Разделы презентаций


Крестьянский дом. Обычаи, традиции, интерьер 5 класс

Содержание

Выбор леса для постройки : на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Изобразительное искусство 5 класс Тема: Крестьянский дом. Обычаи, традиции, интерьер.

Изобразительное искусство  5 класс  Тема: Крестьянский дом.  Обычаи, традиции, интерьер.

Слайд 2Выбор леса для постройки :

на постройку

жилья шли в основном сосны, но нижний ряд бревен и

фундаментные стойки старались строить из лиственницы. Для сруба годились лишь ровные, смолистые деревья, росшие в глубине бора. Материал нужно было заготавливать заранее – поздней осенью или зимой, в полнолуние.

Выбор леса для постройки :   на постройку жилья шли в основном сосны, но нижний ряд

Слайд 3Время строительства жилья и выбор места:
нельзя располагать дом на

перекрестке дорог – «с семьей не будет ладно, во дворе

не будет водиться скотина». Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5 утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Строили дом ранней весной, едва сойдет снег.

Время строительства жилья и выбор места: нельзя располагать дом на перекрестке дорог – «с семьей не будет

Слайд 4Обычаи:

При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и

обычаи: в нижнем ряду бревен под один угол клали зерно,

чтобы у хозяина хлеб водился, под другой – шерсть и тряпье, чтобы скот водился и одежда была. Под матицу – главный потолочный брус – подкладывали серебряные монеты, для богатства хозяина. Не преступали к строительству в воскресенье и понедельник, в церковные праздники.

Обычаи:При закладки дома приглашали священника для освящения строительства. Использовали и обычаи: в нижнем ряду бревен под один

Слайд 5Переезд в новый дом:
Переезд в новый дом сопровождался множеством

примет. Удачным днем для переезда считалась суббота. В старом доме

готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме. Переносили золу из загнета (место у русской печи) старой печи в загнет новой. На новоселье приглашали друзей, родственников. Празднующая процессия отправлялись из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь. Гостей приглашали в дом, скотину загоняли во двор. Первыми заходили хозяйка с хозяином, иногда старушка с иконой, или маленький ребенок, или пускали через порог кошку.

Переезд в новый дом: Переезд в новый дом сопровождался множеством примет. Удачным днем для переезда считалась суббота.

Слайд 6Въезд в новый дом – в Древней Руси целое ритуальное

действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать: на первую ночь

в новом доме закрывали кота с кошкой (они способны видеть и прогонять злобную нечисть); на вторую – петуха с курицей; на третью – поросёнка; на четвёртую – овцу; на пятую – корову; на шестую – лошадь. И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек – и то лишь в том случае, если все животные наутро оставались живы, веселы и здоровы. Иначе – «хоть перекладывай избу», не то «жизни не будет».
Входя в первый раз в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб или тесто в квашне. Они должны были выгнать из дома остатки зла (если оно там всё-таки затаилось) и, конечно, обеспечить новосёлам богатую и сытую жизнь.

Въезд в новый дом – в Древней Руси целое ритуальное действо. Безопасность нового жилища нужно было испытать:

Слайд 7Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток. Держась за

нитку, через порог переступал сам глава семьи, а потом за

эту нитку «втаскивал» прочих новосёлов по старшинству. Смысл обычая таков: люди собираются осваивать новый, неизведанный, «иной» мир. А попасть в «мир иной» - небесный или подземный – можно лишь по Мировому Древу. Оно-то, как предполагают учёные, замещается нитью. 
Вход в новый дом сопровождался обрядом переселения домового из старого жилища в новое. Домового уважительно приглашали на новое место жительства: «Домовой! Домовой! Пойдём со мной!» Домового переносили с жаром из старой печи на хлебной лопате, с горшком каши, в старом лапте или валенке. В новом доме «дедушку-суседушку» уже ждало угощение: хлебец с солью, горшочек каши, чашка воды или медового напитка.

Затем сквозь раскрытую дверь внутрь бросали клубок ниток. Держась за нитку, через порог переступал сам глава семьи,

Слайд 8Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка»

(эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с самых древнейших времён).
Изначально

так называлась отапливаемая часть дома с печью.
В XI – XII вв. изба состояла из двух помещений: жилой комнаты и сеней.
В XVI – XVII вв. – преимущественно из трёх: «изба да клеть да меж ими сени».

Слово «изба» произошло от древнего «ызба», «истьба», «изъба», «истобка», «истопка» (эти синонимы употребляются в древнерусских летописях с

Слайд 9Красное резное крыльцо
Оно словно приглашает войти в дом. На нём

хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и солью, так выражая

гостеприимство и пожелание благополучия. Пройдя через сени, попадаешь в мир домашней жизни.
 

Красное резное крыльцоОно словно приглашает войти в дом. На нём хозяева дома встречают дорогих гостей хлебом и

Слайд 10В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица,

защитница от холода, лекарь от болезни. Не случайно печь –

распространённый персонаж, часто встречающийся в русских сказках. Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса».

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезни. Не

Слайд 12Бабий кут – женский угол
Ту часть, где стояла печь, называли

женской половиной.
Угол напротив устья печи был кухней и назывался
"бабий кут"(кут

- старинное название угла). Здесь
располагалось все необходимое для приготовления
пищи: кочерга, ухват, помело, деревянная лопата, ступа
с пестом и ручная мельница. Кочергой женщина
выгребала золу из печи. Ухватом отправляла в
жар горшки с пищей. В ступе толкла зерно, очищая его от шелухи, а с помощью мельницы перемалывала в муку. Помелом хозяйка подметала днище печи, куда лопатой сажала хлебное тесто. В бабьем куту на полках находилась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки.

Бабий кут – женский уголТу часть, где стояла печь, называли женской половиной.Угол напротив устья печи был кухней

Слайд 14Красный угол
 
В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё

называли в народе больщой, святой. Это было самое почётное место

– духовный центр дома. В углу на особой полочке стояли иконы, украшенные тканым вышитым полотенцем, пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол.
Красный угол – почётное место в избе – находилось наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампадка.
Гость, входивший в избу, первым делом кланялся образам в красном углу. В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи.
 

Красный угол В переднем углу избы располагался красный угол. Его ещё называли в народе больщой, святой. Это было

Слайд 16Мужской угол
От дверей до боковой стены была устроена лавка

– конник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Вертикальная доска

часто изображала коня, отсюда и название. Это место было мужской половиной.
Под потолком укрепляли полавочники с утварью, а у печи устраивали деревянные настилы – полати, на них спали.

Мужской  угол	От дверей до боковой стены была устроена лавка – конник, на которой мужчины занимались хозяйственной

Слайд 17Детский угол
Для новорождённого подвешивали к потолку избы
нарядную люльку. Мягко

покачиваясь, она
убаюкивала младенца под напевную песнь
крестьянки.
 

Детский  уголДля новорождённого подвешивали к потолку избынарядную люльку. Мягко покачиваясь, онаубаюкивала младенца под напевную песнькрестьянки.  

Слайд 18Внутреннее убранство дома

Значительное место в избе занимал деревянный
ткацкий стан

–кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные детали украшали розетками

– знаками солнца, а также изображениями коней
Главным предметом мебели считался стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в обеденный час за столом собиралась вся крестьянская семья. Стол был такого размера, чтобы каждому хватило места. 
Разница между лавкой и скамьёй достаточно принципиальная: лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы, а скамья была снабжена ножками, её передвигали.
Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали – на лавку или на скамью.

Внутреннее убранство домаЗначительное место в избе занимал деревянный ткацкий стан –кросно, на нём женщины ткали. Его отдельные

Слайд 21В низенькой светёлке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый

огонёчек то совсем замрёт,
То дрожащим светом стены обольёт.
Новая светёлка

чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окон;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовском добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.
Л. Мей

В низенькой светёлке с створчатым окномСветится лампадка в сумраке ночном:Слабый огонёчек то совсем замрёт, То дрожащим светом

Слайд 22Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика