Слайд 1Кудрявцевой Анастасии
УПб 2601-01-00
Слайд 2План
1. Понятие мозгового штурма
2. История возникновения
3.Этапы и правила мозгового штурма
4.Индивидуальные
и коллективные мозговые атаки
5.Описание метода
6.Процедура проведения мозгового штурма
7.Виды мозгового штурма
8.Приемущества
и недостатки метода
Слайд 3Понятие
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный
метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором
участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Слайд 4История
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце
30-х годов как способ коллективного, группового решения проблем, активизирующий творческую
мысль.
В это время совладелец крупной рекламной фирмы BBD&O Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей.
Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.
Слайд 5Этапы и правила мозгового штурма
1. Постановка проблемы. Предварительный этап.
В начале
четко формируется проблема.
Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение
прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
Слайд 62. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит
успех всего мозгового штурма.
Поэтому очень важно соблюдать правила для
этого этапа:
Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
Полный запрет на любую критику и оценку высказываемых идей (в том числе положительную). Оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Записывание идей в интеллект карту, или другую диаграмму и таблицу. Это помогает видеть направления и связи идей.
Слайд 73.Группировка, отбор и оценка идей.
Этот этап часто забывают, но
именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный
результат мозгового штурма.
На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется.
Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.
Слайд 8Индивидуальные и коллективные
мозговые атаки
Индивидуальный мозговой штурм проводится самостоятельно. В
то же время проведение метода подчиняется всем правилам группового мозгового
штурма.
Наиболее распространенными самостоятельными методами выполнения индивидуального мозгового штурма являются:
— свободное письмо,
— свободное говорение,
— свободные словесные ассоциации,
— мозговая паутина, которая является визуальной техникой составления диаграмм мыслей.
Слайд 9Основные этапы индивидуального мозгового штурма:
Определить проблему и поставить цель.
Удалить все
мысленные барьеры, отпустить воображение и быстро записывать все ассоциации и
идеи, которые приходят в голову по отношению к проблеме.
Самостоятельно оценить и сгруппировать идеи. Возможна оценка отдаленная во времени.
Преимущество метода:
Индивидуальный мозговой штурм применяется теми, кто не привык работать в команде и, в некоторых случаях, является более эффективным, чем традиционный мозговой штурм.
Слайд 10Коллективный мозговой штурм
В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов
и ведущий.
Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую
постановку задачи, подлежащей решению.
В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные.
Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».
Слайд 11Описание метода
Мозговой штурм представляет собой старейший, наиболее признанный и мощный
метод решения проблем, а также эффективную технику генерирования творческих идей,
проводимую в небольших, специально организованных группах.
Его основными составляющими являются: хорошо подготовленный лидер — фасилитатор, группа различающихся между собой, но равных участников (3-12 человек), секретарь, четко определенная проблема, а также сессия, состоящая из двух отделенных сеансов: генерации идей и их оценки, которая обычно длится 1-1,5 часа.
Слайд 12Процедура проведения
мозгового штурма
Ведущий формирует рабочие группы оптимального размера и
состава (в идеале из 4-8 человек). Перед сессией он проводит
сеанс разминки, создавая творческую атмосферу и свободную от критики среду.
1.Ведущий –фасилитатор четко определяет проблему и основные цели и записывает их на доске или флипборде, которые хорошо видимы всем участникам.
2. Ведущий сообщает группе основные правила сессии и просит участников создавать как можно больше идей, подчеркивая, что дикие и фантастические идеи особо приветствуются. Он поощряет в группе творчество и энтузиазм.
3.Все участники высказывают свои идеи и фасилитатор или секретарь записывает их. Все идеи должны быть приняты и зарегистрированы. Зафиксированные и видимые идеи помогают порождать новые идеи. При этом участники могут свободно использовать идеи друг друга.
Слайд 134. Фасилитатор организует выдвинутые идеи, приближает их к главной цели
и призывает участников к работе на идеями других людей, с
тем чтобы улучшить их. Он поощряет «перекрестное оплодотворение» идей, предлагает сочетать, синергизировать и совершенствовать идеи.
5.Сама группа, или специальная группа критиков, оценивают идеи и выбирают одну, как решение предложенной проблемы.
6. Ведущий уточняет решение и завершает сессию.
Слайд 14Виды мозгового штурма
Теневой мозговой штурм. Не все люди могут открыто
выражать свое мнение и идеи. Эта разновидность метода предполагает 2
группы генерирующих идеи: превая группа активно и вслух выражает идеи, вторая под влиянием процесса, творческого вдохновения записывает все, что приходит на ум, затем все это передается экспертам.
Обратный мозговой штурм. Методика популярна в производственных компаниях, когда надо создать новый или максимально улучшенный продукт. Весь процесс проведения аналогичен классическому методу проведения, но идеи генерируются на основе выявления как можно большего количества недостатков существующего продукта, а на втором этапе – идеи по устранению этих недостатков.
Слайд 15Индивидуальный мозговой штурм. Все этапы метода выполняются одним специалистом (сам
себе генератор, эксперт и аналитик).
Брейнрайтинг. Все идеи прописываются на бумаге,
участники обмениваются листками, и каждый вдохновившись идеей другого дополняет или развивает эту идеи дальше.
Комбинированный мозговой штурм. Все разновидности здесь могут комбинироваться.
Слайд 16Преимущества метода
• Правила мозгового штурма легко понять, легко освоить и
использовать.
• Это недорогой, простой метод, который требует небольших материальных ресурсов.
•
Множество идей может быть создано в короткое время.
• Стимулирует творческое мышление и мышление «вне рамок».
• Каждая из идей может породить другие идеи.
• Является демократическим, веселым и стимулирующим способом генерации идей
• Предоставляет возможность для широкого участия и вовлечения каждого участника. Создается дух сотрудничества.
• Каждый участник равноправен и каждая идея принимается
• Развивает творческие способности и творческое мышление членов группы.
• Универсальность метода и возможность комбинировать его с другими методами.
Слайд 17Недостатки метода
• Требуется опытный и чувствительный фасилитатор.
• Может стать хаотическим,
неуправляемым и запутанным.
• Может занимать слишком много времени, если группа
не управляется.
•При утрате управления, критика и негативные оценки могут превалировать.
• Более скромные участники могут испытывать трудности с выдвижением своих «сумасшедших» идей.
• Отсутствие надежных критериев, которые определяют качество решений.
Слайд 18Источники информации
научная
Стариков П. А. Пиковые переживания и технологии творчества: учебное
пособие. — Красноярск: филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики
и права» в г. Красноярске, 2011. — 92 с. — ISBN 978-5-904314-42-2.
публицистика
Jonah Lehrer The brainstorming myth // The New Yorker, 01.30.2012.
Соколов Александр Борисович ТО, ЧЕГО НЕ ПИШУТ О МОЗГОВОМ ШТУРМЕ [ВЕРСИЯ 2.0] // treko.ru, 2004 г.