Слайд 1КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ.
Слайд 2Основные закономерности формирования звукопроизношения
Сроки окончательного усвоения детьми гласных и
согласных звуков
(таблица Л.Г. Парамоновой)
Слайд 3
Постановочный логопедический зонд №1 (шариковый)
Используется для постановки звука Р.
Постановочный логопедический
зонд №2
Используется для постановки шипящих, заднеязычных
и звука Й.
Слайд 4
Постановочный логопедический зонд №3
Используется для постановки звука Ш.
Постановочный логопедический
зонд №4
Используется для постановки шипящих звуков.
Слайд 5
Постановочный логопедический зонд №5
(с коротким носиком)
Используется для постановки свистящих
звуков.
Постановочный логопедический зонд №6
(с длинным носиком)
Используется для постановки свистящих
звуков.
Слайд 6МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ
Зонд № 2 (восьмерочка)
используется для постановки звука «Р».
Зонд № 3 (саночки большие)
применяют для постановки шипящих звуков.
Слайд 7Зонд № 5 (саночки малые)
используют его как постановочный шариковый
зонд.
Зондом № 6 (топорик)
можно вызывать шипящие и заднеязычные звуки.
Слайд 8Зондом № 7 (крестовиной)
можно вызвать заднеязычные звуки и шипящие.
Зонд
№ 10 (подтягивающий)
используют для вызывания шипящих звуков.
Слайд 9
МАССАЖНЫЕ ЗОНДЫ (О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьева)
Зонд «Ракетка» -
распластывание спинки языка
и одновременная выработки центральной воздушной струи.
Зонд «Вилочка»
предназначен для
постановки шипящих звуков.
Слайд 10
Зонд «Весло»
используется как «петелька» для постановки звука Р.
Зонд «Катушка»
Слайд 11
ЗОНДОЗАМЕНИТЕЛИ -
любые приспособления, которые могут быть использованы для постановки
звуков или логопедического массажа.
Слайд 12Артикуляционные признаки согласных звуков.
Слайд 13
ЗВУК П
От «поплевывания».
Направленная воздушная струя с одновременным похлопыванием губами дает
шепотное ПУ-ПУ-ПУ…
Делаем выдох на Ф, указательный палец находится горизонтально под
нижней губой и совершает похлопывание.
Слайд 14
ЗВУК Б
С голосом, спокойно и длительно дуем на пассивные губы,
при этом губы и щеки должны надуваться – слышится W.
Указательный палец под нижней губой смыкает и размыкает губы.
Слайд 15ЗВУК М
Сомкнуть губы, приоткрыть зубы и длительно произносить А-А-А.., добиваясь
ощущения вибрации в носу.
Слайд 16ЗВУК Н
Ребенок протяжно произносит звук М при широко просунутом между
сомкнутыми губами языке. При этом появляется оттенок звука Н. По
мере того, как ребенок привыкает к такому межгубному произнесению в слогах, словах, губы устраняются пальцами. Получается межзубное Н. Постепенно язык переводится за верхние резцы в нормальное положение.
Слайд 17ЗВУК Ф
«Сделаем заборчик: верхние зубы касаются нижней губы и подуем
через него».
Делаем выдох через неплотно сжатые губы и указательным пальцем
приподнимаем нижнюю губу к верхним резцам.
Слайд 18
ЗВУК В
Делаем выдох на У и указательным пальцем приподнимаем нижнюю
губу к верхним резцам.
Слайд 19ЗВУК Т
Положив широкий язык на нижнюю губу, повторяем ПА-ПА-ПА…, добавляем
улыбку, чтобы исключить губы из артикуляции.
Ритмично покусываем язык при произнесении
СА-СА-СА…
Слайд 20
ЗВУК Д
Произносим Б с просунутым между губами языком, шпателем двигая
кончик языка к верхним резцам.
Слайд 22
Механическим способом от сходного звука: ТА-ТЯ-КЯ-КА; ДА-ДЯ-ГЯ-ГА; СА-СЯ-ЩА-ХЯ-ХА. Отодвигаем кончик
языка в глубь рта шпателем или зондом.
Произносим К с придыханием
и получаем Х.
Широко открытым ртом «погреем ладошки» - Х.
Слайд 24
Произносим сочетания с длительным И: ИА, АИА, АИО, ОИ… Затем
тренируем в словах: ИАБЛОКО, ИОЖИК; СТОИ, МАИАК, ИГРАИУТ; ОБЕЗИАНА, ПИОТ,
ШИУТ. Постепенно длительность гласного И сокращается и он превращается в неслоговой.
Произносим ЗА и шпателем нажимаем на самую переднюю часть языка: ЗА-ЗЯ-ЖЯ-ЙА; АЗА-…АЙА; ЗО-…ЙО и т.п.
Слайд 25Нормативное произношение свистящих звуков
Слайд 26
ГУБНО-ЗУБНОЙ СИГМАТИЗМ
Улыбнуться так, чтобы были видны зубы, и подуть на
кончик языка.
Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и кончиком языка
и слегка нажать им вниз.
Слайд 27БОКОВОЙ СИГМАТИЗМ
1. От Т с придыханием (th). Затем, уперев кончик
языка в десны нижних резцов. Послышится звук близкий к Ц
(тс). Если кончик языка не удерживается, прижать зондом или шпателем.
Слайд 28
2. Дуем сквозь сближенные губы. Затем дуем широко просунутым между
губами языком (должен быть желобок – контролируем пузырьком). Если желобка
нет, используем для его формирования зонд.
3. Тянем Ф, выдвигаем язык максимально вперед, упираясь его кончиком в нижние зубы. Губы можно убрать с механической помощью.
Слайд 29
4. В два приема: добиваются межзубного произношения [с], чтобы избавиться
от хлюпающего шума (иногда используют механическую помощь: спичку; для выработки
продолжительного желобка по средней линии языка); затем переводят кончик языка в зазубное положение (за нижние резцы).
Слайд 30
МЕЖЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
Переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их
и «пускать легкий ветерок».
Произносить та-та-та…, ввести зонд между альвеолами и
кончиком языка и слегка нажать им вниз.
Слайд 31
ПРИЗУБНЫЙ СИГМАТИЗМ
1.Зонд иголочка удерживает кончик языка у нижних резцов.
Слайд 33
Произносим Т с сильным выдохом, при этом последовательно слышится Т
и С. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом,
ребенку предлагают произносить обратный слог с гласным А (атс).
Зондом иголочка удерживаем кончик языка у нижних резцов и произносим с сильным выдохом ТА (в момент выдоха слегка нажимаем на язык и получаем Ц).
Слайд 34Нарушенное произношение шипящих звуков
1 – щечный сигматизм; 2 –
шипящий сигматизм;
3 – заднеязычный сигматизм.
Слайд 35
4 – свистящий сигматизм; 5 – межзубный сигматизм;
6 –
губно-зубной сигматизм
Слайд 37
Протяжно шепотом произносим Р, убавляя силу выдоха и останавливая вибрацию.
Можно использовать шпатель или зонд.
При полуоткрытом рте произносим Т-Т-Т…, касаясь
передним краем языка альвеол. Слышится Т с придыханием (th). Затем переводим язык глубже, сжимаем зубы и округляем губы.
Зондом лопатка или ручкой от чайной ложки поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад — к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить С (передние зубы все время видны)
Слайд 39
Произносим АСЬ-АСЬ-АСЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.
От
Ш, придвинув язык к альвеолам и добавив улыбку.
Длительно тянем Ч
– ЧЧЩЩЩЩ…
Несколько раз произнести С’И или С’А, ввести шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка приподнять его, несколько отодвигая назад.
Слайд 41
Произносим АТЬ-АТЬ-АТЬ…, руками нажимая на щеки и выдвигая губы вперед.
От
Ц с механической помощью – слегка приподнимаем язык и отодвигаем
его кзади зондом лопатка или шпателем.
При произнесении th приподнимаем кончик языка и слегка отодвигаем подложенным под него зондом лопатка.
Слайд 42Нарушенное произношение звука [Л]
1 – двугубное [W]
или краткий звук [У]; 2 – сочетание звуков [НГ]) 3 – фрикативный звук [Г]; 4 – межзубный ламбдацизм
Слайд 44
Произносим ааааа… одновременно ритмично покусывая высунутый язык.
«Представь, что язычок у
тебя как барабанная палочка, постучи им по бугоркам за верхними
зубами».
При замене на [у] - губы не должны двигаться, язык все время виден — он опускается сверху вниз (зрительный контроль). Для контроля за положением и движением губ используют упражнение «улыбка» — «трубочка».
Слайд 45Нарушенное произношение звука Р
велярный
увулярный
фрикативный
одноударный звук
“щечный”
искаженное сочетание [НГ] боковой звук двугубный звук
Слайд 48
«Моторчик» (колебательные движения из стороны в сторону) от ддд.., ттт..,
ззз.., дж.., жжж.., дзж…
Сделать «грибок» и позвенеть как злая муха:
дзж…
Сделать «грибок» и сильно дунуть трррр…