Слайд 2Культура и культ.
Культура Киевской Руси многим отличается от современной, а
именно:
Неразрывная связь красоты с поколением.
Анонимность большинства памятников Древнерусской культуры.
Слабая связь
Древнерусской культуры с культурой Западной Европы.
Слайд 3Письменность и книги.
Появление письменности у славян обычно относят ко второй
половине IX в. Ее создателями были братья Кирилл (около 827
– 869) и Мефодий (около 815 – 885).
В 1056 – 1057 гг., было написано дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира «Остромирово Евангелие» - древнейшая из сохранившихся русских книг.
В 1115 г., было написано Мстиславово Евангелие, которое было изготовлено в Новгороде, по заказу великого князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха.
Цера – небольшая деревянная дощечка, покрытая воском.
Слайд 4Кирилл и Мефодий
Остромирово Евангелие
Мстиславово Евангелие
Слайд 5Литература.
Знания об истории Киевской Руси дают летописи.
Летописи - основной письменный
источник по истории России и других восточнославянских земель допетровского времени.
Летописные своды -
свод событий мировой и особенно русской истории.
Перемены в политической обстановке привели к созданию новых крупных памятников летописания:
70 – е гг. XI в., создание свода игумена Никона.
1093 – 1095 гг., создание Начального свода.
Около 1113 г., Нестор (монах Киево – Печерского монастыря) закончил свой знаменитый труд – «Повесть временных лет».
1049 г., «Слово о Законе и Благодати» – первое известное авторское произведение Древнерусской литературы, которое написал митрополит Иларион.
«Поучение Детям» – религиозно – философские размышления Владимира Мономаха.
Оно сохранилось в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи в записи 1094 г.
Слайд 6Нестор Летописец
Иларион Киевский
Никон Печерский
Слайд 7Архитектура.
12 мая 996 г., состоялось освещение церкви Успения Богородицы.
До постройки
Софийского собора она служила главным храмом стольного Киева.
Знаменитый храм древнего
Киева – Софийский собор, заложенный в 1037 г.
Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской церкви – митрополита Киевского.
Первоначально Софийский собор представлял собой крестово – купольный храм с 13 главами.
1045 – 1050 гг., период строительства Софийского Собора в Полоцке.
Главным заказчиком выступал сын Ярослава Мудрого Владимир.
Слайд 8Десятинная церковь (церковь Успения Богородицы)
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в
Полоцке
Слайд 9Живопись.
Каменные храмы Киевской Руси были богато украшены иконами и настенной
живописью.
В киевском Софийском соборе сохранились великолепные мозаики середины XI в.
Самая
значительная из них – огромное изображение молящейся Божией Матери в полный рост, помещенное в алтарной части храма.
Изначально стены и своды храмов XI – начала XII в. были сплошь покрыты фресками («Охота на медведя», «Скоморохи», «Борьба Ряженых», «Музыкант»).
От первоначальных росписей новгородской Софии, выполненных в 1108 г., остались лишь гигантские фигуры пророков.
Слайд 10Мозаика XI в.
Фреска «Охота на медведя»
Фреска «Музыкант»
Фреска «Скоморохи»
Фреска «Борьба Ряженых»
Слайд 11Культура руси XII – начала XIII в.
Слайд 12Узник Лаче – озера.
«Слово Даниила Заточника», «Моление Даниила Заточника»
«Моление
Даниила Заточника» — памятник древнерусской литературы XIII века. Написан как
обращение к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу в период с 1213 по 1236 год.
Слайд 13Лебединая Стая.
1152 – 1157 гг., были построен первый белокаменный храм
– Спасо – Преображенский собор в Переславе – Залесском.
1158 –
1164 гг., Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию городских укреплений своей новой столицы – Владимира.
Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Боголюбским в 1158 – 1160 гг., собор Успения Божией Матери.
1185 – 1189 гг., осуществлялась грандиозная перестройка владимирского Успенского Собора.
1192 – 1196 гг., собор Рождественского монастыря.
1200 – 1202 гг., собор Успенского Княгинина монастыря.
1222 – 1225 гг., собор Рождества Богородицы в Суздале.
Слайд 14Собор Успения Божией Матери (Владимир).
Спасо – Преображенский собор в Переславе
– Залесском.
Собор Рождественского монастыря
Собор Успенского Княгинина монастыря.
Собор Рождества Богородицы в
Суздале.
Слайд 15Пятницкая церковь в Чернигове.
Пятницкая церковь была построена черниговскими посадскими людьми
в конце XII — начале XIII столетий на Пятницком поле,
которое издревле было местом торгов. На протяжении своего существования церковь неоднократно разрушалась и сжигалась во время вражеских нападений на город. Во время восстановительных работ в разные времена она существенно перестраивалась и меняла свой облик.
Слайд 16Церковь пятницы на Торгу. Новгород.
В 1207 г., на средства местных
купцов была построена частично сохранившаяся до наших дней Пятницкая церковь
на Торгу.
Слайд 17Церковь св. Пантелеймона в Галиче.
Церковь Святого Пантелеймона — единственный и
старейший из сохранившихся храмов Галицко-Волынского княжества, расположенный в селе Шевченково
вблизи современного Галича (Ивано-Франковская область). Церковь была построена около 1200 г.
Слайд 18Небесные лики.
«Страшный суд» (Дмитриевский собор).
Икона Архангела Гавриила («Ангел Златые власы»)
Апостол
Матфей. Фреска Дмитровского собора во Владимире. XII в.
«Чудо Георгия о
змие» (Георгиевская церковь)