Слайд 1Консультирование в сфере управления
Мотивация персонала
«Управлять человеком –
значит управлять
мотивами
его поведения»
Слайд 2Основные Понятия
Потребность – осознанная необходимость, состояние человека, испытывающего нужду в
благах и ценностях, необходимых для его существования
Мотив – побуждения человека
к действию, направленные на результат (цель).
Мотивирование – процесс влияния на индивида с целью побуждения его к определенным действиям путем воздействия на его мотивы.
Стимулы – «рычаги», вызывающие действие определенных мотивов.
Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования индивидов.
Слайд 3Проблема мотивации сотрудников в работе организации
Управлять человеком - это значит
управлять мотивами его поведения. Этот вид воздействия, т. е. воздействие
на мотивы, признается наиболее результативным в сравнении с прямым воздействием.
Но, одновременно, это и более сложный путь воздействия, поскольку требует выбора стимулов, не только точно соответствующих тем целям, которые стоят перед организацией, но и мотивам поведения работников.
Эффективная система мотивации позволяет повысить экономические показатели деятельности организации и двигаться в направлении ее стратегических целей.
Мотивировать человека - значит затронуть для него наиболее важные интересы и дать ему возможность, шанс реализовать их в процессе работы.
Слайд 4Закон оптимума мотивации
В 1908 году Роберт Йеркс и Джон Додсон
открыли закон
При повышенной мотивации в человеческом организме происходят реакции психологического
характера: нервное перенапряжение, стрессы, переживания, ухудшается продуктивность.
Следовательно, малая мотивация человека не дает приличных эффектов, он не заинтересован в выполнении заданной работы. Завышенная мотивация отклоняет от конкретных задач и затрудняет сосредоточить внимание.
.
Слайд 5Мотивационные теории
Содержательные
Отношений
Процессуальные
Потребностей А.Маслоу
Потребностей
Д.Мак-Клеланда
Потребностей
К.Альдерфера
Мотивации
Ф.Герцберга
Человеческого
фактора
Д.Мак-Грегора
Концепции
Э.Шеина
Z У.Оучи
Ожидания
В.Врума
Теория справедливости
Модель Портера-Лоулера
Слайд 6Содержательные теории
Основное внимание уделяют анализу потребностей, лежащих в основе мотивации:
Теория
иерархии потребностей А.Маслоу;
Теория потребностей Альдерфера;
Теория приобретенных потребностей МакКлелланда;
Теория двух факторов
Ф.Герцберга.
Слайд 7Теория иерархии потребностей
Абрахама Маслоу (1954)
Удовлетворенные потребности не мотивируют.
Если одна
потребность
удовлетворяется, на ее
место выходит
другая.
Обычно человек ощущает
несколько потребностей.
Слайд 8ERG – теория мотивации Клейтона Альдерфера
Потребности существования (existence) – физиологические
и потребности в безопасности;
Потребности взаимосвязей (relatedness) – стремление получить поддержку,
признание, одобрение других людей;
Потребность роста (growth) – побуждают человека к реализации своих способностей к самоутверждению, самовыражению
Слайд 9Взаимоотношение потребностей
по А.Маслоу и К.Альдерферу
Потребности
по А.Маслоу
по К.Альдерферу
Самовыражения
Уважения
Социальные
Безопасности
Физиологические
Личного роста
Причастности
Существования
Слайд 10Теория потребностей дэвида Мак-Клеланда
Потребности приобретаются и развиваются под влиянием обучения
и жизненного опыта, при этом рассматривается взаимоотношение отдельных групп потребностей.
Поскольку
потребности низшего порядка в значительной степени удовлетворены, решающими становятся три основные мотивирующие потребности:
Власти, Успеха, Причастности
Слайд 12Теория приобретаемых потребностей Девида Макклеланда
Потребность в успехе и достижении
результатов – выражается в стремлении к достижению поставленных целей, умении
их ставить и брать на себя ответственность за их осуществление (вопр 1-4)
Потребность в причастности (признании) – проявляется в стремлении человека к любви, привязанности, дружеским отношениям с окружающими, групповой командной работе, нуждаются в высоком уровне сотрудничества (вопр. 5-8).
Потребность во власти – проявляется в стремлении контролировать ход событий и воздействовать на поведение людей, самостоятельность, влияние на других людей (вопр.9-12)
Слайд 13Двухфакторная теория мотивации
Ф. Герцберга (1959)
Факторы- мотиваторы
лишение - не
влечет к неудовлетворенности задания; присутствие - нацеливает к наиболее производительному
процессу.
