Разделы презентаций


Культура Руси в XIII — XV вв. §13

Содержание

ремеслоXIV-XV вв литейное дело – отрасль хоз-ваКонец XIVв первые пушки из железа1382 Тохтамыш- ?70-е гг XVв – из бронзы льют пушки, а из железа пищалиТюфякПищали ручные, 16в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Культура Руси в XIII—XV вв.

§13

Культура  Руси   в XIII—XV  вв. §13

Слайд 2ремесло
XIV-XV вв литейное дело – отрасль хоз-ва
Конец XIVв первые пушки

из железа
1382 Тохтамыш- ?
70-е гг XVв – из бронзы льют

пушки, а из железа пищали

Тюфяк

Пищали ручные, 16в

ремеслоXIV-XV вв литейное дело – отрасль хоз-ваКонец XIVв первые пушки из железа1382 Тохтамыш- ?70-е гг XVв –

Слайд 3Письменность
Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу

пришел полуустав, а затем и скоропись
Буквы стали мелкими, не такими

геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв.


Чем были вызваны такие изменения в почерке?

Лаврентьевская летопись 1377 г.
Полуустав.

?

ПисьменностьМанера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу  пришел полуустав, а затем и скорописьБуквы

Слайд 4Письменность
В XIV в появилась бумага (импорт)
Листы бумаги склеивали в виде

свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре»

– четыре листа).
Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями.
Книги стоили целое состояние.

Евангелие XV в.
Ризница Троице-Сергиева монастыря.

ПисьменностьВ XIV в появилась бумага (импорт)Листы бумаги склеивали  в виде свитков (столбцов)  или складывали в

Слайд 5Письменность
Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.
В XIII–XIV вв. часто использовался

«чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.
В XV в. распространился

плетеный и растительный орнамент.

Евангелист Иоанн, диктующий Прохору.
Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.

ПисьменностьРукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических

Слайд 6Литература.
Фольклор.
Исторические песни.
Сюжетная повесть.
Агиографический жанр (жития святых, княжеские жития)
Панегирический стиль (похвальные

слова).
Рассказы о путешествиях (хожения).
Летописи.

Литература. Фольклор.Исторические песни.Сюжетная повесть.Агиографический жанр (жития святых, княжеские жития)Панегирический стиль (похвальные слова).Рассказы о путешествиях (хожения).Летописи.

Слайд 7Фольклор
Былины о Садко
«Не я, видно, купец богат новгородский — Побогаче меня славный

Новгород»
Андрей Рябушкин. Садко,
богатый новгородский гость. 1895.

ФольклорБылины о Садко«Не я, видно, купец богат новгородский — Побогаче меня славный Новгород»Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость.

Слайд 8Повести о борьбе с моноголо-татарами:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Повесть

о Шелкане Дудентьевиче» (тверское восстание 1327 г.),
«Повесть о битве

на реке Пьяне» (1377)
«Повесть о битве на реке Воже» (1378)
«Повесть о нашествии Тохтамыша» (1382)

Щелкановщина.
Народное восстание против
татар в Твери. 1327.
Миниатюра из Лицевого
летописного свода XVI в.

Повести о борьбе с моноголо-татарами:«Повесть о разорении Рязани Батыем» Повесть о Шелкане Дудентьевиче» (тверское восстание 1327 г.),

Слайд 9Куликовский цикл.
«Задонщина», автор Софоний Рязанец.
«Сказание о Мамаевом побоище».
Дмитрий Донской

на Памятнике «1000-летие
России»в Великом Новгороде

Куликовский цикл.«Задонщина», автор Софоний Рязанец.«Сказание о Мамаевом побоище». Дмитрий Донской на Памятнике «1000-летие России»в Великом Новгороде

Слайд 10«Житие Александра Невского»
«Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского»,

автор Епифаний Премудрый
Сергий Радонежский. Покров.
Панегирический стиль – возвышенный, хвалебный.
Жития

святых. Агиографический жанр
«Житие Александра Невского» «Житие Сергия Радонежского» и «Житие Стефана Пермского», автор Епифаний Премудрый Сергий Радонежский. Покров.Панегирический стиль

Слайд 11Похвальные слова.
«Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича», написанное

неизвестным автором (вероятно, Епифанием Премудрым)
И.Глазунов. Дмитрий Донской

Похвальные слова. «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича», написанное неизвестным автором (вероятно, Епифанием Премудрым) И.Глазунов. Дмитрий

Слайд 12Сюжетные повести
О Петре и Февронии Муромских
О Меркурии Смоленском
Святые Пётр и

Февронья.
ФрескаСпасо-Преображенского
монастыря вМуроме. 21 век

Сюжетные повестиО Петре и Февронии МуромскихО Меркурии СмоленскомСвятые Пётр и Февронья. ФрескаСпасо-Преображенского монастыря вМуроме. 21 век

Слайд 13Рассказы о путешествиях.
«Хожение за три моря» тверского купца Афанасия

Никитина, повествующего о путешествии в Индию (1466—1472).

Рассказы о путешествиях. «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, повествующего о путешествии в Индию (1466—1472).

Слайд 14Архитектура.
деревянные храмы XIV—XV вв.
Лазаревская церковь Муромского монастыря XIV в.
Церковь Положения

ризы богородицы из села Бородавы, 1485 г

Архитектура.деревянные храмы XIV—XV вв.Лазаревская церковь Муромского монастыря XIV в.Церковь Положения ризы богородицы из села Бородавы, 1485 г

Слайд 15Московский кремль.
В 20-х гг XIV в. При Иване Калите строится

дубовый кремль

Аполлинарий Васнецов Кремль при Иване Калите.
При Иване Калите построены 4

белокаменных кремлевских храма: Успенский собор, храм Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника
Московский кремль.В 20-х гг XIV в. При Иване Калите строится дубовый кремльАполлинарий Васнецов Кремль при Иване Калите.При Иване

Слайд 16Московская архитектура.
Успенский собор что на Городке (1396—1399). Звенигород
Троицкий собор

Троице-Сергиевой лавры (1423)

Московская архитектура. Успенский собор что на Городке (1396—1399). ЗвенигородТроицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423)

Слайд 17Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1427)
Система повышающихся к

центру сводов
Нарушение традиции «куба»
Наверху – килевидные кокошники
Переход от крестово-купольной системы

храма к шатровой и столпообразной
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1427) Система повышающихся к центру сводовНарушение традиции «куба»Наверху – килевидные кокошникиПереход

Слайд 18Архитектура Новгорода и Пскова.
церковь Спаса на Ильине улице (1374)


церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407).

Архитектура Новгорода и Пскова. церковь Спаса на Ильине улице (1374) церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407).

Слайд 19Архитектура Новгорода.
В 15 в. При архиепископе Евфимии строится Софийский дом

– резиденция епископа
Грановитая палата – самое древнее в стране гражданское

сооружение готического стиля.
Архитектура Новгорода.В 15 в. При архиепископе Евфимии строится Софийский дом – резиденция епископаГрановитая палата – самое древнее

Слайд 20Дозорная башня Новгородского детинца – ранний образец шатровой архитектуры
Архитектура Новгорода.

Дозорная башня Новгородского детинца – ранний образец шатровой архитектурыАрхитектура Новгорода.

Слайд 21Московский кремль
Москва – центр Московского государства. Середина XIV в. Дмитрий

Донской строит белокаменный кремль.

Московский кремльМосква – центр Московского государства. Середина XIV в. Дмитрий Донской строит белокаменный кремль.

Слайд 22Московский кремль
Конец 15 в. Москва – столица Русского государства. Иван

III строит современный кремль.

Московский кремльКонец 15 в. Москва – столица Русского государства. Иван III строит современный кремль.

Слайд 23Московский кремль
Для постройки новой крепости ИванIII
приглашает лучших в Европе

строителей –
итальянских инженеров и архитекторов –
Аристотеля Фиорованти, Марко

Фрязина, Пьетро А. Солари, Алевиза Фрязина, Антона Фрязина.

Новую кремлевскую стену построили за 10 лет, с 1485- 1495 гг.

Московский кремльДля постройки новой крепости ИванIII приглашает лучших в Европе строителей – итальянских инженеров и архитекторов –

Слайд 24Р. Москва
р. Неглинная
Красная площадь
S- 27 га, h – 8-19 м,
L-

2.5 км., ш – 3,5-6,5 м,
18 башен
Кутафья
Троицкая
Никольская
Спасская
Царская
Боровицкая
Соборная площадь
Водовзводная
Угловая
Арсенальная
Сенатская
Комендантская
Оружейная
Набатная
Константино-
Еленинская
Беклемешевская
Петровская
Вторая Безымянная
Первая

Безымянная

Тайницкая

Собор Василия Блаженного

Московский кремль.
Кремль стоит на Боровицком холме.

Р. Москвар. НеглиннаяКрасная площадьS- 27 га, h – 8-19 м,L- 2.5 км., ш – 3,5-6,5 м,18 башенКутафьяТроицкаяНикольскаяСпасскаяЦарскаяБоровицкаяСоборная

Слайд 25Колокольня Ивана Великого
Успенский собор
Архангельский собор
Грановитая палата
Теремной дворец
Церковь Ризположения
Патриарший дворец
И Собор

Двенадцати апостолов
Теремные церкви
Благовещенский собор
Царь-колокол
Царь-пушка
Московский кремль.
Соборная и Ивановская площади

Колокольня Ивана ВеликогоУспенский соборАрхангельский соборГрановитая палатаТеремной дворецЦерковь РизположенияПатриарший дворецИ Собор Двенадцати апостоловТеремные церквиБлаговещенский соборЦарь-колоколЦарь-пушкаМосковский кремль.Соборная и Ивановская

Слайд 26Московский кремль.
Успенский собор

Сооружён в 1475—1479 годах  (при Иване III.)под руководством итальянского

зодчего Аристотеля Фиораванти.
Главный храм Русского государства.
Старейшее полностью сохранившееся здание

Москвы.
Усыпальница московских митрополитов и патриархов.
В росписи принимал участие известный иконописец Дионисий


Московский кремль.Успенский соборСооружён в 1475—1479 годах  (при Иване III.)под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее

Слайд 27Московский кремль.
Архангельский собор
сооружён в1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового
В октябре

1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи

прародителей своих Великих князей Русских»
Московский кремль.Архангельский соборсооружён в1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза НовогоВ октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места

Слайд 28Московский кремль.
Благовещенский собор
Собор был построен в 1489 году псковскими мастерами.
До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей

Московский кремль.Благовещенский соборСобор был построен в 1489 году псковскими мастерами.До XVIII века являлся домовой церковью Московских государей

Слайд 29Московский кремль.
Грановитая палата
Построена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
 Одно

из древнейших гражданских зданий Москвы

Московский кремль.Грановитая палатаПостроена в 1487 — 1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Одно из древнейших гражданских зданий Москвы

Слайд 30В 1505-08 году старая церковь Иоанна Лествичника была разобрана, и к востоку

от неё по указу Василия III приглашённым итальянским мастером Боном Фрязином была

сооружена новая церковь в память об умершем в тот год Иване III.
Затем пристроена звонница (В 1532—1543  Петрок Малый прямоугольную звонницу)
Высота 80 м.
Столп 

Московский кремль.
Колокольня Ивана Великого.

