Слайд 1Глава IX
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
В СРЕДНИЕ ВЕКА
Слайд 3Образование и философия
Представления средневекового человека о мире.
Средневековые университеты.
Схоластика.
Пьер Абеляр и Бернар Клервоский.
Великий схоласт XIII века Фома
Аквинский.
«Удивительный доктор» Роджер Бэкон.
Слайд 4Учебные задачи
Раскрывать причины развития образования в средневековой Европе
Рассказывать,
что и как изучали в средневековых школах и университетах, используя
понятия и термины университет, магистр, диспуты, схоластика.
Называть знаменитых учёных Средневековья и объяснять, чем они прославились.
Слайд 5Представления средневекового человека о мире
Какая связь между натуральным хозяйством и
ограниченным кругозором средневековых людей?
Как вы думаете, представители какого слоя
населения средневековой Европы часто выезжали за пределы своего города?
Какое значительное событие в истории Средневековья расширило представление людей Западной Европы об окружающем их мире?
Слайд 6Представления средневекового человека о мире
Марко Поло – итальянский путешественник. Совершил
путешествие в Китай и Центральную Азию.
Написанная с его слов книга
– один из первых источников о странах Востока.
Слайд 7Представления средневекового человека о мире
Как отнеслись к тому, что рассказывал
Марко Поло, вернувшись из странствий, горожане Венеции?
Слайд 8Средневековые университеты
Средневековое общество было корпоративным.
Корпорация – обособленная группа людей, которые
занимаются тем или иным общим делом, живут соответствующим образом, подчиняются
особым правилам и распорядку.
Университеты – корпорации людей интеллектуального труда – профессоров (преподавателей) и студентов (усердно занимающихся).
Факультеты – объединение преподавателей по предметам, возглавляемые деканом (Богословский, юридический и медицинский).
Ректор – глава университета.
Занятия проводились в форме лекций (чтение) и диспутов (словесными поединками).
Слайд 9Средневековые университеты
В XV в. в Европе было более 60 университетов.
Преподаванием
права славился университет в Болонье (Италия), медицины – университет в
Салерно (Италия), богословия – университет в Париже.
Приобрели также европейскую известность университеты в Оксфорде (Англия), Праге (Чехия), Кракове (Польша).
Слайд 10Схоластика
Новое религиозно-философское учение, суть которого сводится к познанию мира и
Бога через логические рассуждения.
Слайд 11Пьер Абеляр
(1079 – 1142 гг.)
Средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант.
Считал,
что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума.
«Нужно понимать, чтобы верить». Абеляр поставил разум выше слепой веры.
Его сочинения были осуждены, а самого Абеляра вынудили уйти в монастырь.
Слайд 12Бернар Клервоский
(1090 – 1153 гг.)
Французский средневековый
богослов, мистик, обществен-ный деятель, цистерцианский
монах, аббат монастыря Клерво.
Отвергал необходимость
разумного подхода к вере. В своих рассуждениях делал опору на
сверхъестественные силы. «Нужно верить, а не рас-суждать».
Слайд 13Великий схоласт XIII века
Фома Аквинский (1225- 1274 гг.)
Итальянский
философ и
теолог, канонизирован католической церковью как святой.
Основной труд – «Сумма
богословия», в котором он создал картину христианской вселенной, где у всего сущего есть своё место и роль, предназначенные ему Богом.
Слайд 14«Удивительный доктор»
Роджер Бэкон (1214 – 1294 гг.)
Английский философ и естествоиспытатель, монах-франциска-нец (с
1257); профессор бого-словия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой;
в
оптике разработал новые теории
об увеличительных тёклах, прелом-
лении лучей, перспективе, величи- не видимых предметов и другие.
Основная работа – «Большой труд» – содержит догадки, опережаю-
щие его время, где он доказывает необходимость применения наб-людений и опыта как методов по-знания.
Слайд 15Домашнее задание
§ 26. Вопрос 6. на стр. 223.
Слайд 16§ 27 – 28
Средневековая литература и искусство
Слайд 17Средневековая литература и искусство
Литература раннего Средневековья.
Рыцарская и городская литература.
«Божественная комедия»
Данте Алигьери.
Архитектура.
Скульптура и живопись.
Слайд 18Учебные задачи
Раскрывать влияние христианской религии на искусство Средневековья.
Сравнивать романские
и готические соборы, используя иллюстрации учебника.
Представлять описание памятников средневековой
культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности.
Объяснять значение понятий и терминов романский стиль, готика, трубадур, витраж.
Представлять описание выдающихся памятников
средневековой архитектуры, используя текст и иллюстрации учебника, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения.
Характеризовать особенности художественной культуры Средневековья по сравнению с культурой предшествующего периода.
Слайд 19Средневековая литература и искусство
Развитие средневекового образования, появление университетов, научные открытия
и изобретения, особенно изобретение книгопечатания, совпало с расцветом средневековой литературы
и искусства.
Слайд 20Литература раннего Средневековья
В эпоху раннего Средневековья религия играла важнейшую роль
в жизни человека. Поэтому наиболее популярными в это время были
Евангелие и жития святых.
Жития – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Слайд 21Литература раннего Средневековья
С VI – VIII вв. в Западной Европе
распространяются хроники – рукописные книги, в которых повествование ведётся по
годам. Чаще всего хронисты рассказывали об истории народов и о событиях, современниками которых они были.
Однако следует знать, что хронисты не всегда записывали только достоверную информацию. Зачастую в их произведениях отводится место для легенд и выдумок.