Гигиенические факторыне вызывают удовольствие работой, но не могут мотивировать работника на повышенные результаты
Интерес к виду деятельности
Ответ-ственность
Возможность достижения и признания успеха
Продвижение по службе
Возможность
профессио-нального роста
Способ управления
Условия труда
Межлич-ностные отношения
Заработок
Особенности контроля
Влияние работы на личную жизнь
Слайд 14Процессуальные теории
Фокусируются на том, как человек прилагает усилия для достижения
целей и какой выбирает при этом тип поведения.
Теория ожиданий Виктора
Врума;
Теория справедливости Дж. Адамса;
Комплексная теория мотивации Портера-Лоулера;
Слайд 15Теория ожидания Виктора Врума (1964)
Ожидания того, что усилия работника приведут
к постановленной цели и желаемому результату (соотношение затраченных усилий и
полученных результатов (З-Р);
Инструментальность – понимание того, что выполнение работы и достижение требуемого результата являются основным условием (инструментом) получения вознаграждения (соотношение полученного результата и вознаграждения за этот результат (Р-В);
Валентность – значимость награды для работника (удовлетворение или неудовлетворение для работника (Вал)
Формула:
Мотивация = (З–Р) (Р- В) Вал
Слайд 16Теория справедливости С.Адамс
компания «Дженерал Электрик» (1963)
Субъект 1
Отношения
Субъект 2
Вклад
Вклад
Отдача
Отдача
Все люди
что-то вкладывают в работу и получают от работы.
Уровень мотивации напрямую
зависит от ощущаемого равенства по сравнению с референтными другими.
Слайд 17Соотношение вкладов и отдач
Вклад ˃ Отдачи = Недооценка
Вклад =
Отдаче = Справедливо
Вклад < Отдачи = Переоценка
Слайд 18Чувство вины
Невыполненное обещание
Незаслуженное вознаграждение
Неэквивалентность вкладов
Чувство обиды
Слайд 19Сократить рабочее время
Увеличить кол-во больничных
Сократить объем работы
Чувство обиды
Неаккуратно выполнять работу
Слайд 20Теория мотивации
Лаймана Портера и Эдварда Лоулера (1968)
Ценность вознаграждения
Усилия
Воспринимаемые усилия-
вероятность вознаграждения
Способности и личностные характерис-
тики
Результаты
Организацион-ная роль работника
Внутреннее вознаграж-дение
Внешнее вознаграж-дение
Вознаграждение, воспринимаемое
как справедливое
Удовлетворение
на мотивацию влияют факторы:
1.затраченные усилия,
2.полученный результат, 3.вознаграждение и его восприятие;
4.степень удовлетворенности.
Слайд 21Теории человеческих отношений
Теория X и Y Дугласа МакГрегора;
Теория «Z» Уильяма
Оучи;
Теория Эдгара Шеина
Слайд 22Теория X и у Дугласа МакГрегора (1960)
Две взаимосвязанные теории, старающиеся
дать рациональное объяснение факторам мотивации.
Менеджеры в теории X не доверяют
работникам, стараются тщательно контролировать их работу и полагают, что единственное средство мотивировать сотрудников – это деньги.
Менеджеры теории Y полагают, что если предоставить работникам большую свободу в реализации их собственного потенциала это может значительно повысить производительность.
Слайд 23теория «Z» Уильяма Оучи
компания Toyota (1980)
Успех японцев основан на:
особом отношении
к сотруднику,
командном духе
корпоративной культуре,
пожизненном найме
совместном принятии
решений
Слайд 24Теория
Эдгара Шеина
Концепция "рационального экономического человека” может быть выражена в
следующих положениях:
1) люди мотивируются, в первую очередь, экономическими побуждениями, они
будут делать то, что даст им наибольшую экономическую выгоду;
2) т.к. экономические побуждения находятся под контролем организации, то люди пассивны и организация должна ими руководить, их контролировать и мотивировать;
3) поскольку человеческие чувства иррациональны, то надо воспрепятствовать их проникновению в сферу рационального учета собственных интересов;
4) поэтому организация должна создаваться таким образом, чтобы она могла нейтрализовать и контролировать чувства людей.
Слайд 25мотивация в системе управления персоналом
Слайд 26Факторы мотивации работников организации
Слайд 27Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры
Слайд 28Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры
Слайд 29Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры
Слайд 30Мотивация персонала на этапах трудовой карьеры