Слайд 2Культура эллинизма
Александр Македонский – основатель огромной империи.
Исторический поворот античного общества
к рабовладельческой монархии.
Распространение греческой культуры на территории огромной державы –
от Дуная до Истра, от Египта до современной Средней Азии
Слайд 3Развитие мореплавания, возникновение новых городов приводит к возрастанию роли науки
в обществе.
Астрономия, география, математика, механика, элементарная геометрия (Эвклид).
Естественные науки и
медицина
Филолология
Философия изменяет характер (сочетает эпикурейство, стоизм, скептицизм - эклектична)
Слайд 4Возникновение новых религиозных тенденций
Смешение элементов греческих и восточных религиозных представлений
Утверждается культ монарха
Слайд 5Строительство новых и перепланировка старых городов
Появление новых общественных сооружений –
палестры, гимнасии
Создание гигантских инженерных сооружений – Фаросский маяк, Колосс Родосский
Слайд 6Новые жанры в живописи и скульптуре
Развитие жанра «Портрет»
Интерес к человеческой
личности, интеллекту. характеру
Портреты Платона, Аристотеля
Слайд 8Алтарь Зевса в Пергаме
Продолжение античных традиций
Слайд 13Лаокоон с сыновьями
Мифологический сюжет
Дробность скульптурной группы
Театральность
Слайд 14Создаются новые тенденции пластического мышления
Формы выражения этого мышления многогранны
Развиваются новые
жанры
Особый подъем декоративно-прикладного искусства
Развивается декоративная скульптура
Сюжеты декоративной живописи разнообразны и
связаны с с окружающим миром и его красотой
Слайд 15Эллинистические традиции, основанные на духовной силе и культурном превосходстве греков
перейдут в следующую эпоху
Слайд 16Культура Древнего Рима
Традиции и своеобразие
Капитолийская волчица.
Слайд 17Культура этрусков
VIII - IVвв. до н.э.
Языческая культура (Юпитер, Юнона, Минерва)
Архитектура
близка к греческой
Использовали расцвеченные рельефы, статуи из терракоты (условнее, орнаментальнее,
динамичнее)
Здания с купольными сводами
Слайд 18 Храм в Агригенте (храм Юноны Лацинии)
Слайд 19 Этрусский мастер. Два танцора. Деталь 480 г.
Слайд 20Культура Римской республики
IV в.– II вв. до н.э. завоевание новых
территорий
Религия языческая
Утилитарность мышления
Развитие искусств (театр, комедия, мемуарная литература, исторические сочинения,
кодекс законов)
Слайд 21Градостроение
Строгая планировка
Общественное место нового типа – форум
Сводчатые и арочные конструкции
Новый
материал – бетон
Триумфальная арка
Слайд 24Архитектурные ордеры
римско-дорический,
римско-ионический
римско-коринфский,
композитный,
тосканский.
Слайд 26Этапы развития римской архитектуры
Первый период - от основания Рима
до середины II в. до н. э.
Второй период -
с середины II в. до падения республиканского правления (то есть до 31 г. до н. э.)
Третий период - со времени захвата Августом полновластия над республикой - до смерти императора Адриана, то есть до 138 года нашей эры.
Четвёртый период – 138 г. н.э. - до окончательной победы христианства над язычеством (с 138 по 300 гг.).
Слайд 28Строения на форуме
Храмы
Панорама римского форума, 2009
Храм Сатурна — один из
древнейших храмов Рима.
Храм диоскуров
Храм Весты
Храм Венеры и Ромы
Храм Антонина и
Фаустины
Храм Цезаря
Храм Веспасиана
Храм Конкордии
Святилище Венеры-Клоакины
Арки
Арка Тита находится в восточной части Форума к югу от Храма Венеры и Ромы.
арка Септимия Севера
арка Тиберия
Слайд 29Базилики
Базилика Максенция и Константина — самое большое здание Римского форума
Базилика
Юлия
базилика Эмилия
Другие сооружения
Umbilicus urbis — «пуп города»
Регия
Ростра
Курия Юлия
Табуларий
Milliarium Aureum —
«золотой мильный камень»
Ляпис нигер
Дом весталок
Via Sacra — главная дорога римского форума.
Колонна Фоки — колонна коринфской капители, посвящённая византийскому императору Фоке.
Мамертинская тюрьма
Вулканал — алтарь Вулкана, одно из старейших святилищ Рима.
Озеро Курция — легендарное место на форуме.
Источник Ютурны — некогда источник и алтарь нимфы Ютурны.
Склады Агриппы — здание продовольственных складов
Слайд 30Несохранившиеся постройки
храм Януса — храм, двери которого закрывались во время
мира и оставались открытыми во время войны.
Храм Юпитера Статора —
храм, построенный Ромулом.
Комиций — в республиканский период — место для народных собраний.
арка Августа
Базилика Порция — перввая базилика в Риме.
Базилика Семпрония — республиканская базилика — предшественница базилики Юлия.
Конная статуя Домициана — монументальная бронзовая статуя императора в центре форума.
Склады специй — склады для специй, на месте которых позднее была построена базилика Максенция.
Слайд 33Храм Весты
(лат. Aedes Vestae) — развалины античного храма, посвящённого Весте,
римской богине домашнего очага. Располагается в Риме неподалёку от храма
Цезаря на римском форуме, в южной части Священной дороги.
Храм вместе с Домом весталок составлял единый комплекс (лат. Atrium Vestae), функционально соединенный с Регией, резиденцией Великого понтифика.
В храме постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки. Вшестером они обязаны были постоянно поддерживать огонь и проводить ритуалы, посвященные Весте.
Храм представлял собой круглое строение в форме толоса [1], окружённое двадцатью коринфскими колоннами . Внутри святилища всегда горел огонь, дым от которого выходил через специальное отверстие в крыше.
Внутри храма находился тайник (penus Vestae), где хранились символы империи, которые, по легенде, Эней привез с собой из Трои, в том числе Палладиум, античное изображение Минервы. Существует мнение [2], что penus Vestae находился в углублении 2,40 х 2,40 м в подиуме, попасть в который можно было только из святилища.
В храме часто возникали пожары. После пожара 191 г. н. э. потребовалась реконструкция, проведенная под руководством жены Септимия Севера Юлии Домны.
В 394 году по приказу императора Феодосия храм был закрыт и пришёл в упадок.
Храм Весты, находящийся рядом с Регией, символизировал собой главный домашний очаг — очаг в доме царя, «очаг государства».
Слайд 37Пантео́н
(др.-греч. πάνθειον — храм или место, посвящённое всем Богам, от
др.-греч. πάντεζ — все и θεόζ — бог) — «храм
всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный во II веке н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT», что в переводе звучит как: «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это».
Кирпично-бетонная ротонда Пантеона, перекрытая полусферическим куполом (диаметр свыше 43 м), который представляет собой вес, направленный вертикально вниз и боковой распор (купол состоит из окружностей, которые легко прочитываются благодаря декору: на бетонированный потолок нанесена сетка, напоминающая глобус). Картина небесной сферы, которая покоится на твёрдом основании стен. Купол со стенами образует единую оболочку, содержащую внутри всё пространство, соответствующее внутреннему объёму цилиндра и половине сферы. Представляет большое инженерное достижение античности.
Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.
1 ноября 609 года языческий храм был переосвящён как церковь всех мучеников. С того времени дата 1 ноября у католиков и протестантов празднуется как День всех святых.
Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В период полдня проникает наиболее сильный световой столб (ориентация на юг). Свет очень ощутим, он «не растекается», а остаётся в форме гигантского светового луча и становится почти осязаемым.
Слайд 40Термы Каракаллы (лат. Thermae Antoninianae) — термы императора Каракаллы в
Риме, официально именуемые Антониновыми. Они находились у Аппиевой дороги, за
Капенскими воротами, между Авентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом. Стены из полированного мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня и бетона — смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как 6ы скорлупу здания. В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился крепче камня. Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска». Справа и слева от главного входа устроены две больших экседры; перед каждой из них палестра. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторных залы; судя по их внутреннему оборудованию, их следует считать библиотеками; с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки. В центре между этими залами расположены амфитеатром ряды сидений; ряды эти несколько закругляются к обоим концам. Перед ними — стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат), и с этого амфитеатра. Над ним повыше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.
Слайд 42Мозаика терм Каракаллы
В «банный корпус» вело четыре входа; через два
центральных входили в крытые залы, находившиеся по обе стороны фригидария.
Над фригидарием крыши не было; за ним на одной оси лежала большая зала, которую долгое время ошибочно принимали за тепидарий, хотя в ней нет никаких приспособлений для топки, тепидарий и за ним круглый кальдарий, купол которого (35 м в диаметре) поддерживало восемь мощных пилястров; два из них и посейчас стоят на месте. Кальдарий окружали маленькие отделения, где можно было мыться поодиночке. По обе стороны от кальдария были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т. п.
Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева от этих предназначенных для мытья комнат, следует отметить две палестры, два больших открытых двора, окруженных с трех сторон колоннадой. Палестры эти расположены совершенно симметрично: одна — на северо-восточной, а другая — на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида. В полу этих абсид находилась знаменитая мозаика с фигурами атлетов, относившаяся, вероятно, к IV в. н. э. (найдена в 1824 г., хранится в Латеранском музее). Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй). Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.
Слайд 44Триумфальная арка Константина
Трёхпролётная арка, расположенная в Риме между Колизеем и
Палатином на древней Via Triumphalis. Построена в 315 году и
посвящена победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года.
Является позднейшей из сохранившихся римских триумфальных арок, использует элементы декора, снятые с более древних монументов (сполии).
Единственная в Риме арка, построенная в честь победы не над внешним врагом, а в гражданской войне.
Слайд 46Декор
Предложено три объяснения, почему для декорирования арки использовались снятые с
других сооружений элементы:
Искусство Римской империи IV века н. э. находилось
в состоянии упадка, навыки, необходимые для создания триумфальной арки, достойно смотревшейся бы в одном ряду со старыми, были утрачены. Эта версия была наиболее популярной некоторое время назад, однако сейчас происходит признание своеобразия искусства поздней Античности и его высокой ценности, в связи с чем данная точка зрения теряет позиции.
Создатели монумента были поставлены в узкие временные рамки: начало работ относится не ранее чем к концу 312 года, а завершение — к лету 315.
Использование элементов декора времён Траяна, Адриана и Марка Аврелия имело символическое значение: таким образом Константин вводился в круг «хороших императоров».
Слайд 47Аттик
На аттике попарно расположены 8 барельефов, снятые с неизвестного памятника
эпохи Марка Аврелия (161—180), вероятно триумфального монумента в честь войны
с сарматами (169—175). По северной стороне слева направо изображаются: возвращение императора в Рим из военного похода, император покидает город и приветствуется персонифицированной Via Flaminia, император раздаёт деньги народу, император допрашивает пленного германца. По южной стороне (также слева направо): перед императором предстаёт германский вождь, другие пленники, император обращается к войскам, император приносит в жертву богам свинью, овцу и быка. На барельефе с раздачей денег народу остались следы удалённой фигуры сына Марка Аврелия Коммода.
На вершине каждой колонны находятся фигуры даков, взятые, вероятно с форума Траяна. Оттуда же, либо из казарм императорской конной гвардии, происходят барельефы с боковых стен аттика арки и из центрального пролёта, изображающие празднование победы над даками.
Слайд 49Основная часть
8 коринфских колонн (по 4 с каждой стороны) выполнены
из нумидийского жёлтого мрамора. Основания колонн украшают рельефы с изображением
Виктории (лицевая сторона), римских солдат и пленных варваров (боковые стороны), Виктория изображена также в пазухах свода главного пролёта. Все эти рельефы относятся ко времени Константина.
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
При Константине также был создан рельефный фриз, иллюстрирующий поход Константина против Максенция. Повествование начинается с восточной стороны отбытием из Милана, продолжается на южной сценами из военной кампании. На западной стороне помещён въезд Константина в Рим, на северной — выступления перед народом и раздачи денег.
Слайд 51 статуя Марса Тоди 4 век до н.э..
Слайд 53 Преторианцы. Мраморный рельеф 1 в. до н.э
Слайд 54Статуя Авла Метелла. Начало 1 в. до н.э.l
Слайд 55Римская империя
Конец I века до н.э.
Камея Августа
Слайд 56Рельефы с алтаря Мира на Марсовом поле
Слайд 58Ппортрет императора Нерона. середина 1 в. н.э
Слайд 60 Стилизованные растительные мотивы
Слайд 61Чтение ритуала брачных таинств (фрагмент). Около 60 год
Слайд 62 Пейзаж со священным деревом. До 20 года н.э
Слайд 63 Альдобрандинская свадьба (фрагмент). Афродита, невеста
Слайд 64 Деталь росписи виллы Мистерий в Помпеях. 80 г.
до н.э
Слайд 65 Персей и Андромеда. Фреска из Помпей
Слайд 70 Мужской портрет из Фаюма. 1 в. н.э
Слайд 72Расцвет Римской империи
II век н.э.
Пантеон
Термы
Конец III века –
возникновение христианства
Слайд 73 Апполодор Дамасский. Форум Траяна 2 в.н.э.
Слайд 78 Бронзовая статуя Марка Аврелия 2 пол. 2 в.н.э.
Слайд 80Римская культура, дополнив греческую, стала бесценным синтезом, который вошел в
историю мировой художественной культуры, как основа европейской культуры
Слайд 81Литература
Алпатов М.В. Всеобщая история искусств Т.1-3.
Античная скульптура из собрания ГМИИ
им. А.С.Пушкина. Альбом – М.,1987
Бонар А. Греческая цивилизация От Антигоны
до Сократа. М.,1992
Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции - М., 1972
Власов В.Г. Стили в искусстве Т.1-3 – СПб., 1995-97
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.1 От древнейших времен до XVI века - М., 1969
Древние цивилизации/ Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина.- М., 1989.
Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа – Л.. 1975
Культура Древнего Рима / Отв. Ред. Е.С.Голубцов В 2 томах. – М., 1985
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М. 1990
Лосев А.Ф. Истоки античной эстетики. М., 1963-88
Словарь античности – М., 1989.
Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство. – М., 1996