Слайд 1Культура
Формы культуры: миф, религия, искусство, наука.
Мифологическое сознание. Религиозное сознание.
Наука как самостоятельная форма культуры.
Искусство как преображение жизни, создание
новой реальности.
Специфика искусства (художественно-образная форма постижения и отражения действительности).
Слайд 2Искусство
Проблематика искусства: вопрос о природе и происхождении искусства, о природе
художественного образа; о законах художественного созидания и восприятия.
Концепции искусства
в истории эстетики.
Гераклит: искусство как подражание красоте в природе.
Платон: предметы как тени идей, искусство как подражание предметам, отражение отраженного (тень тени), низшее явление.
Аристотель: искусство как «подражание прекрасной природе» (мимезис), причины возникновения искусства, принципы художественной правды; искусство и история; воспитательная роль искусства.
Слайд 3Мимесис
Мимесис (греч. «подражание») – один из основных принципов в античной
эстетике, а также в эстетике классицизма 16 – 18 вв.,
согласно которому подражание составляет сущность искусства. Уже у Пифагора музыка рассматривается как подражание небесной гармонии. Аристотель считал, что «искусство есть подражание прекрасной природе», хотя в отличие от Платона допускал изображение уродливого, нравственно предосудительного в искусстве. Способ и объект подражания являются конституирующими признаками литературных жанров.
Слайд 4Виды искусства
Виды искусства:
изобразительное искусство (графика, скульптура, живопись);
литература;
музыка;
архитектура;
театр как вид искусства.
Направление, стиль, творческий метод, школа.
Искусство как форма общественного сознания. Значимость искусства: «искусство для искусства», тоталитарное искусство. Интернациональное и национальное в искусстве. Искусство как средство массовой коммуникации.
Слайд 5Эстетические категории
Красота. Гармония. Прекрасное.
Безобразное как диалектическая антитеза прекрасному. Эстетика безобразного
в современной культуре и искусстве.
Возвышенное и низменное.
Трагическое как
онтология жизни и смерти. Виды трагических коллизий; катаpсическая функция трагического.
Комическое как эстетическое «снятие» противоречий идеалов и реальности. Виды комического: смешное, забавное, юмористическое, сатирическое, гротескное, фарсовое.
Слайд 6Художественный мир
Идея (греч. Idea – первообраз, идеальное основание) – основная
мысль произведения, его энергийный и структурообразующий центр.
Тема (греч. thema –
то, на чем) – то, что кладется в основу, основная проблема и основный круг событий.
Образ – конкретно-чувственная форма художественного воспроизведения и преобразования действительности. Художественный мир произведения формирует определенные системы образов.
Хронотоп – пространственно-временная структура художественного мира.
Слайд 7Периодизация истории искусства
1. Античность. Древняя Греция.
2. Античность. Древний Рим.
3. Искусство Византии.
4. Средние века.
5. Ренессанс.
6. Новое
время. Барокко.
7. Новое время. Классицизм.
8. Век Просвещения.
9. XIX век. Романтизм. Реализм.
10. ХХ век. Модернизм и постмодернизм.
Слайд 8ХХ век
Первая мировая война. Ряд принципиально новых проблем (глобальные кризисы
современности). Переосмысление места и назначения человека.
Экзистенциальная концепция (Н. Бердяев,
Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер): человек и мир, единство внутреннего и внешнего, изначальное отчуждение человека от сущего, замкнутость на самом себе.
Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм): иррациональные страсти, психическое бессознательное, фактическое отождествление иррациональных проявлений души с животными инстинктами.
Слайд 10
EROS vs. TANATOS: Инстинкт жизни vs. Инстинкт смерти =
Libido
vivendi vs. Libido moriendi
«Толкование сновидений», 1900
«Психопатология обыденной жизни», 1904
«Три
очерка по теории сексуальности», 1905
«Остроумие и его отношение к бессознательному», 1905
«Бред и сны в „Градиве“ Йенсена», 1907
«Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи», 1910
«Тотем и табу», 1913
«Лекции по введению в психоанализ», 1916—1917
«По ту сторону принципа удовольствия», 1920
«Психология масс и анализ человеческого „Я“», 1921
«Я и Оно», 1923
«Будущее одной иллюзии», 1927
«Недовольство культурой», 1930
«Моисей и монотеизм», 1939
Слайд 16Ницше (1844 – 1900)
Все процессы в мире, все явления природы
и психологии суть различные проявления «воли к власти». Все модусы
человеческого сознания и само объединяющее их понятие «я» = «субъекта» - это феномены творческих волевых интенций индивида: индивид есть частное проявление «воли к власти», т.е. некий ограниченный центр силы.
