Слайд 1Культура России во второй половине 19 века
Слайд 2Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. Втягивание в
рыночные отношения все более широких слоев крестьянства со всей остротой
поставило вопрос о начальном народном образовании. Промышленность, транспорт и торговля предъявляли все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Значительно выросли ряды интеллигенции. Ее духовные запросы вызывали рост книгоиздательского дела, подымали тиражи газет и журналов. На этой же волне шло развитие театра, живописи, других искусств.
Слайд 3Образование.
Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже
в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключением
детей до семи лет) составляла 44%. В Москве по переписи 1871 г. неграмотных оказалось 55%. В губернских городах их процент повышался до 60—70, в уездных — до 70—80, в деревне грамотность была редким явлением.
Слайд 4. Несколько позднее, с 80-х гг., стала расширяться сеть церковноприходских
школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых, содержавшиеся
за счет энтузиастов-просветителей.
Слайд 5Основой среднего образования стала классическая гимназия.
. В конце XIX
в. на территории великорусских губерний действовала 81 мужская гимназия. С
1862 г. появились женские гимназии. К концу века в тех же губерниях их число дошло до 64.
Только выпускники мужских гимназий имели право поступать в университеты.
Слайд 6Наряду с гимназиями существовали мужские реальные училища, ориентированные на средние
слои населения. Здесь в большем объеме преподавались физика, химия, новые
языки. Выпускники реальных училищ допускались к поступлению в высшие специальные учебные заведения.В целом же лишь небольшая часть молодых людей, в основном из обеспеченных слоев общества, получала среднее образование.
Слайд 8Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в
живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за
простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.
Слайд 9Живопись.
Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных
художников, как Васнецов , Левитан, Репин, Суриков и др. Их
имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок». Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками».
Исаак Левитан(1890-1900)
Слайд 10Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись),
художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно-важные моменты. Большое
место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих
Слайд 11Васнецов Виктор Михайлович1848–1926 - великий русский художник, один из основоположников
русского модерна в его национально-романтическом варианте. Родился в селе Лопьял
(Вятская губерния) 3 (15) мая 1848 в семье священника. Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств в Петербурге (где наставником Васнецова был Иван Николаевич Крамской) и в петербургской Академии художеств (1868–1875).
Аленушка , 1881
Третьяковская галерея, Москва
Слайд 12Васнецов - основоположник особого «русского стиля» внутри общеевропейского символизма и
модерна. Живописец Васнецов преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья
с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки.
Богатыри
1898
Слайд 13Наиболее известные картины:
Витязь на распутье, 1878
Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 14Иван Царевич на сером волке
1889, Третьяковская галерея, Москва
Слайд 18 Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники
сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и
перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п
Слайд 19"Вечерний звон"
1892
Левитан Исаак Ильич 1860–1900. Родился в Кибартах (ныне
Кибартай, Литва) 18 (30) августа 1860 в семье железнодорожного служащего.
В 1873 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.Д.Поленов и А.К.Саврасов;
Слайд 20"Тихая обитель"
1898
окончил училище в 1885. Жил преимущественно в Москве.
Работал также в Останкине (1880–1883), в различных местах Московской и
Тверской губерний, в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887–1890). Был членом «Товарищества передвижников».
Слайд 21"Золотая осень"
1895
Пейзажи настроения Левитана содержат особую психологическую насыщенность, отражая
все грани человеческой души. Восприняв новации импрессионизма, он, тем не
менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих лиричных образов.
Слайд 22"Березовая роща"
1885-1889
"Летний вечер. Река"
1897
Слайд 24Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930),
художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. .
Новое, не известное искусству 60-х годов отношение народу показал Репин в картине «Бурлаки на Волге» (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест.
Слайд 26Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану
1878–1891
Николай Мирликийский избавляет от смертной
казни трех невинно осужденных
Слайд 28 Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в
их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов
реальные события, стремились передать эпоху, характер. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории.
Утро стрелецкой казни, 1881
Третьяковская галерея, Москва
Боярыня Морозова, 1887
Третьяковская галерея, Москва
Работы В.И. Сурикова
Слайд 30Перов Василий Григорьевич(1833—1882),
Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске.
Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как
прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств).
Блаженный
1875-1879
Слайд 33 Музыка.
Немалые изменения
произошли и в музыкальной жизни. Камерная и симфоническая музыка вышла
за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО).
Слайд 34Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист
Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать
хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.
Слайд 35Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет
принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных
музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.
Слайд 36В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и
группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о
«Новой русской школе», или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке». В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.
.
Слайд 37Композиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель
видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки.
Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали и изучали русские народные песни.
Слайд 38В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на
мелодический склад русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они
горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии.