Разделы презентаций


Тема: Проблемы гносеологии в современной философии Лекция №1: Философия науки

Содержание

ЛитератураВ.С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов Философия науки и техники – М., 1995 - Раздел 3, гл 9-10.Т. Кун Структура научных революций – М., 1977.И. Лакатос История науки и ее

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема: Проблемы гносеологии в современной философии Лекция №1: Философия науки
Этапы развития

науки.
Проблема критериев научности
Модели развития науки

Тема: Проблемы гносеологии в современной философии Лекция №1: Философия наукиЭтапы развития науки.Проблема критериев научностиМодели развития науки

Слайд 2Литература
В.С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов Философия науки и

техники – М., 1995 - Раздел 3, гл 9-10.
Т. Кун

Структура научных революций – М., 1977.
И. Лакатос История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки – М., 1978.
ЛитератураВ.С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов Философия науки и техники – М., 1995 - Раздел 3,

Слайд 31. Возникновение науки
Наука как любая система знаний – III –II

тыс. до н. э. (Др. Индия, Китай, Вавилон, Египет);
Наука как

система ОБОСНОВАННЫХ знаний – 7-6 вв. до н. э. (Древняя Греция);
Наука как деятельность по производству новых знаний о мире, имеющих опытное обоснование и практическое применение, как социальный институт и ведущая производительная сила общества – 17 век. (Западная Европа)
1. Возникновение наукиНаука как любая система знаний – III –II тыс. до н. э. (Др. Индия, Китай,

Слайд 4Этапы развития науки
Классическая наука (17-19 вв.) – строится на идеале

объективного знания. Классическая механика.
Неклассическая наука (1 половина 20 в.) –

против объективизма. Релятивистская и квантовая теории.
Постнеклассичекая наука (2 половина 20 в – наст. время).
Этапы развития наукиКлассическая наука (17-19 вв.) – строится на идеале объективного знания. Классическая механика.Неклассическая наука (1 половина

Слайд 52. Проблема критериев научности
Неопозитивизм (нач. 20 в.): принцип верификации.
Критерии научной

теории:
Объективна
Логична, системна
«Экономична»
Эмпирически обоснована
«Прогрессивна»

2. Проблема критериев научностиНеопозитивизм (нач. 20 в.): принцип верификации.Критерии научной теории:ОбъективнаЛогична, системна«Экономична»Эмпирически обоснована«Прогрессивна»

Слайд 6Критерии научности (продолжение)

П. Фейерабенд – «методологический анархизм»: «в теории возможно

все»
К. Поппер: Принцип фальсификации: теория должна допускать возможность всего опровержения.

Критерии научности (продолжение)П. Фейерабенд – «методологический анархизм»: «в теории возможно все»К. Поппер: Принцип фальсификации: теория должна допускать

Слайд 7Современное решение проблемы:
Абсолютных критериев научности нет.

Наука отличается от не-науки стремлением

к объективности, системности, обоснованности.

Представления о критериях научности исторически конкретны

Современное решение проблемы:Абсолютных критериев научности нет.Наука отличается от не-науки стремлением к объективности, системности, обоснованности.Представления о критериях научности

Слайд 83. Модели развития науки
Кумулятивистская – развитие науки как простое накопление

знаний.
Не-кумулятивистская – развитие науки с необходимостью предполагает революционные скачки.
Авторы некумулятистских

моделей развития науки –Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин и др.
3. Модели развития наукиКумулятивистская – развитие науки как простое накопление знаний.Не-кумулятивистская – развитие науки с необходимостью предполагает

Слайд 9Т.Кун (1929-1996)
«Структура научных революций» (1962)
Два (основных) этапа в развитии науки:
«Нормальная

наука» (работа в русле господствующей парадигмы над решением «головоломок»);
Период научной

революции (нет господствующей парадигмы, противоборство конкурирующих теорий).
Т.Кун (1929-1996)«Структура научных революций» (1962)Два (основных) этапа в развитии науки:«Нормальная наука» (работа в русле господствующей парадигмы над

Слайд 10Парадигма (лат. – «образец»)
Фундаментальная научная теория, изложенная самим автором, задающая

образцы решения конкретных научных задач, идеалы, нормы и критерии научности,

формирующая определенное научное сообщество.
«Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и из решения»


Парадигма (лат. – «образец»)Фундаментальная научная теория, изложенная самим автором, задающая образцы решения конкретных научных задач, идеалы, нормы

Слайд 11Примеры парадигм
«Математичес-кие начала натуральной философии»
Классическая механика

Примеры парадигм«Математичес-кие начала натуральной философии»Классическая механика

Слайд 12Примеры парадигм
«К электродинамике движущихся тел»
Релятивистская физика

Примеры парадигм«К электродинамике движущихся тел»Релятивистская физика

Слайд 13Структура парадигмы (= «дисциплинарная матрица»)
Научное сообщество (свой предмет изучения)
Система правил

(предписаний) научной деятельности:
1. «символические обобщения»: законы и определения терминов;
2. «метафизические

элементы»;
3. ценностные установки;
4. образцы решения «головоломок».
Структура парадигмы (= «дисциплинарная матрица»)Научное сообщество (свой предмет изучения)Система правил (предписаний) научной деятельности:	1. «символические обобщения»: законы и

Слайд 14Научная революция
Причина – обнаружение «аномалии» (факта, противоречащего существующей парадигме) +

неспособность парадигмы ее объяснить.
Пример аномалии: отрицательный результат эксперимента Майкельсона-Морли по

обнаружению «эфирного ветра».
Период научной революции – несколько лет или десятилетий.
Суть научной революции: смена парадигмы
(новые методы, факты, основания науки) + цитата.
Научная революцияПричина – обнаружение «аномалии» (факта, противоречащего существующей парадигме) + неспособность парадигмы ее объяснить.Пример аномалии: отрицательный результат

Слайд 15Развитие науки как смена парадигм
Парадигма 1
Научная
революция
Парадигма 2
Научная
революция
Парадигма 3

Развитие науки как смена парадигмПарадигма 1НаучнаяреволюцияПарадигма 2Научная революцияПарадигма 3

Слайд 16И. Лакатос (1922-1974)
Против Куна: обнаружение «аномалии» не всегда приводит к

революции.
Научно-исследовательская программа:
Жесткое ядро («метафизические допущения», остается всегда неизменным)
«Защитный пояс» -

вспомогательные гипотезы.
Отрицательная и положительная эвристика (нормативные методологические правила, предписывающие или запрещающие).
И. Лакатос (1922-1974)Против Куна: обнаружение «аномалии» не всегда приводит к революции.Научно-исследовательская программа:Жесткое ядро («метафизические допущения», остается всегда

Слайд 17Причина научной революции по М. Лакатасу:
Стадии развития программ: прогрессивная (теоретические

исследования опережают эмпирические) и регрессивная (наоборот).
Причина революции- «вырождение» НИП, исчерпанность

ее эвристического потенциала: «разбухание» защитного пояса за счет гипотез Ad hoc, «регрессивный сдвиг проблем».
История науки: смена НИП.
Относительность понятия «научная революция»: на любом этапе развития науки есть альтернативные НИП.
Причина научной революции по  М. Лакатасу:Стадии развития программ: прогрессивная (теоретические исследования опережают эмпирические) и регрессивная (наоборот).Причина

Слайд 18НИП
Жесткое
ядро
Вспомогательный
Пояс (гипотезы ad hoc)
Эвристика
++++
Эвристика
- - - -

НИПЖесткое ядроВспомогательныйПояс (гипотезы ad hoc)Эвристика  ++++Эвристика- - - -

Слайд 19Дальнейшее развитие некумулятивистских моделей развития науки
С. Тулмин: научная революция как

смена типов рациональности (логико-методологических стандартов).
Выявление не только внутринаучных, но и

социокультурных факторов научных революций (возникновение социологии науки / М. Малкей и др./)
Наука как элемент культуры.
Дальнейшее развитие некумулятивистских моделей развития наукиС. Тулмин: научная революция как смена типов рациональности (логико-методологических стандартов).Выявление не только

Слайд 20Предпосылки и факторы научных революций
Интерналистское понимание механизмов научной деятельности: внутринаучные

факторы, имманетное развитие науки. Предпосылки научной революции – обнаружение нового

типа объектов, междисциплинарные «парадигмальные прививки» и т.д.;
Экстерналистское понимание науки: социокультурные, социоэкономические факторы развития науки
Концепция «кейс стадис»: история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.
Предпосылки и факторы научных революцийИнтерналистское понимание механизмов научной деятельности: внутринаучные факторы, имманетное развитие науки. Предпосылки научной революции

Слайд 21Традиции и новации
Кун: проблема несоизмеримости парадигм.
И. Лакатос: НИП имеют общие

основания.
Многообразие новаций: новые теории, объекты исследования, новые понятия и термины,

появление новых дисциплин, применение нового экспериментального оборудования и т. д.

Традиции и новацииКун: проблема несоизмеримости парадигм.И. Лакатос: НИП имеют общие основания.Многообразие новаций: новые теории, объекты исследования, новые

Слайд 22Типы новаций
Как результат развития исследовательских программ (новые методы);
Как результат развития

коллекторских программ (новые объекты исследования).
Относительность новаций и их взаимосвязь.

Типы новацийКак результат развития исследовательских программ (новые методы);Как результат развития коллекторских программ (новые объекты исследования).Относительность новаций и

Слайд 23«Механизмы» появления новаций
Новое знание как результат «случайных» открытий = побочный

результат традиций.
Новое как результат действия «пришельца» из другой традиции.
Новое как

результат взаимодействия разных наук, дисциплин.
И т. д….
«Механизмы» появления новацийНовое знание как результат «случайных» открытий = побочный результат традиций.Новое как результат действия «пришельца» из

Слайд 24Глобальные научные революции.

Революция как трансформация научной картины мира без

смены идеалов и норм исследования (возникновение теории электромагнитного поля)
Революция как

изменение картины мира + идеалов и норм (революция нач. 20 в: возникновение квантово-релятивистской физики)
Глобальная научная революция как перестройка ВСЕХ оснований науки: научной картины мира, идеалов и норм научного исследования, философских оснований.

Глобальные научные революции. 	Революция как трансформация научной картины мира без смены идеалов и норм исследования (возникновение теории

Слайд 25Глобальные научные революции в истории науки
Нач. 17 века: становление классического

естествознания.
Конец 18 – нач. 19 вв.: появление дисциплинарно организованной науки.
Кон.

19 – сер. 20 вв. : формирование неклассического естествознания.
70-е гг. 20 вв. – наст. Время: постнеклассическая наука.
Глобальные научные революции в истории наукиНач. 17 века: становление классического естествознания.Конец 18 – нач. 19 вв.: появление

Слайд 265. Типы рациональности.
Связь глобальных революций со сменой типов рациональности.
Критерии рациональности

(по В.С. Степину):
Характер идеалов и норм познания в данный период

времени, фиксирующий способ познавательного отношения субъекта к миру;
Тип системной организации осваиваемых объектов;
Способ философско-методологической рефлексии.
5. Типы рациональности.Связь глобальных революций со сменой типов рациональности.Критерии рациональности (по В.С. Степину):Характер идеалов и норм познания

Слайд 27Типы научной рациональности
Классический (додисциплинарная и дисциплинарная наука)
Неклассический (классическая наука)
Постнеклассический (постнеклассическая

наука)

Типы научной рациональностиКлассический (додисциплинарная и дисциплинарная наука)Неклассический (классическая наука)Постнеклассический (постнеклассическая наука)

Слайд 28Классический тип научной рациональности
Принцип объективности! Все, что не относится к

объекту познания, вынесено за пределы рефлексии.
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и

ценности

субъект

средство

объект

Классический тип научной рациональностиПринцип объективности! Все, что не относится к объекту познания, вынесено за пределы рефлексии.Внутринаучные цели

Слайд 29Неклассический тип научной рациональности
Осмыслена связь знаний с характером средств операциональной

деятельности
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и ценности
субъект
средство
объект

Неклассический тип научной рациональностиОсмыслена связь знаний с характером средств операциональной деятельностиВнутринаучные цели и ценностиСоциокультурныецели и ценностисубъектсредствообъект

Слайд 30Постнеклассический тип научной рациональности
Учтена соотнесенность получаемых знаний со средствами познавательной

деятельности и ценностно-целевыми структурами
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и ценности
субъект
средство
объект

Постнеклассический тип научной рациональностиУчтена соотнесенность получаемых знаний со средствами познавательной деятельности и ценностно-целевыми структурамиВнутринаучные цели и ценностиСоциокультурныецели

Слайд 31Следующая лекция: ИСТИНА.
Спасибо за внимание.

До свидания.

Следующая лекция: ИСТИНА.Спасибо за внимание.До свидания.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика