Слайд 1Культура
Московской Руси
в XIV-XVI вв.
Слайд 2 На рубеже XI–XII веков на Боровицком холме, где сегодня
стоит Кремль, возникло поселение вятичей. Они освоили вершину холма, его
периферию, и постепенно обе части поселения получили замкнутые кольцевые укрепления. По-видимому, внутри имелись культовые центры:
• верхний (на месте нынешнего Успенского собора, где обнаружено кладбище XII века и где, вероятно, находился деревянный храм);
• нижний («под бором», где уже в то время, по преданию, стояла деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи и где была найдена вислая печать киевского митрополита конца XI века – свидетельство того, что поселение вятичей, по сути, являлось городом).
Слайд 3В 30-е годы XII века Русское государство распалось на ряд
самостоятельных княжеств, наиболее сильным из которых было Ростово-Суздальское (после перенесения
столицы княжества в город Владимир в 1157 году – Владимиро-Суздальское). В состав этого княжества входила и Москва. В 1147 году суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил в Москву своего союзника – новгород-северского князя Святослава. Рассказ об этом событии стал первым упоминанием Москвы в древнерусской исторической хронике. От этой даты принято отсчитывать возраст нашей столицы.
Васнецов "Основание Москвы Юрием Долгоруким" .
Слайд 4Важным событием московско-кремлевской истории является укрепление границ
города. В 1156 году
по приказу Юрия Долгорукого вокруг Москвы возвели деревянные крепостные стены,
окружили их земляным валом и рвом, объединив таким образом части
поселения на Боровицком холме в единое целое. Крепость заняла треугольник между
нынешними Боровицкими, Троицкими и Тайницкими воротами.
Сооружение отличалось редким для
русского оборонительного зодчества того времени приемом укрепления
подошвы вала с внутренней и внешней стороны деревянными конструкциями, состоявшими из нескольких рядов
длинных бревен, положенных вдоль основания вала и скрепленных
своего рода анкерами – лежащими поперек короткими бревнами с сучками-крюками на концах.
Слайд 5 Решающим этапом русской истории стало превращение Москвы в самостоятельное
княжество при князе Данииле Александровиче
(конец XIII века), а затем
и в центр объединения Руси при князе Иване
Данииловиче по прозвищу Калита (первая половина XIV века).
Находившиеся со времен нашествия хана Батыя под властью монголо-татар, русские князья были вынуждены не только выплачивать им дань, но и получать в Орде ярлыки (грамоты) на владение своими землями.
Ордынский хан назначал и старшего среди всех русских князей – великого князя.
В 1328 году ярлык на великое княжение получил московский князь Иван Калита. Добившись права собирать для татарского хана дань со всех русских
земель, Калита обложил Русь двойной данью, часть которой утаивал от хана.
Иван Калита существенно повысил статус Москвы, сделав ее столицей Руси и
резиденцией митрополита. Таким образом, Московский Кремль из обычной военной крепости превратился в центр великокняжеской власти и оплот
Русской Православной Церкви.
К 1339 году стены Кремля были вновь отстроены из дуба. На кремлевской территории
начали возводить белокаменные постройки (Успенский собор, собор Архангела Михаила и др.), которые определили пространственную композицию центра Кремля,
в основных чертах сохраняющуюся и сегодня.
К 1330-м годам относится первое письменное упоминание слова «Кремль» ( «Кремник»).
Слайд 7 Следующей ступенью на пути возвышения Москвы стало время правления
внука Ивана Калиты – Дмитрия Донского. После страшного пожара 1365
года молодой князь принял решение возвести вместо серьезно пострадавших деревянных укреплений, каменные
Стены и башни нового Кремля, поднявшиеся через два года, стали первой белокаменной
крепостью Северо-Восточной Руси. Окруженный рвом со стороны Красной площади и
естественной водной преградой с остальных сторон, белокаменный кремль имел восемь
или девять башен, пять из которых были проездными. Этот Кремль, простоявший более
100 лет, являлся серьезной военной преградой для врагов Москвы.
