Слайд 1Онтология:
сущность и основные
проблемы
Слайд 2Онтология
Онтология – учение о бытии.
Онтология изучает фундаментальные основы и принципы
существования мира как беспредельной и непреходящей целостности.
Слайд 3Онтос – бытие (Парменид)
Онтос – бытие, единое начало мира.
Бытие
вечно, неподвижно, тождественно Абсолютному разуму: «Одно и то же есть
мысль и бытие ».
Слайд 4Предмет и понятия онтологии
Предмет онтологии - сущее
(бытие как полнота
и единство всех видов реальности).
Основные понятия: бытие, материя, сознание,
пространство,
время, движение, объективная и субъективная реальность.
Слайд 5Объективная и субъективная реальность
Мир – единство объективной и субъективной реальности,
существование независимого от сознания человека объективного мира и самого сознания.
Объективная
реальность существует вне человеческого сознания (например, явления и предметы природы).
Субъективная реальность существует в нашем мышлении, воображении (мысль, понятия, идеи).
Слайд 6Сущность бытия
Бытие – единство объективной и субъективной реальности,
все существующее.
Бытие
– чистое существование, начало и причина самого себя, самодостаточное, ни
к чему не сводимое и ни из чего не выводимое.
Основные формы бытия:
материальное; идеальное; человеческое;
социальное; виртуальное.
Слайд 7Основные формы бытия
Материальное бытие - существование материальных тел и явлений
природы.
«Первая» природа -
естественная
«Вторая» природа –
искусственная, созданная человеком.
Слайд 8Основные формы бытия
Идеальное бытие –
существование идеального как реальности в
виде индивидуализирован-
ного духовного бытия (человека) и объективирован-
ного духовного бытия
(Бог,
Абсолют и др.).
Слайд 9Основные формы бытия
Человеческое бытие
- существование человека как социоприродного существа.
Бытие
человека в единстве материального (физического тела) и
духовного (идеального).
Слайд 10Основные формы бытия
Социальное бытие –
существование человека и общества, бытие (зарождение
и развитие) самого общества
(исторически сложившиеся формы совместной жизни людей, идеи,
знания и пр.).
Слайд 11Основные формы бытия
Виртуальное бытие
Виртуальная реальность (модель действительной), образы и
стереотипы, порождаемые информацией текстового, визуального и акустического характера.
Слайд 12Материя
Материя (от лат. «вещество») –
содержание бытия,
объективная
реальность,
существующая
вне и
независимо
от нашего сознания.
Слайд 13Материя в философии
Субстанция - основа всех реально существующих в мире
свойств, связей и форм движения, объектов и их систем.
Сущность, исходное
внутреннее единство вещей, процессов, явлений.
Слайд 14Свойства материи
системность (упорядоченность, структурная определенность);
• активность (движение, изменение, развитие);
• самоорганизация;
•
пространственно-временная форма бытия;
• отражение;
• информативность.
Слайд 15Виды материи
Вещество - элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и
мегатела, обладающие массой покоя.
Антивещество - материя, состоящая из античастиц
(П. Дирак);.
Поле (электромагнитное, гравитационное, электронное, мезонное и др. ), обладающее массой движения.
Слайд 16Субъективная реальность
Сфера субъективного бытия включает все объекты и явления, существование
которых обусловлено наличием субъекта, воспринимающего их или взаимодействующего с ними.
Материальный
объект объективен, а его образ, представление о нем, возникающее в сознании человека, субъективно.
Слайд 17Сознание
Сознание – специфическая функция человеческого мозга, форма
целенаправленного
и обобщенного отражения
действительности. Сознание - источник знаний человека о мире.
Слайд 18Бессознательное
Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний и схем поведения,
не
представленных отчетливо в сознании людей.
Слайд 19К. Юнг
Коллективное бессознательное - общечеловеческий опыт, представленный архетипами символическими схемами,
формальными образцами поведения людей.
Слайд 20З. Фрейд
Бессознательное – глубинный пласт психики, выражающий безотчетные влечения человека
(страх, восторг, сновидения, предчувствия).
Сверх-Я – запреты, нормы
Сознание Я и Бессознательное
Оно – «лошадь и всадник» .
Слайд 21Характерные черты сознания
Абстрактное мышление – способность создавать обобщенные образы, отражающие
существенные черты явлений и предметов.
Членораздельная речь - способ выражения,
средство закрепления и передачи мысли.
Творчество – способность создавать новые образы, не существующие в реальности.
Самосознание – сознание, направленное субъектом на самого себя.
Слайд 22Самосознание
Самосознание -выделение человеком себя из окружающего мира, осознание себя
иным, чем другие.
Самосознание – характеристика себя в собственном мнении, самосозидание
(процесс саморазвития и самосовершенствования).
Слайд 23Пространство
Форма бытия материи,
характеризующая
ее протяженность, структурность.
Пространство – выражение сосуществования вещей
(явлений, процессов), совокупность их пространственных характеристик (длина, площадь, объем и
др.).
Слайд 24Время
Время – форма бытия материи, отражающая длительность ее существования,
последовательность
смены состояний
(прошлое,
настоящее
и будущее).
Слайд 25Пространство и время
Бытие включает в себя актуально сущее, неисчислимые возможности
будущего и бесконечные следы прошлого.
Пространство и время взаимосвязаны, образуют
единый пространственно-временной континуум.
Слайд 26Пространство и время:
эволюция представлений
Основные концепции
пространства и времени:
субстанциональная (И. Ньютон)
реляционная (А. Эйнштейн)
От абсолютного –
к относительному
Слайд 27И. Ньютон
Абсолютное время и абсолютное пространство - особые сущности, которые
существуют сами по себе, независимо от материальных объектов, «всегда одинаковые
и неподвижные».
Слайд 28А. Эйнштейн
Пространство и время - характеристики движущейся материи и не
существуют отдельно от нее.
Реально лишь относительное время – как объективное
определение материальных систем.
Слайд 29Пространство и время: современный взгляд
Мир – саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система.
Нет жесткой связи и причинной зависимости между прошлым и будущим.
При
изменении характера физических взаимодействий меняются и свойства физического пространства и времени.
Идея существования нефизических пространства и времени (хотя они обладают соответствующей физической основой): биологического, социального
(календарный возраст и биологическое состояние).
Слайд 30Диалектика
1. Философское учение о наиболее общих закономерных связях, существовании и
развитии бытия, рассматривающее мир как совокупность противоречий, разрешение которых обусловливает
изменение мира.
2.Основанный на этом учении философский метод познания.
Принципы диалектики – предельно общие идеи, выражающие ее концептуальные основы, позволяющие логически непротиворечиво описать развитие.
Законы диалектики – положения, отражающие в обобщенной форме существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые типы связи между явлениями, характеризующие структуру развития мира.
Слайд 31Законы диалектики
Законы диалектики универсальны
Действуют во всех сферах бытия
Отражают различные стороны
процесса развития
(источник, характер и механизм, направленность процесса развития)
Основные законы диалектики
Закон
единства и борьбы противоположностей
Закон количественно-качественных изменений
Закон отрицания отрицания
Слайд 32Закон единства и борьбы противоположностей
Все сущее состоит из противоположных начал,
общих по своей природе, но находящихся в противоречии.
Противоречия -
основа и внутренний источник развития всего сущего.
Слайд 33Закон перехода количественных изменений в качественные
Количество - исчисляемые параметры предмета
или явления (вес, объем и др.).
Качество – стабильная система характеристик
и связей предмета или явления.
Постепенное накопление количественных изменений приводит к возникновению нового качества (характер и механизм развития).
Слайд 34Закон отрицания отрицания
Новое, отрицая старое, занимает его место.
Затем новое устаревает
и отрицается более новым.
Отрицание отрицания, идущее по «спирали», показывает направленность
процесса развития.
Слайд 35Познание
Высшая форма отражения объективной реальности.
Специфический вид деятельности человека для постижения
окружающего мира и себя.
Слайд 36Уровни и формы познания
Чувственный уровень – знание о внешних свойствах
и связях объекта
Формы:
ощущение
восприятие
представление
Рациональный уровень – знание о внутренних свойствах и
связях объекта, сущности и функциях
Формы:
понятие
суждение
умозаключение
Слайд 37Формы познания
Ощущение – отражение отдельных свойств объекта органами чувств
Восприятие –
целостный чувственный образ объекта
Представление – чувственный образ
без объекта
Понятие
- обобщенный образ, отражение существенных свойств и связей
Суждение –утверждение или отрицание с помощью связи понятий
Умозаключение –выведение суждения из других суждений
Слайд 38Знание
Знание – результат познания – идеальное отражение в сознании человека
объектов и их свойств, материальное закрепление мыслительных образов в языке
и других знаковых системах:
знание-умение (практическое знание, «знание как»)
знание-информация («знания что»)
Слайд 39Истина
Истина – непротиворечивость, подтверждаемость и эффективность знания, соответствие фактам и
реальному положению дел.
Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание, верное в
любых условиях.
Относительная истина -неполное знание, верное лишь при определенных условиях.
Слайд 40Критерии истины
Истина конкретна (зависит от условий, в которых находится объект
познания).
В истине сочетается субъективность и объективность (она не существует вне
субъекта познания, но содержание истины не зависит от человека).
Критерием истины является практика как процесс (целенаправленная деятельность человека по преобразованию материальных систем).
Истина динамична – процесс (изменяется вместе с миром).
Слайд 41Заблуждение
Заблуждение – непреднамеренное представление не соответствующих действительности суждений как истины.
Заблуждение
– непреднамеренное искажение истины.
Слайд 42Ложь
Ложь – преднамеренное представление заведомо не соответствующих действительности суждений как
истины.
Ложь - преднамеренное искажение истины.
Слайд 44Наука
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, постижение истины
и открытие объективных законов действительности
Слайд 45Специфика научного познания
Постижение истины
объективный характер
рациональность
логичность
доказательность
системность
специальные знания и терминология
прогностика
Слайд 46Уровни научного познания
Эмпирический:
Изучение отдельных сторон объекта, основанное на опыте, и
логическое осмысление фактов
Теоретический:
Постижение сущности и создание целостной картины явлений,
основанное на понятийном мышлении
Слайд 47Гипотеза
Форма мышления, представляющая собой обоснованное предположение.
Слайд 48Научная теория
Система понятий и высказываний об определённой области действительности,
дающая ее всесторонний анализ.
Слайд 49Методы научного познания
Метод (от греч. «путь») – способ деятельности, совокупность
практических и теоретических приемов познания.
Методология – система методов и форм
научного познания.
Слайд 50Методы научного познания
Эмпирические:
наблюдение
эксперимент
сравнение
измерение
описание
Теоретические:
Формализация
гипотетико-дедуктивный
Слайд 51Научное творчество
Эвристика (от греч. «открываю») – искусство изобретения, выработка новых
научных идей и фактов
Социальная ответственность ученых: «Тому, кто не постиг
науки добра, всякая наука приносит лишь вред»
(М. Монтень.)
Слайд 52Аксиология
Аксиология
(от греч. axia –
ценность и logos – учение)
– учение о
ценностях, или
теория
ценностей.
Слайд 53Аксиология
Становление теории ценностей –
на основе кантовского
«категорического
императива».
Ценность
- ориентир для
должного поведения
(И. Кант).
Слайд 54Ценность и оценка
Оценивая,
человек
определяет свое
отношение к
предмету или
явлению и
совершает акт
выбора того, что
для него наиболее
важно и значимо
(ценностный
приоритет).
Оценка-
дифференциация
явлений и предметов
внешнего мира
в соответствии с
потребностями,
интересами, целями ,
идеалами
общества и личности.
Слайд 55Ценности
Ценности –
значимые
для человека
материальные
и духовные
конструкты,
имеющие
личностный и (или)
общественный
смысл.
Слайд 56Иерархия ценностей
М. Шелера
Высшие ценности вечны,
низшие – кратковременны
(любовь
и «роман»).
Высшие ценности неделимы (нельзя вырезать кусок полотна из полотен
великих мастеров).
Высшие ценности не требуют обоснования (мир, родина, семья, любовь).
Низшие ценности обосновываются другими
ценностями , зависят от них (полезное,
приятное, модное и др.).
Слайд 57Вечные общечеловеческие
ценности
Мир,
любовь,
жизнь,
единство
Истины,
Добра
и Красоты.
Слайд 60Философская антропология
Учение о природе,
сущности
и предназначении человека,
об основах
человеческого
бытия и смысле
существования.
Слайд 61Основные проблемы философской антропологии
Природа и сущность человека.
Соотношение
индивидуального и социального.
Духовность,
самотождественность,
самотрансценденция.
Смысл жизни,
свобода
и творчество.
Слайд 62Человек
Homo Sapiens -
«Человек
разумный»
Природа
человека –
совокупность его основных
свойств,
передаваемых
из поколения
в поколение.
Слайд 63Осмысление человека
как целого
Современная
философия
осмысливает
человека как целое, в
многообразии его оснований
и проявлений,
в единстве его
биологической,
социальной
и духовной сторон.
Слайд 64Природа – мир
человека
Человек и
общество имеют
природную основу
бытия.
Природа -
предметное бытие
общественной
сущности человека.
Экология
(Э. Геккель)
взаимоотношения
организмов со
средой их обитания.
Слайд 65 Взаимодействие
человека и природы
Отношение человека к природе:
сопричастное: - человек
– часть природы;
отстраненное (противопоставление): – осознание себя
иным, чем чуждая
ему природа (выше или ниже);
враждебное: безнравственные и бесполезные
в практическом отношении действия;
утилитарно-практическое: природа - источник ресурсов для поддержания благополучия человека;
научно-теоретическое – поиск законов природы,
исследование природных объектов;
эстетическое – восприятие природы как прекрасного,
объекта художественного творчества.
Слайд 66
Осмысление взаимодействия
человека и природы
Основные подходы
Антропоцентризм: человек– самоценность, центр
и высшая ступень мироздания, хозяин природы:
противопоставление человека природе, как
цели -
средству
Натуроцентризм (биоцентризм): природа
самоценна (моральный статус всего живого,
равноправие между всеми формами жизни).
Новая экологическая этика: включенность
человека во взаимосвязи всего живого
и партнерское взаимодействие с природой.
«Благоговение перед жизнью» (А. Швейцер)
Слайд 67Специфика новой
экологической этики
Этика благоговения
перед жизнью
(А. Швейцер):
понимание целостного
единства человека
с миром;
отказ от
потребительского
отношения к природе;
принцип
ненасилия.
Слайд 68«Экологический императив»
(Н. Моисеев)
Принцип
рационального
гуманизма:
«Не вступать
в противоречие с
естественными
закономерностями
развития общества
и природы,
чтобы
не вызвать
необратимых
процессов в биосфере!»
Слайд 69Коэволюция (Н. Моисеев)
Принцип коэволюции –
совместной эволюции природы
и общества.
Интеграция
человека и природы,
развитие экологического долга
(не только сберечь то,
что есть, но и
предпринимать усилия для достижения
наилучшего состояния экосистемы).
Слайд 70Сущностные качества человека
Природность (целостная система
биологических качеств
живого существа).
Социальность (связь
с обществом, место в социальной структуре).
Духовность (богатство внутреннего
мира личности,
придающее ему
неповторимость, индивидуальность).
Слайд 71Индивидуальность
Совокупность
свойств
и особенностей,
отличающих
данного индивида от других,
образующих его
самобытность,
неповторимость.
Слайд 72Индивид и личность
Индивид – единичный представитель
человеческого рода, принадлежащий
одновременно
к природе и человеческому обществу.
Личность – человек как субъект
отношений
и сознательной
деятельности;
устойчивая система социально з
начимых черт, характеризующих
индивида как члена общества.
Социализация и индивидуализация
Слайд 73Личность и общество
Формирование
личности
происходит
«в конфликте
неповторимой
индивидуальности
с общим
и родовым».
(Н. Бердяев)
Слайд 74Личность и общество
«Иметь или быть»
(Э. Фромм):
конформизм
и конфронтация.
Гуманистический
компромисс
Слайд 75Свобода
Свобода – философская категория,
обозначающая возможность личности
мыслить и поступать
в соответствии со
своими представлениями
и желаниями, а не вследствие
внутреннего или внешнего принуждения.
Человек не обладает абсолютной
свободой, исключающей ограничения, в то же время полностью не подчинен
необходимости – имеет возможность
выбора и вариации поступков.
Слайд 76Основные категории
человеческого существования
жизнь, счастье, любовь,
мир, свобода, родина,
дом,
семья, труд,
здоровье,
дружба, карьера, власть,
богатство, сила, религия.
Слайд 77 Проблема жизни и смерти
Осознание своей смертности отличает
человека
от всех других живых существ.
Смерть предполагает высший уровень ответственности
- брать на себя задачи, для выполнения которых заведомо
не хватит собственной жизни.
Творя, любя, делая добро, человек
прорывается в вечность,
побеждает смерть.
Смерть организует жизнь и формирует ее границы, заставляет человека
найти смысл своего существования.
Слайд 78Смысл жизни
Смысл жизни – вектор
ценностных
устремлений
человека;
осознание своего
места и
предназначения в мире.
Слайд 79Смысл жизни
Смысл жизни
человека состоит в тех ценностях, которые
он
реализует
в своих
поступках.
Слайд 80Смысл жизни
В. Франкл:
о необходимости
создания особых
терапевтических
систем -
практической
помощи людям,
страдающим
«смыслоутратой» -
система
«логотерапии».
Слайд 81Общество
Предпосылки:
люди,
человечество
в целом
Сущность:
общественные
отношения
(материальные
и духовные)
Слайд 82Сущность социального
Социальное –
бытие человека и общества
специфически
человеческое
бытие
в системе
общественных
отношений и
социальных
связей.
Слайд 83Социальное бытие
Универсальная система, реализующая
возможность и действительность
существования общества.
Многоуровневая система
социального бытия имеет динамическое и статическое
измерения (изменчивость и устойчивость
социальных параметров).
Слайд 84О. Конт
Социальная статика
характеризует
устойчивые условия
усществования,
воспроизводство
общества
изучает стабильные
параметры
социальных систем (социальные
сферы, формы и т.д.)
Социальная динамика
характеризует
изменчивые условия
общественного
развития
изучает закономерности социальных
изменений,
исторический процесс общественного
развития
(эволюцию, революцию)
Слайд 85Общество
Общество – процесс движения,
постоянное становление и развитие
социума.
Общество –
одновременно и объект,
и субъект познания, поскольку люди и формируются
обществом, и творят его историю.
Общественное сознание – система
духовных способов отношения людей к миру и к самим себе (совокупность
традиций, взглядов, воззрений, чувств,
настроений).
Слайд 86Системная целостность общества
Общество – целостная саморазвивающаяся
система отношений
между людьми,
складывающаяся в
процессе их
совместной
сознательной
целенаправленной
деятельности.
Слайд 87Основные сферы общественной
жизни
экономическая – производство, обмен, распределение, потребление
социальная -
функционирование о
бщественных групп и воспроизводство социальной сущности людей
политическая - управление
обществом (государство, властные структуры,
политические партии и организации)
духовная – сфера духовных ценностей и отношений.
Слайд 88Исторический процесс развития общества
Процесс развития общества протекает:
линейно
циклично
по
спирали
под случайными воздействиями в неравновесной
открытой системе.
Слайд 89Линейная модель развития мира
Конечное
движение
в каком-либо
направлении
изменений:
эсхатология
А. Аврелия,
реализация «плана
природы»
в разумных
действиях людей
И. Канта.
Слайд 90Циклическая модель развития
мира
Круговорот
в мироздании и
возвращение к
исходной точке
Замкнутые
циклы развития
культур отдельных народов
(Н. Данилевский,
О. Шпенглер)
Слайд 91Спиралевидная модель развития мира
Самодвижение
всего сущего по
спирали:
взаимопереходы, единство
и
борьба
противоположностей
и т. п. (Г. Гегель,
К. Маркс)
Слайд 92Ризома
Ризома (от греч. rhiza –
корень) –
тончайшие
ветвящиеся
и
многократно
переплетенные
нитевидные
образования.
Отсутствие главной, общей для всего
существующего
мира
линии развития, «главного корня» .
Слайд 93Синергетическая модель
развития мира
Отрицание однозначной
предопределенности событий, прогресса или регресса
мира в целом.
Выбор одного из возможных (потенциально
существующих) путей
развития обусловлен
незначительным случайным в
оздействием на открытую систему в момент, когда она находится в состоянии
неравновесности
(Г. Хакен, И. Пригожин).
,
Слайд 94Философские концепции
исторического процесса
Формационный подход
(К. Маркс, Ф. Энгельс).
Культурологический
подход
(Н. Данилевский, П. Сорокин.
О. Шпенглер).
Цивилизационный подход
(О. Конт,
А. Тойнби, К. Ясперс).
Слайд 95Формационный подход
Диалектико-
материалистическое понимание истории.
К. Маркс: основа
развития общества – материальное
производство
(базис),
обусловливающее
общественные
отношения
(надстройку).
Слайд 96Формационный подход
Законы истории едины и всеобщи д
ля всех народов, культур,
цивилизаций.
Главная категория – общественно-
экономическая формация (ОЭФ), и
сторическая ступень в развитии
общества.
Исторический процесс – смена 5 типов ОЭФ (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, буржуазной
и коммунистической).
Слайд 97Культурологический подход
Отрицание единства исторического пути разных народов.
Главная категория –
уникальные
культуры как организмы с
присущими им жизненными циклами
(зарождение –
рост – умирание).
Исторический процесс – смена культурно-
исторических типов.
Цивилизация – финальная стадия
культурного развития
(О. Шпенглер «Закат Европы»).
Слайд 98Н. Данилевский «Россия и Европа»
Теория культурно-
исторических типов,
находящихся в борьбедруг
с другом
и средой.
Наиболее
перспективен
«славянский тип» -
русский народ.
Слайд 99Цивилизационный подход
Единство мировой истории не отрицается
Главная категория – цивилизация
как
этап в развитии человечества.
Исторический процесс – смена
(К. Ясперс)
или сосуществование
(А. Тойнби) различных цивилизаций.
Появление цивилизации – «ответ» на
«вызов» природной и социальной среды.
Слайд 100А. Тойнби «Постижение истории»
Было 37 цивилизаций,
сейчас – 5 (западная,
восточно-православная, исламская, индуистская, дальневосточная).
Путь цивилизации-
5 стадий:
рождение,
рост,
надлом,
распад,
гибель.
Слайд 102Д.Белл
Американский
социолог, создатель
теории «постиндустриального общества»:
именно компьютер
является символом
и
одновременно
материальным
носителем
технологической революции, коренным образом
трансформирующим
общество.
Слайд 103Постиндустриальное –
информационное общество
Информационная
цивилизация:
основой экономики становится
не производство
товаров (индустрия),
а производство
знаний
и информации.
Слайд 104О. Тоффлер
Информационное общество – это цивилизация, в основе развития и
существования
которой лежит особая
нематериальная
субстанция, условно
именуемая
«информацией»,
обладающая
свойством
взаимодействия как с
духовным, так и с
материальным миром
человека.
Слайд 105О. Тоффлер об информационном обществе
Информация
формирует
материальную
среду человека
(компьютерные
программы,
информационные
технологии).
Информация
определяет
материальное бытие человека.
Информация–
основное средство
межличностных
отношений и
взаимодействия с
духовным миром
человека.
Информация
определяет
социокультурную
и духовную жизнь
человека.
Слайд 106Человек в информационном
обществе
Повышается уровень
образования,
научно-технического
и культурного развития.
Повышается уровень
благосостояния
и комфорта.
Слайд 107Виртуализация реальности
Хозяин Сети
Меняется образ жизни и модель поведения человека:
Дополнение реальной
жизни и деятельности
новыми возможностями.
Существование
действительности
и виртуального мира.
Слайд 108Контрасты виртуализации
реальности
Хозяин Сети
Раб Сети
Увеличение количества и
повышение качества
получаемой
информации.
Расширение личных
контактов и связей.
Укрепление личностной
автономии.
Повышение креативных
способностей
личности.
Увеличение количества и
понижение качества
получаемой информации.
Сокращение или утрата
личных контактов
в реальной
действительности.
Утрата личностной
автономии (виртуальное
поглощение личности).
Снижение креативных
способностей личности.