Слайд 1КУЛЬТУРА РОССИИ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Слайд 2«Золотой век»
русской культуры
Необычайный взлет отечественной культуры – первая половина
XIX в.
Россия совершила гигантский скачок в своем культурном развитии.
Россия внесла
огромный вклад в развитие не только национальной , но и общемировой культуры.
Слайд 3ПРИЧИНЫ
подъема культуры в России
Формирование русской нации, рост национального
самосознания
Взаимодействие с культурой других стран и народов (в том числе
и народов, входивших в состав Российской империи)
личные контакты деятелей культуры России с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями.
Слайд 4Особенности культурно-исторического процесса в I п.XIX в.
Ускоренные темпы развития
Подъем патриотизма
в связи с Отечественной войной 1812 г.
Основные деятели русской культуры
– представители дворянского сословия
Начало процесса демократизации культуры (40—е гг. XIX в.)
Слайд 5Особенности системы образования
в первой половине XIX в.
Сословный характер
Неграмотность или
малограмотность большинства населения страны
Широкое распространение домашнего образования
Отсутствие системы женского образования
(существование нескольких средних женских дворянских институтов)
Слайд 6Развитие
высшего образования в I пол.XIX в.)
Открытие новых университетов в Дерпте
(ныне г. Тарту), Казани, Харькове.(1804 г.) Петербурге (1819 г.), Киеве
(1833 г.)
Открытие Царскосельского лицея (1811 г.)
Создание высших технических учебных заведений (30-е – 40-е гг. XIX в.): Лесного и Политехнического института в Петербурге, практической коммерческой академии и Высшего технического училища в Москве.
Слайд 7Образование в России первой половины XIX в.
Казанский университет
(основан в 1804 г.)
Слайд 8НАУКА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 19 В.:
Дифференциация науки,
выделение самостоятельных научных дисциплин – естественных и гуманитарных.
Усиление прикладного характера
научных исследований (в том числе нескольких кругосветных экспедиций русских географов и этнографов)
Слайд 9НАУКА
Николай Иванович Лобачевский (20 ноября (1 декабря 1792), Нижний
Новгород - 12 (24) февраля 1856, Казань), русский математик, создатель геометрии
Лобачевского, («неевклидовой геометрии»), деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
Слайд 10НАУКА
Зинин Николай Николаевич [13 (25) августа 1812, г. Шуша Елизаветпольской
губернии, ныне Азербайджан — 6 (18) февраля 1880, Петербург], российский
химик-органик, академик Петербургской Академии наук (1858), первый президент Русского физико-химического общества (1868-77).
Н.Н.Зинин осуществил синтез анилина – органического красителя для химической промышленности России.
Слайд 11ЛИТЕРАТУРА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ:
Литература - ведущая область российской культуры;
Активная связь с передовыми
общественными идеями современности;
Быстрая смена эстетических направлений:
Сентиментализм (Н.М. Карамзин)
Романтизм (В.А. Жуковский)
Реализм
(А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь)
Слайд 12ЛИТЕРАТУРА
Деятельность литературных журналов:
«Современник» (основатель – А.С. Пушкин)
«Отечественные записки»
Возникновение российской
литературной критики (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов)
Слайд 13ТЕАТР
Крепостные театры русских аристократов (Шереметевых, Апраксиных, Юсуповых) – в Кусково,
Останкино под Москвой и др.
Государственные (императорские) театры – Александринский и
Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве.
Частные театры в различных городах (периодически разрешались и запрещались властями)
Слайд 14ТЕАТР
М.С. Щепкин (1788-1863 гг.) – великий русский актер, реформатор актерского
мастерства,
уроженец Белгородчины
Слайд 15МУЗЫКА
Великие русские композиторы первой половины XIX в.:
М.И. Глинка (основатель
русской классической композиторской школы), автор опер «Жизнь за царя», «Руслан
и Людмила»
А.С.Даргомыжский, автор оперы «Русалка»
Слайд 16МУЗЫКА
Михаил Иванович Глинка (1804-857) - великий русский композитор, основоположник классической
традиции в музыкальном искусстве России.
Патриотическая песня
М.И.
Глинки в период с 1991 по 2000 гг. являлась официальным гимном Российской Федерации.
Слайд 17МУЗЫКА
Опера "Иван Сусанин" открывает зрелый период творчества Глинки. В работе
над этой оперой он опирался на принципы реализма и народности,
утвердившиеся в русской литературе 30-х гг. XIX века.
Созданием своей первой оперы М.И. Глинка положил начало новому, классическому периоду русского музыкального искусства.
Слайд 18МУЗЫКА
«Руслан и Людмила» М.И. Глинки -опера в пяти действиях.
Либретто композитора
и В. Ширкова по одноимённой поэме
А. С.
Пушкина.
Первая постановка: Петербург, 27 ноября 1842 года.
Слайд 19МУЗЫКА
ДАРГОМЫЖСКИЙ Александр Сергеевич (1813—69) —русский композитор.
Даргомыжский наметил новые пути
в оперном и камерно - вокальном жанрах.
М. П. Мусоргский назвал
Даргомыжского «великим учителем правды в музыке».
Слайд 20МУЗЫКА
Даргомыжский впервые воплотил в музыке тему социального неравенства («Русалка», ряд
романсов).
Даргомыжский обогатил жанры вокальной лирики: песня «Старый капрал», сатирико-комические
песни «Червяк» и «Титулярный советник».
Его инструментальные произведения (пьесы для оркестра «Баба-Яга», «Малороссийский казачок», «Чухонская фантазия») уступают по значению операм и романсам, но содержат некоторые приёмы, развитые впоследствии русскими композиторами.
Слайд 21МУЗЫКА
Даргомыжский наряду с Глинкой — основоположник русской классической школы.
Его
центральное произведение — опера «Русалка» знаменовала рождение нового жанра —
народно-бытовой психологической музыкальной драмы.
Слайд 22СКУЛЬПТУРА
Создание первого памятника в г. Москве – памятника К.Минину и
Д. Пожарскому на Красной площади
(автор – И.П.
Мартос)
Слайд 23АРХИТЕКТУРА
Петербургские зодчие:
А.Д. Захаров (здание Адмиралтейства)
А.Н.Воронихин (Казанский собор )
А.А.
Монферран (Исаакиевский собор)
Тома де Томон (Биржа)
К.И. Росси (Дворцовая площадь)
Слайд 24АРХИТЕКТУРА
Московские зодчие:
О.И. Бове (Большой и Малый театры, Манеж и Александровский
сад) - классицизм
К.А. Тон (Большой Кремлевский дворец,
Храм
Христа Спасителя) – «русско-византийский стиль»
Слайд 25АРХИТЕКТУРА
Главный архитектор Москвы Осип Иванович Бове (1748-1834)-один из лучших российских
зодчих XIX в. Он принял участие в реконструкции Кремля, Театральной
площади, перестроил Торговые ряды.
Слайд 26АРХИТЕКТУРА
Манеж в г. Москве – одно из известнейших архитектурных сооружений
по проекту О.И. Бове
Слайд 27АРХИТЕКТУРА
Триумфальные ворота (1827-1834) О.И. Бове, сооруженные им в честь победы
России в Отечественной войне 1812 г., были поставлены при въезде
в город Москву (ныне Кутузовский проспект г. Москвы)
Слайд 28АРХИТЕКТУРА
Казанский собор, г. Санкт-Петербург Дата создания: 1801г. - 1811г.
Воронихин А.Н.
Материал,
техника: белый камень
Еще в процессе проектирования А.Н. Воронихин столкнулся с,
казалось бы, неразрешимой задачей. Участок застройки с одной стороны примыкал к Екатерининскому каналу, с другой — к Большой Мещанской улице (ныне Казанская). По канонам христианской церкви алтарная часть собора должна быть обращена на восток, в данном случае в сторону канала. При этом здание требовалось развернуть по отношению к главной магистрали города боковым северным фасадом. Воронихин нашел верное решение.
Слайд 29Карл Иванович Росси
(1775-1849) – знаменитый русский архитектор
первой половины XIX в.
Сильной стороной таланта
Росси было умение создавать целостные архитектурные ансамбли. Примером может служить Дворцовая площадь в Петербурге (1819-1829).
АРХИТЕКТУРА
Слайд 30АРХИТЕКТУРА
Швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон (1760-1813) - современник
русского зодчего А.Д.Захарова. Он недолго проработал в Петербурге, но его
творение – здание Биржи – стало одним из символов города.
Слайд 31Биржа на стрелке Васильевского острова Тома де Томона (1805-1810) –
центр архитектурного ансамбля, соединившего здания Васильевской и Дворцовой набережных Санкт-Петербурга.
АРХИТЕКТУРА
Слайд 32АРХИТЕКТУРА
Адриан Дмитриевич Захаров (1761-1811) – крупнейший русский зодчий первого десятилетия
XIX в.
Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, его главное творение, воплотило идею
прославления великой северной столицы России.
Слайд 33АРХИТЕКТУРА
Здание Адмиралтейства в Санкт- Петербурге (1806-1823) по проекту русского архитектора
А.Д. Захарова – один из символов города.
Слайд 34ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Портретная живопись:
Представители романтизма:
О.А. Кипренский («Портрет А.С. Пушкина»)
Представители реализма:
В.А. Тропинин
(«Портрет А.С. Пушкина», «Автопортрет», «Кружевница»
Слайд 35ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического
гения, жемчужина мирового портретного искусства. В решительном повороте головы, в
энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит».
Слайд 36ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Кипренский О. А. Портрет Олимпиады Александровны Рюминой
1826.Холст, масло. 62,3 х 53,5 (овал). Неоспоримое мастерство, с которым
выполнен портрет, неоднократно отмечали современники. В портрете Рюминой особенно чувствуется способность художника проникать в мир человеческих чувств. Однако ощущается и некоторое ослабление напряженности, снижение его поэтичности. Олимпиада Александровна Рюмина, урожденная Бороздина (1807-1865) - жена И.Г. Рюмина.
Слайд 37ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В.А.Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через
его портрет.
«Портрет А.С.Пушкина» (1827) поражает необыкновенно тонким проникновением во
внутренний мир человека.
Слайд 38ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Кружевница» В.А. Тропинина – одна из наиболее известных работ
художника, посвященная портретному изображению человека из народа – крестьян, дворовых,
ремесленников.
Слайд 39ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Бытовой жанр русской живописи:
.А.Г. .Венецианов («На пашне», «Лето. Жатва»,
«Захарка», «Утро помещицы»)
П.А. Федотов («Сватовство майора», «Свежий кавалер», «Вдовушка»).
Слайд 40ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ВЕНЕЦИАНОВ, АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧ (1780–1847), русский художник, представитель романтизма (известный
прежде всего своими сельскими жанрами)
Слайд 41ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Жнецы» А.Г.Венецианова – одна из его известнейших работ, рисующих
картины жизни русских крестьян первой половины XIX в.
Слайд 42ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Павел Андреевич Федотов (1815—1852) сказал новое слово в живописи.
То, чего недоставало всем художникам предшествующего поколения и его ближайшим
современникам, — глубины постижения повседневной жизни, ее драматической сути, ее социальных конфликтов, именно это и пронизывает все творчество Федотова, является его содержанием.
Федотов П.А. Автопортрет
Жанрист, портретист. Родился в Москве 22 июня 1815 года в семье чиновника, бывшего военного. Одиннадцати лет был отдан в Первый Московский кадетский корпус, окончил его с отличием и в звании прапорщика определен в лейб-гвардии Финляндский полк. Полк находился в Петербурге, и в 1834 году Федотов переехал в столицу, с которой связана вся его дальнейшая жизнь. В свободное от военной службы время он рисовал портреты товарищей, делал карикатуры на темы полковой жизни, затем стал посещать вечерние классы Академии художеств. После трех лет службы Федотов получил длительный отпуск и провел его в Москве.