Слайд 8Московский Кремль Дмитрия Донского, 1367
Слайд 9Строительство кирпичного Кремля началось в годы правления Ивана III. За
100 лет
Кремль Дмитрия Донского обветшал: в стенах образовались трещины и
проломы, которые заделывали деревянными щитами. 19 июля 1485 на месте старых
белокаменных ворот была заложена кирпичная башня, а в ее основании - тайный
подземный ход, отчего башня стала именоваться Тайницкой. Так началось строительство нового Кремля. Работами руководили приглашенные Иваном III архитекторы-итальянцы, которых на Руси звали фрязинами.
Слайд 10Соборная площадь Московского Кремля является одной из древнейших в Москве.
Привычный нам облик площади начал формироваться в первой половине XIV
века. Тогда Иван Калита построил 3 каменных храма: Успенский, Иоанна Лествичника и Архангельский. В конце XIV века, уже при Дмитрии Донском, появился еще один белокаменный храм — Благовещенский. Современный облик площади определился во второй половине XV века, когда были возведены Грановитая палата и Колокольня Ивана Великого. Ее храмы строились московскими, владимирскими и псковскими мастерами, а также итальянскими зодчими. Поэтому на облик многих сооружений оказала влияние архитектура итальянского возрождения. Здесь проводились венчание на царство и коронация императоров. В церковные праздники проходили шествия. А в скорбные дни похоронные процессии направлялись в Архангельский собор - усыпальницу великих князей и царей и в Успенский собор - место погребения митрополитов и патриархов Москвы.
1) Успенский собор (1475—1479 );
2) Архангельский собор
(1505–1508);
3) Благовещенский собор (1489);
4) Колокольня Ивана Великого (1508, 1532–1543, 1600–1601).
5) Грановитая палата
(1487—1491)
Слайд 11Соборная площадь - исторический и архитектурный центр Московского Кремля. Занимает
самую высокую часть кремлёвского холма. Площадь окружают Грановитая и Патриаршие
палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь, Колокольня Ивана Великого и другие здания.
Слайд 12Москва, Успенский собор, главный и древнейший собор Московского Кремля, арх.
Аристотель Фиораванти, 1475-1479
,
Слайд 13Москва, Архангельский собор, арх. Алевиз Новый, 1505-1508
усыпальница многих правителей
Слайд 14Москва, Благовещенский собор, 1485-1489, псковские мастера
Домовая церковь московских государей
Слайд 15Москва, Кремль, колокольня Ивана Великого, (высота 81 метр) является самым
высоким зданием в кремлевском ансамбле. Она была построена между 1505
и 1508 годами и по-прежнему исполняет свою функцию для трех соборов, которые не имеют собственных колоколен.
Слайд 16Москва, Грановитая палата, арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари,
1487
Грановитая палата – основной банкетный зал московских царевичей, это старейшее
сохранившееся светское здание в городе. В настоящее время это официальный церемониальный зал для Президента России, поэтому он закрыт для экскурсий.
Слайд 17Длина стен составляет Московского Кремля составляет 2235 метров, их максимальная
высота – 19 метров, а толщина достигает 6,5 метров.
Слайд 18Башня Троицы является самой высокой, возвышаясь ввысь на 80 метров.
Самая
низкая – башня Кутафья (13,5 метров), расположенная за пределами стены.
Четыре
башни имеют проездные ворота:
Боровицкая;
Троицкая
Спасская.
Слайд 19Шатро́вые хра́мы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым
в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается
шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран.
Слайд 20Церковь Вознесения
в селе Коломенском (1532 г.).
Построена в честь рождения
Иоанна Васильевича (Ивана IV)
Первый шатровый храм на Руси
Слайд 21Архитекторы: Барма и Постник Яковлев
Построен в честь взятия в 1552
г. Казани. Шатровый стиль.
Собор Покрова, что на Рву
(храм Василия
Блаженного)
(1555-1561)
Слайд 22Феофан Грек (ок.1340 – после 1405 г.)
иконописец
Успение Богородицы. 1392 г.
Родом
из Византии.
Работал в Константинополе,
Новгороде (церковь Спаса на
Ильине улице), Москве
(Благовещенский и
Архангельский
соборы в
Московском Кремле).
Эмоциональность. Драматизм.
Сдержанный, аскетичный
колорит
Слайд 23Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Богоматерь Донская
Третьяковская галерея
Слайд 24Феофан Грек (ок.1340-1405 г.)
Преображение Господне
Третьяковская галерея
Слайд 25Феофан Грек (ок.1340-1405 г.). Троица.
Росписи Церкви Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде
Слайд 26Андрей Рублев (1370 – 1430 гг.)
иконописец
Наивысший подъем русского иконописного искусства
связан с творчеством современника Феофана Грека — гениального русского художника
Андрея Рублева.
Андрей Рублев жил на рубеже XIV-XV вв. Был монахом Троице-Сергиева, затем Спасо-Андроникова монастыря.
Среди его работ:
1. Фрески Благовещенского собора
Московского Кремля,
2. Успенского собора во
Владимире.
Его работы отличает мягкость и человечность, более сдержанная манера письма, чем у Феофана Грека.
Слайд 27Андрей Рублёв (1370-1430)
Троица. 1410-1420-е гг.
Третьяковская галерея
Слайд 28Андрей Рублёв (1370-1430)
Икона Христа. 1410-1415 гг.
Третьяковская галерея
Слайд 29Дионисий (ок.1440 – после 1503 г.)
иконописец
Вседержитель. Фреска. 1502-1503 гг.
Митрополит
Петр.
1481 г.
Крупнейший
русский живописец, живший в конце XV - начале XVI в
1.
Фрески церкви Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
2. Икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея и др.
Работам Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.
Слайд 30Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Митрополит Петр.1481 г.
Успенский собор Московского Кремля
Слайд 31Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Распятие.
Третьяковская галерея
Слайд 32Дионисий (ок.1440-1503 гг.)
Богоматерь Одигитрия
Третьяковская галерея
Слайд 33Дионисий (ок.1440- после 1503 г.)
Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
Слайд 34В царствование Ивана Грозного государство начинает непосредственно контролировать
искусство, и в
первую очередь живопись. Стоглавый собор 1551 года регламентирует не
только взаимоотношения
мастера-живописца с учениками, но также художественный
процесс и его результаты, призывая копировать старых мастеров византийской школы
и Андрея Рублева. В XVI веке Москва начинает объединять местные художественные
Происходит слияние нескольких направлений живописи, совмещение творческого
опыта различных земель теперь уже единого государства. Живопись становится средством политической борьбы Ивана Грозного. Об этом свидетельствует одно из
известнейших произведений XVI века – икона-картина
«Благословенно воинство Небесного Царя» (Успенский собор Московского Кремля), которая увековечила покорение Казанского ханства.
«Благословенно воинство Небесного Царя» ( «Церковь воинствующая»),
1550-е гг. Третьяковская галерея
Слайд 35В числе значительных произведений живописи XVI столетия можно назвать фрески
Золотой палаты Кремлевского дворца.
К сожалению, они не сохранились до
наших дней, однако сюжеты их их известны.
Главным мотивом росписей была идея божественного
происхождения русской великокняжеской династии, преемственности царской власти на Руси от германских и византийских императоров.
Слайд 36Большим завоеванием русской культуры XVI века явилось начало книгопечатания, связанное
с именем знаменитого русского первопечатника Ивана Федорова.
Первое издание «Апостола» в
Москве.
Слайд 37Так выглядели первые печатные станки.
Слайд 38Особенности литературы XIV-XVI вв.
В XIV−XV вв. в литературе господствовало
две ведущие темы: борьба за освобождение от монгольского ига, объединение
русских земель. Однако появлялись и новые жанры, соответствующие развитию общества. С появлением единого Русского государства, развитие литературы ускорилось.
Важнейшим культурным событием XVI в. стало изобретение книгопечатания. С появлением печатного станка литература стала развиваться быстрее.
Слайд 39Исторические произведения:
ХIV-ХV вв. в литературе – время осмысления прошлого опыта.
Самым знаменитым памятником такого рода является Куликовский цикл, который включает
в себя «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину» и некоторые другие произведения. Эти произведения являлись итогом осмысления единства родины, становления русского национального самосознания. Новым видом исторического произведения во второй половине XV в. стал Хронограф. Он представлял собой сборник сведений о всемирной истории.
Слайд 40«Хождения». Беллетристика
наиболее известным произведением данного жанра является «Хождение за три
моря» Афанасия Никитина 1466−1472 гг. Этот путешественник посетил Индию и
другие восточные страны и описал это.
Большой популярностью пользовались «Повести о Петре и Февронии», «Повести о Меркурии Смоленском», «Повесть о посаднике Щиле». Эти произведения описывают жизни людей с их горестями и радостями, всегда подчеркивая приоритет морали. Одним из самых ярких произведений XV в. стало созданное в Новгороде «Слово о великом Иоанне, или повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».
Слайд 41В XVI в. литература «встала на службу» государю. Воспевалось величие
московского дома и Русского государства в целом. Новые летописные своды
(Никоновская и Воскресенская летописи) были призваны подчеркнуть возвышенное положение московского дома Рюриковичей. Самым ярким сочинением, созданным с такой целью, стала «Степенная книга» митрополита Афанасия. Степенная книга знаменовала собой переход от летописи к более сложной форме описания. События сортировались по 17 степеням – т.е. периодам правления великих князей от Владимира I до Ивана IV.
В Новгороде в 1529−1530 гг. началось составление «Великих Четьих Миней». Это был 12-томный свод отечественных и переводных памятников. Эта хрестоматия включала агиографию, библейские рассказы, Отцов Церкви, публицистику, документальные и литературные материалы.
В 1563 г. Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была создана типография. Это был царский заказ, и в 1564 г. была напечатана первая русская книга – «Апостол». При этом книжники сопротивлялись работе печатного станка, считая это кощунством. Новые возможности реализовались позднее, после Смуты.
Слайд 42Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы (проводы зимы
и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др.
Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Слайд 43Скоморохи — это русские средневековые актеры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики,
музыканты-острословы, исполнители сценок, акробаты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных
и драматических произведений. Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, жалейки, гуслей, бубна и т.д. За каждым персонажем был закреплен определенный характер и маска, которые не менялись годами. Скоморохи выступали на площадях и улицах, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в свои представления.
Слайд 44Одна из наиболее ярких страниц русской духовной и художественой культуры
- древнерусская церковная музыка. В музыке Древней Руси сосуществовали два
певческих стиля – кондакарный (сольный) и знаменный (хоровой) распев.Стройное чередование тонов и полутонов, которые образовывали двенадцатиступенный звукоряд, именовалось церковным ладом. Он распадался на четыре согласия – простое, мрачное, светлое и тресветлое, в каждом было по три звука.
На новгородской почве развился уникальный, типичный только для музыки Древней Руси жанр – искусство колокольного звона.
Слайд 45Вывод:
1. Превращение Москвы в столицу Русского государства происходит в несколько
этапов:
– укрепленное поселение вятичей на Боровицком холме;
– первая деревянная крепость
при Юрии Долгоруком;
– Москва – центр объединения русских земель и резиденция митрополита
(правление Ивана Калиты, Дмитрия Донского);
– завершение объединения русских земель вокруг Москвы при Иване III;
признание независимости Русской Православной Церкви (1448) и Русского
государства (1480).
2. Архитектурная история Кремля (от деревянного укрепления до сложной
многофункциональной кирпичной конструкции) отражает рост политической мощи и финансовых возможностей Москвы.
3. Архитектурный ансамбль Кремля – вместилище основных атрибутов власти: мощные крепостные стены и башни – защита резиденции глав
государства и церкви; соборы Кремля – основные церемониальные здания
государства; Грановитая палата – место официальных приемов;
колокольня Ивана Великого – символ могущества и главный сторожевой пост столицы.