Слайд 1Крито-микенская культура и искусство
Слайд 2ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА (крито-микенская культура) - общее название цивилизаций бронзового века
на островах Эгейского моря, Крите, в материковой Греции и Малой
Азии (Анатолии).
Первые центры были открыты в результате раскопок Г. Шлимана в Микенах (1876), А. Эванса на Крите (с 1899). Начиная с 19 в. исследовано несколько сотен памятников: могильники, поселения, крупные города типа Полиохни на острове Лемнос с каменными стенами высотой 5 м, Филакопи на острове Милос; царские резиденции — Троя, дворцы на Крите (Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро), акрополи в Микенах, Пилосе, Тиринфе, дворец на острове Тира (Фера). В новейшее время большой вклад в изучение эгейской культуры внес греческий археолог С. Маринатос.
Процесс формирования эгейской культуры был сложным и длительным: культуры западной Анатолии и Средней Греции возникли на основе местного неолита, на островах восточной части Эгейского моря преобладало влияние культуры Трои; западно-анатолийское влияние было сильно и на других островах. Культурным центром в раннеэгейский период являлись Киклады. Среди памятников 3-го тыс. до н. э. выделяется погребальная пластика с Кикладских островов, так называемые «кикладские идолы», — мраморные статуэтки или головы (фрагменты статуй) геометризованных, лаконичных, монументальных форм с четко выраженной архитектоникой («скрипкообразные» фигуры, статуэтки обнаженных женских тел).
Около 2300 до н. э. Пелопоннес и северо-западная Анатолия подверглись нашествию, о чем свидетельствуют следы пожаров и разрушения на поселениях. Под влиянием пришельцев (возможно, индоевропейского происхождения) к началу 2-го тыс. до н. э. изменилась материальная культура материковой Греции, Трои, некоторых островов. На Крите, не затронутом нашествием, продолжала развиваться минойская культура, с этого времени остров занимает доминирующее положение в Эгейском море.
Слайд 3Хотя религия и играла важную роль в жизни критян, она
не сковывала их мировоззрения в той мере, как это было
характерно для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Критяне воспринимали мир в нерасчленённом природном движении. Для минойской культуры характерно стремление раствориться в окружающем, вобрать его в себя, овладеть им так, что подчас исчезают границы вещи и мира.
Слайд 4Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите.
Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. То же
относится и к другим искусствам. Не обнаружено ни одного крупного художественного памятника, прославляющего божество. Ясно, что не религия - главная тема критского искусства. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией.
Слайд 5Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в
акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой
золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство
Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, приобретая, однако, черты, отличающие её памятники от памятников самого Крита. Росписи в соседнем с Микенами Тиринфе более схематичны, менее живописны, чем в Кносе, хоть некоторые сцены и не лишены динамизма. Критская волшебная лёгкость исчезла вместе с несравненным критским изяществом и изобразительным мастерством
Слайд 8Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют
золотые кубки из Вафио (Спарта), но критское происхождение которых не
вызывает сомнения. С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков.
Слайд 9Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер.
Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в
руках, олицетворяющих богиню растительности.
Слайд 10В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв.
до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в
XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э
Слайд 11религия и играла важную роль в жизни критян, она не
сковывала их мировоззрения в той мере, как это было характерно
для стран Древнего Востока, и в частности, Египта. Как и в Египте, строительное искусство процветало и на Крите. Но здесь оно носило преимущественно светский, дворцовый характер. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости, поражает своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Во многих памятниках критского искусства переплетается острое ощущение действительности с изысканной стилизацией. Критские художники были и замечательными мастерами чеканки, о чём свидетельствуют золотые кубки из Вафио (Спарта), С исключительной остротой и наблюдательностью на них изображены сцены ловли и приручения диких быков. Мелкая пластика Крита, как и живопись носит изысканно-декоративный, динамический характер. Это фигурки животных, фаянсовые статуэтки изящных женщин со змеями в руках, олицетворяющих богиню растительности. В декоративно-прикладном искусстве Крита орнаментально-декоративный стиль (XX - XVIII вв. до н. э., достигший совершенства в вазописи «камарес») сменяется в XVII - XVI вв. до н. э. более конкретной и непосредственной передачей образов растительного и животного мира и человека (вазы с изображением морских существ); к концу XV в. до н. э