Слайд 1Культура руси XVII века
Презентацию выполнили студентки 1-го курса фтд
курилех ольга и кудряшова ксения
Группа 1511
Слайд 2СОБЫТИЯ, ПОВЛИЯВШИЕ НА РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В XVII ВЕКЕ
В середине XVII
в. во время правления Алексея Михайловича патриарх Никон осуществил церковную
реформу, которая привела к расколу. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская сторонников старины, изоляционизма и западническая — реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций стала никоновская реформа, которая должна была исправить отличия русской православной обрядности, а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести их в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей.
Знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли оскорбительным разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния и начавшейся секуляризацией культуры России. Так начался извечный спор русской культуры о дальнейших путях развития страны и сформировались партии «почвенников» и западников, которые вновь и вновь будут проявлять себя в последующие периоды русской истории.
Слайд 3Русская литература XVII вЕКА
Литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим
проблемам. Среди известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич,
европейски образованный мыслитель
Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств.
Слайд 4Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые
слои населения — провинциальных дворян, служилых и посадских людей. У
таких читателей особый интерес в литературе вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. Среди них наиболее популярными были «Повесть о Бове Королевиче» и «Повесть о Петре Златых Ключей». Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой «Повести о Горе-Злосчастии» и особенно «Повести о Фроле Скобееве»
Слайд 5ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ САТИРА
В XVII в. возник новый литературный жанр — демократическая
сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой.
Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»), на житийные произведения («Слово о бражнике»).
Слайд 6Народ настойчиво осмысливал события века, давал свою оценку. «Казачье написание»
составили участники похода Ермака, где инициативу похода отводили самим казакам,
а не Строгановым.
Еще один самобытный писатель XVII в. - беглый холоп Порошин. Федор Порошин, ставший подьячим Войска Донского, создал в 40-х годы «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». «Повесть» написана ярким языком, героическая борьба донцов с турками развернута как эпическое и драматическое повествование. Специалисты считают ее одним из лучших литературных памятников эпохи.
Слайд 7Рождение стихосложения
До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве
- в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная
поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения. Ее основоположником стал белорус Симеон Полоцкий. Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. «Вертоград многоцветный» — своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов.
Слайд 8Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее
являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов,
написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое «Житие»
Таким образом, русская литература XVII в. начала освобождаться от средневековых традиций; подтачивалось церковно-схоластическое мировоззрение и ему на смену приходило более реалистическое видение действительности. Был подготовлен переход русской словесности от средневековья к Новому времени.
Слайд 9Школа, просвещение, научные знания
Усложнение городской жизни с ее торгово-ремесленной деятельностью,
рост аппарата власти, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые
требования к образованию: росла потребность в увеличении числа образованных людей.
Общий уровень грамотности в XVII в. значительно вырос в различных слоях населения и по подсчетам специалистов составлял: среди помещиков - 65%, купечества - 96%, посадских людей - 40%, крестьян - 15%, стрельцов, пушкарей, казаков - 1%.
Слайд 10По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семьях, поэтому особенно популярными
были пособия по домашнему воспитанию и образованию.
Основными учебными пособиями
оставались книги религиозного содержания, но в свет вышли и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания. Популярен был букварь Симеона Полоцкого (1679 г.), по которому сам автор обучал детей царя Алексея Михайловича. Карион Истомин подготовил практическое пособие для счета (таблицу умножения) .
Слайд 11Ученые установили, что за вторую половину столетия Печатный двор выпустил
300 тыс. букварей (разных авторов) и 150 тыс. учебных псалтырей
и часословов.
Стали печататься азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями, сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали географические сведения и материалы по отечественной истории. Это были скорее справочники.
В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.
Процент грамотных по стране неуклонно рос.
Слайд 12Театр
Появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль
о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации
страны. Решающую роль в этом сыграл Артамон Матвеев, начальник Посольского приказа, знакомый с постановкой театрального дела в Европе. В России не было актеров (опыт скоморохов, которые в это время подверглись гонениям, не годился), отсутствовали пьесы. Актеры и режиссер Иоганн Грегори были найдены в Немецкой слободе. Первый спектакль, имевший большой успех, назывался «Артаксерксово действо». Репертуар театра за время его существования (1672-1676) составляли девять спектаклей на библейские сюжеты и один балет. Деяниям ветхозаветных персонажей придавались черты политической злободневности и ассоциации с современностью, что еще более усиливало интерес к зрелищу.
Слайд 13Русская архитектура и строительство XVII в.
Гражданское, светское строительство активно развивалось, и
если в начале века было в основном деревянным, то к
его концу все чаше использовался камень. Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, В каменном строительстве нужно отметить реставрацию стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремной дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню. Бояре, богатые купцы и дворяне все чаше строили в городах и в своих усадьбах каменные жилые палаты. Наиболее характерен тип, повторяющий планировку деревянных хором и состоящий из двух квадратных помещений с продолговатыми сенями между ними. Нижний этаж занимали хозяйственные и складские помещения. Фасады украшались плоскими лопатками или колонками, окна обрамляли богатые наличники.
Слайд 15Храмовое строительство
Постепенно намечаются новые черты, связанные с обмирщением русской культуры. Так,
в деревянном зодчестве наряду с клетскими храмами, распространенными по всей
России, строятся запрещенные шатровые храмы (судя по всему, они были недостаточно каноничными, а в эпоху борьбы, которую вела церковь против светских элементов, этого было достаточно для запрета), ярусные церкви. В поисках сложного и богатого силуэта зодчие со второй половины XVII в. используют принцип многоглавия, великолепным воплощением которого является церковь Преображения в Кижах, представляющая собой поразительный по красоте 22-главый храм. (церковь Рождества Богородицы в Путинках, Троицы в Никитниках).
Слайд 17В конце XVII в. в архитектуре появляется новый стиль, получивший
название московского, или нарышкинского, барокко.
Связь ряда построек с заказами
семьи Нарышкиных случайна. Также неправомерно называть это архитектурное направление «барокко», поскольку сходство московской архитектуры конца XVII в. с западноевропейским стилем барокко является чисто внешним. Цикличность и ярусность, симметрия и равновесие масс, в этом стиле сложились в самобытную систему, но во внешнем оформлении наиболее близкую стилю европейского барокко благодаря примененным ордерным деталям.
Ярким памятником данного течения является церковь Покрова в Филях
Слайд 18Русская живопись XVII в.
В первой половине столетия основной спор в
иконописи шел между двумя школами — годуновской и строгановской. Годуновская
школа тяготела к традициям прошлого. Но их попытки следовать древнему канону, ориентация на Андрея Рублева и Дионисия приводили лишь к повествовательности, перегруженности композиции. Строгановская школа (названа так потому, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска) возникла в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров. Характерными особенностями икон строгановской школы являются прежде всего их небольшие размеры и детальное, точное письмо, которое современники называли «мелочное письмо».
Слайд 19Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм
и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени
объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица.
Слайд 20ПАРСУНА
Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский
портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй
половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа.
Слайд 21Русская музыка XVII в.
Русская музыка в XVII в. также пережила решительные
перемены. В это время старая русская культура столкнулась с западноевропейской,
что существенно отразилось в музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым — партесное многоголосие (пение по партиям) западного типа, усиливавшее светское начало.
Слайд 22Партесное многоголосие
Было завезено в Россию из Украины и Белоруссии и
прижилось не сразу: до конца XVII в. в храмах продолжал
звучать знаменный распев, перемежавшийся с троестрочным и демественным пением, а также с новыми партесными сочинениями. Одним из самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты — духовные песни, текстами для которых служили поэтические переложения псалмов Давида. Со временем они вытеснили древние духовные стихи, так как были проще них, их ясный, закругленный напев был близок к народным украинским песням.
Слайд 23Сторонники старины осудили эти новинки. Протопоп Аввакум сетовал, что в
церквях звучит новая музыка, а не божественное пение. Но хотя
старое пение было любимо на Руси, объективные причины подталкивали к появлению многоголосия. Из-за большого числа песнопений их могли понять только самые опытные певчие, которых было не так уж много. В отсутствие опытного регента хор звучал фальшиво. Проблемой стало и то, что русский язык существенно изменился по сравнению с древним периодом, из него постепенно исчезали древние полугласные звуки. Поэтому образовалось несложение между текстами и напевами. Постепенно знаменный распев сдавал свои позиции и остался неприкосновенным лишь у старообрядцев, которые хранят его и сегодня.
Слайд 24Таким образом, XVII в. стал последним веком существования древнерусского искусства,
когда стало особенно заметно западное влияние. Начинается резкий перелом, качественный
скачок в русской культуре, который будет завершен в XVIII веке после петровских реформ.