Слайд 3Что такое конкурентоспособность.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Конкурентоспособность — также определяют
как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с
себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
Слайд 4Конкурентоспособность зависит от факторов производства:
Людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость
рабочей силы.
Физические ресурсы — количество, качество, доступность и стоимость участков, воды,
полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий: климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
Ресурс знаний — сумма научной, технической и рыночной информации. влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
Денежные ресурсы — количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги. У каждой из этих форм свои условия функционирования. С учетом различных условий их движения в разных странах они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
Инфраструктура — тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции: транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилищный фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.
Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, М. Портер предлагает делить на несколько типов: основные и развитые.
Основные факторы — это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная, полуквалифицированная рабочая сила, дебетовый капитал.
Развитые факторы — современная инфраструктура обмена информацией. высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ПК) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными высокотехнологичными дисциплинами.
Слайд 5Что такое конкурентное преимущество.
Конкурентное преимущество — это система, обладающая какой- либо
эксклюзивной ценностью, дающей ей превосходство над конкурентами в экономической, технической
и организационной сферах деятельности, возможность более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами.
Слайд 7Методы оценки конкурентоспособности
Чаще всего предлагают для нахождения коэффициента конкурентоспособности организации
следующее выражение:
Ккп=а1Эп+а2Фп+а3Эс+а4 Ат
где Ккп - коэффициент конкурентоспособности организации;
Эп - значение критерия эффективности производственной деятельности;
Фп - значение критерия финансового положения организации;
Эс - значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения продукции на рынке;
Ат - значение критерия конкурентоспособности продукции, коэффициенты а1, а2, а3, а4 весомости критериев.