Слайд 142

P

0

Q

M'

Qo


K

Po

M

MC

ATC

AVC

K'

E


P

Слайд 143Если же прекратить производство, то потери будут равны

ОQo• (ОМ - ОМ') или площади большего прямоугольника МКК'М':
Если же прекратить производство, то потери будут равны

Слайд 144

P

0

Q

M'

Qo


K

Po

M

MC

ATC

AVC

K'

E

P

Слайд 145То есть в данном случае прекращение производства будет менее выгодно,

чем его продолжение.

То есть в данном случае прекращение производства будет менее выгодно, чем его продолжение.

Слайд 146Хотя в этом случае оптимальный объем производства

не обеспечивает получения прибыли, но позволяет сократить потери от своих постоянных издержек.
Хотя в этом случае оптимальный объем производства

Слайд 147Приведенные рассуждения позволяют сформулировать общее условие выбора оптимального объема, которое

называют

ПРОВЕРКОЙ ПРИБЫЛЬЮ
Приведенные рассуждения позволяют сформулировать общее условие выбора оптимального объема, которое называют

Слайд 148ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ:
Фирма должна сравнить цену и величину средних переменных

издержек при

оптимальном объеме выпуска, где Ро = МС.

ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ: Фирма должна сравнить цену и величину средних переменных издержек

Слайд 149ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ:
Если цена не меньше средних переменных издержек (Ро ≥

AVC), то фирма должна производить этот оптимальный объем,
в противном

случае (Ро < AVC) фирма должна закрыться.

ПРОВЕРКА ПРИБЫЛЬЮ:Если цена не меньше средних переменных издержек (Ро ≥ AVC), то фирма должна производить этот оптимальный

Слайд 150Совершенно очевидно, что при разных значениях цены объем предложения товара

на рынок у совершенно конкурентной фирмы будет равен величине предельных

издержек.

Совершенно очевидно, что при разных значениях цены объем предложения товара на рынок у совершенно конкурентной фирмы будет

Слайд 151 При Ро < AVC

фирма не будет производить

продукцию и никакого предложения не будет.

При Ро < AVC            фирма

Слайд 152Точка Ро = AVC называется

границей ликвидации фирмы.

Точка Ро = AVC называется      границей ликвидации фирмы.

Слайд 153Точка Ро = АТС называется

границей безубыточности

производства.

Точка Ро = АТС называется

Слайд 1544. Поведение фирмы

в условиях

чистой монополии 
4. Поведение фирмы           в условиях

Слайд 155 Поскольку монополист сам определяет цену,

он не может вести себя как совершенно

конкурентная фирма и принимать цену как неизменную.
Поскольку монополист сам определяет цену,         он не может вести

Слайд 156 Сталкиваясь с рыночным спросом, он осознает, что чем больше

продукции он произведет, тем меньше будет цена реализации.

Сталкиваясь с рыночным спросом, он осознает, что чем больше продукции он произведет, тем меньше будет цена

Слайд 157Монополист принимает

за неизменное поведение покупателей на рынке,

а значит всю кривую спроса на свой товар.
Эта кривая является, как известно, убывающей:
Монополист принимает          за неизменное поведение покупателей на рынке,

Слайд 159Начнем анализ

с рассмотрения величины выручки при

движении вдоль кривой спроса.

Начнем анализ              с рассмотрения

Слайд 160Покажем, что предельная выручка в этом случае ниже значения цены,

то есть что

MR < P,
и вся кривая MR лежит ниже кривой спроса D.
Покажем, что предельная выручка в этом случае ниже значения цены,

Слайд 161По определению:
dTR d(P•Q)


MR = ----- = --------- =
dQ dQ

dQ dP dP
= P•----- +Q•----- = P + Q•----- ;
dQ dQ dQ
По определению:     dTR  d(P•Q)

Слайд 162Поскольку P и Q изменяются в противоположных направлениях,

второе слагаемое при любом Q будет отрицательным,
а значит, что MR < P.

