Слайд 1
Консультация для воспитателей
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитатель: Колобова Н.А.
ГБОУ Школа 1363
Москва 2015 год
Слайд 2Актуальность
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для
социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе.
Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития. Их недостаточная сформированость к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками.
Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги - специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы 1 класса.
Недостаточный уровень их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда, физкультуры и рисования.
И последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве
Слайд 3ЦЕЛЬ:
познакомить педагогов с алгоритмом работы по развитию пространственных представлений
у дошкольников
ЗАДАЧИ:
1 Познакомить педагогов в основными этапами в работе
по развитию у дошкольников пространственных отношений:
Развитие ориентировки в схеме собственного тела;
Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку;
Развитие восприятия отношений между предметами и группами предметов;
Формирование пространственной ориентировки в объектах, развёрнутых на 180 градусов.
2. Познакомить педагогов с системой игровых упражнений, дидактических заданий, направленных на развитие и коррекцию данного психического процесса, а также на предупреждение нарушений чтения и письма.
Слайд 4 Ребенок познает пространство по мере того, как сам
им овладевает. Ведущую роль в познании пространственных отношений в раннем
и младшем дошкольном возрасте играет непосредственный жизненный опыт.
Он накапливается у ребенка в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения во время прогулок и т. д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.
Слайд 5 Дети не всегда пользуются словарным запасом, в
котором имеются необходимые пространственные обозначения.
При выполнении конкретных заданий
ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для него варианты обозначений. Прежде чем с помощью наводящих вопросов взрослого находит правильный ответ.
Это наблюдается у детей не только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Они обусловлены уровнем подготовки детей и развитием у них пространственных представлений.
Работа над словарным запасом ребенка дошкольного возраста способствует более полному восприятию пространственных отношений и освоению навыков пространственной ориентации.
Слайд 6 Особенно важно правильно использовать слово при проведении игр
и упражнений. Однако массовая практика показывает, что при проведении
подвижных игр и упражнений воспитатели мало уделяют внимание использованию необходимой пространственной терминологии. Обозначая направления движения ребенка, местоположение предметов в пространстве, они пользуются обычно ситуативной речью (там, здесь и т.д.).
Слайд 7 Некоторые особенности пространственной ориентировки детей
Ориентировка в
пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета. Их много. И
все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений.
В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е, по сторонам собственного тела.
В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям: вперед— назад, вверх — вниз, направо — налево.
В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Установлено, что освоение каждой следующей системы отсчета базируется на прочном знании предшествующей.
Слайд 8 Пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно:
на 1
этапе дети учатся ориентироваться « на себе»: определять различные части
тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева).
Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах –
2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».
3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.
4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.
Слайд 9 Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о том, что
ребенок легче ориентируется в направлениях пространства в статическом положении, при
этом он исходит из сторон собственного тела, т.е. ориентируется на себя. Постепенно ребенок овладевает ориентировками «от себя» и «от объектов».
Слайд 10Ориентировка «на себе» и «от себя»
Первоначальной задачей является
освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании
пространственного расположения отдельных частей своего тела.
Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.
Слайд 11Ориентировка «на себе» и «от себя»»
В младшем
дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений:
(вперед
- назад, вверх - вниз, направо - налево).
Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела. Так упорядочиваются связи:
вверху — где голова,
а внизу — где ноги,
впереди — где лицо,
а сзади — где спина,
направо — там, где правая рука,
а налево — где левая рука.
И связь эту важно упрочить с помощью игровых упражнений.
Слайд 12Ориентировка от другого человека и любых предметов
Умение
ориентироваться “на себе” - предпосылка, необходимая для перехода к следующей
программной задаче - учить детей ориентироваться на другом человеке и на предметах.
Однако ориентировка на человеке и на предметах возможна только на основе знания схемы собственного тела.
Ребенок как бы мысленно переносит ее на другие объекты и по аналогии выделяет на другом человеке, на предметах. Скажем, дети рассматривают игрушки, активно действуют ими. В ходе беседы воспитатель фиксирует их внимание на характерных деталях.
Например, рассматривается машина:
спереди - кабина,
кузов - сзади,
внизу - колеса, ( передние и задние).
Слайд 13Ориентировка в двумерном пространстве -ориентировка на плоскости
В старшей группе
дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в
двумерном пространстве.
В начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении:
- сверху вниз или снизу вверх,
- слева направо или справа налево.
Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дальнейшему развитию ориентировки на плоскости служит обучение детей умению находить
- середину (центр) листа бумаги или таблицы,
- верхний и нижний края листа,
- левый и правый края листа,
- верхний левый и верхний правый углы листа,
- нижний левый и правый углы листа.
Слайд 14 Данной работе посвящают основную часть 3-4 занятий.
На первом
занятии педагог демонстрирует таблицу и дает образец описания расположения предметов
по отношению к листу.
Дети описывают и воспроизводят образец.
Позднее их учат действовать по указанию, а образец показывают уже после того, как задание выполнено. Теперь он служит средством самоконтроля.
Выполнив задание, дети описывают, сколько каких фигур и где разместили.
Начиная со второго или третьего занятия педагог предлагает им сначала повторить задание, а затем выполнить его.
Слайд 15Абстрагирование пространственных отношений между предметами является процессом длительным и сложным,
который не завершается к концу дошкольного возраста, а продолжает совершенствоваться
в условиях школьного обучения.
Общий вывод: познание ребенком «схемы своего тела» является основой для освоения им словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям
Слайд 16РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ В СХЕМЕ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА
ЦЕЛЬ: развивать пространственные представления на
основе невербальной и вербальной дифференциации правых и левых частей тела
с опорой на умение выделять ведущую руку
ЗАДАЧИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ РЕШЕНИЯ:
1. развивать умение выделять ведущую (правую руку) и на его основе выделять другую руку (левую), а также закреплять их речевые обозначения:
покажи, какой рукой ты ешь, рисуешь и т. д.;
покажи правую (левую) руку;
покажи игрушку правой (левой) рукой;
возьми предмет в правую (левую )руку .
Слайд 172. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела
путём выделения ведущей руки; закрепить знание частей тела и их
речевое обозначение:
- на собственном теле;
- на куклах;
- на изображениях людей.
Слайд 18
3. Дифференцировать на вербальном и невербальном уровнях правые и левые
части тела:
прямая ориентировка в схеме тела:
- покажи правую (левую)
ногу;
покажи правое (левое )ухо;
покажи правый (левый) глаз;
перекрёстная ориентировка в схеме тела:
покажи правой рукой левый глаз (левое ухо, правую ногу, левую ногу).
Слайд 19
4. Закреплять и развивать знание частей тела и умение ориентироваться
в его схеме:
назови основные части лица (глаза, нос, рот, брови,
ресницы, щеки, лоб, подбородок), покажи их на себе (на кукле, на изображении);
нарисуй лицо человека и назови его основные элементы;
приложи к овалу лица, вырезанному из картона, контурные изображения глаз, бровей ресниц, носа, рта и опиши их местоположение.
Слайд 20
Упражнение «Части тела»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и
уточнение названия частей тела.
Ход игры:
Дети становятся в круг.
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки.
Тот говорит: «Это моя левая рука».
Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа.
Игра продолжается по кругу.
Слайд 21 Упражнение «Мячик прыгает по мне
– по спине и голове»
ЦЕЛЬ: закрепление ориентированности ребёнка в собственном
теле и в пространстве (справа – слева, впереди – сзади), закрепление употребления предлогов
ОБОРУДОВАНИЕ: мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи или любой маленький мяч.
ХОД ИГРЫ
Дети выполняют задания по инструкции педагога.
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне не спеша положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснётся
И ненадолго за спину вернётся.
С голени правой да к левой ступне,
Да на живот – не запутаться б мне.
Слайд 22
Упражнение «Зеркало»
Цель: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение
названия частей тела.
Оборудование: настенное зеркало
Ход
игры:
Ребенок и педагог встают рядом лицом к зеркалу и с проговариванием выполняют одни и те же движения: «хлопни над головой», «у правого уха», «у левого уха», «за спиной», «под подбородком» и т.д.
Слайд 23Формирование пространственных представлений с опорой на правую руку
Цель: формировать умение
определять пространственное расположение предметов и направление движения относительно воспринимаемого предмета
Задачи
и последовательность их решения:
Закрепить понятия «справа» и «слева» и их речевые обозначения;
уточнить, что «справа» - это значит ближе к правой руке, а «слева» - ближе к левой;
закрепить понятия «направо» - «налево» и «справа налево» - «слева направо» и их обозначения в речи;
уточнить, что направление движения «направо» – в сторону правой руки, «налево» - в сторону левой руки;
закрепить речевые обозначения «направо» и «налево»;
учить понимать схематичные изображения направления движения и обозначать их в речи: «направо», «слева направо»; «налево», «справа налево»;
Выполнять серии движений в пространстве по речевой инструкции.
Слайд 24ВЫВОДЫ:
Современные психолого-педагогические исследования ученых убеждают в том, что в дошкольном
возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные
знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы:
Развивать ориентировку в пространстве необходимо в процессе целенаправленного педагогического руководства.
Ориентировка в пространстве – характерна для детской деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной), следовательно, доступно для усвоения детьми.
Основным условием ориентировки в пространстве является активное передвижение в нем.
«Ориентировка в пространстве» считается сложной проблемой, так как психологами и педагогами определены особенности и содержание этого вопроса, но нет четкого представления о технологии.
Слайд 25Список литературы
Воробьёва Т.А., Крупенчук О. И. «Мяч И речь» -
СПб.: Дельта,2001 г.
Грузд М. Б. «Картотека игр для развития пространственной
ориентировки», - Социальные сети работников образования, 28.12 1012 г.
Леушина А.М. «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста», - М.: Просвещение, 1974 г.
Степанова И.Г. «Развитие оптико-пространственных представлений у дошкольников с ОНР»,- www/ logedy/ru ГДОУ №93 Санкт-Петербург
Филатова И.А. «Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи»,- М.: «Книголюб»,2010 г.