Слайд 2
…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не
прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей
будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
В.Боровицкая
Слайд 3Средневековая культура
(5-15 века)
раздел Римской империи в 395 году на
два государства - восточное и западное
476 год - падения Римской
империи.
принятие христианства императором Рима Константином как официальной религии (313 г.)
Слайд 4Культура Средних веков
Особое место в культуре занимают такие жанры искусства,
как архитектура и живопись.
Роль церкви и ее влияния на
культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета. . Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.
Слайд 5Искусство Византии
Искусство Византии
Слайд 6«Пренебрежение к истории Византии и ее наследию есть отречение от
одного из родников древнерусской культуры, от своих корней»
Слайд 7В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи
Константинополь, столицу будущего Византийского государства (395 г.)
Слайд 8 В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные
особенности византийской культуры?
Слайд 9Достижения византийской архитектуры
Слайд 11Базилика
от греч. basilike — царский дом .
Слайд 12Неф
НЕФ - (франц. nef, от лат. navis — корабль),
вытянутое помещение (зал), часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной
или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Слайд 13Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем
Слайд 15
АПСИДА (от греч. — свод) - полукруглая сводчатая ниша
с восточной стороны храма
Алтарь – священная часть храма, расположенная в
апсиде
Слайд 16Базилика Св. Петра 330 г. Рим
Атриум – двор
на
западной части
здания, окруженный
крытой колоннадой
Слайд 17КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре
Византии и получивший распространение во всех странах православной культуры,
в том числе и на Руси.
Слайд 18Крестово-купольный
тип храма
в плане это как
правило квадрат,
в центре его находятся
4 пилона или столба;
весь
объем
перекрывается куполом.
Слайд 19КУПОЛ -(итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие
зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, эллиптические в
плане помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.
Слайд 20Крестовый свод — перекрытие, образованное пересечением под прямым углом двух
цилиндрических сводов равного радиуса.
Слайд 21БАРАБАН - опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть
здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.
Слайд 22ФАСАД - [фр. faзade < ит. facciata лицо].
Передняя
сторона здания, сооружения.
Слайд 23ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно
оформленный вход в здание.
Слайд 24АРКА (от лат. arkus — дуга), криволинейное перекрытие проема в
стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).
Слайд 25АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или
столбы.
Слайд 26Особого размаха строительство Константинополя достигло при правлении императоров Константина и
Юстиниана
Мозаика «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью»
Слайд 27Шедевр купольной базилики
Храм Святой Софии в Константинополе. VI в.
(Храм Премудрости
Божией).
Слайд 28Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров
Слайд 29Давление
купола
принимают
на себя
сложные системы
полукуполов
и колоннад.
Слайд 3040 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект —
чаша купола кажется парящей над храмом.
Слайд 32Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и
фреска, иконопись
Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных
кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками).
Фреска – роспись по сырой штукатурке
Икона - образ
Слайд 33
Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего
к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества.
Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов
Слайд 34
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера
старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру
Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
Слайд 35Богоматерь
Мозаика «святой Софии»
Слайд 36Старейшая из византийских икон
«Владимирская Богоматерь»
Слайд 37Значение византийской культуры
Появление нового типа храма в архитектуре- крестово-купольного
Синтез мозаики
и фрески в изобразительном искустве
Зарождение иконографии
Преобладание духовного содержания над физическим
совершенством.
Слайд 38Заключение
Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453 г., поставили точку в
истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного
и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства.
Слайд 39Словарь ( дополнение)
Фреска
Мозаика
Икона
Слайд 41Константинополь
Влияние культуры Византии
Восточные славяне - Русь
Грузия, Армения
Балканы
Италия
Вернуться
Слайд 42ЗАКОМАРА- в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной
стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.
Слайд 43КОКОШНИК –
в архитектуре русских церквей 16-17 вв.
полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение.
Часто кокошники располагаются ярусами.
Слайд 44Иконостас
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis — место стояния),
перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая
алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 –нач.15 вв.
Слайд 45Виды церквей
Базилики
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные
на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше
боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
Слайд 46Крестово-купольные церкви
крестово-купольной церкви — квадратное в плане здание, в центральной
части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились
четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.
Слайд 48В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом
в форме равностороннего или «греческого» креста (св. Апостолов) также в
Константинополе.
Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
Пятикупольная система
Слайд 493. Архитектура.
В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился
крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом
посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
Слайд 504. Живопись.
Мозаика
В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены
храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных
камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту
укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.
Фреска
Слайд 524. Живопись.
Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства,
как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На
верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.
Мученики и мученицы
Слайд 534. Живопись.
В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения
Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В
отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.
Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.
Слайд 545. Культурные связи Византии.
Особенно сильно повлияла византийская культура на
культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из
Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.
Кирилл и Мефодий
Глаголица и кириллица