Слайд 1Презентация
«Конвенция о правах ребёнка»
Слайд 3Конвенция о правах ребёнка
международный правовой документ, определяющий права детей на
образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и
оказание иных услуг детям государствами-членами ООНмеждународный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме СШАмеждународный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.
Слайд 4Конвенция о правах ребёнка
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990
года после ратификации ее двадцатью государствами.
Конвенция вступила
в
силу для РСФСР
15 сентября 15 сентября 1990 года.
Слайд 5Основные положения Конвенции
1 часть
Статьи 1-40
2 часть
Статьи 41-45
3 часть
Статьи 46-54
Слайд 6Первая часть Конвенции
Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность
интересов детей перед интересами общества.
Статьи 5-11 определяют такие важнейшие
права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
Слайд 7Вторая часть Конвенции
Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений
Конвенции и их права на работу с 12 лет
Слайд 8Третья часть Конвенции
Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами
положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о
правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.
Слайд 9Права ребёнка
Права ребёнка — свод прав — свод прав детей,
зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о
правах ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые.
Слайд 10Права ребёнка
Ребенок имеет право на семью.
Ребенок имеет право на
заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или
постоянной защиты со стороны родителей.
Ребенок имеет право посещать школу и учиться.
Ребенок имеет право на равенство.
Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли.
Ребенок имеет право на собственное мнение.
Ребенок имеет право на имя и гражданство.
Ребенок имеет право на получение информации.
Ребенок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребенок имеет право на медицинское обслуживание.
Ребенок имеет право на отдых и досуг.
Ребенок имеет право на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).
Слайд 11Дополнительные права ребёнка
Принцип 1 Ребенку должны принадлежать все указанные в
настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми
без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Слайд 12Дополнительные права ребёнка
Принцип 2 Ребенку законом и другими средствами должна
быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия,
которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Слайд 13Дополнительные права ребёнка
Принцип 3 Ребенку должно принадлежать с его рождения
право на имя и гражданство.
Слайд 14Дополнительные права ребёнка
Принцип 4 Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения.
Ему должно принадлежать право на здоровый рост и развитие; с
этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовый и послеродовый уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Слайд 15Дополнительные права ребёнка
Принцип 5 Ребенку, который является неполноценным в физическом,
психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и
заботы, необходимые ввиду его особого состояния.
Слайд 16Дополнительные права ребёнка
Принцип 6 Ребенок для полного и гармоничного развития
его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда
это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Слайд 17Дополнительные права ребёнка
Принцип 7 Ребенок имеет право на получение образования,
которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на
начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Слайд 18Дополнительные права ребёнка
Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом
для тех, на ком лежит ответственность за его образование и
обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.
Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Слайд 19Дополнительные права ребёнка
Принцип 8 Ребенок должен при всех обстоятельствах быть
среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Слайд 20Дополнительные права ребёнка
Принцип 9 Ребенок должен быть защищен от всех
форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть
объектом торговли в какой бы то ни было форме.
Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Слайд 21Дополнительные права ребёнка
Принцип 10 Ребенок должен ограждаться от практики, которая
может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он
должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
Слайд 22Литературно-правовая викторина
«Найди
нарушения»
Мачеха с утра до ночи
заставляет Золушку трудиться.
Несчастной девочке
запрещено
участвовать в играх и забавах
ее сестер. Какая статья
Конвенции была бы нарушена,
если бы подобное происходило
в наши дни?
Слайд 23(Статья 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право
участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно
участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)
Слайд 24Литературно-правовая викторина
2. Имеет ли право такой мальчик, как Том Сойер,
дружить с таким мальчиком, как Гекльберри Финн?
Слайд 25(Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной
морали, но сейчас Конвенцией признается право ребенка на свободу ассоциаций
и свободу мирных собраний. Статья 15.)?
Слайд 26Литературно-правовая викторина
3. Является ли Маугли,
живущий в лесу вместе
с
дикими зверями,
ребенком, имеющим
равные права?
Слайд 27(Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего
возраста. Статья 1.)
Слайд 28Литературно-правовая викторина
4. Маугли не умеет
говорить человеческим
языком. Он может
лишь
издавать нечленораздельные,
с точки зрения людей,
звуки. Имеют ли
право люди,
поймавшие его в лесу,
запереть его в клетке и
обращаться с ним,
как с животными?
Слайд 29(Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может
быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый неполноценный ребенок должен
вести полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 23.)
Слайд 30Литературно-правовая викторина
5. Опекун всемирно
известного Гарри Поттера
перехватывает и читает
письма, адресованные
мальчику. Какую статью
Конвенции он нарушает?
Слайд 31(Статья гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного
или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь,
семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)
Слайд 32Литературно-правовая викторина
6. Баба Яга уносит
братца Иванушку
от сестрицы
Аленушки
за тридевять земель
в тридесятое царство.
Слайд 33(Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным
перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и ст.
16, выдержка из которой цитировалась ранее.)
Слайд 34Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.
Ситуация 1
В лютый
мороз ребенка не пустили в школу из-за того, что он
был один не в форме, предусмотренной в школе. Поэтому он пошел гулять по городу, так как дома у него никого не было. Вечером он рассказал маме, и она пошла к директору, на что директор ответил, что их школа предусматривает специальную форму, а если не нравится, — переходите в другую школу.
Вопрос. Нарушаются ли права ребенка? Какие?
Слайд 35Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.
Ситуация 2.
Учительница заявила
своим ученикам, что ей надоели письменные работы, ответы на которые,
как она считает, ученики списывали. И поэтому она сказала, что будет вызывать учеников на перемене и опрашивать их. Когда один из учеников сказал, что так нельзя, так как перемена - это личное время учеников, учительница ответила: «А зачем она вам в школе? Вы здесь для того, чтобы учиться».
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Кто прав?
Слайд 36Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.
Ситуация 3.
Родители Васи
часто выпивали, а когда у них заканчивались деньги, они заставляли
его идти на улицу и просить милостыню. Если мальчик возвращался домой без денег, родители били его и говорили, что он обуза для них. Соседке, которая видела это, стало жалко Васю, и она рассказала все участковому милиционеру. На все вопросы родители отвечали, что так они воспитывают у Васи чувство долга и готовят его к взрослой трудной жизни, и вообще, это ребенок их, и они воспитывают его как хотят.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Оцените действия родителей.
Слайд 37Ознакомьтесь с содержанием текстов и ответьте на вопросы.
Ситуация 4.
Света всегда
приходила в школу в рваных кроссовках, в старой куртке она
ходила весь год. У нее не было тетрадей, а ручку ей подарила одноклассница. На вопрос учителя, почему она не носит школьные принадлежности, она ответила, что их нет, мама с папой ничего не покупают, все тратят на водку. Тогда учительница пошла вместе со Светой к ней домой, чтобы поговорить с родителями. От них она услышала, что у них нет денег на «побрякушки», которые хочет их дочь.
Вопрос. Нарушаются ли здесь права ребенка? Какие? Оцените действия родителей.