Слайд 1КУЛЬТУРА
Древнего Египта
Учитель: Хусаинова М.В.
МОУ – СОШ №5 г. Чапаевск Самарская
область
Предмет: История и МХК
Слайд 3В 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит
от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность,
монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство.
Слайд 4Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и
привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для
общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.
Слайд 5Нория - древнейшее и остроумнейшее ирригационное сооружение, водоподъемное колесо, которое
приводится в движение течением.
Слайд 6Развитие древнеегипетской культуры обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных
рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой
замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.
Слайд 7Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права
наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал
налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены в некоторых гробницах. Из дерева также были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам.
Слайд 8Мебель Древнего Египта:
а — ларец; б — табурет; в —
складной табурет; г — трон с опорами в виде львов;
д — кресло с подлокотниками; е — кресло-трон фараона Тутанхамона; ж — стол; з, и — кровати с опорами в виде звериных лап
Слайд 10В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства. С помощью
гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс,
глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости.
Слайд 11По суше грузы транспортировались главным образом рабами-носильщиками или вьючными животными
(ослами), по воде — на лодках, судах, баржах, плотах. Колесные
грузовые повозки из-за плохих дорог использовались редко. Знать передвигалась на носилках, которые несли слуги, и колесницах (с эпохи Нового царства).
Слайд 12Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от
достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в
городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали.
В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями.
Сад при доме вельможи
Слайд 13Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой
или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.
Фараон
Слайд 14Одежда из папируса
Основными признаками одежды культуры Древнего Египта являются ее
неизменность, постоянство и однообразие, а также геометрическая стилизация
Слайд 15Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания,
отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о
фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина — члена общины.
Слайд 17В то же время пирамида символизирует лестницу к солнцу, да
и само солнце: треугольниками в древности обозначали солнечные лучи (вершинами
примыкающими к кругу). Пирамиды были завершающим звеном погребального обряда, который начинался на пристани, куда выносили тело фараона, привезенное по Нилу. Дальнейший путь умершего фараона повторял путь солнца по небосводу - с востока на запад. Обряды очищения и мумификацию фараона совершали в нижнем храме: это ворота в начале его пути. Далее вела "дорога восхождения к заупокойному храму", где проходила церемония обожествления фараона. После этого гроб с мумией помещали в саркофаг. В Среднем царстве символика пути фараона очевидно изменилась: теперь это путь в царство Осириса — царство мертвых, в котором солнце движется в обратном направлении. Стороны пирамиды теряют строгую ориентацию по сторонам света, система внутренних коридоров усложнялась (имитация сложностей пути). Ментухотеп I, вновь объединивший Египет в Среднем царстве, вообще устроил гробницу в скале, хотя и напоминавшей пирамиду. В скалах строили свои гробницы и фараоны Нового царства.
Слайд 19Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически -
централизованной властью, но и поддерживалась мощными идеологическими средствами. Именно формирование
общей религиозной структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания.
Слайд 20Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол,
Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис -
шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.
Слайд 22Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его
смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в
честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.
Осирис
Сет
Слайд 23Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца,
став олицетворением власти фараона. Считалось, что его магическая сила -
источник плодородия земли: во время совершения культовых обрядов фараон бросал в Нил свиток с указом перед разливом реки; торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, приносил жертвы богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый — с Гором.
Гор
Осирис
Слайд 24Благодаря развитию письменности в храмах создавались религиозные, научные и литературные
труды. В них идеологические мотивы представлены достаточно выпукло. Центральное место
в древнеегипетской религии занимала богиня Маат, отождествлявшаяся с истиной и порядком (законом). Владыки, визири рассматривались как жрецы истины, создатели, учредители и блюстители законов. Моральные и правовые нормы фиксировались в развивающейся древнеегипетской литературе, прежде всего официального характера. Так, принципы Маат утверждаются в "Текстах пирамид", в одном из древнейших поучений "Премудрость Птаххотепа". "Мемфисский богословский трактат" освящает существующие социальные отношения как созданные Птахом. Бессмертие и могущество фараона восхваляется в заупокойных "Текстах пирамид".
Маат
Слайд 25 Преображение общественного сознания в период междуцарствия отразилось в расцвете
светской литературы Среднего царства, научных знаний; в скульптуре и даже
в официозных изображениях царя заметно возросло внимание к индивидуальным, чисто человеческим чертам.
Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык; становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика.
Слайд 27Существование оппозиционной светской идеологии вызвало раздвоение общественного сознания и отразилось
на характере заупокойных храмов и гробниц царей. Поскольку их святость
уже ставилась под сомнение, а сокровищам угрожало разграбление, храмы располагались у подножия гор, а гробницы - в тайниках скалистых ущелий. Например, заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трех окруженных колоннами террас, ступенями врастает в толщу скал, являясь как бы естественным их продолжением. Целиком вырублен в скалах храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад — гигантский пилон, перед которым высятся двадцатиметровые статуи сидящих фараонов.
Рамсес II
Роспись из гробницы Рамсеса II
Слайд 28В истории древнего Египта было много мужчин фараонов, но лишь
одна женщина — Хатшепсут. С помощью хитрости, ей удалось не
только взойти на престол и получать все подобающие почести, но и править страной на протяжении многих лет, выдавая себя за мужчину. В период своего правления царица в основном занималась внутренними делами Египта, нежели военными походами. Храм Хатшепсут был богато и разнообразно разукрашен скульптурами и рельефами, отделан драгоценными материалами, обширные дворы-террасы оживлялись искусственными прудами и деревьями, и был построен рядом с храмом Ментухотепа, родоначальника фиванских царей.
