Слайд 1Культура пореформенной России (60-90-е гг. XIX в.)
Слайд 2Расцвет
Великие
реформы
60-70-х гг.
Рост
общественного
движения
Промышленный
подъем
Слайд 3Наука (естественные и точные науки)
Математика
Чебышев
Теория чисел
Теория вероятностей
Ляпунов
+ Марков
Ковалевская
Физика
Столетов
Теория магнетизма
Фотоэлектрические явления
Химия
Бутлеров
Органическая химия
Менделеев
Периодическая система
химических элементов (1869)
Биология
Сеченов
Рефлексы мозга
Мечников
Иммунология
Тимирязев
Фотосинтез
География
Семенов-Тяньшанский
Пржевальский
Центральная Азия
Миклухо-Маклай
Ю.-В. Азия, Океания
Техника
Яблочков
Лодыгин
Лампа накаливания
Можайский
Жуковский
Самолетостроение
Попов
Радио (1895)
Слайд 4Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894)
Открытия в математическом анализе, теории чисел, теории
вероятности.
1860 г.- избран членом Парижской академии наук.
Математика
Слайд 5Александр Михайлович Ляпунов (1857-1918)
Ученик Чебышева.
Его открытия подтолкнули развитие математики.
Математика
Слайд 6Софья Васильевна Ковалевская (1850-1891)
Уехала за границу, там получила степень доктора
наук, стала профессором Стокгольмского университета.
Математика
Слайд 7Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Исследования в области фотоэлектрических явлений, впоследствии использованных
при создании современной электронной техники.
История
Слайд 8Александр Степанович Попов (1859-1905)
Главное направление научных поисков – изучение электрических
явлений, электромагнетизма.
1895 г. – на заседании Русского физико-химического общества выступил
с докладом, продемонстрировал прибор, первая в мире радиостанция.
Физика
Слайд 9Александр Федорович Можайский (1825-1890)
Посвятил жизнь созданию летательного аппарата. 1881 г.
– начал постройку самолета с 2 паровыми двигателями. Попытка неудачная,
но изобретатель вплотную подошел к решению задачи.
Физика, самолетостроение
Слайд 10Александр Михайлович Бутлеров (1828-1886)
Разработал теорию химического строения.
Химия
Слайд 11Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907)
Открытие периодического закона химических элементов, на его
основе предсказал существование неизвестных в то время элементов.
Книга «Основы химии»
переведена почти на все языки.
Химия
Слайд 12Василий Васильевич Докучаев (1846-1903)
Раскрыл сложный и длительный процесс происхождения почв.
Монография
«Русский чернозем».
Книга «Наши степи прежде и теперь» - план борьбы
с засухами.
Почвоведение
Слайд 13Иван Михайлович Сеченов (1829-1905)
Вольнослушатель медицинского факультета Московского университета, за границей
совершенствовал знания.
Занимался проблемами человеческой психики.
Работы «Рефлексы головного мозга» и «Психологические
этюды».
Биология
Слайд 14Илья Ильич Мечников (1845-1916)
По приглашению Луи Пастера переехал в Париж.
Переписывался с Сеченовым, Менделеевым.
Награжден орденом Почетного легиона.
Медицина, микробиология, бактериология
Слайд 15Наука (гуманитарные науки)
История
С.М. Соловьев
«История России
с древнейших времен»
В.О. Ключевский
«Курс русской
истории»
Языкознание
В.И.
Даль
«Толковый словарь живого
великорусского языка»
А.А. Шахматов
Текстология
Философия
Материализм
Чернышевский
Плеханов
Идеализм
В.С. Соловьев
Н.Ф. Федоров
Слайд 16Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879)
В течение многих лет ежегодно выходил новый
том «Истории России с древнейших времен». Последний 29 том вышел
в 1880 г.
История
Слайд 17Василий Осипович Ключевский (1841-1911)
Сменил Соловьева на кафедре русской истории в
Московском университете.
Интерес к социально-экономическим вопросам истории.
«Курс русской истории».
История
Слайд 18Во второй половине XIX века русские ученые добились успехов в
разных отраслях знаний.
Москва, Петербург – мировые научные центры.
Слайд 19Литература
Критический реализм
Л.Н. Толстой
Ф.М. Достоевский
И.А. Гончаров
А.П. Чехов
Н.С. Лесков
М.Е. Салтыков-Щедрин
Н.А. Некрасов
В.Г. Короленко
А.Н.
Островский
Чистое
искусство
А.А. Фет
Ф.И. Тютчев
А.Н. Майков
Символизм
Д.С. Мережковский
З.Н. Гиппиус
Я.П. Полонский
Во второй половине XIX
века русская литература
занимала ведущие позиции в мире
Вторая
половина XIX века:
РЕАЛИЗМ
Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Литературно-художественные направления
Конец XIX века:
- кризис позитивистского миропонимания;
-утрата веры в общественный прогресс;
-интерес к подсознательному.
НАТУРАЛИЗМ
1) стремление к «объективному» бесстрастному воспроизведению реальности, уподобляя художественное познание научному.
2) копирование отталкивающих (нередко низменных) сторон жизни, повышенный интерес к физиологическим, преимущественно сексуальным, проявлениям человеческой природы.
ИМПРЕССИОНИЗМ
Стремление наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Литературно-художественные направления
Ведущие жанры:
Вторая половина
XIX века РОМАН
Художественные достоинства русского романа:
глубокий психологизм;
гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем;
высокий уровень литературного языка.
Ведущие мастера жанра:
И.А.Гончаров И.С.Тургенев
Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой
Ведущие жанры:
Конец XIX века
ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ
Причины возникновения малых жанров:
Утрата обобщающего взгляда на жизнь;
Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека.
Ведущие мастера жанра:
В.Г.Короленко В.М.Гаршин
А.П.Чехов
Слайд 24 Основные направления
Вторая половина XIX века
«пушкинское»
«гоголевское»
(«чистое искусство»)
(реалистическое)
проблемы
философские социальные
А.А.Фет Н.А.Некрасов
А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
ПОЭЗИЯ
Основные направления:
Конец XIX века:
импрессионизм символизм
«… погоня за неуловимыми оттенками, за тёмным и бессознательным в нашей чувствительности – характерная черта грядущей поэзии».
Д.С.Мережковский
ПОЭЗИЯ
направления драматургии.
Вторая половина 19 века:
-сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин
-историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой
-водевили – В.А.Крылов
-психологическая драма
-народная комедия - А.Н.Островский
-стихотворная драма
Конец 19 века:
- «новая драма» - А.П.Чехов
Драматургия
Слайд 27Музыка и театр
«Могучая кучка»
Балакирев, Мусоргский,
Бородин, Римский-
Корсаков, Кюи
Мусоргский: «Хованщина», «Борис Годунов»
Римский-Корсаков:
«Снегурочка», «Садко»
Бородин: «Князь Игорь»
П.И. Чайковский
(1840-1893)
Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»
Балет: «Лебединое
озеро», «Щелкунчик»
Первый концерт, симфонии…
Братья А.Г. и Н.Г.
Рубинштейны
Петербургская консерватория (1862)
Московская консерватория (1866)
Главные театры:
Малый театр
Александринский театр
«Дом Островского»
1898 г. – МХАТ
Станиславский
Немирович-Данченко
Слайд 28«Могучая кучка»
М.А.Балакирев
М.П.Мусоргский
Н.А.Римский-
Корсаков
Ц.А.Кюи
А.П.Бородин
Слайд 29Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)
Душа, организатор и теоретик «Могучей кучки».
В 1866
г., после кропотливой работы, он издал «Сборник русских народных песен».
Слайд 30Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
Многие оперы написаны на сказочный
сюжет. Акварельной прозрачностью отличается музыка «Снегурочки».
Слайд 32Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
После знакомства с Даргомыжским и Балакиревым ушел
с военной службы и целиком посвятил себя музыке. Оперы «Борис
Годунов» и «Хованщина» не имели популярности при жизни композитора. Сейчас они не сходят с оперных подмостков всего мира.
Слайд 34Марк Рейзен в роли Бориса Годунова
Слайд 35Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
Единственная опера «Князь Игорь» была поставлена после
смерти композитора. Она отличается правдивостью и красотой национального колорита.
Бородин –
профессор химии, музыкой занимался в часы досуга.
Слайд 38Петр Ильич Чайковский
(1840-1893)
Не входил в «Могучую кучку». Его опера
«Евгений Онегин», написанная для студенческого театра в Москве, вскоре была
поставлена в театре, а затем завоевала мировое признание.
Слайд 39Опера «Евгений Онегин»
Г.Вишневская в «Евгении Онегине»
Слайд 40Балеты Чайковского вошли в мировую балетную классику. Его музыка –
гордость России и достояние всего мира.
Слайд 44Скульптура
М.М. Антокольский
А.М. Опекушин
М.О. Микешин
Скульптуры
Ивана Грозного
Петра Великого
Ермака
Нестора-Летописца
Ярослава Мудрого
Памятники
А.С. Пушкину
М.Ю. Лермонтову
Памятник
«Тысячелетие
России»
Слайд 45Михаил Осипович Микешин (1835-1896)
Победитель конкурса на создание памятника «Тысячелетие России»
Слайд 47Верхняя часть монумента, в виде шара, символизирует державу – эмблему
царской власти.
Коленопреклоненная женщина – Россия.
Ее осеняет крестом крылатый ангел.
