Слайд 1.Корина Илона Викторовна
Художественная культура
России XVII в.:
смена духовных ориентиров
Слайд 2.Корина Илона Викторовна
XVII век
Европа, пережившая Реформацию, переходит к новому мировоззрению,
а Россия по сути еще -Древняя Русь
Главные ценности – «древнее
благочестие», устои, традиции
Но растет интерес к наукам, к другим странам
Растет взаимодействие с другими славянскими народами (белорусами, украинцами, поляками), испытывающими влияние западноевропейской культуры
Слайд 3.Корина Илона Викторовна
XVII век — переходный период
русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда,
по словам современника «старина и новизна перемешались».
Характерные черты культуры:
обмирщение культуры, т.е.усиление её светского характера
усиление влияния европейской культуры
Слайд 4.Корина Илона Викторовна
«Обмирщение» русской культуры
В науке – рост интереса к
изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни
В
литературе – появление светских жанров
В архитектуре – сближение облика культовых и светских построек
В живописи – постепенное разрушение иконографических канонов и формирование реалистических тенденций
Слайд 5.Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального образования: открывали школы (училища)
при монастырях, частные учебные заведения.
создано несколько государственных школ.
распространение среди знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия.
Слайд 6.Корина Илона Викторовна
ОБРАЗОВАНИЕ
Образование по-прежнему носило религиозный характер. Обязательным было заучивание
наизусть церковных книг (часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов преобладали
богословские дисциплины
со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины
Слайд 7.Корина Илона Викторовна
ПРОСВЕЩЕНИЕ
В 1620 вышла первая
рукописная газета "Куранты".
Название появилось
при Алексее Михайловиче
Слайд 8.Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 9.Корина Илона Викторовна
Симео́н По́лоцкий
(1629-1680)
(в миру — Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) — монах, писатель, богослов, поэт,
драматург , переводчик.
Был наставником детей русского Алексея Михайловича от первого брака: Софьи и Федора
Слайд 10.Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 11.Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 12.Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 13.Корина Илона Викторовна
ЛИТЕРАТУРА
Слайд 15.Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА
отказ от аскетической строгости и простоты
стремление к внешней
нарядности, живописности, декоративности
Слайд 16.Корина Илона Викторовна
Архитектура
«Русское узорочье»
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
«Нарышкинское» (московское) барокко
Ярусность
Центричность
«Восьмерики» на «четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на красном
фоне
Слайд 17.Корина Илона Викторовна
Храмовая
АРХИТЕКТУРА
Слайд 18На смену строгим канонам средневековья приходят декоративные стили, русской архитектуре
становится присущ момент «украшательства»
Слайд 19.Корина Илона Викторовна
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII
веке в России.
Характерные черты:
Богатый декор
Красочность
Разнообразие и затейливость форм
Декор:
Резные наличники
окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки, гирьки, изразцы.
Слайд 25.Корина Илона Викторовна
«Русское узорочье»
Слайд 26.Корина Илона Викторовна
Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках. 1679-1682гг
Слайд 27.Корина Илона Викторовна
церковь Иоанна Предтечи в Ярославле
Слайд 28.Корина Илона Викторовна
Церковь рождества Богородицы в Путинках
Слайд 29Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 30.Корина Илона Викторовна
Церковь Николая Чудотворца в Берсеневе
Слайд 34.Корина Илона Викторовна
Церковь Спаса Преображения в Кижах
Слайд 36.Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА
Запрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон,
пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить шатровые
храмы.
Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
Слайд 37.Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА
Слайд 38.Корина Илона Викторовна
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря .
Слайд 39.Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское барокко»
Слайд 40.Корина Илона Викторовна
«Нарышкинское» (московское) барокко
Ярусность
«Восьмерики» на «четверике»
Колонны
Наличники
Фигурные фронтоны
Белокаменные детали на красном фоне
Слайд 41.Корина Илона Викторовна
Храм Покрова
в Филях
Слайд 43.Корина Илона Викторовна
Колокольня Новодевичьего монастыря
Слайд 45.Корина Илона Викторовна
Гражданское строительство
Слайд 46.Корина Илона Викторовна
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
(1667-1668) г).
Архитекторы
Семен Петров, Иван Михайлов
Слайд 47.Корина Илона Викторовна
Современники называли его «восьмым чудом света».
Слайд 48.Корина Илона Викторовна
ДВОРЕЦ В КОЛОМЕНСКОМ
Слайд 50.Корина Илона Викторовна
Теремной дворец царя Алексея Михайловича.
Зодчие Бажен Огурцов
и Антип Константинов
Слайд 54.Корина Илона Викторовна
Потешный дворец
– единственный сохранившийся в Кремле архитектурный
памятник боярского жилья.
Здание построено в
1652 году для боярина Милославского – тестя царя Алексея Михайловича.
Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр.
Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи.
Слайд 55.Корина Илона Викторовна
АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
Слайд 56.Корина Илона Викторовна
Ростовский кремль
Слайд 57.Корина Илона Викторовна
Гражданское строительство
каменные постройки, в которых также заметно увлечение
декоративным оформлением фасадов
Палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
1656—1657
Слайд 58.Корина Илона Викторовна
Живопись
Нарушаются иконографические каноны
Европейское влияние
Симон Ушаков и Иосиф Владимиров
вводят новшество: «живоподобие» с помощью светотени
Изображение реальных лиц –
уже не икона, но ещё не портрет
Слайд 59.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков
Слайд 60.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков.
Троица Ветхозаветная
Слайд 61.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков «Насаждение древа государства
Российского»
«групповой портрет» тех, кто способствовал объединению русских земель вокруг Москвы
Символическое
дерево – Успенский собор
Его поливают Иван Калита и митрополит Петр
Центр – Владимирская Богоматерь
Слайд 64.Корина Илона Викторовна
Симон Ушаков.
Спас нерукотворный
Слайд 65.Корина Илона Викторовна
Парсу́на
Парсу́на (искажённое лат. persona — личность, особа) —
первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники
изображения, места и времени написания. Произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи.
Парсуна – портрет реального лица (царя, боярина, митрополита, иногда даже купца) , выполненный иконописными приемами. Парсуной не изображали простых людей, а изображали только каких то очень известных персон, или персон известных в своём округе.
Слайд 66.Корина Илона Викторовна
Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков.
По
стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются
от икон, выполняются на иконных досках
Во второй половине XVII века парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции.
Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е годы.
Слайд 67.Корина Илона Викторовна
Парсуна князя
М. Скопина-Шуйского
Слайд 68.Корина Илона Викторовна
Царь Фёдор Иоаннович
Царь Алексей Михайлович