Слайд 1
«Контрактная система в сфере закупок продукции для обеспечения государственных
и муниципальных нужд»
Слайд 2Цели, задачи и принципы контрактной системы.
Участники контрактной системы, их
права и обязанности.
Слайд 3ПРОКЬЮРЕМЕНТ
(государственные (общественные) закупки)
Совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально
обеспечить интересы заказчика при проведении закупочной кампании.
Инструментарий, посредством которого осуществляются
закупки продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных, автономных учреждений государственных (муниципальных) нужд и иных юридических лиц, обеспечивающих максимально эффективное расходование средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов.
Слайд 4СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК ПРОДУКЦИИ
Слайд 5ЮНСИТРАЛ – орган Генеральной Ассамблеи ООН, в состав которой входят
государства из различных регионов и с различными уровнями экономического развития.
Цель
создания: содействие согласованию и унификации права международной торговли, обусловленные неадекватностью и различиями в законодательстве, регулирующем торговлю.
Комиссией ЮНСИТРАЛ разработаны международные конвенции:
О договорах международной купли-продажи товаров;
Об исковой давности в международной купле-продаже товаров о морской перевозке грузов ("Гамбургские правила");
Об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле и о международных переводных векселях и международных простых векселях;
Типовые законы ЮНСИТРАЛ: о закупках товаров (работ) и услуг (1994г.) О ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПКАХ (принят в г. Вене 01.07.2011 на 44-ой сессии ЮНСИТРАЛ), о международном торговом арбитраже и о международных кредитовых переводах
Регламенты ЮНСИТРАЛ: Арбитражный, Согласительный регламент и правовых руководств (по составлению международных контрактов на строительство, встречным торговым сделками электронному переводу средств).
Слайд 6Устаревшее законодательство, регулирующее закупки, ведет к снижению эффективности и результативности
процесса закупок, создает почву для злоупотреблений и препятствует государственным закупающим
организациям в приобретении товаров адекватной стоимости в обмен на расходуемые государственные средства.
Типовой закон имеет особое значение, т.к. реформирование госсистемы закупок – основа правовой реформы, предпринимаемой с целью переориентировать экономику на рыночные условия. В странах с «переходной» экономикой значительную долю всех закупок осуществляет государственный сектор (закупки связаны с проектами, реализуемыми в рамках основного процесса экономического и социального развития).
Типовой закон может способствовать устранению неблагоприятных факторов, возникающих в результате того, что несовершенное законодательство в области закупок на национальном уровне создает препятствия для международной торговли, значительный объем которой связан с закупками. Различия и несовершенство национальных правовых режимов, регулирующих закупки, могут ограничивать способность правительств в полной мере реализовать преимущества конкурентоспособных цен и более высокого качества товаров при закупках на международной основе.
Слайд 7Типовой закон ЮНСИТРАЛ о публичных закупках (принят ЮНСИТРАЛ 1 июля
2011года)
Преамбула
Учитывая, что [правительство] [парламент]... считает желательным регламентировать закупки товаров (работ)
и услуг в целях:
a) обеспечения максимальной экономичности и эффективности закупок;
b) расширения и стимулирования участия в закупках поставщиков и подрядчиков, независимо от их государственной принадлежности, содействуя тем самым международной торговле;
c) развития конкуренции между поставщиками и подрядчиками в отношении поставки объектов закупок;
d) обеспечения справедливого равного и беспристрастного отношения ко всем поставщикам и подрядчикам;
e) содействия объективности и беспристрастности процесса закупок и общественному доверию к нему;
f) обеспечения открытости процедур закупок, связанных с закупками, [оно] [он] принимает в этой связи с этим настоящий Закон.
Слайд 8Принципы общественных (государственных) закупок
Стандартные общие принципы
эффективность
экономичность
равенство и справедливость
открытость и прозрачность
ответственность
Особые принципы (предусматривают исключения из стандартных общих принципов государственных закупок)
стимулирование
национального производства и рынка занятости
обеспечение национальной безопасности
поддержка малого и среднего бизнеса
ликвидация последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф и т.д.
Слайд 9Эффективность
система государственных закупок функционирует оперативно, с минимально возможными бюрократическими процедурами
и расходами на ее содержание;
система обеспечивает приобретение продукции
с наилучшим для
решения конкретной государственной задачи соотношением цены и качества.
В чем выражается:
максимальный конечный эффект – полное удовлетворение потребности
максимальная экономическая выгода:
для заказчика – экономия ресурсов (бюджетных средств, времени, кадрового потенциала и пр.)
для поставщиков – получение прибыли от продажи объектов закупки; занятость (рабочие места), упрочение репутации, расширение рынка сбыта и пр.
Слайд 10Экономичность
использование минимально необходимого объема ресурсов для заключения контракта и контроля
за его исполнением в ходе закупки
важнейший экономический критерий – ЦЕНА
Дополнительные критерии:
соответствие закупаемой продукции ее назначению (качество);
наименьшие затраты в течение всего срока службы или жизненного цикла закупаемой продукции (т.е. стоимость владения – эксплуатационные затраты и затраты на текущий ремонт);
минимальные дополнительные затраты (транспортировка, хранение и т.д.)
Слайд 11Равенство и справедливость
закупочная деятельность должна осуществляться по заранее объявленным правилам
и критериям: справедливо и честно, обеспечивая равные возможности для всех
участвующих поставщиков.
процесс закупки должен не только являться справедливым по своей сути, но и восприниматься как справедливый, и участниками процедур и всей общественностью в целом.
формирование доверия и уважения между ЗАКАЗЧИКАМИ и ПОСТАВЩИКАМИ (подрядчиками, исполнителями);
повышение привлекательности проводимых государством закупок;
вовлечение большего количества участников, повышение уровня конкуренции за получение государственного заказа.
Основной механизм – открытая конкуренция
Слайд 12Открытость и прозрачность
использование специальных мер и процедур,
составление отчетности
по всем существенным действиям, принимаемым в ходе проведения закупки.
Принцип предполагает:
достаточность
информации: возможность для потенциальных поставщиков принимать обоснованные решения;
своевременность: гарантия того, что информация в момент получения ее поставщиками является ценной и необходимой;
доступность для всех заинтересованных сторон: гарантия того, что процесс закупки является справедливым по отношению ко всем участникам и воспринимается как справедливый;
системность: своевременная актуализация информации и быстрое информирование всех заинтересованных сторон обо всех изменениях.
Слайд 13Ответственность
Должностные лица, виновные в нарушении законодательства РФ о
контрактной системе в сфере закупок несут:
дисциплинарную,
гражданско-правовую,
административную,
уголовную
ответственность за принятые решения и
их последствия.
Слайд 14Ответственность
Дисциплинарная ответственность:
Трудовой кодекс РФ
Закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной
гражданской службе в РФ»
Закон № 25-ФЗ от 02.03.2007 «О муниципальной
службе в РФ»
Гражданская ответственность:
ГК РФ ст.533 Возмещение убытков…
Административная ответственность:
КоАП ст. 7.29-7.32;с. 9.16; ст. 14.9; ст. 15.14; ст.19.5; ст.19.7.2.
Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Уголовная ответственность:
Глава 30 УК РФ:
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями
Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств
Ст.285.2 Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов
Слайд 15Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Контрактная система в
сфере закупок
основывается на принципах
открытости, прозрачности информации о контрактной системе
в сфере закупок (ст. 7),
обеспечения конкуренции (ст. 8),
профессионализма заказчиков (ст. 9),
стимулирования инноваций (ст. 10),
единства контрактной системы в сфере закупок (ст.11),
ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 12).
Слайд 16Статья 7. ПРИНЦИПЫ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ
В Российской Федерации обеспечивается
свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в
сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Слайд 17Статья 8. ПРИНЦИП ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ
Контрактная система в сфере закупок направлена
на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Слайд 18Статья 9. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА (1)
Контрактная система в сфере закупок
предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в
сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 19Статья 9. ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЗАКАЗЧИКА (2)
Гл. 8. Ст.112. Заключительные положения
23.
До 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным
управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Считаем возможным провести аналогию по обучению членов комиссий.
Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
5. Заказчик включает в состав комиссии преимущественно:
лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок,
а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.
Слайд 20Статья 10. ПРИНЦИП СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ
Заказчики при планировании и осуществлении закупок
должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем
закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Статья 11. ПРИНЦИП ЕДИНСТВА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим ФЗ и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством
планирования и осуществления закупок,
их мониторинга, аудита в сфере закупок,
а также контроля в сфере закупок.
Слайд 21Статья 12. ПРИНЦИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными
фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим ФЗ, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок и НПА, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Слайд 22КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд
совокупность участников контрактной системы в сфере
закупок*
и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок
(за искл. случаев, если использование такой ЕИС не предусмотрено настоящим ФЗ – закрытые торги), в соответствии с законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок
действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ
Слайд 23Контрактная система в сфере закупок
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ
Двухэтапное
планирование:
1. План закупок
2. План-график
От
размещения информации
о закупке продукции
до заключения контракта
Исполнение контракта: комплекс мер,
реализуемых после заключения контракта и обеспечивающих достижение результатов, предусмотренных контрактом
4. МОНИТОРИНГ, АУДИТ И КОНТРОЛЬ
1. ПЛАНИРОВАНИЕ
2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКУПОК
3. УПРАВЛЕНИЕ КОНТРАКТОМ
Цель: единый сквозной контроль закупочного цикла в целом, определение адекватности затраченных средств достигнутому результату – удовлетворению государственных и муниципальных нужд, предупреждение и пресечение нарушений на всех стадиях замкнутого закупочного цикла
Слайд 24Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Федерального закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на
обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок Т, Р, У,
обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,
предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения ГПД, предметом которого являются поставка Т, выполнение Р, оказание У (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или МО, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Слайд 25Участники контрактной системы* (ч. 1. ст. 3 Закона № 44-ФЗ)
ФОИВ
по регулированию контрактной системы в сфере закупок Минэкономразвития России,
ОИВ субъектов
РФ по регулированию КС в сфере закупок, в каждом субъекте РФ – в каждом субъекте свой,
иные ФОИВ, ОИВ субъектов РФ, ОМСУ, уполномоченные на осуществление :
нормативно-правового регулирования – Федеральные министерства, службы, ОИВС, ОМСУ
и контроля – ФАС, ГФК Самарской области, контр. органы ОМСУ в сфере закупок
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом",
ГК по космической деятельности "Роскосмос"
заказчики – государственные (федеральные и субъектные), муниципальные, бюджетные учреждения и иные юр.лица
участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями),
уполномоченные органы, уполномоченные учреждения (ГУОТ в Самарской области и др.),
специализированные организации,
операторы электронных площадок (Сбербанк-АСТ, ЕЭТП, РТС-тендер, ЭТП ММВБ, ОСЭТ Zakaz RF)
Слайд 26ЗАКАЗЧИК (чч. 5, 6, 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ):
государственный
или муниципальный заказчик
бюджетное учреждение в соответствии с ч.1 ст.15
настоящего ФЗ, осуществляющие закупки
государственный заказчик
государственный орган (в том числе орган государственной власти),
ГК по атомной энергии "Росатом",
ГК по космической деятельности "Роскосмос",
орган управления государственным внебюджетным фондом
государственное казенное учреждение, действующие от имени РФ или субъекта РФ,
уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени РФ или субъекта РФ и осуществляющие закупки;
муниципальный заказчик
муниципальный орган
муниципальное казенное учреждение, действующие от имени МО, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ от имени МО и осуществляющие закупки
Слайд 27чч. 1, 10, 11 ст. 3 Закона № 44-ФЗ
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН,
УПОЛНОМОЧЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на
которые возложены полномочия по определению поставщиков для заказчиков, за исключением полномочий
на обоснование закупок,
определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта,
и подписание контракта
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика путем проведения конкурса или аукциона, в том числе
для разработки конкурсной документации, документации об аукционе,
размещения в ЕИС извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе,
выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика
ОПЕРАТОРЫ ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛОЩАДОК – юридические лица, непосредственно проводящие процедуры электронного аукциона, являющиеся связующим звеном между заказчиками и участниками
Слайд 28УЧАСТНИК ЗАКУПКИ (ч.4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ):
любое
юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места
нахождения и места происхождения капитала, за исключением ЮЛ, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или)
не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания),
любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем Закон № 44-ФЗ (ст. 31) предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ (ст. 28-30, 96), которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.
Слайд 29чч. 2 И 3 ст. 3 ЗАКОНА № 44-ФЗ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОСТАВЩИКА (…) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке,
установленном настоящим ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта РФ) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (…) и завершаются заключением контракта; - это фактически размещение заказов на поставки Т, выполнение Р, оказание У для нужд заказчиков.
ЗАКУПКА ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Закупка начинается с определения поставщика (…)
и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В случае, если в соответствии с настоящим ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Слайд 30ч. 16 ст. З Закона № 44-ФЗ
СОВОКУПНЫЙ ГОДОВОЙ ОБЪЕМ
ЗАКУПОК (СГОЗ) - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем
финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Понятие СГОЗ используется для:
определения ограничений на малые закупки у ед. поставщика (пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
определения ограничений на закупки путем проведения запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ);
определения необходимости создания контрактной службы
(чч. 1 и 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ);
для определения объемов закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 31Для расчета совокупного годового объема закупок
НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ:
в каком году
был заключен контракт
в план-график какого года включена соответствующая закупка
СГОЗ представляет
собой сумму средств по:
Контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части подлежащей оплате в текущем финансовом году;
Контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;
Контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.
В СГОЗ также учитываются суммы контрактов, заключенных в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ до 1 января 2014 года, исполнение которых осуществляется в последующих годах. (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889)
Общие правила расчета СГОЗ заказчик должен использовать при применении чч.1, 2 ст.38, ч.2 ст.72, пп.4 и 5 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ.
Слайд 32Закон N 44-ФЗ устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических
лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона ЗАКАЗЧИКАМИ.
В Законе
N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (пп. 5-7 ст.3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.
Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ.
Слайд 33Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Федерального закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2. Настоящий Федеральный закон НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ К ОТНОШЕНИЯМ, связанным с:
1) оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;
Слайд 34Распоряжение Правительства РФ
от 29 декабря 2007 г. N 1968-р
(НПА,
принятый в развитие норм Закона №94-ФЗ)
Международные финансовые организации, созданные в
соответствии с МД, в которых участвует РФ
Международный банк реконструкции и развития
Международная ассоциация развития
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций
Международная финансовая корпорация
Европейский банк реконструкции и развития
Черноморский банк торговли и развития
Евразийский банк развития
Межгосударственный банк
Международный инвестиционный банк
Международный банк экономического сотрудничества
Международные финансовые организации, с которыми РФ заключила международные договоры
Европейский инвестиционный банк
Северный инвестиционный банк
Слайд 35Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Федерального закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2. Настоящий Федеральный закон НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ К ОТНОШЕНИЯМ, связанным с:
2) закупкой Т, Р, У для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с ФЗ от 20.08.2004 года N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и ФЗ от 20.04.1995 года N 45 ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»
3) закупкой драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
4) назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ;
Слайд 36Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения Федерального закона от
05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
2. Настоящий Федеральный закон НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ К ОТНОШЕНИЯМ, связанным с:
5) привлечением адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в РФ".
6) закупкой товаров, работ, услуг участковыми и избирательными комиссиями, в том числе при возложении на них полномочий иной избирательной комиссии, окружными избирательными комиссиями, избирательными комиссиями муниципальных образований (за искл. избирательных комиссий МО, являющихся адм. центрами (столицами) субъектов РФ) во исполнение полномочий, предусмотренных законодательством РФ о выборах и референдумах.
3. Особенности регулирования отношений, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
Слайд 37Статья 13. Цели осуществления закупок
В соответствии с настоящим ФЗ заказчиками
осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и
муниципальных нужд, а именно для:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе фед. целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), гос. программами субъектов РФ (…), мун. программами;
2) исполнения международных обязательств РФ, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ, за исключением исполняемых в соответствии с п.1 настоящей статьи государственных программ;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
Слайд 38Особенности закупок, осуществляемых:
бюджетными учреждениями;
автономными учреждениями;
государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
иными юридическими лицами.
Слайд 39Ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным
учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юр.лицами
1. Бюджетные учреждения
осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за искл. случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 ст. 15.
2. При наличии правового акта, принятого БУ в соответствии с ч.3 ст.2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное БУ вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований указанных ФЗ и правового акта закупки:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами,…, если условиями, определенными грантодателями,
не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки Т, выполнения Р или оказания У, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного БУ;
3) за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц,…(за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС).
Слайд 403. Принятое БУ решение об осуществлении указанных в п.п. 1
- 3 ч.2 настоящей статьи закупок в порядке, установленном
настоящим
Федеральным законом,
или в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
не может быть изменено в текущем году.
Ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юр.лицами
Слайд 41ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ
Для осуществления закупок
бюджетное учреждение должно:
Утвердить и разместить на оф.сайте Положение о закупке
Планировать
закупки на год вперед (за исключением продукции отдельных видов)
Размещать информацию о закупках (каждый раз при осуществлении закупки)
Отчитываться о закупках (ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным – отчет на официальный сайт
Вносить сведения о договорах в Реестр договоров
( с 1 января 2015 года)
Слайд 42Положение о закупке – базовый документ бюджетного учреждения
(как заказчика
по Закону № 223-ФЗ)
Регламентирует закупочную деятельность заказчика по Закону №
223-ФЗ.
Утверждает Положение орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения
пункт 6 часть 3 статья 2 Закона № 223-ФЗ
Должно содержать:
Требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения,
Порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения
ч.2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ
Слайд 43АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по КОАП РФ
действует с 16 мая
2014 года
Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки Т,Р,У отдельными видами
юридических лиц
1. Осуществление закупки Т,Р,У в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц должна осуществляться
в электронной форме, в иной форме -
влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей.
2. Действия, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, -
влекут наложение административного штрафа
в размере от 40 000 до 50 000 тысяч рублей
или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.
Слайд 44АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по КОАП РФ
действует с 16 мая
2014 года
Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки Т,Р,У отдельными видами
юридических лиц
4. Нарушение предусмотренных законодательством РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке Т,Р,У, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 рублей;
на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.
Слайд 45АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по КОАП РФ
действует с 16 мая
2014 года
Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки Т,Р,У отдельными видами
юридических лиц
5. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке Т,Р,У, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц, -
влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей;
на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей.
Слайд 46АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ по КОАП РФ
действует с 16 мая
2014 года
Статья 7.32.3. Нарушение порядка осуществления закупки Т,Р,У отдельными видами
юридических лиц
6. Нарушение установленных законодательством РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки Т,Р,У заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства РФ в сфере закупок Т,Р,У отдельными видами юридических лиц, -
влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 рублей.
Слайд 47ДВА РЕЖИМА ЗАКУПОК ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Слайд 48ДВА РЕЖИМА ЗАКУПОК ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Слайд 49ДВА РЕЖИМА ЗАКУПОК ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Слайд 50(1) Исключения из Закона № 223-ФЗ, ч.4 ст.1
Настоящий ФЗ не
регулирует отношения, связанные с:
куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей драгоценных
металлов, а также заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за искл. договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже в соответствии с законодательством о товарных биржах и биржевой торговле;
осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе…»
закупкой в области военно-технического сотрудничества;
закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (П,И) таких Т, Р, У;
Слайд 51(2) Исключения из Закона № 223-ФЗ, ч.4 ст.1
Настоящий ФЗ не
регулирует отношения, связанные с:
осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения
обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст. 5 ФЗ от 30.12.2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками.
определением, избранием и деятельностью представителя владельцев облигаций в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах. (п. 10 введен ФЗ от 21.12.2013 № 379-ФЗ вступает в силу 1 июля 2014 года)
Слайд 521) Купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей
В соответствии со ч.1
ст. 143 ГК РФ к ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация,
вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. ФЗ от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Ст. 51.4. Особенности заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами
Согласно ч.1 ст.141 ГК РФ виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле - ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 173-ФЗ валютные ценности - это иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Слайд 532) Приобретение заказчиком биржевых товаров на товарной бирже
Регулирует отношения по
созданию и деятельности товарных бирж, биржевой торговли и обеспечение правовых
гарантий для деятельности на товарных биржах Закон РФ от 20.02.1992г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле». Согласно п.1 ст. 6 названного Закона под биржевым товаром в целях данного Закона понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле.
В п.2 ст.6 Закона № 2383-1 установлено, что биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.
Слайд 543) осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с
ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
В некоторых случаях заказчики (например, унитарные предприятия) получают из бюджета субсидии или инвестиции для определенной цели. Одним из условий предоставления такой субсидии или инвестиции является ее расходование в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Если заказчик одновременно привлекает также и свои собственные денежные средства и объект закупки является неделимым, то вся закупка в целом осуществляется по Закону № 44-ФЗ.
Слайд 554) Закупка в области военно-технического сотрудничества
Военно-техническое сотрудничество - деятельность, связанная
с поставкой или закупкой продукции военного назначения.
К продукции военного назначения
относятся:
вооружение
военная техника
работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительные права на них (интеллектуальная собственность)
информация в военно-технической области (за исключением той, что может быть опубликована в соответствии с законодательством РФ в СМИ, произведениях науки, литературы и искусства, рекламных материалах.
Конкретный перечень такой продукции указан в Федеральном законе от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».
Слайд 565) Закупка товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором
РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков,
исполнителей) таких Т. Р, У.
ч.4 ст.15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы; если МД РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила МД.
Порядок заключения, выполнения и прекращения МД РФ определяется ФЗ от 15.07.1995г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ»: МД РФ, заключаемые с иностранными государствами, с международными организациями, иными обладающими правом заключать МД образованиями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени ФОИВ (договоры межведомственного характера).
Положения официально опубликованных МД РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно.
Слайд 577) Осуществление заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита
бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со ст.5
ФЗ от
30.12.2008г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
ч.3 ст. 5 Закона № 307-ФЗ: обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций … негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.
ч.4 ст.5 Закона № 307-ФЗ: Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 %, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации, госкомпании, Г(М)УП заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе…, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе не является обязательным.
Слайд 588) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ
об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка – участников
обращения электрической энергии и (или) мощности; (1)
1. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
Ст. 3. электроэнергетика - отрасль экономики РФ, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в ЕЭС России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;
Слайд 598) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ
об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка – участников
обращения электрической энергии и (или) мощности; (2)
Ст. 3. оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее - оптовый рынок) - сфера обращения особых товаров - электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России в границах единого экономического пространства РФ с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим ФЗ Правительством РФ. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством РФ.
Постановление Правительство РФ от 27.12.2010 № 1172
«Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
Слайд 608) заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством РФ
об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка – участников
обращения электрической энергии и (или) мощности; (3)
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении»
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»
Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Слайд 619) осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в
том числе с иностранными банками (1)
Федеральный закон от 02.12.1990 №
395-1 «О банках и банковской деятельности»
Статья 1. Основные понятия настоящего Федерального закона
Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Слайд 62Небанковская кредитная организация:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские
операции, указанные в пп.3 и 4 (только в части банковских
счетов ЮЛ в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в п.5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и п.9 ч.1 ст.5 настоящего ФЗ (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций);
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим ФЗ. Допустимые сочетания банковских операций для такой небанковской кредитной организации устанавливаются Банком России.
Иностранный банк - банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
9) осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в том числе с иностранными банками (2)
Слайд 639) осуществление кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций, в
том числе с иностранными банками (3)
Федеральный закон от 29.10.1998 №
164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем ФЗ
…лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга;…
Статья 3. Предмет лизинга
1. Предметом лизинга могут быть любые непотребляемые вещи, в том числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество.
Слайд 64Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным
унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
4. При предоставлении в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ и иными НПА, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ АУ, Г(М)УП на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пп.1 - 3 ч.1 ст.1 Закона № 44-ФЗ.
1) планирования закупок Т,Р,У;
2) определения поставщиков (…);
3) заключения ГПД, предметом которого являются поставка Т, выполнение Р, оказание У (в т.ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени РФ, субъекта РФ или МО, а также БУ либо иным юр.лицом в соответствии с ч.1,4 и 5 ст.15 ФЗ (далее - контракт)
При этом в отношении таких юр.лиц при осуществлении этих закупок применяются положения 44-ФЗ, регулирующие мониторинг…, аудит… и контроль в сфере закупок.
ВАЖНО: не распространяются положения Закона № 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов.
Статья 112 часть 26. Требования ч.4 ст.15 44-ФЗ обязательны для применения Г(М)УП с 1 января 2017 года.
Слайд 65КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ (1)
Понятие «капитальные вложения» раскрывается ст. 79 БК РФ
– это, по сути, форма бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных
инвестиций в объекты капитального строительства
государственной собственности РФ,
государственной собственности субъектов РФ
и муниципальной собственности
в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий,
предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами,
а также НПА соответственно Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Слайд 66КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ (2)
В ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 №
39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных
вложений» капитальные вложения – это инвестиции
в основной капитал (основные средства),
в том числе затраты на
новое строительство,
реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,
приобретение машин,
оборудования,
инструмента,
инвентаря,
проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Слайд 67Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным
унитарными предприятиями и иными юридическими лицами
5. При предоставлении в соответствии
с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций* юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИМ ЗАКУПОК ЗА СЧЕТ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии РФ, субъекта РФ или МО в собственности субъекта инвестиций.
* бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества; (БК РФ, ст. 6)
Слайд 68Бюджетный кодекс РФ, ст. 80.
Предоставление бюджетных инвестиций
юридическим лицам, НЕ
ЯВЛЯЮЩИМСЯ Г(М)У и Г(М)УП
1. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, НЕ
ЯВЛЯЮЩИМСЯ Г(М)У и Г(М)УП, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием РФ, субъектов РФ и МО в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. …
3. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров между Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими ФОИВ, ИОГВ РФ, а также местной администрацией МО и юридическим лицом, указанным в п.1 настоящей статьи, об участии соответственно РФ, субъекта РФ или МО в собственности субъекта инвестиций служит основанием для непредоставления бюджетных инвестиций.
Слайд 69Ст.15 Закона № 44-ФЗ.
Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным,
муниципальным унитарными предприятиями и иными юр.лицами
6. В случае, если в
соответствии с БК РФ гос.органы, органы управления гос.внебюджетными фондами, ОМСУ или ГК «Росатом», ГК «Роскосмос», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность
передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика
бюджетным учреждениям,
автономным учреждениям,
государственным, муниципальным унитарным предприятиям,
такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или ГК «Росатом», ГК «Роскосмос» закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.
Слайд 70Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
1. Настоящий ФЗ
вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением
положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Слайд 71ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (1)
1. Существенно
изменяется и конкретизируется порядок планирования закупок, составления и утверждения планов
закупок, обоснования закупок (ст. ст. 16, 17, 18 Закона № 44-ФЗ).
Каждая государственная и муниципальная закупка должна быть запланирована. Заказчики будут обязаны помимо плана-графика утверждать план закупок на срок действия соответствующего закона о бюджете (ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
В планах закупок будут указываться
цели осуществления закупок,
наименование объектов закупки,
сроки (периодичность) осуществления закупок,
объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения (ч.2 ст.17 Закона № 44-ФЗ).
План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 72ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (2)
У заказчиков
возникнет законодательно закрепленная обязанность обосновывать все закупки, которые будут включаться
в план закупок, план-график (ч. 1 ст. 18 Закона № 44-ФЗ). Заказчики будут обязаны доказывать соответствие планируемых закупок целям, указанным в ст.13 Закона № 44-ФЗ:
- реализация государственных и муниципальных, международных программ;
- исполнение международных обязательств РФ;
- выполнение функций и полномочий заказчиков как государственных органов, органов управления внебюджетными фондами, местной администрации.
2. Конкретизируются и дополняются требования к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения.
Согласно планам закупок заказчики будут обязаны формировать планы-графики (ч. 2 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, форме таких планов-графиков предусмотрены ч.1-10, 12-15 ст. 21, пп. 1,2 ч.4 ст.38 Закона № 44-ФЗ.
Слайд 73ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (3)
3. Вводится
необходимость включения в ЕИС информации о складывающихся на товарных рынках
ценах товаров, работ, услуг и размещаемых заказчиками при определении начальной (максимальной) цены контракта запросах цен (п.16 ч.3 ст.4 Закона № 44-ФЗ).
Такая информация будет включаться в ЕИС в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
4. Вводится необходимость указания идентификационного кода закупки в плане закупки, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, контракте и иных документах (чч. 1 и 2 ст.23 Закона № 44-ФЗ).
Порядок формирования идентификационного кода закупки установлен Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.
Слайд 74ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (4)
4. Вводится
нормирование в сфере закупок.
Под нормированием в сфере закупок понимается установление
требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены Т,Р,У) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (ч. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
К числу указанных требований относятся требования:
- к предельной цене товаров (работ, услуг) (ч.1 ст.19 Закона № 44-ФЗ);
- количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров (работ, услуг). Такие требования позволят избежать закупок товаров (работ, услуг), которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши (ч.2 ст.19 Закона № 44-ФЗ).
Слайд 75ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (5)
Правительство РФ
определяет общие правила нормирования в сфере закупок, на основании которых
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила нормирования для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (ч. 3, 4 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).
В частности, Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1047 утверждены Общие требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов. В этом документе установлен порядок определения нормативных затрат для обоснования объекта и (или) объектов закупки в плане закупок, виды и состав таких затрат.
Постановлением Правительства РФ от 20.10.2014 № 1084 утверждены Требования к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений.
Нормативные затраты должны быть утверждены указанными органами до 31 декабря 2014 г. (п. 2 ПП РФ от 20.10.2014 № 1084).
Слайд 76ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (6)
5. Заказчики
обязаны будут указывать в:
плане закупок,
плане-графике,
извещении об осуществлении закупки (приглашении
– закрытые торги),
документации о закупке,
в контракте,
Соглашении о проведении совместных торгов (ч.1.1 ст.25 Закона
№ 44-ФЗ)
ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД ЗАКУПКИ (ч.1 ст.23 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.23 Закона № 44-ФЗ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ КОД закупки обеспечивает взаимосвязь вышеназванных документов, формируется с использованием:
кода бюджетной классификации,
кодов общероссийских классификаторов,
каталога товаров, работ, услуг для обеспечения Г(М)Н и др.
Слайд 77ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2016 года (7)
6. Вводится
обязанность уполномоченных органов исполнительной власти принять решение об осуществлении полномочий
заказчика данными органами и их подведомственными заказчиками самостоятельно или с привлечением уполномоченных органов, уполномоченных учреждений (ч.5 ст. 26 Закона № 44-ФЗ).
В случае принятия решения об осуществлении закупок с привлечением уполномоченных органов, уполномоченных учреждений таким органам, учреждениям будут переданы полномочия
только на определение поставщиков
либо на планирование и осуществление закупок в целом (включая определение поставщиков, заключение и исполнение контрактов).
7. Контрактные службы, контрактный управляющий в соответствии с пп.1 и 2 ч.4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ будут обязаны функции по планированию закупок:
разрабатывать план закупок и план-график,
осуществлять подготовку изменений для внесения в план закупок и план-график,
размещать в ЕИС план закупок и план-график и внесенные в них изменения.
Слайд 78ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2017 года (1)
1. У
заказчиков появится обязанность размещать в ЕИС планы закупок, планы-графики и
информацию об их реализации
(пп. 1-3 ч.3 ст.4 Закона № 44-ФЗ).
2. Будут расширены функции ЕИС (п.2 ч.1 ст. 4 Закона № 44-ФЗ).
До 1 января 2017 г. ЕИС выполняет исключительно технические функции:
по формированию, обработке, хранению и предоставлению данных участникам контрактной системы,
обеспечению использования электронной подписи для подписания электронных документов,
подачи заявок на участие в определении поставщика в форме электронного документа, открытия доступа к таким заявкам.
Слайд 79ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2017 года (2)
ЕИС также
будет выполнять функции по обеспечению контроля за соответствием:
- информации об
объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;
- информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок;
- информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках;
- информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках;
- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика;
- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта.
Слайд 80ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2017 года (3)
3. Вводится
необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок (ст. 20 Закона №
44-ФЗ).
Случаи, в которых общественное обсуждение закупок является обязательным, а также порядок такого обсуждения должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такой порядок не утвержден.
Осуществлять закупки, подлежащие общественному обсуждению, без его проведения будет запрещено. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.
4. Заказчикам будет запрещено осуществлять закупки, не включенные в планы-графики (ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).
Заказчики будут вправе осуществлять закупки исключительно в соответствии с информацией, которая содержится в планах-графиках.
5. У заказчика появится обязанность в определенных случаях указывать наименование объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для Г(М)Н (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
Формирование и ведение в ЕИС данного каталога будут обеспечиваться Минэкономразвития России. Порядок его формирования и ведения, а также правила использования будут установлены Правительством РФ.
В настоящее время такой порядок не утвержден.
Слайд 81ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2017 года (4)
6. Вводится
обязанность указывать идентификационный код закупки:
в извещение об осуществлении закупки (п.3
ст.42 Закона № 44-ФЗ);
реестр контрактов, заключенных заказчиками (п.12 ч.2 ст.103 Закона
№ 44-ФЗ);
в реестр недобросовестных поставщиков (п.5 ч.3 ст.104 Закона № 44-ФЗ)
7. Вступает в силу определение мониторинга закупок
(ч.1 ст.97 Закона № 44-ФЗ).
Под мониторингом закупок будет пониматься система наблюдений в сфере закупок, которые будут осуществляться на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков.
С вступлением в силу данного определения мониторинга закупок последний приобретет постоянный характер и будет включать мониторинг информации, размещаемой заказчиками в планах закупок и планах-графиках. Поскольку до 1 января 2017 г. у заказчика отсутствует обязанность размещать в ЕИС информацию о реализации планов закупок и планов-графиков, такая информация не может быть задействована в мониторинге закупок до указанного срока.
Слайд 82ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК
с 1 ЯНВАРЯ 2017 года (5)
8. Конкретизируются
полномочия ОИВ, осуществляющих функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов и
контролю в сфере осуществления закупок (ч.5 и п.1 ч.8 ст.99 Закона № 44-ФЗ).
Если в отношении периода до 1 января 2017 г. Законом N 44-ФЗ установлено лишь то, что Казначейство России, фин.органы субъектов РФ и мун.образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий, то с 1 января 2017 г. на законодательном уровне закрепляются конкретные полномочия таких органов в указанной сфере. К ним будет относиться контроль за соответствием:
информации об объеме финансового обеспечения в соответствии с планами закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика;
информации, включенной в планы-графики, информации, содержащейся в планах закупок;
информации в извещениях о закупках, документации о закупках информации в планах-графиках;
информации в протоколах определения поставщиков информации в документации о закупках;
условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, информации в протоколе определения поставщика;
информации о контракте, включенной в реестр контрактов, условиям контракта;
соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст.18 и обоснованности закупок.