Слайд 29Монументальные шествия рельефов становятся динамичными, разрушаются каноны, усложняется композиция и
движения фигур, очертания становятся мягкими и округлыми, колорит росписей обогащается
сиреневыми и розовыми тонами (роспись гробницы Нахта). Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными и объемными. Чрезвычайно нарядны предметы декоративного и ювелирного искусства, статуэтки мелкой пластики.
Роспись гробницы Нахта
Слайд 31Столица из Фив была перенесена в Ахетатон (современная Амарна). Храмы
там лишены колонных залов, жертвенники помещаются в огромных открытых дворах,
обряды совершались под открытым небом.
Светский характер культуры этого периода обусловил и реалистическую направленность искусства (в это же время стал преобладать натуралистический стиль в керамике Крита). Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности.
Рельеф с Эхнатоном
Слайд 32Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми классическими образцами женской красоты.
Скульптура Нефертити в берлинском музее
Слайд 33Сближение идеологического и обыденного сознания, развитие новоегипетского языка содействовало появлению
множества рукописей светской направленности: распространению "песен услаждения сердца", героем которых
мог быть даже фараон (Мехи); произведений, высмеивающих богов, как, например, "Спор Хора с Сетом" или "Взятие кошачьей крепости" — пародии на героический эпос.
Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.
Слайд 34Пирамиды Гизы
Гиза — величайший некрополь, несколько сотен пирамид примостились
в этой части золотой пустыни. Остатки древней цивилизации, гробницы людей,
что были сравнимы с богами и над загадкой которых до сих пор бьются ученые. Охраняет это достояние каменный сфинкс — лев с лицом человека. как гласит одна арабская пословица — «Мир боится времени, а время боится пирамид».
Слайд 36Пирамида Джоссера, зодчий Имхотеп.
Слайд 37Луксорский и Карнакский храмы
Васет, что в переводе означает скипетр
— так египтяне называли свой древний грандиозный город, который позже
множество раз менял свое название, пока арабы не захватили власть и не переименовали его в Луксор, что обозначает место множества дворцов. Самыми популярными луксорскими достопримечательностями являются храмы — луксорский и корнакский. Во времена богоподобных фараонов главная процессия следовала из одного храма в другой, а затем назад. Луксорский храм был построен фараоном 18-й династии Аменофисом III. Карнакский храм считается самым большим местом поклонения богам, когда-либо созданным человеком.
Слайд 38Вторым по величине храмом Египта, после Карнакского является храм Эдфу.
Его несомненное достоинство в том, что по сравнению с другими
египетскими храмами он считается наиболее сохранившимся, не смотря на то, что найден он был в состоянии весьма плачевном. Была проделана большая работа по его расчистке и восстановлению. Храм в Эдфу по архитектуре практически не отличается от своих монументальных египетских сородичей. Он был воздвигнут сыну богини Исиды и Осириса богу Хору. Он начинается втором по размеру во всем Египте массивным входным пилоном, в открытом дворе, окруженном колоннами, стоит изваяние гигантского Хора-сокола из черного гранита. Оба зала — большой и малый, а также святилище, в которое некогда входить могли лишь посвященные — жрецы и сами фараоны, сейчас являют собой одну из достопримечательностей загадочного Египта.
Слайд 39Когда-то в египетской пустыне возвышался огромный погребальный комплекс фараона Аменофиса
III, по прошествии столетий от храма не осталось ничего, кроме
двух исполинских изваяний высотой по 20м, что раньше охраняли покой фараона, а нынче поля сахарного тростника, посреди которого они находятся. Неподалеку расположены и другие знаменитые царские заупокойные храмы — Рамессеум, посвященный памяти Рамсеса II Великого, комплекс Рамсеса III в Мединет Абу, храм Сети I в Курне и, конечно же, террасный храм царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Слайд 40Колоссы Мемнона
В 280 км от Асуана, почти на самой
границе расположен маленький городок Абу-Симбел. Храмы Абу-Симбела являются неотъемлемой частью
древней египетской культуры и архитектуры. В ознаменование своей победы над хеттами Рамзес приказал воздвигнуть себе храм в Абу-Симбеле, и в скале были вырублены — большой для фараона и малый храм для его жены Нефертари. В фасадных статуях были вырублены сам фараон и 3, покровительствующих ему и его армии бога — Амон, Ра и Птах, причем богам фараон велел придать собственный облик. И ныне вход в храм украшают четыре 20-метровые изваяния сидящего на троне фараона, у ног которого примостилась многочисленная семья.
Слайд 41Имена фараонов
Как известно, титулатура царя состояла из пяти имен. Здесь
приводится последнее, личное имя фараона.
Аменемхет — «Амон во главе»
Аменхотеп — «Амон доволен»
Менкаура (греч. Микерин) — «нерушимо «ка» Ра»
Ментухотеп — «Монту доволен»
Рамсес — «рожденный Ра»
Сенусерт — «человек [богини] Усерет»
Тутмос — «Тот родил его»
Хафра (греч. Хефрен) — «Ра, когда он встает»
Яхмос — «Ях родил его»
Обычные имена
Аменемиби — «Амон в сердце моем»
Аменеминт — «Амон в Долине»
Аменемуиа — «Амон, путешествующий в ладье»
Бакенхонсу — «раб [бога] Хонсу»
Джед-Амен-иуф-анх — «сказал Амон: он будет жить »
Джед Пта-Хор-иуф-анх — «сказали [боги] Пта и Хор: он будет жить»
Ментуии — «Монту пришел» Мери-Пта — «Любимый богом Пта»
Саамон — «сын Амона»
Сара — «сын Ра»
Саисе — «сын Исиды» Хатхориити — «Хатхор пришла»
Хетепни-Пта — «Да будет милостив ко мне Пта»
Чаи-Исе Иму — «да схватит Исида их!»