Разделы презентаций


Культура Средневековья

Содержание

…Все на свете уходит – остается искусство.Цепь веков не прервется голосами поэтов.Смотрят фрески соборов и полотна портретов.На земле одряхлевшей будет горько и грустно.Только пусто не будет, пока живо искусство.В.Боровицкая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Культура Средневековья

Культура   Средневековья

Слайд 2

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не

прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей

будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.


В.Боровицкая

…Все на свете уходит – остается искусство.Цепь веков не прервется голосами поэтов.Смотрят фрески соборов и полотна

Слайд 3Средневековая культура (5-15 века)
раздел Римской империи в 395 году на

два государства - восточное и западное
476 год - падения Римской

империи.
принятие христианства императором Рима Константином как официальной религии (313 г.)



Средневековая культура  (5-15 века)раздел Римской империи в 395 году на два государства - восточное и западное476

Слайд 4Культура Средних веков
Особое место в культуре занимают такие жанры искусства,

как архитектура и живопись.
Роль церкви и ее влияния на

культуру средневековья очень велики. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу. Сюжеты произведений носят религиозный характер: это образы потустороннего мира, язык символов и аллегорий. Отсутствует жанр портрета. . Основной жанр живописи - икона. Сюжеты - жития святых, изображение Богоматери, Иисуса Христа.

Культура Средних вековОсобое место в культуре занимают такие жанры искусства, как архитектура и живопись. Роль церкви и

Слайд 5Искусство Византии
Искусство Византии

Искусство ВизантииИскусство Византии

Слайд 6«Пренебрежение к истории Византии и ее наследию есть отречение от

одного из родников древнерусской культуры, от своих корней»

«Пренебрежение к истории Византии и ее наследию есть отречение от одного из родников древнерусской культуры, от своих

Слайд 7В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи

Константинополь, столицу будущего Византийского государства (395 г.)

В 330 году император Константин основал новую столицу Римской империи Константинополь, столицу будущего Византийского государства (395 г.)

Слайд 8 В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные

особенности византийской культуры?

В чем богатство и многообразие византийской культуры? Каковы художественные особенности византийской культуры?

Слайд 9Достижения византийской архитектуры

Достижения византийской архитектуры

Слайд 10Базилика Св. Петра 330 г. Рим

Базилика Св. Петра 330 г. Рим

Слайд 11Базилика
от греч. basilike — царский дом .

Базилика от греч. basilike — царский дом .

Слайд 12Неф
НЕФ - (франц. nef, от лат. navis — корабль),

вытянутое помещение (зал), часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной

или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.
Неф НЕФ - (франц. nef, от лат. navis — корабль), вытянутое помещение (зал), часть интерьера (обычно базилики),

Слайд 13Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем

Базилика Рождества Христова 333г. Вифлеем

Слайд 14 Трансепт – поперечный

неф
Трансепт – поперечный

Слайд 15
АПСИДА (от греч. — свод) - полукруглая сводчатая ниша

с восточной стороны храма

Алтарь – священная часть храма, расположенная в

апсиде

АПСИДА (от греч. — свод) - полукруглая сводчатая ниша с восточной стороны храмаАлтарь – священная часть

Слайд 16Базилика Св. Петра 330 г. Рим
Атриум – двор
на

западной части
здания, окруженный
крытой колоннадой

Базилика Св. Петра 330 г. Рим Атриум – двор на западной части здания, окруженный крытой колоннадой

Слайд 17КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре

Византии и получивший распространение во всех странах православной культуры,

в том числе и на Руси.

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ - тип христианского храма, возникший в средневековой архитектуре Византии и получивший распространение во всех странах

Слайд 18Крестово-купольный тип храма
в плане это как

правило квадрат,
в центре его находятся
4 пилона или столба;
весь

объем
перекрывается куполом.
Крестово-купольный     тип храма в плане это как правило квадрат, в центре его находятся

Слайд 19КУПОЛ -(итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие

зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые, многоугольные, эллиптические в

плане помещения. Купола бывают каменные, железобетонные, стальные.

КУПОЛ -(итал. cupola, от лат. cupula — бочечка), пространственное покрытие зданий и сооружений. Перекрывает в основном круглые,

Слайд 20Крестовый свод — перекрытие, образованное пересечением под прямым углом двух

цилиндрических сводов равного радиуса.

Крестовый свод — перекрытие, образованное пересечением под прямым углом двух цилиндрических сводов равного радиуса.

Слайд 21БАРАБАН - опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть

здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.


БАРАБАН - опирающаяся на своды цилиндрическая или многогранная верхняя часть здания (обычно с окнами), служащая основанием купола.

Слайд 22ФАСАД - [фр. faзade < ит. facciata лицо].
Передняя

сторона здания, сооружения.

ФАСАД - [фр. faзade < ит. facciata лицо].  Передняя сторона здания, сооружения.

Слайд 23ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно

оформленный вход в здание.

ПОРТАЛ (нем. Portal, от лат. porta — вход, ворота), архитектурно оформленный вход в здание.

Слайд 24АРКА (от лат. arkus — дуга), криволинейное перекрытие проема в

стене или пространства между двумя опорами (столбами, колоннами, пилонами).

АРКА (от лат. arkus — дуга), криволинейное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами (столбами,

Слайд 25АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или

столбы.

АРКАДА (франц. arcade), ряд одинаковых арок, опирающихся на колонны или столбы.

Слайд 26Особого размаха строительство Константинополя достигло при правлении императоров Константина и

Юстиниана
Мозаика «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью»

Особого размаха строительство Константинополя достигло при правлении императоров Константина и ЮстинианаМозаика «Константин Великий и Юстиниан перед Богоматерью»

Слайд 27Шедевр купольной базилики Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. (Храм Премудрости

Божией).

Шедевр купольной базилики Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. (Храм Премудрости Божией).

Слайд 28Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров

Простота наружного облика контрастируют с богатством и великолепием внутренних интерьеров

Слайд 29Давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад.

Давление  купола  принимают  на себя  сложные системы  полукуполов  и колоннад.

Слайд 3040 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект —

чаша купола кажется парящей над храмом.

40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект — чаша купола кажется парящей над храмом.

Слайд 32Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и

фреска, иконопись
Мозаика - сложная техника складывания картины из разноцветных

кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками).
Фреска – роспись по сырой штукатурке
Икона - образ
Главные формы живописи - монументальная храмовая живопись - мозаика и фреска, иконопись Мозаика - сложная техника складывания

Слайд 33
Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего

к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества.

Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов
Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод

Слайд 34
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера

старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру

Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.
В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному

Слайд 35Богоматерь Мозаика «святой Софии»

Богоматерь Мозаика «святой Софии»

Слайд 36Старейшая из византийских икон «Владимирская Богоматерь»

Старейшая из византийских икон  «Владимирская Богоматерь»

Слайд 37Значение византийской культуры
Появление нового типа храма в архитектуре- крестово-купольного
Синтез мозаики

и фрески в изобразительном искустве
Зарождение иконографии
Преобладание духовного содержания над физическим

совершенством.

Значение византийской культурыПоявление нового типа храма в архитектуре- крестово-купольногоСинтез мозаики и фрески в изобразительном искуствеЗарождение иконографииПреобладание духовного

Слайд 38Заключение
Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453 г., поставили точку в

истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного

и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства.

ЗаключениеТурецкие войска, захватившие Константинополь в 1453 г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не

Слайд 39Словарь ( дополнение)
Фреска
Мозаика
Икона

Словарь ( дополнение)ФрескаМозаикаИкона

Слайд 40Архитектура Древней Руси

Архитектура Древней Руси

Слайд 41Константинополь
Влияние культуры Византии
Восточные славяне - Русь
Грузия, Армения
Балканы
Италия
Вернуться

КонстантинопольВлияние культуры ВизантииВосточные славяне - РусьГрузия, АрменияБалканыИталияВернуться

Слайд 42ЗАКОМАРА- в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной

стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

ЗАКОМАРА- в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного

Слайд 43КОКОШНИК –
в архитектуре русских церквей 16-17 вв.

полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение.

Часто кокошники располагаются ярусами.
КОКОШНИК –   в архитектуре русских церквей 16-17 вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное

Слайд 44Иконостас
ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis — место стояния),

перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая

алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 –нач.15 вв.

Иконостас ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в

Слайд 45Виды церквей
Базилики
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные

на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше

боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
Виды церквейБазиликиБазилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых

Слайд 46Крестово-купольные церкви
крестово-купольной церкви — квадратное в плане здание, в центральной

части которого находились четыре столба, поддерживающие купол. От центра расходились

четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм.
Крестово-купольные церквикрестово-купольной церкви — квадратное в плане здание, в центральной части которого находились четыре столба, поддерживающие купол.

Слайд 47Черты византийского зодчества

Черты византийского зодчества

Слайд 48В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом

в форме равностороннего или «греческого» креста (св. Апостолов) также в

Константинополе.
Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Пятикупольная система

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (св.

Слайд 493. Архитектура.
В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился

крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом

посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.
3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид

Слайд 504. Живопись.
Мозаика
В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены

храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных

камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту
укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.
В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.

Фреска

4. Живопись. МозаикаВ Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой —

Слайд 51Готический стиль в архитектуре

Готический стиль в архитектуре

Слайд 524. Живопись.
Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства,

как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На

верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

Мученики и мученицы

4. Живопись. Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле

Слайд 534. Живопись.
В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения

Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В

отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.

Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь.

4. Живопись.В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких

Слайд 545. Культурные связи Византии.
Особенно сильно повлияла византийская культура на

культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из

Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей.

Кирилл и Мефодий

Глаголица и кириллица


5. Культурные связи Византии. Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика