Слайд 1Культура Раннего
ВОЗРОЖДЕНИЯ
в Италии
Слайд 2Эпоха ВОЗРОЖДЕНИЯ
В середине XIV века в Италии появляется новая культура
– культура Возрождения.
Ее также называют Ренессанс
Слайд 4Термин ВОЗРОЖДЕНИЕ дал название этой эпохе в связи с тем,
что в этот период появляется особый интерес к античности. Именно
возврат или возрождение античного времени послужило названию Ренессанса.
Этимология названия
Слайд 5Причины появления
новой культуры
Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского
государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки
и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся.
Слайд 6Причины появления
новой культуры
Новая культура возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений
в Европе.
Рост городов-республик
Рост влияния сословий,
не участвовавших
в феодальных отношениях: мастеровых
и ремесленников, торговцев, банкиров
Возникновение светских центров науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви
Слайд 7 Проторенессас
(2-я половина XIII века — XIV век)
Выделяют 3
основных периода эпохи Возрождения:
Раннее Возрождение
(начало XV — конец XV
века)
Высокое Возрождение
(конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение
(середина XVI — 1590-е годы)
Периоды Возрождения
Слайд 8
Проторенессанс это еще не
эпоха Возрождения.
Это всего лишь подготовка
к новой эпохе.
Также его можно назвать переходным периодом от
средневековья к самому Возрождению.
Среди деятелей этого периода можно выделить Джотто ди Бондоне,
Арнольфо ди Камбио,
Симоне Мартини и др.
Проторенессанс
Слайд 9Раннее Возрождение еще не до конца отходит от Средневекового искусства,
однако деятели эпохи Возрождения уже начинают вносить
новые изменения из
античности.
Раннее ВОЗРОЖДЕНИЕ
XIV – XV века
Италия
Слайд 10В XIV веке в богатых городах Италии появились люди, называвшие
себя «любителями мудрости».
Любители мудрости
Слайд 11«Любители мудрости» считали Средние века «темным провалом» в истории.
Любители мудрости
Слайд 12Свое время «любители мудрости» назвали эпохой Возрождения.
Любители мудрости
Слайд 13В поведении и даже в одежде «любители мудрости» подражали героям
и философам Древнего Рима и Греции
Любители мудрости
Слайд 14Любители мудрости
Мыслители Средневековья размышляли о Боге и божественном мироздании. Свои
занятия они называли – «познание божественного».
Слайд 15Любители мудрости
«Любители мудрости» стали изучать не только Библию, но и
труды Отцов церкви, книги античных авторов. Они интересовались прошлым и
настоящим своего народа, его нравами и обычаями, текущими событиями
Слайд 16Главное в сочинениях новых ученых – это интерес к человеку,
его земной жизни. Свои занятия они называли «студиа хуманитатис» –
«познание человеческого». Отсюда и второе название «любителей мудрости» ГУМАНИСТЫ.
Гуманисты
Любители мудрости
Слайд 17Гуманисты
Гуманисты создали новое учение о человеке.
Человек – это лучшее и
главное создание, «венец творения» Бога (природы). Человек должен добиваться славы
и величия, счастья в земной жизни.
Идеал гуманистов – «универсальный человек»,
достигший совершенства во всем –
в физической силе, красоте, философии, искусстве, науках и т.д.
Слайд 18Гуманисты
Живописцы стали писать портреты обычных людей, или использовали их для
создания картин на библейские сюжеты.
В эпоху ВОЗРОЖДЕНИЯ художники создают множество
ПОРТРЕТОВ.
Слайд 19Гуманисты
Гуманисты выступали с резкой критикой церкви и феодалов, осуждали сословное
деление общества.
Они считали, что в Евангелии нет ничего, что свидетельствовало
об церковной организации.
Осуждая феодализм, гуманисты взяли
из средневековья все лучшее.
Слайд 20Гуманисты заявили, что благородство не зависит от происхождения. Не важно,
кто ты по происхождению: сын князя или сапожника. Благороден тот,
кто воспитал свою душу образованием и размышлением над возвышенными предметами.
Гуманисты
Слайд 21
Первые гуманисты
Первым гуманистом называют итальянского поэта
Франческо Петрарку
(1304 –
1374)
Гуманисты
Слайд 22За годы жизни Петрарка приобрел огромную славу, моральный авторитет
Познакомьтесь с
жизнью и творчеством Петрарки на стр.239 учебника
Слайд 23Лаура
«Средь тысяч женщин
лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо...»
Слайд 25История живописи
раннего Возрождения –
это путь отделения
ее от архитектуры,
формирование
собственного
произведения –
станковой картины.
Искусство
раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 26В средневековых
фресках
постепенно
формировались
приемы
монументальной
живописи.
Успение Богоматери
Церковь Богоматери
в Охриде,1295.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 27Человеческие
фигуры на фресках
часто подчинялись
окружавшему
их орнаменту
Дж. Чимабуэ.
Сон Иннокентия III,
Церковь Сан Франческо
в
Ассизи,
ок. 1260.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 28Иногда
роспись стен
должна была
лишь подчеркивать
архитектуру храма.
Баптистерий
Св. Иоанна Крестителя,
Флоренция.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 29Иногда
с помощью
живописи
создавали
иллюзию
пространства.
Джотто.
Роспись капеллы
дель Арена
в Падуе,
1305
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 30В росписи
повсеместно
применяли
технику фрески
al secco
(по сухой
штукатурке).
А. Орканья.
Триумф смерти,
фрагмент,
до 1348.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 31Первым итальянским
художником,
в творчестве которого
произошел поворот
к новым принципам
живописи, стал
Джотто ди Бондоне
(1267-1337).
Джотто.
Житель
Ассизи расстилает плащ
Перед св. Франциском,
Церковь Сан Франческо в Ассизи,
1296-98.
Искусство раннего
ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 32Джотто применяет
новую технику
фрески –
buon fresco
(хорошая фреска),
где можно
было работать
по заранее
нанесенному
рисунку.
Джотто. Распятие,
Капелла дель Арена, Падуя, 1305.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 33В росписях
Джотто
все чаще
появляется
иллюзия
глубины
пространства,
характерная
для живописного
полотна.
Введение во храм. Капелла дель Арена, Падуя,
1305.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 34Уже после Джотто
художники вырабатывают
правила изображения
пространства
на плоскости.
В живопись
вводятся законы
линейной перспективы.
П. Учелло.
Ваза.
Исследование
перспективы
Слайд 35С этого времени соблюдение правил
линейной перспективы
стало обязательным для художников.
П.
Учелло. Легенда о причастии, 1465-69
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 36Крупнейшим художником,
воспринявшим идеи Джотто,
стал флорентиец Мазаччо (1401-1428).
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
«Троица»
Мазаччо
долгое время
считалась эталоном
монументальной росписи.
Слайд 37В творчестве отца и сына
Фра Филиппо Липпи
(1406-1469)
и Филиппино Липпи
(1457-1504)
происходит окончательное
избавление
росписи
от функции
украшения стены.
Фра Филиппо Липпи.
Мадонна с двумя ангелами,
2 треть XV
века.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 38Кисти Филиппино Липпи
принадлежит первый
автопортрет
художника.
Филиппино Липпи.
Автопортрет,
фрагмент фрески
«Мученичество апостола Петра»
в капелле Бранкаччи
в
Санта Мария дель Кармине
(Флоренция),
1481-82.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 39Отделившись от архитектурного пространства церкви,
живопись тотчас начала осваивать новые темы.
П.
Учелло. Битва при Сан Романо, ок. 1440-50
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 40Огромное значение приобрели античные мифы
и их живописное воплощение.
А. Мантенья. Парнас,
ок. 1497.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 41При изображении
человеческого лица
художники ищут
способы передачи
эмоционального
состояния.
А. Мантенья.
Евангелист Иоанн,
1453-54.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 42Даже
в традиционных
изображениях
появляются
необычные
ракурсы.
А. Мантенья.
Мертвый Христос,
ок. 1490-1500.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 43Вершиной живописи
раннего Возрождения
считается творчество
Сандро Боттичелли
(1445-1510).
С. Боттичелли.
Автопортрет,
Фрагмент композиции
«Поклонение волхвов»
в церкви
Санта Мария
Новелла
(Флоренция)
ок. 1475.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 44Сохранились
многочисленные
подготовительные
рисунки
художника.
Навык рисования
с этих пор
становится
чуть ли не главным
достоинством
живописца.
С. Боттичелли.
Осень
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 45Тончайшие линии рисунка часто являются
основным выразительным средством художника.
С. Боттичелли. Венера
и Марс, ок. 1483
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 46С. Боттичелли. Рождение Венеры, ок. 1485
В больших полотнах Боттичелли
мастерски сочетает
линии рисунка с изысканным цветом.
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 47С. Боттичелли. Весна, ок. 1482
Это полотно современники воспринимали как начало
новой эпохи
Искусство раннего ВОЗРОЖДЕНИЯ
Слайд 48Домашнее задание
§ 29 – читать, запоминать информацию, выполнять задания
в тексте, учить термины
ПИСЬМЕННО:
(на выбор) Задание 4 или 5
на стр. 243