Слайд 1Тема: Проблемы гносеологии в современной философии
Лекция №1: Философия науки
Этапы развития
науки.
Проблема критериев научности
Модели развития науки
Слайд 2Литература
В.С. Степин, В.Г. Горохов, М. А. Розов Философия науки и
техники – М., 1995 - Раздел 3, гл 9-10.
Т. Кун
Структура научных революций – М., 1977.
И. Лакатос История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки – М., 1978.
Слайд 31. Возникновение науки
Наука как любая система знаний – III –II
тыс. до н. э. (Др. Индия, Китай, Вавилон, Египет);
Наука как
система ОБОСНОВАННЫХ знаний – 7-6 вв. до н. э. (Древняя Греция);
Наука как деятельность по производству новых знаний о мире, имеющих опытное обоснование и практическое применение, как социальный институт и ведущая производительная сила общества – 17 век. (Западная Европа)
Слайд 4Этапы развития науки
Классическая наука (17-19 вв.) – строится на идеале
объективного знания. Классическая механика.
Неклассическая наука (1 половина 20 в.) –
против объективизма. Релятивистская и квантовая теории.
Постнеклассичекая наука (2 половина 20 в – наст. время).
Слайд 52. Проблема критериев научности
Неопозитивизм (нач. 20 в.): принцип верификации.
Критерии научной
теории:
Объективна
Логична, системна
«Экономична»
Эмпирически обоснована
«Прогрессивна»
Слайд 6Критерии научности (продолжение)
П. Фейерабенд – «методологический анархизм»: «в теории возможно
все»
К. Поппер: Принцип фальсификации: теория должна допускать возможность всего опровержения.
Слайд 7Современное решение проблемы:
Абсолютных критериев научности нет.
Наука отличается от не-науки стремлением
к объективности, системности, обоснованности.
Представления о критериях научности исторически конкретны
Слайд 83. Модели развития науки
Кумулятивистская – развитие науки как простое накопление
знаний.
Не-кумулятивистская – развитие науки с необходимостью предполагает революционные скачки.
Авторы некумулятистских
моделей развития науки –Т. Кун, И. Лакатос, С. Тулмин и др.
Слайд 9Т.Кун (1929-1996)
«Структура научных революций» (1962)
Два (основных) этапа в развитии науки:
«Нормальная
наука» (работа в русле господствующей парадигмы над решением «головоломок»);
Период научной
революции (нет господствующей парадигмы, противоборство конкурирующих теорий).
Слайд 10Парадигма (лат. – «образец»)
Фундаментальная научная теория, изложенная самим автором, задающая
образцы решения конкретных научных задач, идеалы, нормы и критерии научности,
формирующая определенное научное сообщество.
«Признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и из решения»
Слайд 11Примеры парадигм
«Математичес-кие начала натуральной философии»
Классическая механика
Слайд 12Примеры парадигм
«К электродинамике движущихся тел»
Релятивистская физика
Слайд 13Структура парадигмы (= «дисциплинарная матрица»)
Научное сообщество (свой предмет изучения)
Система правил
(предписаний) научной деятельности:
1. «символические обобщения»: законы и определения терминов;
2. «метафизические
элементы»;
3. ценностные установки;
4. образцы решения «головоломок».
Слайд 14Научная революция
Причина – обнаружение «аномалии» (факта, противоречащего существующей парадигме) +
неспособность парадигмы ее объяснить.
Пример аномалии: отрицательный результат эксперимента Майкельсона-Морли по
обнаружению «эфирного ветра».
Период научной революции – несколько лет или десятилетий.
Суть научной революции: смена парадигмы
(новые методы, факты, основания науки) + цитата.
Слайд 15Развитие науки как смена парадигм
Парадигма 1
Научная
революция
Парадигма 2
Научная
революция
Парадигма 3
Слайд 16И. Лакатос (1922-1974)
Против Куна: обнаружение «аномалии» не всегда приводит к
революции.
Научно-исследовательская программа:
Жесткое ядро («метафизические допущения», остается всегда неизменным)
«Защитный пояс» -
вспомогательные гипотезы.
Отрицательная и положительная эвристика (нормативные методологические правила, предписывающие или запрещающие).
Слайд 17Причина научной революции по
М. Лакатасу:
Стадии развития программ: прогрессивная (теоретические
исследования опережают эмпирические) и регрессивная (наоборот).
Причина революции- «вырождение» НИП, исчерпанность
ее эвристического потенциала: «разбухание» защитного пояса за счет гипотез Ad hoc, «регрессивный сдвиг проблем».
История науки: смена НИП.
Относительность понятия «научная революция»: на любом этапе развития науки есть альтернативные НИП.
Слайд 18НИП
Жесткое
ядро
Вспомогательный
Пояс (гипотезы ad hoc)
Эвристика
++++
Эвристика
- - - -
Слайд 19Дальнейшее развитие некумулятивистских моделей развития науки
С. Тулмин: научная революция как
смена типов рациональности (логико-методологических стандартов).
Выявление не только внутринаучных, но и
социокультурных факторов научных революций (возникновение социологии науки / М. Малкей и др./)
Наука как элемент культуры.
Слайд 20Предпосылки и факторы научных революций
Интерналистское понимание механизмов научной деятельности: внутринаучные
факторы, имманетное развитие науки. Предпосылки научной революции – обнаружение нового
типа объектов, междисциплинарные «парадигмальные прививки» и т.д.;
Экстерналистское понимание науки: социокультурные, социоэкономические факторы развития науки
Концепция «кейс стадис»: история науки как совокупность индивидуальных, частных ситуаций.
Слайд 21Традиции и новации
Кун: проблема несоизмеримости парадигм.
И. Лакатос: НИП имеют общие
основания.
Многообразие новаций: новые теории, объекты исследования, новые понятия и термины,
появление новых дисциплин, применение нового экспериментального оборудования и т. д.
Слайд 22Типы новаций
Как результат развития исследовательских программ (новые методы);
Как результат развития
коллекторских программ (новые объекты исследования).
Относительность новаций и их взаимосвязь.
Слайд 23«Механизмы» появления новаций
Новое знание как результат «случайных» открытий = побочный
результат традиций.
Новое как результат действия «пришельца» из другой традиции.
Новое как
результат взаимодействия разных наук, дисциплин.
И т. д….
Слайд 24Глобальные научные революции.
Революция как трансформация научной картины мира без
смены идеалов и норм исследования (возникновение теории электромагнитного поля)
Революция как
изменение картины мира + идеалов и норм (революция нач. 20 в: возникновение квантово-релятивистской физики)
Глобальная научная революция как перестройка ВСЕХ оснований науки: научной картины мира, идеалов и норм научного исследования, философских оснований.
Слайд 25Глобальные научные революции в истории науки
Нач. 17 века: становление классического
естествознания.
Конец 18 – нач. 19 вв.: появление дисциплинарно организованной науки.
Кон.
19 – сер. 20 вв. : формирование неклассического естествознания.
70-е гг. 20 вв. – наст. Время: постнеклассическая наука.
Слайд 265. Типы рациональности.
Связь глобальных революций со сменой типов рациональности.
Критерии рациональности
(по В.С. Степину):
Характер идеалов и норм познания в данный период
времени, фиксирующий способ познавательного отношения субъекта к миру;
Тип системной организации осваиваемых объектов;
Способ философско-методологической рефлексии.
Слайд 27Типы научной рациональности
Классический (додисциплинарная и дисциплинарная наука)
Неклассический (классическая наука)
Постнеклассический (постнеклассическая
наука)
Слайд 28Классический тип научной рациональности
Принцип объективности! Все, что не относится к
объекту познания, вынесено за пределы рефлексии.
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и
ценности
субъект
средство
объект
Слайд 29Неклассический тип научной рациональности
Осмыслена связь знаний с характером средств операциональной
деятельности
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и ценности
субъект
средство
объект
Слайд 30Постнеклассический тип научной рациональности
Учтена соотнесенность получаемых знаний со средствами познавательной
деятельности и ценностно-целевыми структурами
Внутринаучные
цели и ценности
Социокультурные
цели и ценности
субъект
средство
объект
Слайд 31Следующая лекция: ИСТИНА.
Спасибо за внимание.
До свидания.