Слайд 1Конституционное право
Тема 5. Права и свободы человека и гражданина: общие
вопросы
Экштайн К. Основные права и свободы: По российской Конституции и
Европейской Конвенции. Учебное пособие для вузов. М.: Nota Bene,2004
Права человека :Учебник для вузов /Авт. колл. : Т. А. Васильева, В. А. Карташкин, Колесова, Н. С. и др. ; Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.,1999.
Конституционные права в России: дела и решения: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Шайо. М.: Ин-т права и публичной политики. 2002.
http://echr.ru, http://hro.org,
Слайд 2Тема 5. Права и свободы человека и
гражданина: общие вопросы.
Содержание
Правовая природа прав человека
Принципы правового регулирования и реализации прав человека
Классификации
прав человека
Источники правового регулирования прав человека
Внесудебные институты защиты прав человека
Судебная защита прав человека
Реализация прав человека в особых правовых режимах
Слайд 3Концепции прав человека
Консерватизм: историческая обоснованность неравенства людей, идея «золотого миллиарда»
Коммунализм
(коллективизм): права социальных групп, обязанности перед общиной, права общины –
уммы в исламе, общин в Африке и Китае
Либерализм (индивидуализм):
натурализм (права даны человеку a priory) и
утилитаризм (права установлены в интересах общества и общественного прогресса)
Светское и религиозное обоснование прав человека
Универсальность прав человека и культурный релятивизм
Слайд 4Права человека в разных культурах
Идея универсальности, «общечеловеческой ценности»: Всеобщая
декларация прав человека ООН 1948 г.
Регионально-культурные стандарты:
Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод (1950 г., вступ. в силу 1953 г.)
Американская конвенция о права человека (1969 г., вступ. в силу 1978 г.)
Африканская хартия прав человека и народов (1981 г., вступ. в силу 1986 г.) и протокол Мапуто (2003)
Каирская декларация прав человека в исламе (1990 г.) и Арабская хартия прав человека (1994 г. (1 вариант), затем 2004 г., вступ. в силу 2008 г.)
Слайд 5Юридическое закрепление
прав человека
Права человека в исламе носят характер религиозных
и скорее связаны с обязанностями других людей (других мусульман)
Механизм закрепления
прав: право как запрет нарушения (I Поправка к Конституции США: «Конгресс не должен издавать ни одного закона…» )
Права человека и права гражданина (права немцев: политические, свобода передвижения и право на труд).
Права личности и права народа (Африканская хартия, Япония).
Общепризнанные права: сколько поколений прав, три или четыре?
Слайд 6Права человека и политика
«Гуманитарные» вторжения в целях «защиты прав»: политика
США и НАТО
Права, подвергающиеся политическим обсуждениям:
экологические права
права будущих поколений
права сексуальных
меньшинств
права на свободную торговлю и свободный труд
право на воду
права связанные с уголовным наказанием
право на медицинскую помощь
Слайд 7Правовая природа прав человека
Государство одновременно выступает главным гарантом защиты прав
(ст.45 Конституции РФ) и в то же время – основным
потенциальным нарушителем прав человека.
Права человека – субъективные права по отношению к государству (по Г. Еллинеку):
status negativus – права, в которые не вправе вмешиваться ни государство, ни частные лица (личные и процессуальные права), и государство должно обеспечить защиту;
status positivus – права, требующие от государства предоставления определенных благ. Это притязания на полицейскую и судебную защиту (права-гарантии), и на социальное призрение (социально-экономические права);
status activus – права, обеспечивающие участия в управлении делами государства (политические права).
Слайд 8Принципы правового регулирования
и реализации прав человека
Равенство прав и запрет
дискриминации
Возможность ограничения только для защиты других конституционных ценностей
Универсальность общепризнанных
прав
4. Неотчуждаемость прав
5. Запрет злоупотребления правами и осуществления прав, нарушающее права других лиц.
Слайд 9Дискриминация
Это необоснованное правовое различие, основанное на обстоятельствах, не связанных с
характером правоотношения.
Запрет дискриминации требует:
четких и недвусмысленных формулировок закона
одинакового применения закона
и запрет произвола.
Обеспечение действительного, а не формального равенства, фактическое уравнивание принято называть «позитивной дискриминацией».
Слайд 10Принцип равенства и
запрет дискриминации
Проблемы обеспечения равенства по признакам расы
(политика апартеида в ЮАР 1948-1994), пола (законы о равной оплате
США 1963 и Великобритании 1970), религиозной принадлежности и др. (Allgemeines Gleichbehandlungsgesetz в ФРГ, 2006 г.)
19 июня 2009 года Конгресс США извинился перед чернокожими за рабство и расовую сегрегацию 1890-1950-х
Dred Scott v. Sandford, 60 U.S. 393 (1857)
Plessy v. Ferguson, 163 U.S. 537 (1896)
и только в 1954 году
Brown v. Board of Education of Topeka, 347 U.S. 483 (1954)
Слайд 11Проблема позитивной дискриминации
В США эта проблема впервые встала в 1970-е.
