Слайд 2Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие
национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием.
На смену монголо-татарской системе
строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану.
На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Слайд 3Франческо Растрелли
(1700 - 1771)
Родился в Италии, но в
1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является
автором крупнейших дворцовых ансамблей:
Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Большой Екатерининский дворец
Дворец Строгановых
Смольный дворец
Андреевская церковь в Киеве
Слайд 4Зимний дворец
Большой дворец в Петергофе
Богато украшенные парадные залы,
отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными
стенами.
Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Слайд 7Андреевская церковь в Киеве
Специфика стиля:
Колонны
Полуколонны
Пилястры
Кариатиды
Атланты
Дворец Строгановых
Слайд 9Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего.
Архитектор
виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность
архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор.
В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Слайд 11Классицизм в архитектуре
В 60-ых годах на смену декоративному барокко приходит
классицизм.
Особенности:
симметричность композиций
гармония пропорций
геометрически правильные планы
сдержанность
строгость
Слайд 12В. И. Баженов
(1737 - 1790)
Сын дьячка одной
из придворных кремлевских церквей.
Учился в школе Д.
В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Слайд 13Владимирская церковь в Быково
Дом Пашкова
Два главных фасада —
один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой
— ориентирован во двор и имеет более уютный вид.
Причудливое сочетание барочных и готических форм.
Слайд 16М. Ф. Казаков
(1738 – 1812)
В Москве разработал типы городских жилых
домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в
Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.).
Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов).
Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Слайд 17 Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно
задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и
правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Слайд 27Архитектурный стиль-Классицизм
Архитектор-Винченцо Бренна
Основатель-Павел I
Дата основания- 26 февраля (9 марта) 1797
Строительство1797—1801годы
Слайд 28 Скульптура
Во второй половине XVIII в. были
заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская
мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Слайд 29Ф. И. Шубин
(1740 – 1805)
Творил в эпоху, когда в искусство
скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека.
Работал в основном
с мрамором, очень редко обращался к бронзе.
Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Слайд 31И. П. Мартос
(1754 – 1835)
И. Мартос был художником
широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных монументов и
классических надгробий.
Слайд 32 Памятник Минину и Пожарскому.
Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного
ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Построен памятник в 1818 году.
Слайд 34 По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору Фальконе создание конного
памятника Петру I.
Эскиз из воска был сделан ещё в Париже,
после приезда мастера в Россию в 1766 началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.
Выбитая на пьедестале лаконичная надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе с незначительной редакцией самой Екатерины, изначально надпись выглядела как «Петру Первому от Екатерины Второй».
Отделку бронзы после отливки (которую делал пушечник Емельян Хайлов) в 1775 Фальконе выполнял сам.
Покинув Россию в 1778 до установки монумента (торжественное открытие памятника было приурочено к двадцатилетию царствования Екатерины II 7 августа 1782 года), Фальконе уехал в Голландию и в 1781 вернулся во Францию.
Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать и творить.
Этьен Фальконе
Слайд 35Живопись
XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками.
Картины отличались разнообразием жанров:
от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей,
натюрмортов, сцен из народной жизни.
Слайд 36Портретная живопись
Главное место в живописи XVIII века занимает портрет.
Портрет (фр.
portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту»)
— изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Слайд 37И. П. Аргунов
(1729 – 1802)
И. П. Аргунов не
идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и
некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Слайд 38 Из поздних произведений И.П. Аргунова наиболее
известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Ныне считается, что
изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели.
Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.
Слайд 39Д. Г Левицкий
(1735 – 1822)
Работам Левицкого присуща яркая
индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать
интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
Слайд 40 В 1773 году была создана одна из интереснейших
работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедиста,
писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
Слайд 41А. П. Антропов
(1716 – 1795)
А. П. Антропов избегал
изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и
вместе с тем – психологичны.
Слайд 42 Коронационный портрет Петра III (1762).
Император
изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония
на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Слайд 43Рокотов Федор Степанович
Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения.
Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных
и церковных заказов.
Слайд 44Коронационный портрет
Екатерины II (1763)
Слайд 45Историческая живопись
Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и
включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий,
но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
Слайд 46А. П. Лосенко
(1737 -1773)
Основоположник русской исторической живописи.
С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова, с
1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.
Слайд 47Владимир перед Рогнедой, 1770
Чудесный улов, 1762
Слайд 48Литература
Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм
придавал особое значение «высоким» жанрам:
Эпической поэме
Трагедии
Торжественной оде
С 70-ых годов XVIII
века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры:
Путешествие
Чувствительная повесть
Слайд 49Д. И. Фонвизин
(1745 – 1792)
Фонвизин был не
только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один
из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.
Слайд 50Г. Р. Державин
(1743 – 1816)
Главным объектом поэтики
Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных
вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Слайд 51Писатели и поэты18 века.
А.Д. Кантемир 1708-1744
В.К. Тредиаковский 1703-1769
М.В. Ломоносов 1711-1765
А.П.
Сумароков 1717-1777
Д.И.Фонвизин 1744—1792
Г.Р. Державин 1743-1816
Н.М. Карамзин 1766-1826
А.Н. Радищев 1749-1802
Слайд 52Театр
немец Иоганн Грегори- создатель театра в России
Театр в России в
18 веке развивался не только в Москве, но и в
Санкт-Петербурге. При дворе Анны Иоанновны открылось заведение с русскими актерами. Пьесы для него писал знаменитый драматург Александр Сумароков.
При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры. Эти государственные учреждения существовали за счет казны. Директором императорского театра на Васильевском острове был Сумароков.
Первый профессиональный театр был открыт в Ярославле Ф.Г. Волковым
Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп.
Особое положение занимали итальянские оперные певцы. Работала и русская драматическая труппа. В этот период театр перестал быть сугубо дворцовым развлечением. В городе открывались публичные увеселительные заведения, в которых работали как русские, так и зарубежные артисты.
Слайд 53Театр. Творчество Ивана Дмитриевского
Театр 18 века в России знает имена
прославленных антрепренеров: Титова, Бельмонти, Медокса.
В это время продолжают существование
помещичьи труппы в провинциях, где играют крепостные артисты.
Прекрасным актером был Иван Дмитревский.
Позже он стал главным актером императорского театра на Васильевском острове.
Для повышения квалификации Екатерина Вторая отправила Дмитревского за границу. В Париже он изучал игру знаменитого трагика Лекена, а в Лондоне смотрел спектакли с участием великого Гаррика.
Вернувшись в Петербург, Дмитревский открыл театральную школу.
Позже он стал главным инспектором императорских развлекательных учреждений.
Слайд 54Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738).
Он начал с изучения племен, населявших
Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел.
Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке.
Гораздо плодотворнее были труды Герарда Фридриха Миллера (1705-1783), который жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II и уже настолько хорошо владел русским языком, что писал свои произведения по-русски. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории
Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял и М. В. Ломоносов, написавший учебную книгу русской истории и один том "Древней Русской истории" (1766).
История.
Слайд 55История
Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками -
немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманскому влиянию
приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и таким образом русскую культуру считал самобытною.
Попытки дать такой обзор появились вне академической среды. Первая попытка принадлежит В. Н. Татищеву (1686-1750) .В этих 5-ти томах Татищев довел свою историю до смутной эпохи XVII в.
Первая популярная книга по русской истории принадлежала перу Екатерины II, но труд ее "Записки касательно Русской истории»
гораздо важнее в научном отношении была "История Российская" князя Щербатова (1733-1790)