Слайд 2 Культура – процесс активной творческой
деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Что
такое культура?
Слайд 3 Культура – это сущностная характеристика человека, то,
что отличает его от животных, приспосабливающихся к окружающей среде, а
не целенаправленно меняющих ее, как человек. В результате этого преобразования образуется искусственный мир артефактов, существенной частью которого помимо материальных предметов являются идеи, ценности и символы.
Что такое культура?
Слайд 5Базисные элементы культуры
Культура народа
обычаи, традиции
менталитет
манеры,
стиль, мода
язык
ценности
нравы, законы
Слайд 6Функции культуры
Воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека
личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.
е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества.
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек.
Слайд 7Функции культуры
Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана функцией передачи социального опыта
и в известном смысле вытекает из нее. Культуpa, концентрируя лучший
социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
Слайд 8Функции культуры
Регулирующая функция культуры. Как уже отмечалось ранее, в ходе
социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания
личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены обществом и поддерживаются силой общественного мнения.
Слайд 11Массовая
Народная
Массовая
Массовая
Элитарная
Народная
Формы культуры
Слайд 12Разновидности культуры
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих
определенной группе (половозрастные: женская, детская и др.; профессиональные: научное сообщество,
бизнес и др.; религиозные и др.).
Контркультура – оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.
Слайд 13Разновидности культуры
Субкультура – понятие, обозначающее часть культуры общества, отличающейся своим
поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой
культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами.
Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.
Слайд 14Разновидности культуры
Контркультура – социокультурные установки, противостоящие фундаментальным принципам, лежащим в
основе той или иной культуры, характеризующиеся отказом от сложившихся социальных
ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры.
В СССР примером контркультуры являлась андеграундная рок-культура.
Примеры:
Рокеры
Движение панков
Скинхеды
Слайд 153.
Субкультура
Пожилых людей.
Национальных
меньшинств.
Профессиональная .
молодежная.
Слайд 17Задание
Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в
историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду –
для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
Слайд 18ОТВЕТ
В правильном ответе должны быть указаны:
- это народная форма культуры
Доказательство:
«изготовленные крестьянами....., в домашних условиях».
Могут быть приведены следующие признаки:
- Создана
анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
- Может быть индивидуальной, групповой, массовой.
- Связана с религиозной субкультурой.
- Является частью мировой культуры.
- Примером народной культуры является фольклор.