Слайд 1Цель урока:
Познакомиться с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
Слайд 2Ребята, на прошлом уроке мы с вами убедились, что музыкальные
звуки бывают очень разные. Разнообразие звуков образует музыкальную речь, с
помощью которой с нами «разговаривают» композиторы через свои музыкальные произведения.
Сегодня мы поговорим об ещё одном свойстве музыкального звука – это тембр.
Слайд 4Симфоническая сказка Сергея Сергеевича Прокофьева «Петя и волк»
Слайд 7ДО
РЕ
МИ
ФА
СОЛЬ
ЛЯ
СИ
ДО
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
Слайд 8К тесовому дому под ели,
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете
и Волке,
Квартет, кларнет, и фагот.
Слайд 9Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и
птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой фагот,
А злого-презлого волчищу,
Валторны
заменят собой.
Слайд 10Сергей Сергеевич Прокофьев
1891–1953 гг.
Сегодня мы совершим путешествие по страницам сказки
«Петя и волк». Написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев в
1936 году.
Слайд 11Эта сказка рассказывает о мальчике Пете. Ранним утром он отправился
на прогулку и встретил Птичку. Это была знакомая Птичка. Как
же не поговорить со старым другом? Солнечным утром, неуклюже переваливаясь с боку на бок, к пруду идет Утка, чтобы поплавать.
Птичка, увидев Утку, слетела с высокого дерева. Поближе подобравшись к Утке, Птичка завела разговор:
Слайд 12Позвольте спросить вас, уважаемая Утка,
вы птица, а летать
не
умеете. Как же так?
Вы, уважаемая, тоже птица, а плавать
не
умеете.
Слайд 13Утка, спустившись в воду, поплыла, быстро перебирая лапками. Птичка же
осталась на берегу. Она подскакивала в пылу спора, доказывая, что
птица должна уметь летать. Неизвестно, чем бы закончился этот спор, если бы ни появилась Кошка. Она хотела незаметно подкрасться к спорщикам и полакомиться добычей. Мальчик Петя вовремя заметил опасность, предупредил Птичку, и она успела вспорхнуть на дерево.
Слайд 14Петин Дедушка вышел во двор и увидел, что Петя без
разрешения ушел за калитку. А ведь рядом лес. Вдруг Волк
пожалует?!
Петя уверял, что не боится никакого Волка! Но дедушка завел Петю во двор и крепко запер за ним калитку.
Слайд 15Как только калитка захлопнулась за Петей, из леса появился огромный
серый Волк. Кошка от страха быстро забралась на дерево.
Слайд 17Неуклюжая утка выскочила из воды, но Волк догнал беглянку и
проглотил. Волк был очень голодный и решил полакомится еще кошкой
и птичкой.
Слайд 18Петя наблюдал за происходящим из-за калитки. Взяв прочную веревку, мальчик
перелез через забор. И по большой свисающей ветке перебрался на
дерево к испуганным Кошке и Птичке.
Слайд 19Мальчик поручает Птичке отвлечь Волка. Когда Волк пытается её поймать,
Петя накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но
Петя привязывает другой конец верёвки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка ещё туже.
Слайд 20Тут подоспели охотники, которые выслеживали Волка по его следам. Увидев
серого хищника, они стали стрелять. Мальчик попросил охотников не убивать
Волка, а сопроводить его в зоологический сад. Петя чувствовал себя настоящим героем!
Слайд 21Симфонический оркестр
Сегодня мы познакомитесь с необычной сказкой. Эта сказка
симфоническая, так как рассказывают ее инструменты симфонического оркестра.
Слайд 22Регистр
Темп
Динамика
Разве могут инструменты разговаривать? Попробуем ответить на этот вопрос. Для
этого нам нужно вспомнить некоторые музыкальные термины, они помогут нам
характеризовать героев: Вспомните, что такое
Слайд 23Регистр – высота звука. Регистр бывает высокий, средний и низкий.
Слайд 24Мелодия бывает медленная и быстрая. Скорость звучания мелодии – это
темп.
Слайд 25Громкость звучания в музыке называют динамикой. Динамика – это сила
звука.
Слайд 26Добавим еще один музыкальный термин в багаж наших знаний. Тембр
— окраска звука.
Слайд 27Симфонический оркестр
Посмотрите, как много инструментов в симфоническом оркестре, и у
каждого свой неповторимый голос!
Слайд 28Какой регистр вы будете использовать, чтобы рассказать о птичке или
о медведе?
Слайд 29Для птички мы используем высокий регистр.
Слайд 30Медведя можно изобразить низким регистром.
Слайд 31Мы уже познакомились с героями симфонической сказки «Петя и волк».
Главный герой сказки - мальчик Петя. Мелодия его темы светлая,
радостная. Тему Пети исполняют смычковые струнные инструменты (две скрипки, альт и виолончель).
Слайд 32Фагот
Дедушка Пети строгий, он сердится на мальчика, что тот ушел
за калитку. Тему Дедушки исполняет инструмент с сердитым, ворчливым, густым,
низким голосом – фагот. Это деревянный духовой инструмент.
Слайд 33Флейта
Тема птички звучит радостно, беззаботно, быстро, в высоком регистре, ее
исполняет исполняет флейта. Флейта – деревянный духовой инструмент.
Слайд 34Кларнет
Мелодия Кошки должна звучать осторожно, тихо, затаенно, как будто она
крадется. Тему Кошки исполнил деревянный духовой инструмент – кларнет.
Слайд 35Гобой
Неторопливая, плавная мелодия может характеризовать неуклюжую Утку. Тему Утки исполняет
гобой. Звучание гобоя тихое, гнусавое, в нижнем регистре. Это деревянный
духовой инструмент.
Слайд 36Валторны
Во всех сказках есть и отрицательный персонаж. В нашей сказке
это Волк. Рычание Волка изображают три валторны – это медные
духовые инструменты.
Слайд 37Но ведь в сказках всегда добро побеждает зло. Если есть
Волк, значит, есть тот, кто может защитить нас от Волка.
В нашей сказке это охотники. Хоть они смелые и храбрые, а все-таки боятся Волка и с испуга стреляют в разные стороны. Изображая выстрелы, С.С.Прокофьев применил специальные инструменты. Это ударные инструменты – большой барабан и литавры.
Слайд 38Прослушайте целиком самостоятельно (дома по Интернету)
С.С. Прокофьев
«Петя и волк»