Слайд 48Памятник Екатерине II. Скульптор Микешин.
Стиль – эклектика.
Слайд 49Микешин отказался от многофигурных композиций.
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Скульптор
Микешин.
Слайд 50Александр Михайлович Опекушин (1838-1923)
Выходец из крепостных крестьян.
Участник работы над «Тысячелетием
России».
Слайд 51Самое значительное произведение Опекушина – памятник А.С. Пушкину в Москве
Слайд 53Архитектура
Эклектика (смешение стилей)
Месмахер (архив
Государственного совета)
Кракау (Балтийский вокзал)
Неорусский (псевдорусский)
стиль
Померанцев (Верхние
торговые ряды
(ныне ГУМ))
Шервуд (Исторический музей)
Чичагов (Московская
городская дума)
В строительстве расширилось применение
железа и
стекла, началось использование бетона
Слайд 54Новые задачи
Строились не дворцы и храмы, а железнодорожные вокзалы, фабричные
корпуса, магазины, банки.
Расширилось применение железа и стекла.
Началось использование бетона.
Думали не
о красоте здания, а о его назначении.
Слайд 55Балтийский вокзал в Петербурге
Архитектор Кракау А.И.
Огромный арочный проем в верхней
части фасада переносил человека в атмосферу железной дороги.
Слайд 56Строительство торговых пассажей
Первые пассажи появились при Николае I.
Москва. Голицынский пассаж.
Соединил Петровку и Неглинную.
Петербург. Пассаж между Невским проспектом и Итальянской
улицей
Слайд 57Пассажи стали местом прогулок и светских встреч.
Слайд 58В магазинах стали совмещать черты пассажа и традиционного гостиного двора.
Слайд 59Главное здание Нижегородской ярмарки (архитекторы К.В. Трайман, А.Т. Тромбицкий, А.И.
фон Гоген).
Слайд 60Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.Н. Померанцев).
Ныне в здании
размещается ГУМ.
Слайд 61Здания театров
Были менее монументальными, имели меньшее число ярусов и более
глубокий амфитеатр.
Иногда строился в одном комплексе с пассажем, гостиницей и
рестораном.
Слайд 64Политехнический музей в Москве
Архитекторы И.А. Монигетти и Н.А. Шохин
1877 г.
Слайд 65Исторический музей на Красной площади
Строительство с 1875 по 1883 г.
Проект
разработан В.О.Шервудом при участии историка И.Е. Забелина.
Слайд 66Русско-византийская стилистика
Принцип эклектики – «умный выбор», показал свою несостоятельность.
«Русский стиль»
стал применяться не только при строительстве храмов, но и светских
зданий.
Слайд 68Принципы нового стиля:
Традиции резьбы по дереву, народной вышивки;
Использовались башенки, резные
наличники, бочкообразные столбики.
Материал – камень. Что приводило к созданию тяжелых
архитектурных форм.
Остался лишь оформлением построек, не слитым с их предназначением.
Слайд 69Живопись
«Товарищество передвижных художественных выставок»
В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников
Метод
(направление) – критический реализм
Главная черта – демократизм
108 членов
400 участников выставок
(48)
И.Н. Крамской
Братья В.М. и А.М.
Васнецовы
В.Г. Поленов
И.И. Левитан
И.И. Шишкин
Братья К.Е. и В.Е.
Маковские
Г.Г. Мясоедов
Н.Н. Ге
И.Е. Репин
В.И. Суриков
В.Г. Перов
Портрет Толстого
«Христос
в пустыне»
«Аленушка»
«Богатыри»
«Московский
дворик»
«Заросший пруд»
«Над вечным
покоем»
«Утро
в сосновом
бору»
«Дети, бегущие
от грозы»
«Свидание»
«Земство обедает»
«Косцы»
«Петр Первый
допрашивает
царевича
Алексея»
«Бурлаки на Волге»
«Иван Грозный и
сын его Иван»
«Утро стрелецкой
казни»
«Боярыня
Морозова»
«Сельский
крестный ход
на Пасхе»
«Тройка»
Слайд 71История возникновения эпохи «передвижников».
9 ноября 1863 г. Группа выпускников Академии
художеств отказалась писать конкурсные работы на тему из скандинавской мифологии.
Во
главе – Иван Николаевич Крамской.
Объединились в артель, жили коммуной.
1870 г. Коммуна распалась, но зародилось «Товарищество передвижных художественных выставок».
Слайд 72Идеи передвижников:
Неприятие «академизма» с его мифологией, декоративными пейзажами, театральностью.
Изображали живую
жизнь.
Ведущее место в творчестве – жанровые (бытовые) сцены.
Особая симпатия к
крестьянству.
Слайд 73Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
«Приезд станового на следствие»
Слайд 74«Чаепитие в Мытищах»
Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
Слайд 75Трагизм в творчестве Перова
«Старики-родители на могиле сына»
«Тройка»
Слайд 76Портреты Перова
Портрет Тургенева
Портрет Достоевского
Портрет Островского
Слайд 77Картины, написанные под впечатлением от реальных сцен
Коровин С.А. «На миру»
Стычка
между богатым и бедным на сельском ходе.
Слайд 78Торжественная праздничность крестьянского труда
Мясоедов Г.Г. «Косцы»
Слайд 79Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Главное место – у портретной живописи.
Портрет Гончарова
Портрет
Салтыкова-Щедрина
Портрет Некрасова
Слайд 80Одно из наиболее сильных произведений Крамского – картина «Христос в
пустыне»
Слайд 81Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
«Грачи прилетели»
«Зимний пейзаж»
Красота и лиризм простого русского
пейзажа.
Слайд 82 Виктор Михайлович Васнецов
К жанру русских народных сказаний
обратился В.М.Васнецов. Его
Картины проникнуты духом народных сказок. Религиозными исканиями и размышлениями о
судьбе народа – богатыря.
«ива царевич и серый
волк»
Слайд 86«После побоища Игоря Святославовича»
Слайд 87Федор Александрович Васильев (1850-1873)
«Оттепель»
Слайд 88«Мокрый луг»
Художнику особенно удавались переходные состояния в природе: от солнца
к дождю, от затишья к буре.
Слайд 89Иван Иванович Шишкин (1832-1898)
Певец русского леса, эпической широты русской природы.
«Рожь»
Слайд 90«Лес в Мордвинове»
«Утро в сосновом лесу»
Слайд 91Архип Иванович Куинджи (1832-1898)
Куинджи привлекала живописная игра света и воздуха.
«Ночь
на Днепре»
«Степь»
Слайд 92Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Левитан – мастер спокойных, тихих пейзажей. Человек
очень робкий, стеснительный и ранимый, он умел отдыхать наедине с
природой, проникаясь настроением полюбившегося пейзажа.
«Вечерний звон»
«Над вечным покоем»
Слайд 96«Вечер на Волге»
«Картины Левитана требуют медленного рассматривания.
Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, подобно чеховским
рассказам, но чем дольше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков».
К.Г.Паустовский
Слайд 97Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Родился в семье военного поселенца. Ему удалось
поступить в Академию художеств. После ее окончания художник совершил путешествие
по Волге. Результат – картина «Бурлаки на Волге». Она произвела на общественность сильное впечатление.
Слайд 98Яркое голубое небо, пронизанные солнцем облака дорожной пыли, золотое сияние
крестов и облачений, простой народ, полиция и калеки – все
уместилось на этом полотне – величие, сила, немощь и боль России.
Слайд 99Революционная тематика в живописи Репина
«Арест пропагандиста»
«Не ждали»
Слайд 100Революционеры на картинах держатся просто и естественно, чуждаясь театральных поз.
На картине «Отказ от исповеди» приговоренный к смерти словно бы
нарочно спрятал руки в рукава. Художник явно сочувствовал героям своих картин.
Слайд 101Однако Репин – человек со сложным мировоззрением, и на его
картинах присутствуют и иные лица: аристократы, великие князья…
К.П.Победоносцев
С.Ю.Витте
Слайд 102В начале XX. Репин получил заказ на картину «Торжественное заседание
Государственного совета».
Слайд 103Ряд репинских полотен написаны на исторические темы.
«Иван Грозный и его
сын Иван»
Слайд 104«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Слайд 105Репин создал целую галерею портретов художников,
Портрет Крамского
Портрет Поленова
Слайд 106писателей,
Портрет Толстого
Портрет Тургенева
Слайд 108композиторов
Портрет Мусоргского
Портрет Листа
Слайд 109Василий Иванович Суриков (1848-1916)
Родился в казачьей семье. Расцвет его творчества
приходится на 80-е гг., когда он создал 3 знаменитые исторические
картины.
«Утро стрелецкой казни»
«Меншиков в Березове»
«Боярыня Морозова»
Слайд 113Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Сын композитора, писал пейзажи, полотна на исторические
темы, работал как театральный художник. Но славу ему принесли прежде
всего портреты.
Автопортрет
Слайд 117Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)
Многие картины Репина, Сурикова, Левитана, Серова, «передвижников»
попали в собрание Третьякова.
Худой и высокий, с окладистой бородой и
тихим голосом, он больше походил на священника, чем на купца. Собирать картины русских художников начал с 1856 г. Увлечение переросло в главное дело жизни. В 90-х гг. собрание достигло уровня музея, поглотив почти все состояние собирателя. Позднее оно перешло в собственность Москвы.
Слайд 118Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и
скульптуры.
Слайд 119В 1898 г в Михайловском дворце был открыт Русский музей.