Поскольку P и Q изменяются   в противоположных направлениях,

Слайд 163 P
0
Q
D
MR

P 0QDMR

Слайд 164Чтобы определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, монополист придерживается той же

процедуры, что и совершенно конкурентная фирма:
.

Чтобы определить объем выпуска, максимизирующий прибыль, монополист придерживается той же процедуры, что и совершенно конкурентная фирма: .

Слайд 165на первом этапе он находит объем выпуска, при котором MR

= MC,
на втором - решает,

не выгоднее ли прекратить производство.

на первом этапе он находит объем выпуска, при котором MR = MC, на втором - решает,

Слайд 166Рассмотрим график:
P
0
Q
D
Po
K
MR=MC
Qo
E
K'
A
MC
AC
MR

Рассмотрим график: P 0QDPoKMR=MC Qo  EK'AMCAC MR

Слайд 167Кривые MR и МС

пересекаются в точке Е, которой соответствует

объем выпуска Qo.
Этому объему соответствует точка А на кривой спроса с ценой Ро.
Кривые MR и МС           пересекаются в точке

Слайд 168То есть, если монополист решает производить что-либо, он максимизирует прибыль,

поднимая цену выше уровня предельных издержек.

То есть, если монополист решает производить что-либо, он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.

Слайд 169При оптимальном положительном объеме выпуска Qo средние общие издержки составляют

величину ОК.

При оптимальном положительном объеме выпуска Qo средние общие издержки составляют величину ОК.

Слайд 170Прибыль фирмы в расчете

на единицу продукции будет равна цене ОРо

минус средние издержки ОК, то есть общая ее величина будет равна площади прямоугольника АРоКК.

Прибыль фирмы в расчете          на единицу продукции будет

Слайд 171
P
0
Q
D
Po
K
MR=MC
Qo
E
K'
A
MC
AC
MR

P 0QDPoKMR=MC Qo  EK'AMCAC MR

Слайд 172По аналогии с совершенной конкуренцией второй этап исследования показывает, что

монополисту выгодно устанавливать цену на уровне не ниже средних переменных

издержек Ро≥ AVC.

По аналогии с совершенной конкуренцией второй этап исследования показывает, что монополисту выгодно устанавливать цену на уровне не

Слайд 173В противном случае монополист не только

не будет получать прибыли, но даже

не будет покрывать постоянных издержек.

В противном случае монополист не только       не будет получать прибыли, но

Слайд 174В заключение сравним цену и объем выпуска при конкуренции и

монополии.

В заключение сравним цену и объем выпуска при конкуренции и монополии.

Слайд 175
Предположим, что конкурентная отрасль становится монополией:

Предположим, что конкурентная отрасль становится монополией:

Слайд 176P
0
Q
MR
D
Pm
Qm
Pc
Qc
MC
Монопольное равновесие
Конкурентное равновесие

P0QMRDPmQmPcQcMCМонопольное равновесиеКонкурентное равновесие

Слайд 177D - отраслевая кривая спроса,

она останется без изменения. Предположим, что МС -

кривая предельных издержек в условиях монополии, она показывает прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции.
D - отраслевая кривая спроса,        она останется без изменения. Предположим,

Слайд 178 Одновременно эта кривая будет являться кривой предложения конкурентной отрасли.

Поэтому, если отрасль, изображенная на графике, конкурентна, то равновесный объем

задается точкой Qc, а равновесная цена - Рс.
Одновременно эта кривая будет являться кривой предложения конкурентной отрасли. Поэтому, если отрасль, изображенная на графике, конкурентна,

Слайд 179После того как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль,

выбирается так, чтобы
МС = MR.
Следовательно, монополия выбирает объем выпуска

Qm и назначает цену Рm.

После того как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль, выбирается так, чтобы МС = MR.Следовательно, монополия

Слайд 180 То есть в том случае, когда

и монополия и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции.

То есть в том случае, когда

Слайд 181ВЫВОД:
Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает

цену.

ВЫВОД:Монополия по сравнению с совершенной конкуренцией ограничивает выпуск и повышает цену.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика