Слайд 1КРУГИ СООБЩЕСТВ
Федченко Оксана Владимировна, методист НУ ПОНИЦАА
НУ «Пермский образовательный научно-исследовательский
центр авитальной активности»
Слайд 2КРУГИ СООБЩЕСТВ
Виды кругов:
Тематические круги
Круги заботы
Круги принятия решений
Круг – собрание людей,
равных для общения относительно сложных вопросов, проблем в атмосфере взаимоуважения
и заботы, согласно определенным правилам
Круги ценностей
Слайд 3Тематические круги
Цель – получить информацию об интересующей участников теме, обсудить
ее в группе, выразить собственное мнение.
Интересными тематическими кругами для несовершеннолетних
являются Круги на темы:
«Всегда ли я хороший?» (Цель - формирование адекватной самооценки, самокритичности, создания условий для самоанализа подростками своего отношения к окружающим).
«Гармония с собой» (Цель - развитие навыков самоанализа, саморегуляции, укрепление процесса принятия собственной личности).
«Классная компания» (Цель - осознание и самопринятие себя как члена коллектива).
«Уважение + терпение = семейное самочувствие» (Цель - формирование ориентации на семейное согласие, развитие навыков саморегуляции в складывающихся напряженных ситуациях семейного общения, формирование навыков компромиссного поведения).
Слайд 4Тематические круги
«Почитать родителей – первейший закон природы» (Цель - формирование осознанного
уважительного отношения к родителям, развитие навыков конструктивного общения с ними).
«Человек
побеждает сидя» (Цель - осознание значимости обдуманных поступков и решений, демонстрация ситуаций в истории, когда импульсивность и непродуманность становились причиной войн, исторических конфликтов; отказ от доминирования, причинения вреда и насилия).
«Возведем мосты, разрушим стены» (Цель - формирование ответственности каждого подростка за соблюдение прав другого человека, определение способов выхода из межличностных конфликтов).
Слайд 5Круги ценностей
Круг ценностей - это круг, который первым проводиться в
классе. Круг ценностей имеет цель сформировать в группе общие представления
о ценностях, содействовать раскрытию участников и установлению доверия.
Основные правила встречи в Круге:
уважать символа слова;
говорить от всего сердца;
говорить с уважением;
слушать с уважением;
оставаться в Круге до его завершения;
соблюдать конфиденциальность.
Слайд 6Круги принятия решений
Этапы круга принятия решений
Создание основы для диалога -
приветствие участников Круга - церемония открытия Круга - раунд
знакомства - достижение договоренностей по правилам работы в Круге
раунд личных историй - благодарность присутствующим - напоминание о цели Круга
2. Обсуждение проблемной ситуации, интересов и намерений - рассказы о переживаниях, проблемах, проблемной ситуации (может быть несколько раундов) - определение проблем, интересов, намерений, надежд (может быть несколько раундов) 3. Рассмотрение возможных вариантов выхода из проблемной ситуации и решение выявленных в ходе встречи проблем - обсуждение возможных решений (может быть несколько раундов; хранитель и волонтеры создают условия для достижения консенсуса) - подведение итогов обсуждения
4. Достижение консенсуса или чувства общности - определение пунктов соглашения или общей точки зрения - определение следующих шагов в нормализации отношений
5. Закрытие - подведение итогов: соглашение/ следующие шаги - завершающий обмен мыслями о встрече в Круге - церемония закрытия
Слайд 7Круги забот
Деятельность ведущего «Кругов заботы»
Ведущий после ознакомления с ситуацией и
результатами подготовительной работы проводит предварительные встречи с подростком, с его
родителями, в ходе которых они получают информацию о предстоящем мероприятии, о его целях и предполагаемых результатах. Беседа с каждой из сторон должна быть построена таким образом, чтобы были установлены доверительные отношения, взаимопонимание в отношении оценок сложившейся в семье ситуации, необходимых мер к ее исправлению.
Результатом этих встреч должно быть получение согласия ребенка и его родителей на участие в «Кругах заботы», а также на то, что в течение определенного времени некоторый круг - внешних для семьи лиц будет осуществлять не только заботу и поддержку в отношении членов семьи, но и воздействия социализирующего характера. По окончании этого периода времени родители снова возьмут на себя всю полноту ответственности за ребенка. Если по всем этим моментам достигнуто согласие, «Круг заботы» можно считать подготовленным с точки зрения создания мотивации членов семьи на изменение.
Слайд 8Круги забот
Для проведения «Крута заботы» должно быть подготовлено помещение, в
котором можно рассадить всех участников по кругу, чтобы во время
общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания.
Ход встречи
1. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.
2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и сообщает в качестве кого он здесь присутствует.
3. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.
Слайд 9Круги забот
4. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая
на вопросы: в чем состоит ситуация, почему эта ситуация требует
вмешательства, почему она требует именно моего участия, каким образом должна измениться ситуация, чтобы ребенок мог остаться в семье, а родители выполняли свои обязанности по воспитанию.
5. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы, предлагает подростку и его родителям высказать свое отношение к мнению участников, при необходимости проводится дополнительное обсуждение для того, чтобы мнения участников круга и членов семьи совпадали по таким важнейшим позициям, как оценка ситуации, причины затруднений, необходимые изменения.
6. Каждый участник предлагает, что он мог бы делать, в течение какого времени и с какой периодичностью, с целью обеспечения заботы и поддержки, как по отношению к ребенку, так и по отношению к родителям, о том, с кем из участников круга ему придется взаимодействовать и как это взаимодействие организовать, чтобы ребенок получал не только заботу, но и воздействия социализирующего характера.
Слайд 10Круги забот
7. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет
насколько они совпадают с мнением членов семьи с целью достижения
согласия между участниками круга и членами семьи.
8. Группа обсуждает вместе с подростком и его родителями и принимает решение о продолжительности временного периода, когда семья будет жить в новом для себя режиме, и с какого времени родители смогут выполнять свои функции без помощи участников круга.
9. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.
10.Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.
Этот план носит примерный характер. В конкретных случаях, для конкретных обстоятельств может составляться более подробный план проведения «Кругов заботы».