Слайд 22Литература раннего Средневековья
Эпические песни – сказания о великих героях прошлого.
Из эпических песен постепенно возникли эпические поэмы (эпосы).
Слайд 23Литература раннего Средневековья
«Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма,
написанная неизвестным автором в конце XII – начале XIII века
и состоящая из 39 частей (песен).
Содержит предания, восходящие ко времени Великого переселения народов и создания германских королевств на территории Западной Римской империи.
Слайд 24Литература раннего Средневековья
«Беовульф».
Основной сюжет англосаксонского эпоса «Беовульф» погружает нас
в атмосферу древней Скандинавии, где главный герой, по имени которого
произведение получило своё название, побеждает ужасных чудовищ Гренделя и его мать, а также дракона, которые уничтожали население и опустошали страну, держа ее в постоянном страхе.
Слайд 25Рыцарская и городская литература
В 12-13 вв. наряду с безымянными жонглерами
творили поэты-певцы, имена которых были известны при дворах королей и
знатных сеньоров Европы: например, поэты-рыцари Бертран де Борн. Вальтер фон дер Фогельвейде; поэтессой была и Алиенора, жена английского короля Генриха II.
Они прославляли в стихах военные подвиги рыцарей, оплакивали смерть близких, воспевали любовь. Во Франции этих поэтов называли трубадуры, в Германии - миннезингеры.
Слайд 26Рыцарская и городская литература
В основу многих произведений рыцарского эпоса были
положены реальные события.
К примеру, в «Песне о Роланде» речь
ведётся о походе Карла Великого в Испанию.
В «Песне о Сиде» рассказывается о Реконкисте – борьбе испанцев за освобождение своей страны от арабов.
Слайд 27Рыцарская и городская литература
С возникновением городов их обитатели создают свою
литературу: небольшие поэмы, фарсы (пьесы), где высмеиваются грубые рыцари, жадные
монахи, даже короли и наследные принцы.
Над всеми ними одерживают верх находчивые горожане.
К произведениям городской литературы относится стихотворный "Роман о Лисе", в котором под видом кровожадного Волка выведен рыцарь, а под видом Лиса - изворотливый и умный горожанин.
Слайд 28Рыцарская и городская литература
Именно с городской литературой связаны стихи вагантов
(в переводе с латинского - бродяг).
Они обычно были студентами,
которые путешествовали по Европе в поисках новых учителей.
Произведения вагантов носят явно сатирический уклон, они высмеивают обман, лицемерие, жадность, особенно в среде священников.
Одним из наиболее известных вагантов был француз Франсуа Вийон.
Слайд 29«Божественная комедия»
Данте Алигьери (1265-1321 гг.).
Слайд 30«Божественная комедия»
Данте Алигьери (1265-1321 гг.).
Он создал поэму, названную им
"Комедия" (позднее восхищенные читатели назвали ее "Божественная комедия").
В ней
описано воображаемое путешествие Данте в загробный мир: ад, чистилище (где находятся души тех, кто ждет решения Господа о свое судьбе) и рай.
В ад Данте помещает жестоких правителей, скупцов-стяжателей, своих личных врагов. Самое страшное наказание в описании ада, сделанного Данте, уготовано предателям (убийце Цезаря Бруту, предавшему Христа Иуде и др.): их грызет Дьявол.
Слайд 31Архитектура
Романский стиль IX – XII вв.
Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный
стиль, господствовавший в Западной Европе в X-XII веках, один из
важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Слайд 32Архитектура
Романский стиль IX – XII вв.
укреплённое жилище, замок, церкви-крепости;
толстые массивные
стены, тяжёлый полукруглый свод;
суровые приземистые здания;
окна узкие, как бойницы;
везде рисунок
полукруглых арок: на стенах, в проёмах окон, при входе в собор;
на стенах – фрески.
Слайд 36«собор Сен - Лазар в Отене (Франция)»
Слайд 37«Интерьер романской церкви Сен-Сернен в Тулузе»
Слайд 38Архитектура
готический стиль XII – XVI вв.
Название возникло в эпоху Возрождения,
оно происходит от имени германского племени - готов и носило
уничижительный характер: готический т. е. варварский, непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми.
Мы продолжаем пользоваться этим названием, хотя оно неудачно: постройки создавались не готами, а французами, немцами, англичанами и другими народами Европы в 12-15 вв.
Готические постройки по справедливости считаются замечательными произведениями средневекового искусства.
Слайд 39Архитектура
готический стиль XII – XVI вв.
высокие светлые здания, лёгкие, устремлённые
в высь;
свод здания – на опорных столбах, пространство между ними
– лёгкие стены;
ажурные башни и башенки, суживающиеся кверху шпили;
огромные окна с витражами «роза»;
обилие скульптурных украшений;
Слайд 44Прочитайте текст «Потомки о готических зданиях» на стр. 232 и
ответьте на вопросы.
Слайд 47Архитектура
Романские и готические соборы украшались скульптурами, изображающими Иисуса, Богоматерь и
святых. В некоторых соборах ставили статуи королей и знатных сеньоров,
внесших пожертвования на строительство
собора (например, статуи графа Эккехарда и его жены Уты в Наумбурге).
Слайд 48Архитектура
Почему романские и готические храмы называют «Библией в камне»?
Слайд 51живопись
Прочитайте п. 3 на стр. 234 и ответьте на вопросы:
Что
такое витражи?
Какой эффект даёт использование витражей в готическом храме?
Что
нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?
Слайд 52Домашнее задание
§ 27 – 28
*Напишите сочинение от имени человека,
который впервые попал в готический собор.