В 1505-08 году старая церковь Иоанна Лествичника была разобрана, и к востоку от неё по указу Василия III приглашённым

Слайд 31Р. Москва
р. Неглинная
Красная площадь
S- 27 га, h – 8-19 м,
L-

2.5 км., ш – 3,5-6,5 м,
18 башен
Кутафья
Троицкая
Никольская
Спасская
Царская
Боровицкая
Соборная площадь
Водовзводная
Угловая
Арсенальная
Сенатская
Комендантская
Оружейная
Набатная
Константино-
Еленинская
Беклемешевская
Петровская
Вторая Безымянная
Первая

Безымянная

Тайницкая

Собор Василия Блаженного

Московский кремль.
Кремль стоит на Боровицком холме.

Р. Москвар. НеглиннаяКрасная площадьS- 27 га, h – 8-19 м,L- 2.5 км., ш – 3,5-6,5 м,18 башенКутафьяТроицкаяНикольскаяСпасскаяЦарскаяБоровицкаяСоборная

Слайд 32Водовзводная и Беклемешевская башни

Водовзводная и Беклемешевская башни

Слайд 33Троицкая и Кутафья башни

Троицкая и Кутафья башни

Слайд 34Петровская и Оружейная башни
H-8-19 м
Ширина – 3,5-6,5 м

Петровская и Оружейная башниH-8-19 мШирина – 3,5-6,5 м

Слайд 35Царская башня
Набатная башня

Царская башняНабатная башня

Слайд 36Спасская башня

Спасская башня

Слайд 37Архитектура Новгорода и Пскова.
церковь Спаса на Ильине улице (1374)


церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407).

Архитектура Новгорода и Пскова. церковь Спаса на Ильине улице (1374) церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407).

Слайд 38Иконопись. Феофан Грек. (около 1340 - около 1410)
«Богоматерь Донская»1380?


«Преображение»1408

Иконопись. Феофан Грек. (около 1340 - около 1410) «Богоматерь Донская»1380? «Преображение»1408

Слайд 39Иконопись. Феофан Грек.
«Христос Пантократор» ,

«Троица»
фреска Церкви Спаса на Ильине улице
Иконопись. Феофан Грек. «Христос Пантократор» ,

Слайд 40Иконопись. Феофан Грек.
«Успение Богоматери »

Иконопись. Феофан Грек. «Успение Богоматери »

Слайд 41 Иконопись. Андрей Рублев. «звенигородский чин»
Архангел Михаил
Спас
апостол Павел

Иконопись. Андрей Рублев. «звенигородский чин» Архангел Михаил Спасапостол Павел

Слайд 42Иконопись. Андрей Рублев.
«Троица»

Иконопись. Андрей Рублев. «Троица»

Слайд 43Иконопись. Андрей Рублев (ок. 1370-1430)
Преподобный
Инок Спасо-Андронникова монастыря
Росписи:
фрески Успенского собора

в Звенигороде
Роспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря
Иконы иконостаса Благовещенского собора Московского

кремля
Фрески и иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры
«Троица»
Иконопись. Андрей Рублев (ок. 1370-1430)ПреподобныйИнок Спасо-Андронникова монастыряРосписи: фрески Успенского собора в ЗвенигородеРоспись Спасского собора Спасо-Андроникова монастыряИконы иконостаса

Слайд 44Иконостас – алтарная преграда, отделяющая алтарь от основной части храма.
14

в - начало формирования классического высокого иконостаса.
Церковь Федора Стратилата
На Ручью,

Новгород, 14 в.

Иконостас.

Иконостас – алтарная преграда, отделяющая алтарь от основной части храма.14 в - начало формирования классического высокого иконостаса.Церковь

Слайд 45Иконостас.

Иконостас.

Слайд 46Мастерская Андрея Рублёва.
Иконостас Троицкого собора.
1420-е гг. Троице-Сергиева лавра.


Сергиев Посад
Иконостас Благовещенского
собора
Московского Кремля.
Роспись А.Рублева
Иконостас.

