Слайд 1Культура домонгольской Руси (X-начало XIII в.)
Слайд 2Особенности культуры Древней Руси
Формирование древнерусской культуры на основе наследия восточных
славян
Языческие традиции, древние мифы и сказания
Влияние византийских культурных традиций
и других неславянских народов
Византия познакомила Русь с христианской культурой
Слайд 3Устное народное творчество
На Руси развивалось устное народное творчество.
Былины -
песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси
IX—XIII веков.
Главные герои былин
Илья Муромец
Добрыня Никитич
Алёша Попович
Слайд 4Письменность и просвещение
Славянская письменность известна на Руси до принятия христианства.
Ее создатели – Кирилл и Мефодий.
Византийские проповедники христианства Кирилл и
Мефодий
Слайд 5Письменность и просвещение
Дало толчок развитию письменности и грамотности
Открыты церковные
школы
Переводчики из Византии и Болгарии
Книжное дело: переводы греческих
и болгарских книг
Слайд 6Литературные жанры
Летопись
Житие
Слово (поучение)
Хождения
Исторические повести
Единство Руси
Смысл жизни,
гармоничность человека, идеальный правитель
Высоконравственный человек
Связь души и тела
Взаимоотношения духовной и
светской власти
Место Руси в мировой истории, связи с окружающими народами
Основные идеи:
Слайд 7Литература домонгольской Руси
(X-начало XIII в.)
Житие Бориса и Глеба
Житие
Феодосия Печерского
«Слово о Законе и Благодати»
«Повесть временных лет»
«Поучение
Владимира Мономаха»
«Хождение игумена Даниила в Палестину»
«Слово о полку Игореве
Слайд 8Летописание
Была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
Древнейшая русская
летопись – «Повесть временных лет»
Летопись
вобрала в себя материалы сказаний,
повестей,
легенд, устные
поэтические предания о различных
исторических лицах и событиях.
«Повесть временных лет» рассказывает о
Становлении Древнерусского государства
Деятельности первых его князей
Отношениях с другими народами
Слайд 9Житие - литературные описания людей, причисленных к лику святых.
Житие Феодосия
Печерского
Слайд 10Слово - торжественное и поучающее обращение
Иларион – первый киевский митрополит,
автор слова «О законе и благодати»
«Слово о Законе и Благодати»:
Идея величия Руси
Особая роль Руси в христианском мире
Слайд 11Поучение – жанр литературы, в котором главное - моральные наставления
и правильные мысли о жизни
«Поучение Владимира Мономаха»:
Осуждал усобицы
Призывал к единству
Руси
Соблюдение законности и традиций
Проявление уважения к старшим
Помощь нуждающимся
Слайд 12Че́тьи-Мине́и, или Мине́и-Че́тьи (от слав. «читать» и церк.-слав. минíа; греч.
μηναῖα — мн. ч. от μηναῖος — месячный) — в
православии че́тьи (предназначенных для домашнего или келейного чтения) сборники, содержащие тексты житийного и поучительного характера[1]. Эти повествования излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда их название минеи.
Великие Четьи-Минеи составлены в 1530—1541 годах архиепископом Новгородским Макарием, впоследствии митрополитом Московский и всея Руси, и включающее краткие и пространные жития, патерики, книги Священного Писания с толкованием, творения отцов Церкви и другие памятники церковно-учительной литературы.
Патерик – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них (в славянской письменности развивается с XI века)
Слайд 13Историческая повесть – «Слово о полку Игореве»
Памятник литературы Древней
Руси о неудачном походе русских князей на половцев, организованный новгород-северским
князем Игорем Святославовичем в 1185 году.
Призыв к единству Руси
Против усобиц
Слайд 14Русское деревянное зодчество
Характерные черты :
Многоярусность строений.
Наличие разнообразных пристроек.
Увенчание построек теремами
и башенками.
Художественная резьба по дереву
Слайд 16Развитие ремесел
VIII в. – отделение ремесла от сельского хозяйства
Высоким уровнем
отличалось искусство русских ювелиров.
Они делали дорогие украшения, золотую и
серебряную посуду.
Русь славилась своими оружейниками.
Слайд 17Развлечения
Простые люди
Знать
Игрища
Турниры
Охота
Пиры
Танец славян. Радзивиловская летопись XV
в.
Слайд 18Что это вообще такое?
ПОКРОВ
Согласно житию Андрея Юродивого, Богородица «высоко», то
есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи
и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми.
УСПЕНИЕ = кончина
Божьей Матери
Слайд 19Каменное строительство. Архитектура VI-XI вв.
крестово-купольный тип храма
Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы), 996-1928 г.
Софийский
собор в Киеве, 1037 г.
Золотые ворота в Киеве
1026 г.
Слайд 20Каменное строительство. Архитектура XII- первой половины XIII вв.
В период
политической раздробленности – появление в феодальных центрах своих архитектурных школ.
Георгиевский
собор Юрьева монастыря
(1030, 1119)
Золотые ворота во Владимире
1164 г.
Слайд 21Юрьев монастырь.
ЧГК-вопрос: почему ЮРЬЕВ?
Слайд 22Покров на Нерли… Что за Нерли?
Нерль — река в Ярославской,
Ивановской и Владимирской областях России, левый приток реки Клязьмы (бассейна
Волги).
Слайд 24Иконопись XII – начала XII в.
«Спас нерукотворный», XII век (Новгородская
школа)
«Ангел Златые власы» (Архангел Гавриил)», XII век (Новгородская школа)
Богоматерь Владимирская,
помещена в Успенский собор во Владимире
Слайд 25Владимирская икона Божией Матери
Первая треть XII века
Слайд 26Икона «Спас Нерукотворный»
Новгород, XII век
Название «Нерукотворный Спас» связано с преданием
о первой иконе Христа, созданной нерукотворно, то есть не рукой
художника. Предание это гласит: в городе Эдессе жил царь Авгарь, он был болен проказой. Прослышав об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых, он послал за ним слугу. Не имея возможности оставить свою миссию, Христос тем не менее решил помочь Авгарю: Он умыл лицо, вытер его полотенцем, и тотчас на ткани чудесным образом отпечатался лик Спасителя. Это полотенце (убрус) слуга отнес Авгарю, и царь был исцелен.