Рациональность (= язык культуры) – категории, суждения, методы познания – имеют цель сохранить определенные формы «жизни», однако искажает подлинную природу, т.е. Жизнь.
Слайд 19Модернизм и постмодернизм как общекультурные явления
«Новое искусство» как искусство
зловещего парадокса: ощущение роковой взаимозависимости каждого от всех и одновременное
усиление крайнего субъективизма как в восприятии, так и в интерпретации действительности.
Модернизм в искусстве, стили и направления:
фовизм,
кубизм,
экспрессионизм,
футуризм,
конструктивизм,
абстракционизм,
дадаизм,
примитивизм,
сюрреализм и др..
Две стадии модернизма - синтез и деструкция. Модернизм как пик всего предыдущего развития культуры и ее упадок.
Осознание невозможности восстановить всеобщую гармонию – постмодернизм.
Слайд 21Экспрессионизм (от лат. expressio - выражение), направление, развивавшееся в европейском
искусстве и литературе примерно с 1905 по 1920-е гг. Возникло
как отклик на острейший социальный кризис первой четверти 20 в. (включая Первую мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Социально-критический пафос отличает многие произведения Э. от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера Э. совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Кризис современной цивилизации представал в произведениях Э. одним из звеньев апокалиптической катастрофы, надвигающейся на природу и человечество. Термин «Э.» впервые употребил в печати в 1911 г. Х. Вальден - основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
Слайд 22Мета-цель
«Ещё никогда время не было наполнено таким отвращением, таким
страхом смерти.
Ещё никогда мир не был таким замогильно немым.
Никогда он не испытывал такого страха.
А теперь вдруг раздался крик о помощи: человек возопил о своей душе. И искусство кричит вместе с человеком, и крик этот пропадает в глубокой тьме.
Оно зовет на помощь, оно вызывает к духу- это и есть экспрессионизм».
Слайд 25Абсурдность человеческого существования в произведениях Франца Кафки (1883 – 1924):
- «вина» Йозефа К. в романе «Процесс» (1915): жалкий мелкий
чиновник втянут в немыслимый по своей абсурдности судебный процесс и приговорен к смерти.
тайна «превращения в иное» в рассказе «Превращение» (1916): банковский служащий Грегор Замза превратился в насекомое.
Кафка изображает Зло как естественное «противоестественное состояние» мира, где абсурд бытия стал обыденностью повседневной жизни.
Слайд 26Джеймс Джойс (1882 – 1941) в поисках «нового мифа» и
новых форм художественной объективации тайн сознания: метод «потока сознания».
Одиссея
«дурной бесконечности» в романе-кроссворде «Улисс»: один день Леопольда Блума как универсальная модель «нового мира». Главный герой как один из самых кропотливо представленных характеров мировой литературы: никто или месса Сатаны освобожденного подсознания? Стивен Дедал в писках Отца. Тайна Молли как «плоти, все время говорящей «да». «Улисс» как миф ХХ века.
Слайд 28Марсель Пруст (1871 – 1922) и тайна Времени: цикл «В
поисках утраченного времени» как грандиозный художественный проект Воспоминания.
«Говорит то
Я, которое не всегда то, кем является мое я». Искусство Пруста как попытка изучения взаимоотношения реальности сознания и не-линейного времени: художественный поиск Времени во флуктуациях вспоминающего сознания художника.
Слайд 29Фовизм (франц. fauvisme, от fauve - дикий, хищный) - авангардистское
течение во франц. живописи начала 20 в.. Ироническое прозвище «les
fauves» («дикие») было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 г. в парижском Салоне независимых (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др.). В отличие от нем. экспрессионизма, Ф. не имел какой-либо осознанной программы и нравственно-философской окраски, являлся чисто эстетическим протестом против художественной традиции 19 в., утверждением самодовлеющей новизны живописных приёмов. Разных по манере мастеров на короткий срок (1905-1907 г.г.) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, интенсивным контрастам колорита, острым композиционным ритмам, декоративно-лаконичной манере письма, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Слайд 33Кубизм (франц. cubisme, от cube - куб) - авангардистское течение
в изобразительном искусстве первой четверти XX в. Развивалось во Франции
(П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис), в других странах. Во многом основываясь на синтетически-целостной живописной системе П. Сезанна и на опыте традиционной африканской скульптуры, представители кубизма обратились к конструированию объёмной формы на плоскости при помощи простых геометрических форм (куб, конус, цилиндр). В ранний период (1907-1909 г.г.) преобладали элементарные пластически-осязаемые мотивы; на «аналитической» стадии (1910-1912 г.г.) изображение предметов дробится мелкими гранями, насыщается особыми утончённо-музыкальными ритмами; «синтетический» кубизм (1912 – 1914 г.г.) тяготеет к гармоничным декоративно-красочным композициям.
Слайд 36Томас Манн (1875 - 1955) как исследователь фаустовской «болезни мира»:
новелла «Смерть в Венеции», романы «Волшебная гора» и «Доктор Фаустус».
Связь «фаустовского духа» с идейно-психологическими основаниями немецкого национал-социализма. Томас Манн как политический писатель.
Слайд 38Герман Гессе (1877 – 1962) в поисках выхода из саморазрушительной
субъектности.
Связь художественных идей с аналитическим психоанализом К.-Г. Юнга и
И.Б.Ланга.
Болезнь собственного духа как объект художественного изображения в романе «Степной волк». Символическая партитура образа «степного волка»: дионисийское восстание против сдерживающих принципов христианской цивилизации. Разрушение традиционной действительности в отсутствии «кодов будущего».
Слайд 39Футуризм (от лат. futurum - будущее) - авангардистское направление в
европейском искусстве 1910 - 1920-х гг., преимущественно в Италии и
России. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т. Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги» отрицание традиционной культуры («наследия прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы характерно переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В.Хлебников, В. В. Маяковский, А.Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»).
Слайд 41Игорь Северянин (1887 – 1941)
Мой мозг прояснили дурманы,
Душа влечется в
Примитив.
Я вижу росные туманы!
Я слышу липовый мотив!
Из
эпилога к «Эгофутуризму»
Слайд 42В.В.Маяковский (1893 – 1930)
Я над всем, что сделано,
Ставлю «nihil»,
Никогда
ничего не
хочу читать.
Из «Облако в штанах»
Слайд 43Алексей Крученых (1886 – 1968)
- «бука русской литературы», «величайший не-поэт
России» и т.п
Опера «Победа над солнцем» (музыка Матюшина, оформление Малевича),
сборники «Помада» (1913), «Заумная гнига» (1915) и др.
Поэзия саморазрушения поэзии – «заумь»:
Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз
(Из сборника «Помада»)
Слайд 44Супрематизм
Супрематизм (от лат. supremus - наивысший) - разновидность абстрактного искусства,
введённая в 1913-1915 г.г. российским живописцем К. С. Малевичем: сочетание
окрашенных в локальные цвета простых геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), затем также наложение на плоскость объёмных форм («архитектоны»).
Слайд 50Конструктивизм - направление в ХХ века, поставившее своей целью художественное
освоение возможностей современного научно-технического прогресса. Сложилось в 1910-е гг., прежде
всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных, хотя и постоянно взаимодействующих, потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х годах в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский», ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане.
Слайд 51Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) - модернистское течение в
искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в
живописи, скульптуре и графике. Это – беспредметное, нефигуративное искусство, форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами.
Слайд 52Василий Кандинский (1866 – 1944)
«Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея
в виду его акварели 1910–1912 и его теоретические работы, которые
объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции.
Слайд 53Москва 1
1916, Третьяковская галерея
Слайд 54Казаки
1917, Третьяковская галерея
Слайд 55Примитивизм - в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства
«примитивов» (первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов).
Интерес к стилизации народного и традиционного искусства возбудило творчество П. Гогена. В XX в., наряду с искренним, непосредственным выражением народных эстетических представлений мастерами из народа (Н. Пиросманашвили в Грузии), распространены романтический культ «наивного», неиспорченного цивилизацией творчества (А. Руссо во Франции, А. М. Мозес в США), принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова).
Слайд 58Дадаизм (франц. dadajsme, от dada - конёк, деревянная лошадка; детский
лепет), авангардистское литературно-художественное течение в 1916-1922 г.г.. Сложился в Швейцарии,
в кругах анархиствующей интеллигенции (А. Бретон, Т. Тцара, Р. Гюльзенбек, М. Янко, М. Дюшан, Ф. Пикабия, М. Эрнст, Ж. Арп). Творческой установкой дадаистов стали провокативность, желание шокировать публику, стремление к разрушению традиционных эстетических норм (подражание «заборным» каракулям, комбинации произвольно выбранных предметов, наклейки на живописный холст и др.). В 20-х гг. дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.
Слайд 63Сюрреализм (фр. Surrealisme – сверхреализм) - направление в литературе и
искусстве 20 века, сложившееся в 1920-х годах. Опираясь на учение
З.Фрейда, сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грезах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях. Общими особенностями искусства сюрреализма являются: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость и изменчивость образов.
Слайд 69Литература экзистенциального опустения
Альбер Камю (1913-1960) как философ-свидетель трагического надлома
времени в ХХ веке. Роман «Посторонний» (вариант перевода названия «Чужой»
(1942) как манифест «последнего отчуждения»: «каждый умрет в одиночку». Роман – история Мерсо – француза в Алжире, убившего араба, но во время суда не раскаявшегося и приговоренного к смерти. Начало романа – «Моя мать умерла сегодня. А может и вчера, не знаю точно.» После убийства Мерсо, будучи допрашиваем следователем, заклинающем его уверовать в Бога, говорит: «Неужели вы хотите, чтобы моя жизнь потеряла смысл?» Кредо Мерсо – «каждый умрет в одиночку.»
Роман «Чума» (1947) и его идея онтологизации бунта в поисках выхода из абсурдности бытия: абсурд как единственная экзистенциальная граница осознанности и ясности понимания бытия. Онтологизация бунта как состояния морального сознания в его сопротивлении против абсурда.
Тайна смерти: неоконченная рукопись «Первый человек» и неиспользованный билет на поезд.
Слайд 72Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) – философ и писатель экзистенциализма.
Роман «Тошнота» (1938) как художественная форма философской теории «проекта»: индивид,
не заданный самому себе, призван создать «проект» себя и «собрать» себя в новом качестве этого «проекта», полностью отвечая за себя и свои поступки. Образ Антуана Рокантена как человека в ситуации свободы, вызывающей тошноту: мир не имеет смысла, «Я» не имеет смысла. В акте «проекта» сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность в тошноте:
«Так вот, что такое Тошнота, значит она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что! Теперь я знаю: я существую , мир существует, и я знаю, что мир существует. Вот и все.» Парадокс в том, что «тошноту вызывает... чувство свободы.» (Джон Рот) По слову Сартра, «человек обречен на свободу.»
Слайд 73Антуан де Сент-Экзюпери – последний сказочник ХХ века. «Маленький принц»
как «Евангелие детства»: мир взрослых как свалка хронотопов безумия.
Ричард
Бах и его притча «Чайка по имени Джонатан»: проблема одинокой чистоты и грязной «стайности».
Слайд 78Роман-притча У. Голдинга «Повелитель мух» (1954).
Тайна «зверя» и хрупкая
педагогика современной цивилизации. Образы-идеи в романе: Ральф – идея «здравого
смысла» демократического социума, Джек Меридью – «ницшеанский» тип «воли к власти», Хрюша – идея доверительной сентиментальности, Саймон – «детский Христос».
Слайд 80Дж. Д. Сэлинджер (1919 – 2008) и его роман «Над
пропастью во ржи»: «Библия юности» для западной культуры. Исповедь героя
(Холден Колфилд) посреди «вакуума человечности» мира взрослых. Метафора «пропасти» в романе. Конфликт «мира детства» и «анти-мира взрослых ценностей». «Стужа» и «вонь» как эмпирические признаки «анти-мира». «Тошнота» как доминантное состояние героя.
Проблема «доверия детству»: мистика инфантилизма в убийстве Джона Леннона (убийца с романом Сэлинджера).
Идейный изоморфизм романа Сэлинджера с романом Гюнтера Грасса «Жестяной барабан» (1959).
Слайд 82Поп-арт (англ. pop art, сокр. от popular art - общедоступное
искусство) - модернистское художественное течение, возникшее во второй половине 1950-х
гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.).
Слайд 83Поп-арт и другие искусства
Поп-арт – одно из немногих направлений современного/постсовременного
искусства, которое вопреки последовательному и чуть ли не системно-тотальному «убийству»
предметности в альтернативных системах модернизма, сохранило предметную оптику, не растворив ее в разгуле различных форм субъективности, как, например, в субъективности восприятия (импрессионизм, супрематизм и т. д.), или в субъективности рациональных операций (кубизм, конструктивно-абстрактная живопись), или в субъективности бессознательного (сюрреализм и т. д.).
Слайд 84Эстетика «стильного совершенства»
Искусство поп-арта – непосредственно-предметно, но изображает свою предметность,
точнее, создает свою предметность с точки зрения потребительского сладострастия, не
скрывая симулятивного характера этой эстетической реальности. Но она обладает собственной магией, собственной эстетикой «стильного совершенства», собственными кумирами и безусловным правом быть исследованной и понятой.
Слайд 93Инсталляция (англ. installation - установка) – прием художественной экспозиции, благодаря
которому произведение или их совокупность активно распространяется в пространстве, уподобляясь
развитой сценической конструкции, занимающей целые залы. Является чисто техническим принципом экспозиции, в отличие от инвайронмента, представляющего собой особый вид искусства.
Инвайронмент (англ. environment - букв. - среда, окружение) - вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Иногда даже могут быть представлены публике в виде особых сценических пространств с фигурами типа манекенов (Э. Кинхольц). Искусство инвайронмента окончательно обособилось в раннем авангарде, получив широкое распространение во второй половине ХХ века.
Слайд 94Перформенс, перфоманс (англ. performance - представление) – вид художественного творчества,
объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Ему предшествовали «живые картины»,
но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие, в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.
Слайд 95Постмодернизм.
«Радикальная множественность» (не синтез).
Деиерархизация культуры, стирание границ между
центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем, утрата
глубинных связей с ментальностью культуры (антисимволы и антизнаки).
Духовная аморфность современного человека, релятивизация истины, равенство факта и фикции, жизни и искусства.
Направления в искусстве: хеппенинг, инсталляция, инвайронмент, перформенс, видео-арт.
Слайд 96Философы постмодернизма: Бодрийяр, Деррида, Делез, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко.
Игра –
одно из ключевых понятий современной культурологи, означающее разновидность физической и
интеллектуальной деятельности, лишенной прямой практической целесообразности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности, в чем проявляются глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. В процессе игры возникают «иные миры», парадоксальным образом сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры с их ироническим, «игровым» переосмыслением. В философии постмодернизма парадигмально значима понятийная структура «игры истины», предложенная М. Фуко и отражающая радикальный пересмотр классических представлений об истине. В постмодернистской трактовке истина выступает как одно из проявлений интерпретационного своеволия субъекта, а не как продукт когнитивного приближения к познаваемому объекту с целью экспликации имманентного смысла постигаемой предметности. Моделируемая постмодернизмом реальность основывается на симуляции, и поэтому, если познание и «выдает себя за познание истины», то лишь потому, что «оно производит истину через игру первоначальной – и постоянно возобновляемой – фальсификации, которая устанавливает различение истинного и ложного» (Фуко).
Слайд 97Три смерти в философии постмодернизма
«Смерть автора» - основополагающая фигура постмодернистской
философии текста, фиксирующая идею самодвижения текста как самодостаточной процедуры смыслопорождения.
Текст рассматривается не как продукт сознательной деятельности субъекта-автора, но как результат имманентной процессуальности языка. Смысл текста трактуется в качестве не привнесенного субъектом, но автохтонного, самопричинного, обусловленного самодвижением языка. По замечанию Р. Барта, в тексте «говорит не автор, а язык как таковой».
Слайд 98«Смерть Бога» - фундаментальная метафора постмодернистской философии, восходящая к постулату
Ницше «Бог умер» и отражающая в своем содержании парадигмальную установку
на отказ от идеи внешней принудительной причинности. Этот отказ констатирует уход из человеческой жизни трансцендентного измерения и приоритет установки на осмысление имманентности.
«Смерть субъекта» - метафорический термин французского философа М. Фуко, фиксирующий отказ постмодернистского мышления от презумпции традиционного понимания субъекта как носителя чистой когнитивной рациональности. Если модернизм, следуя классической философии, провозглашал идею ценности субъекта, то постмодернизм идею его расщепления. Критика концепции «трансцендентального субъекта», бывшего основой классической парадигмы культурно-цивилизационной рациональности, становится фундаментом формулировки основополагающей для философской парадигмы постмодерна программной презумпции «смерти человека».
Слайд 101Роман «Сто лет одиночества» (1967) Г. Г. Маркеса как «краткая
история времени»: притча о человечестве от грехопадения («перволюди» Хосе Аркадио
Буэндиа и Урсула Игуаран) до Апокалипсиса. Макондо как «топос проклятия» и хронотоп одиночества. Неспособность к любви как Рок-проклятие Макондо.
Творчество Маркеса как антиутопия «магического реализма» против великих иллюзий ХХ века.
Слайд 102Современная эпоха как процессуальность «после времени»: культура «постмодерна» и ее
«метафорика руин». Признаки «завершенности» истории в литературе: «смерть автора» (Р.Барт),
нарратив, интертекстуальность, игра, коллаж и др.
Творчество Джона Фаулза (1926 – 2005). Постмодернистская игра в романе «Коллекционер» (1963): мотивы-аллюзии пьесы Шекспира «Буря». Роман «Волхв»: между «игрой в бога» и живой любовью к Алисон.
Слайд 105Проблема будущего. Футурологи. Безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого (неогегельянство, неомарксизм,
неофрейдизм, неопозитивизм, неокантианство и т.д.). Тупик мировоззрения человечества конца ХХ
– начала XXI столетия. Перспективы.