Слайд 1Культура и религия Месопотамии
К занятию № 13.,
часть 2,
группа
1 АБ
Слайд 2Религия и мифология
Верования шумеров
Шумеры были убеждены в том, что они созданы
богами только для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Боги заранее определяли судьбу каждого человека, которому оставалось только слепо подчиняться року, безропотно принимая все, что уготовано ему судьбой.
Слайд 3Участие о6ычных жителей города в религиозной жизни сводилось к наблюдению
за различными праздничными и траурными церемониями. Смерть воспринималась как нечто
обычное и естественное. После смерти человек попадал в мрачное подземное царство, где более или менее сносное существование обеспечивалось исполнением погребальных обрядов и жертвоприношений. Остальные влачили жалкое существование среди облаков пыли в кромешной темноте, питаясь отбросами и утоляя жажду соленой водой.
Фантастический зверь. Фрагмент изразцового украшения ворот богини Иштар. Вавилон.
Слайд 4Культовые центры шумеров
Уже в конце 1V тысячелетия до н. э.
у каждой крупной городской общины шумеров существовали антропоморфные божества плодородия,
о чем свидетельствуют находки в раскопанных храмах. Шумеры считали своей прародиной страну Тельмун (современный Бахрейн), а древнейшим городом — Эреду («Добрый город», современный Абу-шахрайн), культовый центр бога Энки, господина мирового океана, владыки высшей мудрости, бога-творца. Энки создал Эреду и поднял его со дна подземного океана на поверхность. Продвигаясь к верховьям Тигра и Евфрата, бог Энки создает плуг, мотыry, обучает изготовлению кирпичей, определяет судьбу городам и странам, назначая им богов-покровителей. Этот бог является устроителем порядка на земле.
Вторым по святости для шумеров был город Ниппур — культовый центр бога плодородия и жизненных сил Энлиля. Энлиль — умирающий и воскресающий бог, представления о котором связаны со сменами времен года и циклами жизни природы.
Завершал триаду самых моryщественных шумерских богов Ану — бог неба, символ высшей власти. Хотя по некоторым версиям Ану являлся создателем мира и всех богов, в том числе и Эллиля, он никогда не являлся главным действующим лицом в мифах, всегда играя пассивную роль. Считается, что первоначально Ану почитался как верховное божество шумеров, но затем был вытеснен Энлилем.
Главной богиней шумерского пантеона была Иннана — «звезда утреннего восхода», культовый центр которой находился в Уруке. шумеры считали ее богиней любви, плодородия и войны.
Слайд 5Оттиск цилиндрической печати с изображением поклонения богине Иштар
Слайд 6Верования вавилонян
По сравнению с шумерским пантеон древних вавилонян был значительно
расширен и усложнен. Он пополнялся личными покровителями царей и их
приближенных. Это было вызвано усилением царской власти и ослаблением влияния общин.
Во главе вавилонского пантеона находился бог Эллиль либо Мардук (иногда они сливались в образ «Владыки» - Бела). Однако верховный бог являлся избранным царем, стоявшим во главе совета богов. Миром правили традиционные боги шумеров - Ану, Эллиль и Энлиль. Ану правил на небе, в мировом океане - Энлиль, а вот для людей самым значимым был Эллиль, которому было подвластно все между небом и омывающим землю океаном.
Вавилонская богиня Нингаль из Ура.
Слайд 7Таммуз
Символом умирающей и оживающей природы являлся 6ог Таммуз - возлюбленный
богини Итар (шумерская Инанна). Таммуз не занимал главенствующего места среди
божеств, которым поклонялись вавилоняне. Он был богом земледелия и духом растительности. Согласно одному из мифов, бог-пастух, возлюбленный и супруг богини Иштар, был отдан ею в жертву в подземное царство.Умирающий и воскресающий 6ог Думузи (шумерское имя Таммуза) проводит под землей каждые полгода. Культ Думузи-Таммуза получил распространение и в сиро-палестинском регионе.
Согласно Библии, у северных ворот иерусалимского храма Яхве женщины оплакивали Таммуза. По-видимому, этот культ отправляло население Сирии и Месопотамии еще в 1 тысячелетии до н. э. По свидетельству арабского автора Х века н. э. ан-Надима, аналогичный обряд существовал у са6иев в Харране (Северная Месопотамия). Женщины оплакивали Таммуза, которого его владыка убил, а затем, размолов его кости, пустил их по ветру. Во время церемонии вкушали сырое зерно, фрукты и овощи.
Рельеф из тронного зала Северо-Западного дворца.Нимруд.
Слайд 8Иштар
С 11 тысячелетия до н. э. у хурритов, хеттов и
других народов широко распростраяется культ Иштар. Наиболее распространенные эпитеты богини
Иштар - «владычица богов», «царица царей», «яростная львица», «Иштар-воительница». В иконографии Итар иногда изображается со стрелами за спиной. Сохранились сюжеты нескольких мифов об Иштар. Например, она предлагает свою любовь Гилы вмешу, но он не соглашается, мотивируя свой отказ непостоянством и коварством богини и перечисляя поry6ленных ею возлюбленных. За это Иштар мстит герою, насы лая на Урук небесного быка - чудовище, созданное ее отцом Ану. В другом мифе Иштар нисходит в преисподнюю, в результате чего на земле прекращается жизнь растений и животных.Иштар слетела вниз к вратам смерти. Дом мрака, о6италище бога Иркалла - место, «откуда нет возврата, там нет света, живущие там питаются землей и пребывают в пыли». На запорах ворот дома Иркалла осела пыль, а стражники были покрыты перьями, как птицы. Иштар требует, чтобы ей открыли врата, заявив, что, если они не сделают этого, она сокрушит ограду,
сорвет врата с петель и разбудит мертвых. Стражники просят ее подождать, потому что они должны спросить разрешение у царицы подземного мира.
Иштар должна была пройти через семь врат, которые вели в глубины подземелья. У первых врат с нее снимают корону, у вторых - серьги, у третьих - ожерелье, у четвертых - украшения с груди, у пятых - пояс, у шестых - браслеты с ног и рук, у седьмых - накидку с тела. Это обычная процедура для всех, кто входит в обитель смерти. Разгневанная появлением Иштар, хозяйка Гадеса наслала на нее болезни и заточила в подземелье.
Поскольку Иштар воплощает силы плодоношения, с ее исчезновением прекратилось созревание урожая и рост всего живого на земле. Боги, осознав, что потеря Иштар грозит разрушением всего порядка жизни, посылают своего представителя в подземный мир с требованием освободить ее. Хозяйка Гадеса вынуждена подчиниться, и Иштар окропляется живой водой. Это излечивает Иштар от всех насланных на нее болезней, и она проделывает обратный путь через семь ворот. У каждых ей возвращают ее одеяния.
Слайд 10Адонис
Адонис родился в полночь 24 декабря, а в связи с
его несчастной смертью были установлены мистериальные празднества. В месяц Таммуз
он был убит кабаном, насланным богом Аресом. Церемония оплакивания безвременной смерти убитого бога называется Адониасмос.
По некоторым сведениям, на воротах Иерусалима было изображение дикого кабана в честьАдониса, а риryалы Адониса справлялись в пещерах Вифлеема.Изначально Адонис был божеством, воплощавшим солнечную силу, которая зимой убивалась символизирующим холод кабаном. Спустя три месяца пребывания в могиле на двадцать пятый день марта происходило триумфальное воскрешение Адониса.
Слайд 11Адонис
В мистериях Адониса неофит переживал символическую смерть, «воскрешался» жрецами, входил
в благословенное состояние искупления, становившееся возможным благодаря страданиям Адониса.
Многие полагают,
что Адонис был божеством, от которого прямо зависел рост растений. Это подтверждается существованием культовых «садов Адониса», представлявших собой небольшие корзины с землей, куда высевались и где подкармливались восемь дней семена. Когда семена погибали из-за недостатка питания, это рассматривалось как эмблема убитого Адониса, и корзина пускалась в море.
Бог Бел
Слайд 12Аттис
Во Фригии существовал ритуал, проигрывавший жизнь и смерть другого божества
- Аттиса. Как и Адонис, Аттис рождается в полночь 24
декабря. Существовали две версии его смерти. По одной из них он умирает смертью, подобной смерти Адониса. По другой версии он оскопляет себя под сосной и там же умирает.
Его тело было взято в пещеру великой матери (Ки6елы), где оно целые века сохранялось нетленным. Обряды, посвященные Аттису, породили символ рождественского древа. Аттис передал свое бессмертие дереву, под которым умер, и Кибела, забирая тело, взяла древо с собой.
Слайд 13Главные боги Вавилона
Важнейшими божествами, которые почитались в Вавилонии, были покровители
небесных светил Шамаш и Син. Они воплощали Солнце и Луну.
Кроваво-красный Марс, естественно и традиционно для большинства верований народов Земли, был связан с Нергалом, богом войны, болезней и смерти. Нинурта был богом удачной и победоносной войны и отождествлялся с Сатурном. Бог мудрости, письма
и счета именовался Набу (источники свидетельствуют о происхождении его культа из города Ворсиппы близ Вавилона). С ним связывалась планета Меркурий. С Юпитером, самой большой из планет, отождествлялся Мардук.
Все семь «астрономических» божеств входили в число основных советников при Ану, Энлиле и Эллиле. Именно их усилиями управлялась земля. В честь их богов храмовые комплексы в Вавилонии возводили в три этажа (соответственно небу, земле, океану) или в семь (по числу светил). При этом сакральное значение явственно проявлялось в обозначении и убранстве каждого этажа. В конечном счете все это вылилось в традицию семидневного цикла, в котором каждый день посвящался одному из верховных божеств.
Слайд 14Мардук
В период доминирования Вавилонской державы на первый план выдвигается Мардук,
бог-покровитель Вавилона. Образы Эллиля и Мардука сближаются. Наиболее отчетливо следы
возвышения нового верховного божества запечатлелись в памятниках культовой литературы той поры. Сохранился список обширного (7 таблиц, более тысячи строк) космогонического свода «Энума элиш», призванного возвеличить Мардука. Эта обработка древних мифов выполнена вавилонскими жрецами. Первоначально существовал только хаос, воплощавшийся чудовищем Тиамат. Потом в недрах земли зародились боги, и между ними и Тиамат началась борьба. Боги испугались могущества грозного чудовища и готовы были уступить, но Мардук (в более ранних версиях Эллиль) решился на схватку. Перед боем он добился у богов клятвы верности ему. Его избрали царем. В долгой и упорной борьбе Тиамат была повержена, из ее тела Мардук создал небо и землю. Мардук заселил землю. Человека он вылепил из глины и помазал кровью одного из богов, изменившего ему и хотевшего помочь Тиамат.
Так вавилонские жрецы недвусмысленно намекали на особое значение Вавилона.В образе Мардука стали соединять черты всех великих богов Вавилонии. их объявили проявлениями и воплощениями Мардука. Сложился миф о6 уходе Мардука в загробный мир, наступивших на земле несчастьях и его возвращении.
Слайд 16Письменность, литература и наука
Клинопись
Сама идея зафиксировать и передать мысли
при помощи рисунков и понятных условных значков пришла в голову
людям во многих неолитических племенах. Так появились петроглифы - знаки, передававшие понятия, как правило, сакрального (священного) характера. Однако там, где экономика развивалась достаточно бурно, очень скоро потребовалось вести учет ценностей. У людей возникла потребность в достаточно сложной системе знаков, которые могли передавать человеческую речь и выражать достаточно сложные
понятия.
Цилиндрические печати.
Слайд 17Клинопись
Первые шумерские иероглифы, появившиеся в протописьменный период, были сперва только
своего рода подсказками, неким сигналом, при помощи которого можно было
вспомнить зафиксированное сообщение, чтобы передать какую-либо сложную информацию, древнейшим шумерам приходилось составлять настоящие ребусы. Сперва этого вполне хватало, чтобы записывать простые хозяйственные сведения. Но с развитием шумерского общества, когда понадобилось более или менее точно передать на письме человеческую речь, данная система усложнилась и изменилась самым коренным образом. После 2500 года до н. э. шумерское письмо развилось до такой степени, что стало возможным записывать сложные тексты религиозного характера и даже поэмы.
Цилиндр Кира с рассказом о победе царя над Вавилоном в 539г. до н.э.
