Слайд 1Критерии педагогических инноваций
По дисциплине: «Инновационные педагогические технологии»
Выполнила: студентка
Павлова Людмила Петровна
Группы М-15
Слайд 2Инновации
Инновации - это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие
на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для
эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого пространства образования.
Слайд 3
Инновации являются существенным элементом развития образования. Они выражаются в тенденциях
накопления и видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве,
которые в совокупности приводят к более или менее глобальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества.
Слайд 4
Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное
изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики,
как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.
Слайд 5
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели,
содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности
учителя и учащегося.
В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат проблемы:
- изучение, обобщение и распространения передового педагогического опыта;
- проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Разновидностями передового опыта являются новаторский и исследовательский.
Слайд 6
Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить
об эффективности того или иного нововведения. Наиболее признанными критериями, используемыми
для оценивания педагогических инноваций, являются новизна, оптимальность, результативность, возможность творческого применения в массовой практике (Л.С. Подымова,
В.А. Сластёнин).
Слайд 7 Критерии педагогических инноваций:
1. Общие критерии –
позволяют оценить значимость (общественную и профессионально-деятельностную) предполагаемого проекта с точки
зрения основных тенденций, целей и направлений развития и реформирования образования на разных уровнях его организации. Состав критериев:
– актуальность представленного проекта: необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития соответствующего фрагмента образовательной системы;
– новизна (оригинальность) проектной идеи: принципиально новый подход, совершенствование существующей образовательной ситуации, модернизация массово-педагогической практики, предложение альтернативы и т.д.;
– масштабность проекта: локальный, местный, региональный, межрегиональный, общегосударственный;
– системность проекта: фрагментарный или системный характер (сценарий отдельного урока или образовательная программа, набор педагогических действий или образовательные технологии, методическое или научно-организационное обеспечение и т.д.);
– эффективность проекта: улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации;
– транслируемость проектной идеи: экстраординарность условий реализации идеи иди возможность ее тиражирования.
Слайд 8
2. Специальные критерии – позволяют оценить компетентность автора
проектной идеи и содержательность проекта с точки зрения его полноты,
соответствия нормативным и понятийным требованиям. Состав критериев:
– полнота структуры проекта: анализ образовательной ситуации, развернутая концепция проекта (проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач), содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением, смета реализации;
– степень проработанности структурных элементов проекта: полнота, углубленность, конкретность и т.д.;
– согласованность структурных частей проекта: соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции – основным направлениям деятельности, целей и задач проекта – существующим и необходимым ресурсам (технологическим, организационных, профессиональных, финансовых и т.д.).
Основой специальной критериальной оценки является соответствие целей, задач программы и плана действий той предметной области образования, относительно которой предполагаются инновационные преобразования.
Слайд 9
3. Конкретные практические критерии – позволяют оценивать степень обоснованности
проекта с точки зрения возможностей его воплощения и жизнеспособности. Состав
критериев:
– реалистичность проекта: соответствие идеи, целей и задач проекта реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности проекта разного рода ресурсами, выявленность источников дополнительных ресурсов;
– реализуемость проекта: наличие, вовлеченность и согласованность действий других субъектов образовательной ситуации с действиями автора проекта при его реализации (характер организационно-деятельностного ресурса);
– инструментальность (управляемость) проекта: наличие научно-организационного обеспечения, способов и плана действий по реализации проекта, сформированность образовательных ресурсов.
Основой конкретной критериальной оценки является наличие специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов
Слайд 10
Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед.
вузов: В 2 кн.