Слайд 1Коррекция дизартрии у детей с ДЦП
Слайд 2 Дизартрия –
нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное
органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Слайд 3Основные проявления дизартрии
состоят в
расстройстве артикуляции звуков,
нарушениях голосообразования, а
также в
изменениях темпа речи, ритма и интонации.
Слайд 4 Термин "дизартрия" образован от греческих слов arthson
- сочленение
и dys - частица, означающая расстройство.
Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Слайд 5Формы дизартрии
1. Бульбарная
2. Подкорковая (экстрапирамидная)
3. Корковая
4. Мозжечковая
5. Псевдобульбарная
спастическая
паретическая
Слайд 6Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus - луковица, форму которой имеет
продолговатый мозг)
проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого
мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего и подъязычного, иногда тройничного и лицевого).
Слайд 7Характерным является
паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба
(нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность
голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок).
атрофия мышц языка и глотки, снижается также тонус мышц (атония) - паретическое состояние мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.
Слайд 8Коррекция звукопроизношения
Логопедическая работа заключается в:
улучшении трофики тканей;
улучшении проводимости нервов;
повышении возбудимости
мышц;
преодолении контрактур.
Эти цели достигаются приемами тонизирующего массажа и логопедической гимнастики
с использованием лечения - положением; интенсивных, с быстрым нарастанием амплитуды и скорости пассивных движений; пассивно-активных и активных движений.
Слайд 9Обращается внимание на затормаживание содружественных движений при попытке выполнения ребенком
активных движений паретичными мышцами. В разработке индивидуализированного комплекса упражнений необходимо
учесть распределение вялых параличей.
Обращаем внимание на тренировку мышцы языка. При любом распределении пареза тренируется дыхательная мускулатура.
Слайд 10Коррекция просодической стороны речи
Развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи.
Слайд 11Подкорковая дизартрия
возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга.
Слайд 12Характерным является
нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза.
Гиперкинез
- насильственные непроизвольные движения (в данном случае в области артикуляционной
и мимической мускулатуры), не контролируемые ребенком.
своеобразные нарушения фонации и артикуляции.
нарушение просодической стороны речи - темпа, ритма и интонации.
иногда при подкорковой дизартрии у детей наблюдается снижение слуха, осложняющее речевой дефект.
Слайд 13Коррекция звукопроизношения
Методика может быть разнообразной, в зависимости от разнообразия клинических
проявлений при подкорковой форме дизартрии. Обычно используются приемы расслабляющего массажа,
а иногда и тонизирующего.
Логопеду необходимо тренировать больного в активном расслаблении мышц и в волевом подавлении гиперкинезов.
В ряде случаев удается преодолеть невнятность и смазанность артикуляции расчленением автоматизированных артикуляторных навыков произношения целых слов и фраз.
Слайд 14Коррекция просодической стороны речи
Постоянно работа ведется над развитием дыхания, над
темпом, ритмом, мелодикой и оптимальной четкостью речи.
Слайд 15Мозжечковая дизартрия
характеризуется скандированной "рубленой" речью,
иногда сопровождается
выкриками отдельных звуков.
В чистом виде эта форма
у детей наблюдается редко.
Слайд 16Коррекция звукопроизношения
При мозжечковой дизартрии важно развивать точность артикуляционных движений и
их ощущений, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.
Слайд 17Коррекция просодической стороны речи
Развивать интонационно-ритмическую и мелодическую стороны речи.
Слайд 18Корковая дизартрия
представляет большие трудности для выделения и распознавания.
При
этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата - затрудняется динамика
переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к другой.
В отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную позу, их затрудняет переход от одного звука к другому.
Слайд 19Корковая дизартрия
Корковая апраксическая постцентральная
Расстройства выбора слогов, реализующих в речи языковые
фонематические обобщения, со смешениями, прежде всего шумовых признаков слоговых согласных:
способа образования, места образования, глухости-звонкости, твёрдости-мягкости. Эти расстройства не постоянны (мост, пост, бпост, ност, пфост, тост..) и зависят от контекста. Даже в тяжёлых случаях тот или иной признак воспроизводятся неверно далеко не в 100% случаев. Под контролем слуха, зрения и тактильно-кинестетических ощущений ребёнок активно «ищет» слоговые артикуляционные обобщения, что приводит к нарушениям плавности речи и её замедлению.
Корковая апраксическая премоторная
Распад ритмических слоговых структур слов, с превращением их в цепи открытых ударных слогов (бабушка по-бп-у-шка; встреча фэ-сэ-тэ-рэ-ча и пр. ). При этом возрастает напряженность речи и степень её вокализации; темп речи замедляется, появляются персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких на глухие,мягких на твёрдые; стечения согласных нередко упрощаются, а аффрикаты ч/ и ц расщепляются (ч/ -- г/ ш, ц – т с).
Слайд 20Коррекция звукопроизношения
Корковая апраксическая постцентральная
Задача логопеда заключается в формировании артикуляционных укладов,
главным образом согласных. Для этого логопед объясняет больному, что нужно
делать, чтобы получить данный признак согласного (например, звонкость, смычку, щель и пр.) или целостный артикуляционный уклад данного согласного (например, п, т, с и пр.). Для наглядности логопед пользуется артикуляционными профилями, муляжами и другими пособиями. При произнесении отрабатываемых согласных логопед обращает внимание больного на состояние своих губ, языка, дает больному ощутить рукой наличие или отсутствие вибрации своей гортани и выход воздушной струи через нос или рот и ее характер. Затем больной самостоятельно воспроизводит те же самые согласные перед зеркалом, контролируя правильность своего произнесения с помощью зрения, слуха, тактильных и вибрационных ощущений. В дальнейшем ребенок дифференцирует произношение сходных артикуляционных укладов согласных и, наконец, отрабатывает их в структуре слов и фраз разной степени сложности.
Слайд 21Корковая апраксическая премоторная
Отработка произношения отдельных артикуляционных укладов не требуется, задача
заключается в том, чтобы научить ребенка сочетанию отдельных артикуляционных укладов
в последовательные комплексы, артикуляторные действия, соответствующие слову. Обращать внимание ребенка на качество произношения отдельных звуков вредно, так как
это еще больше усугубляет напряженность его артикуляции и послоговое произношение слов. Внимание ребенка также акцентируется на интонационном контуре целой фразы с выделением слова, находящегося под логическим ударением. Детям даются упражнения на произвольное расслабление своих мышц и рекомендуется говорить тихим голосом. Дидактический материал подбирается таким образом, чтобы в нем не было по возможности длинных многосложных слов и слов с трудной звуковой структурой
Слайд 22Коррекция произносительной стороны речи
Корковая апраксическая постцентральная
1.Развитие восприятия и воспроизведения ритма.
2..Развитие
восприятия и воспроизведения логического ударения.
3. Развитие модуляции голоса по высоте
и силе.
Корковая апраксическая премоторная
Предметом тренировки становятся целые слова и короткие фразы, при произношении которых внимание ребенка акцентируется на правильном, несколько подчеркнутом воспроизведении ритмической структуры слова с выделением ударного слога.
Слайд 23
Стертая (лёгкая) форма
Легкие (стертые) формы дизартрии могут
наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших воздействие различных
неблагоприятных факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития.
Среди таких неблагоприятных факторов можно отметить:
- токсикоз беременности;
- хроническую гипоксию плода;
- острые и хронические заболевания матери в период беременности;
- минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода;
- легкую асфиксию;
- родовые травмы;
- острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.
Слайд 24Характерным является
В ранний период развития у детей отмечаются двигательное беспокойство,
нарушения сна, частый, беспричинный плач.
плохо приучаются к прикорму, неохотно пробуют
новую пищу (такой ребенок долго сидит с набитым ртом, плохо пережевывает и неохотно глотает пищу, отсюда частые поперхивания во время еды).
В раннем психомоторном развитии становление статодинамических функций может несколько запаздывать или оставаться в пределах возрастной нормы. Дети соматически ослаблены, часто болеют простудными заболеваниями.
Раннее речевое развитие у детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено.
Общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями.
Нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации.
Нарушения речевой моторики обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
Слайд 25Псевдобульбарная дизартрия
наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии
Псевдобульбарная дизартрия является
следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во
внутриутробном периоде органического поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др.
У ребенка возникает псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов.
Слайд 26три степени
псевдобульбарной дизартрии
Слайд 27При спатической форме псевдобульбарной дизартрии нарушено прежде всего произношение переднеязычных
звуков, для которых требуется поднятие кончика языка вверх [р, л,
ш, ж, ч]. При этом часто появляются синкинезии. Например, попытка поднять кончик языка вверх сопровождается движениями нижней челюсти, нижней губы.
При паретической форме псевдобульбарной дизартрии нарушено прежде всего произношение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных движений языка (переднеязычных: с, з, ц) и достаточных мышечных усилий (смычных: п, т, к, д, язычно-альвеолярные [р]). Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. При выраженной паретичности мышц языка может страдать и произношение ряда гласных звуков, особенно тех, которые требуют достаточного подъема спинки языка [и, ы, у].
Слайд 28У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной
патологии (поражением нервной системы плода и новорожденного).
Наиболее часто дизартрия
наблюдается при детском церебральном параличе (от 65 до 85%).
Слайд 29Коррекция звукопроизношения
Обращается внимание на понижение рефлекторной возбудимости мышц и расслабление
их тонического напряжения. Этой задаче отвечают приемы: 1.расслабляющего массажа;
2.упражнения на
активное расслабление мышц;
3.дыхательные упражнения.
Слайд 30Упражняют парализованные мышцы, чему служит лечение положением.
С этой целью, для
снижения мышечного тонуса в речевой и скелетной мускулатуре подбираем специальные
позы и положения для проведения логопедической массажа. Такие позы (позы покоя) способствуют расслаблению мышц, делают свободным дыхание.
Данная поза применяется для проведения массажа языка, губ, щек и жевательных мышц как с внешней стороны, так и с внутренней их поверхности.
Слайд 31Проводится дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным
увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-активные и активные движения. В тренировке
активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергии: кашля, глотания, чихания и пр.
Слайд 32Коррекция произносительной стороны речи
Отрабатывается громкость, выразительность, темп, ритм речи.
Слайд 33Классификация И. И. Панченко, 1979
На основе синдромологического подхода выделяют следующие
формы дизартрии применительно к детям с церебральным параличом:
1. спастико-паретическую;
2.
спастико-ригидную;
3. спастико-гиперкинетическую;
4. спастико-атактическую;
5. атактико-гиперкинетическую.
Слайд 34Спастико-паретическая форма
Произносительная речь характеризуется недостаточной силой и звонкостью голоса, снижением
амплитуды языковых модуляций. В силу паретичности мышц голосовых складок, они
смыкаются не полностью, неравномерно, колебания редкие и аритмичные. Такая работа голосовых складок ведет к тому, что звонкие согласные частично или полностью оглушаются. При воспроизведении голоса следует напряжение мышц гортани, голосовых складок, иногда корня языка, в силу чего гласные звуки приобретают дополнительные, не свойственные им шумовые призвуки, поэтому в речи стирается различие между гласными и согласными звуками. Просодическая сторона речи характеризуется выраженными темпоритмическими нарушениями. Темп речи как правило замедлен. Вдох неглубокий, речевой выдох истощаемый, в силу чего нарушается ритмическая структура высказывания, появляются паузы, не оправданные смыслом высказывания. В произношении отмечается смазанность практически всех групп звуков, особенно сложных по артикуляции щелевых звуков и сонор. Амплитуда артикуляторных движений снижена, нарушена деятельность всех мышц языка (поперечных, продольных, вертикальных), отмечаются недостатки лабилизации (выдвижения губ вперед). В тех случаях, когда отмечается парез мягкого неба, звук начинает произноситься при постоянном, свободном проходе воздуха через нос, что дает гнусавый оттенок тембра голоса.
Слайд 36Спастико-ригидная форма
В произношении в первую очередь нарушены переднеязычные звуки, требующие
тонких дифференцированных движений. Напряжение корня языка часто ведет к тому,
что при артикуляции звука возможен оттенок заднеязычных звуков. Резко выражены рефлексы орального автоматизма. Амплитуда артикуляторных движений при артикуляции звука может постепенно снижаться, иногда прекращаться, при вынужденной остановке может возникать спазм дыхания за которым следует легкий вдох, пауза и речь до нового спазма (каждые 4-5 слогов). Голос при речи напряженный, глухой, амплитуда голосовой модуляции снижена, что ослабляет силу голоса, полетность гласных звуков чрезвычайно мала. Темп речи, как правило, быстрый, речь отрывиста. В некоторых случаях может отмечаться замедление темпа с постепенным затуханием голоса.
Слайд 37Атактическая форма
Обычно встречается при атонически-астатическом церебральном параличе. Ведущий неврологический синдром
- атаксия (движения выполняются несоразмерно заданной задаче, степень сокращений действующих
мышц не соответствует требуемой, нарушена координация движений). Возникают дисметрические иассинергические нарушения, которые проявляются в нарушении точныхдвижений (потеря траектории, нарушения амплитуды, объема размаха,точности попадания в место смыкания). Основные проявления - выраженнаяасинхрония между дыханием, фонацией и артикуляцией. Характерным симптомом является грубое нарушение просодического компонента, особенно темпо ритмической организации речи(проявляется в скандированной речи). В произношении в первую очередь нарушены звуки, требующие тонких дифференцированных, координированных движений языка (шипящие,свистящие, соноры) и звуки, требующие достаточных мышечных усилий(смычные, взрывные). Такие звуки или вообще пропускаются, или заменяются более легкими. Иногда при этой форме в силу гипотонии мышц мягкого неба может возникнуть носовой оттенок речи той или иной степени выраженности. Общая напряженность речи, констатируемая на слух, проявляется и в поведении, особенно у детей. Дети при речи, как правило, в напряженной позе, говорят с видимым усилием, речь сопровождается вазомоторными реакциями, вегетативными проявлениями. Дети очень быстро устают от собственной речи и начинают от неевоздерживаться.
Слайд 38Гиперкинетическая форма
При этой форме речевого нарушения появляются гиперкинезы мышц лица,
языка, шеи. Гиперкинезы усиливаются при попытке речевой деятельности. Из-за этого
объём артикуляционных движений является недостаточным. Ребёнку трудно удерживать артикуляционную позу, искажения отмечаются в группе щелевых и сонорных, наблюдаются трудности в автоматизации звуков. Речь невнятная, голос вибрирующий, напряжённый, прерывистый. Координация между дыханием, глотанием и жеванием нарушена. Однако, слюнотечения при гиперкинетической дизартрии не наблюдается.
Слайд 39Спастико-гиперкинетическая форма
(сочетает в себе признаки спастического пареза и гиперкинезов)
Слайд 40Спастико-атактико-гиперкинетическая
(сочетает признаки спастического пареза, атаксии и гиперкинезов)
Слайд 41Атактико-гиперкинетическая
(сочетает признаки атаксии и гиперкинезов)
Слайд 42Литература
1. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов /
Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской
. —— М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
2. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н.
Н306 Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.