Слайд 18Клинопись
Вавилонская клинопись была унаследована от шумеров, и к 11 тысячелетию
до н. э. стала довольно запутанной и своеобразной. Сложности возникли
оттого, что в письменности старались сохранить старые приемы шумерского письма для записей слов на семитском аккадском языке. Несмотря на сложность клинописи, она была в те годы общепризнанным языком дипломатического общения. Сохранилось большое количество документов, религиозных текстов, сообщений, записанных в различных регионах Древнего Востока клинописью на аккадском языке. Вавилонскую клинопись изучали даже в писцовых школах далекого Египта. Нет сомнения, что в этих регионах знали о существовании богатой литературы на аккадском языке, достойной самого пристального изучения.
Кроме глиняных табличек, в Междуречье знали и другие материалы для письма. В XIV веке до н. э. один из жителей Угарита в своем послании просит прислать ему вощеные дощечки. В надписях нововавилонских царей упоминается алебастровая табличка. Слово, которым поначалу называли деревянные дощечки, перенесли и на другие материалы для письма - слоновую кость, металл. Внутренние стены ассирийских дворцов украшали барельефы с надписями, являвшие картины минувшего в строгой последовательности. Их сравнивают с историческими анналами. С кадрами кинохроники можно сравнить рельефы на прекрасной алебастровой вазе.
Слайд 19Клинопись
Хранитель архива глиняных табличек
Глиняная табличка с идеограммами.
Вавилонские клинописные таблички 7
в. до н.э.
Слайд 20Литература
Деление вавилонской литературы на светскую и культовую в немалой степени
искусственно, ибо влияние религиозных воззрений ощутимо сказывается практически в каждом
произведении. Общими чертами литературных памятников Древней Вавилонии следует, помимо этого, признать их обычно небольшой объем (это связано с ограниченностью размера глиняных табличек), преимущественно стихотворную форму и необычайно пристальное внимание к вопросам жизни и смерти.
Своеобразие некоторых произведений бывает трудно объяснить без учета еще одной особенности вавилонской литературы: она создавалась совсем не для «индивидуального пользования». Скорее всего, записанные на табличках тексты не читались «про себя», в одиночестве. Чтение литературы в Древнем Вавилонии походило на некое мистическое действо: декламатор-грамотей ритмично выкрикивал певучие строки кружку собравшихся слушателей, изредка останавливаясь, дабы уловить сложности мест, где нестрогий характер текста требовал импровизации исполнителя, привнесения личностного начала в запечатленную на табличке схему произведения.
Слайд 21Литература
Еще одна неотъемлемая черта литератур Востока - сюжет часто бывает
задан изначально, а основной задачей автора
считается мастерская интерпретация всем знакомой
событийной схемы. К тому же сложность письменности в Древней Вавилонии делала восприятие текстов неподготовленным читателем практически невозможным. Поэтому-то и звучали на площадях городов, в садах богатых вельмож протяжные строки аккадских стихотворных произведений, ритм которых основан на отсчете характерных для северосемитских языков логических ударений.
Изображение битвы бога с чудовищем.
Слайд 22Образование
Шумеры изобрели достаточно гибкую систему школьного образования, которая оказалась необыкновенно
эффективной, что позволило ей на тысячелетия пережить своих создателей. Обучение
было разбито на несколько этапов. Основой традиционной шумерской системы образования являлось обучение в светской школе (эдубе), где готовили писцов и отчасти служителей культа. Существовали школы частные при домах известных наставников, но были и казенные, храмовые школы. В обучение обычно отдавались мальчики, хотя изредка в стены эдубе допускались и девочки. На первых ступенях ученики овладевали основами грамотности и счета, причем существовала специализация подготовки. На этом знакомство с эдубе для многих заканчивалось, что приводило к тому, что писец низшего ранга чаще всего был не в силах одолеть литературный текст. Более того, прошедший подготовку на учетчика писец немногое мог понять в записях, например, служителя культа. И наоборот, молодой жрец редко осмеливался самостоятельно разбираться в таблицах с отчетом об управлении поместьем.
Слайд 23Наука
Необходимость перевода текстов на мертвый шумерский язык, который в Междуречье
был культовым, привела к развитию грамматики. Составляются многочисленные переводные словари
и весьма необычные для того времени пособия по изучению шумерского языка в виде таблиц с примерами словоизменения. До нас дошли учебные тексты о быте эдубе, своеобразные стихотворные сочинения на заданную тему. Некоторые из них, безусловно, написаны одаренными людьми.
К концу 11 тысячелетия до н. э. была создана математика Древней Вавилонии. В основу правил вычислений легла практика крупных сельскохозяйственных поместий. Использовалась позиционная шестидесятеричная система счета. Одна и та же цифра в зависимости от места приобретала различное значение. Это упрощало проведение расчетов и экономило знаковый материал. Шестидесятеричная система вавилонского исчисления предопределила деление часа на 60 минут и 3600 секунд, она отразилась в делении окружности на 360 градусов.
Слайд 24Наука
Ассирийский клинописный календарь.
Ассиро-вавилонская клинопись.
Слайд 25Наука
Математики в Вавилонии умели решать квадратные уравнения, знали «теорему Пифагора»
о свойствах прямоугольных треугольников, могли решать достаточно сложные задачи стереометрии
(например, вычисляли объемы различных тел, в том числе усеченной пирамиды).
Они решали даже уравнения с тремя неизвестными, могли извлекать квадратные и (в некоторых случаях) кубические корни. Число п, отношение длины окружности к ее диаметру, вавилоняне грубо принимали равным трем.
Наряду с математикой в Междуречье появилась и астрономия. Большое внимание к достоверности наблюдений за звездным небом часто объясняется потребностями земледелия, но не только этим. Жителей интересовал астрологический аспект жизни звезд. В Междуречье была в основных чертах составлена картина доступного для изучения невооруженным глазом звездного неба. Это заложило основу астрономических достижений греческой и друих европейских цивилизаций Средиземноморья.
Слайд 26Наука
История в Междуречье трактовалась с точки зрения астрологии. Путем сравнения
карт и исторических хроник изучали влияние расположения светил на события
земной жизни.
Известны записи медицинских и химических рецептов на аккадском языке. Они обязательно сопровождаются описанием колдовских действий, необходимых для получения «правильного» продукта. Были неплохо изучены анатомия животных и особенности их поведения, что объясняется потребностями гаданий и предсказаний.
Географы Вавилонии составили карту мира, где земля изображалась плавающим в океане островом, размером чуть больше Междуречья. Но реальные географические познания семитов были гораздо шире. Купцы знали морской путь в Индию.
Хеттское курсивное письмо на свинцовой полоске из Ашшура.
Слайд 27Архитектура и строительство
Храмовое строительство
Расцвет
храмостроительства приходится еще на протописьменный период, когда древние шумеры начали
сооружать святилища из глинобитного кирпича с деревянными перекрытиями, которые возводились на высоком каменном фундаменте. Как правило, для строительства выбирали возвышенность, куда во время разлива не добиралась вода. Сам храм состоял из трех основных частей: собственно святилища -длинного дворца (целлы), где помещали статую бога, и двух боковых помещений, разделенных на четыре предела.
Месопотамские зиккураты и египетские пирамиды.Слева направо:зиккурат Ану в Эриду,зиккурат Инанны в Уруке,зиккурат Этеменанки в Вавилоне,пирамиды Джосера и Хеопса.
Слайд 28Храмостроительство
В одном конце целлы помещали алтарь, а в другом -
стол для жертвоприношений. Наружная стена храма представляла собой правильное чередование
ниши выступов. первоначально целла была просто открытым внутренним двором, но затем превратилась в закрытое помещение. Обычай строить храмы на возвышенностях и никогда не переносить их на новое место привел к тому, что при перестройках платформа-фундамент все время увеличивалась. В результате возникла совершенно оригинальная форма архитектуры Месопотамии - зиккурат.
До наших дней в наиболее сохранном виде дошел зиккурат царя Ур-Намму в городе Уре. Глинобитные кирпичи рассыпались от времени, и сегодня храм представляет собой огромный холм высотой около 20 м, возвышающийся над окрестностями. Первоначально верхние ярусы зиккурата опирались на громадную усеченную пирамиду. Нижний ярус храма был выкрашен в черный цвет, средний - в красный, а верхний - в белый. Позднее, когда начали строить семиярусные зиккураты, добавились желтый и голубой цвета.
Слайд 30Города шумеров
Шумерские города застраивались стихийно, без какой-либо единой планировки. Между
глухими стенами, окружавшими глинобитные прямоугольные дома без окон, пролегали кривые
и узкие немощеные улицы. В каждом шумерском доме обязательно был внутренний дворик, многие имели канализацию. Сами города обносились высокими толстыми стенами.
Город Дур-Шаррукин.
Слайд 31Шумерская скульптура
В Шумере существовала высокоразвитая пластика. Скульптуры изготавливали из алебастра
или мягкого камня - песчаника или известняка. Это искусство было
весьма далеко от реалистичного. Мастера не ставили перед собой задачу правильно передать пропорции тела человека или черты лица. Шумерские скульптуры угловаты, приплюснуты, они кажутся слишком массивными и тяжелыми. Вместо лиц - застывшие маски с птичьими чертами и непропорционально огромными, широко раскрытыми глазами. часто вместо глаз и бровей вставлялись драгоценные камни, скульптуры украшались ожерельями, кольцами и браслетами, в которых ювелиры чередовали три основных цвета: синий (лазурит), красный (сердолик) и желтый (золото).
Широко распространенные рельефы изображали сцены охоты или мифологические сюжеты. Изображение было поделено на несколько параллельных друг другу частей, которые следовало «читать» снизу вверх. Особенно искусно были выполнены многочисленные цилиндрические печати.
Слайд 32Аккадская скульптура
Искусство аккадцев отличалось гораздо большим реализмом. Впервые скульпторы стали
правильно передавать пропорции человеческого тела, они пытались если не добиться
портретного сходства, то выработать единый тип реалистического изображения человеческого лица. Все это свидетельствовало о появлении у художника интереса к отдельной человеческой ЛИЧНОСТИ. Работы, выполненные в «аккадской» манере, отличает тщательная прора6отка мельчайших деталей одежды, прически, правильная передача мускулатуры и движения человеческих тел. подлинными шедеврами аккадской пластики являются стеля царя Нарамсина и медная голова царя Саргона Древнего.
Статуя царя Салманасара III.
Из Ашшура.
Слайд 33Ассирийская скульптура
Многочисленные громадные ассирийские рельефы наводят на мысль о целых
армиях художников, которые трудились над их созданием. главными темами были
сцены войны и охоты. Тщательно выполненные рельефы было принято раскрашивать, что еще больше увеличивало впечатление помпезности и блестящей роскоши империи. Скульпторы подчеркивали физические качества человека. Тяжелые руки, массивные ноги, вздутые мускулы, каменная, даже в движении статичная поза - все это создавало образ сильных и жестоких правителей-воинов.
Фрагмент рельефа из дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии.
Слайд 34Вавилон
На руинах Ассирии ненадолго расцвело Нововавилонское царство, главными памятниками которого
являются развалины Вавилона. Самый крупный город на Древнем Востоке представлял
собой прямоугольник площадью более 10 кв. км. Он был разделен Евфратом на восточную (старую) и западную (новую) части. Обе половины города соединялись деревянным мостом на каменных опорах. Вавилон был обнесен рвом и тремя рядами высоких стен с 360 башнями. Первая стена была 7 м толщиной, вторая - 8 м, а третья - 3,5 м. Все они были облицованы глазурованными кирпичами, которые иногда составляли рельефы, изображавшие животных и воинов. Крометого, хитроумные инженерные сооружения позволялив случае угрозы затопить водой всю раскинувшуюся перед Вавилоном плоскую, как стол, равнину.
В Новом Вавилоне было более 50 больших и маленьких храмов. Среди них выделялся семиярусный зиккурат Этеменанки -знаменитая вавилонская башня, «Дом основания неба и земли». Высота этого храма, в последний раз восстановленного при Набопаласаре и Навуходоносоре II, превышала 90 м. Всего вавилонскую башню выстраивали заново не менее пяти раз. До наших дней от этого сооружения сохранился только фундамент.
Слайд 35Вавилон
Другим не менее знаменитым вавилонским зданием были Висячие сады Семирамиды,
которые древние греки считали вторым из семи чудес света. Предание
гласит, что это строение было возведено по приказу Навуходоносора II для еголюбимой жены -мидянки, скучавшей в непривычной для нее пустынной равнине, окружавшей Вавилон. В начале ХХ века немецкая археологическая экспедиция раскопала мощный фундамент Висячих садов. По-видимому, наземная часть этого сооружения представляла собой сложную конструкцию из стен или столбов в несколько этажей, на которых были расположены террасы с оранжереями, куда при помощи специальных устройств подавалась вода из Евфрата.