В решении по делу
Regents of the University of California v. Bakke, 438 U.S. 265 (1978) Верховный суд США признал неконституционной практику установления квот для расовых и этнических меньшинств.
Аналогичные решения в ноябре 2003 года вынес Верховный суд Франции, в октябре 2005 года –Конституционный суд Словакии, а в октябре 2006 года – Верховный суд Индии.
Но в 2003 году Верховный суд США признал допустимой гибкую политику университетов по поддержке меньшинств – см. Grutter v. Bollinger, 539 U.S. 306 (2003)
Слайд 12Проблема позитивной дискриминации
Сферы проявления позитивной дискриминации:
поступление в вузы: США (этнические
меньшинства, женщины, инвалиды и ветераны) Канада (женщины, инвалиды, коренное население,
расовые меньшинства), Китай (этнические меньшинства и женщины), Финляндия (шведскоговорящие финны), Бразилия (расовые и этнические меньшинства, люди с низкими доходами и инвалиды)
замещение государственных должностей: Индия (для отстающих в экономике и образовании классов и для каст, ущемленными)
поступление на работу: Норвегия (в публичных компаниях представители любого пола не могут составлять более 60 %), ЮАР(темнокожие, белые женщины, инвалиды и лица из сельскохозяйственных местностей)
Слайд 13Принцип равенства: касты
Страны, сохраняющие кастовую структуру общества:
Африка: Сенегал, Буркина Фасо,
Мали, Нигерия, Алжир, Ливия, Мавритания, Эфиопия, Руанда, Кения, Сомали,
Азия:
Йемен, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Индия, Непал и Япония.
Только в 6 действует конституционный запрет на дискриминацию (Непал, Шри Ланка, Мавритания, Нигерия, Буркина Фасо и Сенегал)
Общая численность маргинальных каст в мире доходит до 250 миллионов человек.
Слайд 14Условия и основания ограничения
прав человека
ООН: Права человека могут ограничиваться
в случаях общественных угроз (public emergency), в том числе в
военное время.
В результате в США был принят USA PATRIOT Act ("Patriot Act") October 26, 2001.
Uniting and Strengthening America by
Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of 2001
Слайд 15Условия и основания ограничения
прав человека: практика ЕСПЧ
1. Были ли
наложены какие-либо условия или ограничения на право?
2. Являются ли данные
условия или ограничения обоснованными, или это "вмешательство" в право?
3. Если имело место "вмешательство" –
a. Было ли это "предписанным законом"?
b. Имело ли оно "легитимную цель"?
c. Являлось ли оно "необходимым в демократическом обществе"?
Слайд 16Условия и основания ограничения
прав человека: практика ЕСПЧ
4. В решении
о том, имело ли "вмешательство" "легитимную цель", его необходимо обосновать
–
a. В интересах национальной или общественной безопасности,
b. Для предупреждения беспорядков и преступности,
c. Для защиты здоровья и морали, или
d. Для защиты прав и свобод других.
Слайд 17Условия и основания ограничения
прав человека: практика ЕСПЧ
В решении о
том, являлось ли конкретное "вмешательство" необходимым для достижения "легитимной цели"
"в демократическом обществе":
вмешательство преследовало строго легитимные цели;
были убедительные и необходимые причины для санкционирования ограничений;
государство осуществляло полномочия разумно, внимательно и добросовестно;
вмешательство было пропорциональным преследуемой легитимной цели;
были обоснованные и достаточные причины для санкционирования вмешательства;
решение было основано на приемлемой оценке относящихся к делу фактов.
Слайд 18Принцип универсальной юрисдикции
Это принцип международного права, выступающий основанием для включения
в конституционное законодательство правил защиты прав человека от нарушений, которые
происходят за рубежом
Это юрисдикция государств, преследующих за нарушения прав человека, за преступления против человечества и защита жертв нарушений
Концепция erga omnes прав человека – общее правовое обязательство перед любым и каждым: право на политическое убежище и защита беженцев (Конвенция ООН 1952 года)
Слайд 19Неотчуждаемость прав
Идея недопустимости отказа от жизни и здоровья носит, как
правило, религиозный характер. Самоубийство запрещает большинство христианских религий, ислам, иудаизм
и индуизм
Юридическая ответственность за попытку самоубийства существовала до 1961 года в Великобритании, до начала 1990-х в некоторых штатах США
В настоящее время ответственность сохраняется в Индии и Сингапуре (до 1 года тюрьмы)
Слайд 20Другие принципы прав человека
Злоупотребление правом в странах романо-германской системы (Германия,
Швейцария, Испания, Аргентина) используется как институт гражданского права, а в
Великобритании – как злоупотребление правом на иск.
Прямое действие прав человека связано с дискуссией о «горизонтальном эффекте» прав человека, начавшейся в Великобритании после принятия Акта о правах человека 1998 года.
Слайд 21Классификации прав человека
Iая - в зависимости от сферы действия прав
– личные, политические, социально-экономические, процессуальные и коллективные права.
IIая по историческим
этапам их правового закрепления («поколения» прав человека).
IIIья по характеру правовых предписаний: материальные права и права-гарантии.
Слайд 22Источники правового регулирования
прав человека
внутригосударственные
конституция
федеральные нормативные акты
международные
общепризнанные принципы и
нормы международного права
международные договоры
Слайд 23Международный билль о правах
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря
1948 г., принятая Генеральной ассамблеей ООН
Международный пакт о гражданских и
политических правах 1966 г.
Международный пакт о социально-экономических и культурных правах 1966 г.
Слайд 24Международные договоры РФ
Европейская конвенция о защите прав человека и основных
свобод 1950 года:
подписана РФ в 1996 году,
ратифицирована в 1998 Федеральным
законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ
с 5 мая 1998 года вступила в силу для Российской Федерации
Вступление в силу Конвенции ipso facto означало распространение на РФ юрисдикции Европейского суда по правам человека
Слайд 25Система защиты прав человека
Внесудебная:
на уровне государства – уполномоченный по правам
человека (омбудсмен)
на международном уровне – Верховный комиссар ООН по правам
человека (до 2006 года – Комиссия ООН по правам человека)
Судебная:
на уровне государства – суды общей юрисдикции и конституционные (верховные) суды
на международном уровне – ЕСПЧ
Слайд 26Омбудсмен
Происхождение слова и института – в виде парламентского омбудсмена в
Швеции в 1809 году
Сегодня омбудсмен существует как общественный и как
государственный институт:
– общий (парламентский) и специализированные омбудсмены (по детям, по инвалидам, по обеспечению равенства, по борьбе с этнической дискриминацией и т.д.), например:
в Великобритании и Австралии – Парламентский комиссионер (обращения фильтруются членами парламента, а решение омбудсмена может быть обжаловано в суд)
в США – Омбудсмен Департамента внутренней безопасности, гражданства и миграции, Омбудсмен ВМФ и омбудсмены штатов и графств
в Эстонии, Финляндии и Швеции часть функций омбудсмена выполняет Канцлер Юстиции
Слайд 27Уполномоченный по правам человека
Конституция РФ и Федеральный конституционный закон
«Об уполномоченном по правам человека» от 26.02.1997 N 1-ФКЗ предусматривают
создание института общего (парламентского) омбудсмена на федеральном уровне и в субъектах РФ
Права уполномоченного – меры общественного воздействия (доклад в парламенте) и дублирование правовых мер, предоставленных прокурорам.
Особенности статуса региональных уполномоченных.
Слайд 28Защита прав человека прокуратурой
История и российские особенности прокуратуры.
Закон РФ «О
прокуратуре» от 17.01.1992 N 2202-1
Система органов прокуратуры
Предмет контроля – соблюдение
прав человека в условиях общего режима законности.
Меры реагирования – правового характера:
возбуждение производства по уголовному делу,
возбуждение производства по делу об административном правонарушении
обращение в суд.
Слайд 29Обращение в ЕСПЧ
Условия подачи жалобы:
совершение государством действий, нарушающих положения
Конвенции, применительно к заявителю,
исчерпание всех внутригосударственных средств правовой защиты,
подача
жалобы в пределах 6-месячного срока со дня вынесения национальными органами окончательного решения по делу.
Слайд 30Рассмотрение дела в ЕСПЧ
Рассмотрение вопроса о (не)приемлемости жалобы
Передача дела
в Палату из 7 судей, вынесение решения о приемлемости жалобы
и по существу дела.
Рассмотрение дела Большой палатой в случае уступки в палате или в исключительных случаях для пересмотра решения палаты.
Определение Комитетом министров Совета Европы порядка исполнения решения, в том числе мер индивидуального и общего характера.
Слайд 31Механизмы реализации прав человека
Порядок реализации прав (административные процедуры):
разрешительный –разрешение на
осуществление какой-то деятельности или совершения каких-то действий выдается государственным или
иным уполномоченным органом по своему усмотрению.
уведомительный – правомерность осуществления какой-либо деятельности или совершение каких-либо действий обуславливается информированием об этом уполномоченного органа, проверяющего соответствие таких действий (деятельности) закону и управомоченного запретить их при наличии законных оснований
явочный - осуществление какой-то деятельности или совершение каких-то действий без получения разрешения и даже без информирования об этом государственные органы
Слайд 32Реализация прав человека в условиях
особых правовых режимов
Понятие особых правовых
режимов.
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»
и
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении"
Основания и порядок введения военного и чрезвычайного положения
Система управления в условиях военного и чрезвычайного положения
Ограничения прав человека в условиях военного и чрезвычайного положения – в зависимости от вида и оснований введения особого правового режима