Слайд 2Определение культуры
Культура
Культура — понятие, имеющее множество значений в различных областях.
В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с
самовыражением человека.
Слайд 3План урока
1.Особенности культуры Древней Руси.
2. Устное народное творчество.
3. Письменность и
грамотность.
4. Литература.
5. Зодчество и живопись.
6. Художественное ремесло.
Слайд 4Особенности культуры Древней Руси
Основу древнерусской культуры составляло наследие восточных славян.
Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе
Руси и окружающих ее народов.
Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.
Слайд 5Устное народное творчество
Песни
Былины – это поэтические сказания о прошлом, в
котором прославлялись подвиги русских богатырей
Сказания
А. Васнецов. Богатыри.
Что мы подразумеваем под
термином УНТ?
Слайд 6Летописание
Каждый крупный город вел свою летопись.
Вражда между князьями приводила к
тому, что в летописях искажались отдельные события. Огромную роль для
нашей истории сыграл, написанный в н.12 в. монахом Нестором, труд «Повесть Временных лет».
Страница из
летописи
Нестор
Летопись – погодная запись событий
Слайд 7
Письменность и грамотность
Письменность у восточных славян зародилась до принятия христианства.
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. При церквях
и монастырях были открыты школы. Появляются первые рукописные книги.
Алфавиты кириллица и глаголица
Миниатюра
из рукописной книги.
Слайд 8
Письменность и грамотность
Грамотность была распространена не только среди феодалов, но
и среди горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, а
также надписи-граффити на стенах.
Граффити
Граффити – древние надписи бытового характера, рисунки, нацарапанные на стенах зданий и пр.
Слайд 9Берестяные грамоты
От Гостяты к Василю.
«Что мне дал отец и
родичи дали впридачу, то за ним.
А теперь, женясь на
новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость»
Слайд 11Зодчество
Золотые ворота в Киеве
Софийский собор в Киеве XI веке
Софийский собор
в Новгороде
Десятинная церковь в Киеве
деревянное
каменное
Слайд 12Золотые ворота
в Киеве
Золотые ворота были главным въездом в
Киев. Это— мощная боевая башня с возвышавшейся над нею церковью
Благовещения — вызывала восторг современников и навевала ужас на врагов своей неприступностью
Здесь находился парадный въезд "в город Ярослава".
Слайд 13Софийский собор в Киеве. XI век.
Софийский
собор был построен по образцу византийского.
В плане храма основу
составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.
Реконструкция.
Слайд 14Софийский собор в Киеве. 1017—1037. Общий вид
Слайд 15Софийский собор в Новгороде
В Новгороде, расположенном на севере
страны, втором по значению и величине городе Киевского государства, в
1052 построен собор Св.Софии.
Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича.
Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах.
Слайд 16Зодчество и живопись
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку
стекловидных камешков (смальты)
Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой
штукатурке
Мозаики Софийского собора в Киеве
Слайд 17Иконы, как правило писались на липовой доске
Специфика иконописного письма:
Фигуры изображались
плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства
(обратная перспектива),
вневременное изображение,
фигуры не отбрасывают теней,
свечение вокруг головы в виде круга (нимб).
Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
Иконопись
Слайд 18
Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо
древними иконами, либо иконописными подлинниками.
Канон – свод положений, норм, правил.
Иоанн
Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве .
Иконопись
Слайд 19Художественное ремесло
Кольчуга - оборонительный доспех из продетых друг в друга
железных колец.
Воин в доспехах
Сережка-подвеска
ХІ-ХІІІ ст.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Слайд 20Художественное ремесло
Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых
видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром
которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, для которых применяли восковую модель или каменные формочки.
Гривна Владимира Мономаха
Слайд 21Зернь
Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент. Зернь создаёт эффектную фактуру,
игру свето-тени.
Сережка-подвеска
Бусина, украшенная зернью
Слайд 22Скань
Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный
или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной
или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 23Перегородчатая эмаль
Колты с изображениями птиц по сторонам «древа жизни» и
цепь-рясна из бляшек для крепления колтов. Золото. Перегородчатая эмаль. XII
в.
Слайд 25«Домашний быт человека есть среда, в которой лежат зародыши и
зачатки всех, так называемых, великих событий истории», - писал знаменитый
русский историк XIX в. И.Е. Забелин.
Слайд 26Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Они
распахивали новые земли, охотились, оборонялись от «лихих людей».
Повседневная жизнь
земледельцев и горожан
Слайд 28По большим и малым городам Руси шумели торги. Продавались черпаки,
чаши; купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха.
Слайд 29Забавы и развлечения в древней Руси.
Развлечением знати были охота и
богатые дружинные пиры.
Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная
и псовая охота.
Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища.
Слайд 30Жилище.
Хоромы
Срубы
Полуземлянки
У князей и бояр
У горожан
У крестьян
Княжеские хоромы.
Слайд 31Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Первый этаж был
хозяйственным, верхний – жилым. Здания состояли из нескольких комнат, в
них были деревянные кровати, скамьи, столы, лари для одежды.
Ремесленный люд обитал на городских окраинах в слободах, состоящих из рубленных деревянных изб или глинобитных домиков.
Слайд 32Крестьяне жили в небольших домах - полуземлянках. Окна, прорубленные в
стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой.
В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной
дым выходил через дверь или отверстие в потолке.
Слайд 33В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки.
В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами -
это постели. Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Предметы интерьера жилого помещения, мебель.
Слайд 34Военное дело
Большое место в жизни людей занимали различные военные дела.
Профессиональными воинами были княжеские дружинники. Вооружены они были: копьями,
мечами, саблями. Головы воинов защищали шишаки – остроконечные шлемы.
Защитными средствами так же: щит, броня или кольчуга. Во время больших военных походов собиралось народное ополчение.
Слайд 35Ноги оборачивали узкими и длинными кусками ткани – онучами, на
которые надевали лапти из коры липы.
Мужской костюм простолюдина
Летом: рубаха и
порты – неширокие
сужающиеся вниз штаны, доходящие
до щиколотки.
Зимой: кожухи – простые шубы, с
длинными узкими рукавами
Слайд 36У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщевая
рубаха.
Поверх неё надевалась понёва – домотканая шерстяная юбка.
Голову замужней женщины
украшал плотно прилегающий чепец.