Здесь он исполнил несколько уже достаточно мастерских акварелей: "Прогулка (Автопортрет с семьей)", "Уличная сцена во время дождя", "Передняя частного пристава накануне большого праздника". Дарование Федотова как жанриста и сатирика обнаружилось в этих работах со всей очевидностью. Фиксируя в своих рисунках различные эпизоды военной службы, художник и здесь обращает внимание прежде всего на бытовую сторону. Таковы тщательно выполненные заказные акварели "Бивуак лейб-гвардии Гренадерского полка. Отдых на походе" и "Бивуак лейб-гвардии Павловского полка. Установка палатки" (1842—1843, ГРМ). Работы подобного рода обращали на себя внимание высокого начальства, в частности "августейшего" покровителя полка великого князя Михаила Павловича. В надежде получить в лице Федотова нового баталиста, художнику предоставили право оставить службу. Федотов не сразу решился сменить положение
гвардейского офицера на необеспеченную судьбу вольного живописца. Но любовь к искусству и благожелательный отзыв Брюллова о его работах укрепили намерение Федотова выйти в отставку. После десяти лет службы в чине штабс-капитана он расстался с полком. К 1844—1846 годам относится выполненная сепией серия рисунков: "Первое утро обманутого молодого", "Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", "Следствие кончины Фидельки" (все в ГТГ) и др. Развернутая повествовательность и сатирическая острота составляли их новизну. Для овладения техникой масляной живописи Федотов "переписал всех своих знакомых". 1846 год ознаменовался появлением первой бытовой картины — "Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)". В следующем году была написана "Разборчивая невеста", затем "Сватовство майора" (ГТГ). Все три произведения демонстрировались в 1849 году на выставке в Академии художеств и восторженно воспринимались зрителями. Наибольшее внимание привлекла картина "Сватовство майора", которую художник сопроводил большим стихотворным текстом. В 1840-е годы Федотов много рисовал. В его графическом наследии — и беглые зарисовки и законченные проработанные листы (ГТГ, ГРМ). В 1847—1848 годах художник сотрудничал в качестве иллюстратора в некрасовском "Современнике". Тогда же и позднее он создал ряд "нравственно-критических" рисунков, среди которых такие известные листы, как "Квартальный и извозчик", "Взяточник", "Начальник и подчиненные" и др. (ГРМ).
В 1850 году Федотов провел несколько месяцев в Москве, где был восторженно встречен интеллигенцией. В галерее А. Ф. Ростопчина демонстрировались его произведения. Но вскоре жизнь художника круто изменилась. После революционных событий 1848— 1849 годов в России наступила жестокая реакция. На Федотова обрушился реакционный журнал "Москвитянин", его стала преследовать цензура, меценаты потеряли интерес к его картинам. Тяжелые материальные обстоятельства заставляли мастера повторять свои произведения. Содержание его творчества изменилось. В этот период, в 1850—1852 годы, написаны картины "Вдовушка" и ее варианты (Ивановский художественный музей, ГТГ, ГРМ), "Анкор, еще анкор!" (ГТГ), "Игроки" (Киевский гос. музей русского искусства). В начале 1852 года Федотов психически заболел и 14 ноября скончался в больнице.
Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.158
Слайд 43ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Федотов, говоря словами Белинского, обладал «верным взглядом на жизнь»
и этот взгляд прямо и открыто выражен во всех его
произведениях.
Картины П.А. Федотова были первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи.
Один из примеров - «Свежий кавалер,или Утро чиновника, получившего первый крестик»» (1847)
Слайд 44ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Сватовство майора» (1848) (основной экземпляр в Третьяковской галерее, вариант в
Русском музее). Картина разыгрывается перед зрителем как завязка комедии. Совершенно
отчетливо дана классовая характеристика дома: это жилье купца, толстосума и скопидома. Скромная обстановка комнаты даже и не намекает на истинные размеры его богатства. «Капитал — дело скрытное» — золотое правило купечества.
Слайд 45Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – направление в европейском
искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в
русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.