Мастерская Андрея Рублёва. Иконостас Троицкого собора. 1420-е гг. Троице-Сергиева лавра. Сергиев ПосадИконостас Благовещенского собораМосковского Кремля. Роспись А.РублеваИконостас.

Слайд 47Иконопись. Дионисий. (ок. 1440—1502) .
«Митрополит Алексей»
Распятие.

Иконопись. Дионисий. (ок. 1440—1502) . «Митрополит Алексей» Распятие.

Слайд 48Иконопись. Дионисий.
Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500—1501)

Иконопись. Дионисий. Росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1500—1501)

Слайд 49Иконопись. Дионисий.
Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель

Николай Чудотворец

Иконопись. Дионисий. Собор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Слайд 50 Дионисий. Роспись Успенского собора Московского кремля.
В 1481 году лучшими иконописцами считался

Дионисий и его ученики, им-то и было поручено написать трехъярусный иконостас для Успенского

собора. Фресками собор был расписан позже - в 1513-1515 г.г. Как гласит летопись, украшали собор "иконник Дионисий, да поп Тимофей, да Ярец, да Коня". К сожалению, всё то, что мы сейчас видим, исполнено в 17 веке. Что за росписи были первоначально, мы никогда не узнаем. Но…
Дионисий. Роспись Успенского собора Московского кремля.В 1481 году лучшими иконописцами считался Дионисий и его ученики, им-то и было

Слайд 51 Дионисий. Роспись Успенского собора Московского кремля.

Дионисий. Роспись Успенского собора Московского кремля.

Слайд 52Политическая доктрина самодержавной власти
Формируется на рубеже XV-XVIвв.
Иосиф Волоцкий (иосифляне) –

священный характер власти.
Автор книги «Просветитель»
Современник ИванаIII и Василия III.
Называл Василия

III «всея Русской земли государем государь»
Политическая доктрина самодержавной властиФормируется на рубеже XV-XVIвв.Иосиф Волоцкий (иосифляне) – священный характер власти.Автор книги «Просветитель»Современник ИванаIII и

Слайд 53Политическая доктрина самодержавной власти
Теория «Москва – третий Рим»
Автор -монах псковского

монастыря Филофей. Современник ИванаIII и Василия III.
Оформлена в посланиях к

Василию III.
Какие события предшествовали ее созданию?
Политическая доктрина самодержавной властиТеория «Москва – третий Рим»Автор -монах псковского монастыря Филофей. Современник ИванаIII и Василия III.Оформлена

Слайд 54Политическая доктрина самодержавной власти
«…так и теперь говорю: храни и внимай,

благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно

твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать."

Прочитайте отрывок из письма псковского монаха Филофея, адресованного великому князю московскому и всея Руси Василию III, и объясните его смысл и основную идею.

Политическая доктрина самодержавной власти«…так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства

Слайд 55Политическая доктрина самодержавной власти
Нил Сорский (нестяжатели)
Современник ИванаIII и Василия III.
Основатель

скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о скитской жизни».
Человек может

обойтись без прямого обращения к власти
Политическая доктрина самодержавной властиНил Сорский (нестяжатели)Современник ИванаIII и Василия III.Основатель скитского жительства на Руси, автор «Предания», «Устава о

Слайд 56Это интересно…
Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца

в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Это интересно…Ж. Делабарт. Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Москворецкого моста. 1797 год.

Слайд 57Это интересно…
П.Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год.

Это интересно…П.Верещагин. Вид Московского Кремля. 1879 год.

Слайд 58Это интересно…
Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Это интересно…Кремль. Хромолитография из собрания Библиотеки конгресса США, 1890 год.

Слайд 59Московский кремль.
Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882).
.

Самый старый из сохранившихся к началу 20 века
Разрушен большевиками.


Собор Спаса


Преображения на
Бору в
Московском Кремле
(1882)
Московский кремль.Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (1882).. Самый старый из сохранившихся к началу 20

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика